Целью производственной практики является: освоение студентами вида профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в области физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей.
Задачи практики:
- сформировать диагностические, проектировочные, организационные и коммуникативные умения;
- накапливать представления о характере и содержании деятельности и функциональных обязанностях педагога дополнительного образования, педагога организатора и др.;
- овладеть методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- развивать потребности в педагогическом самообразовании и постоянном совершенствовании;
- сформировать основы профессиональной психолого-педагогической культуры;
-сформировать умения осуществлять рефлексию;
- формировать личностные качеств будущего педагога.
В ходе освоения программы практики студенты приобретают практический опыт:
- создания психолого-педагогических условий развития мотивации и способностей, условий предупреждения и коррекции социальной дезадаптации;
- выявления индивидуальных и типологических особенностей обучающихся;
- общения и группового поведения;
- ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс;
В ходе освоения программы практики студенты должны уметь:
- выявлять, анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности;
- диагностировать уровень развития познавательных способностей обучающихся с помощью специальных методик и на основе поведенческих показателей;
- подмечать и анализировать возникающие в коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства;
- использовать методы наблюдения, психодиагностики, беседы, изучать школьную документацию;
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержания общения детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль;
- проводить педагогическое наблюдение за занимающимися;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими)
В ходе освоения программы практики студенты выполняют виды работ:
- знакомятся с учебно-материальной базой образовательного учреждения и документацией;
- изучают психолого-педагогические особенности развития обучающихся различного возраста, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность с учетом полученных результатов;
- общаются с детьми в повседневной жизни, в разных видах деятельности;
- планируют, самостоятельно организуют и проводят общение с детьми;
- диагностируют и анализируют коммуникативные умения детей;
- изучают общение и отношение школьников со взрослыми и сверстниками;
- планируют и самостоятельно организуют общение с детьми, имеющими разные формы конфликтного отношения со сверстниками (агрессивные, застенчивые, тревожные др.);
- оформляют документацию.
В процессе практики у студентов формируются общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс
Тематический план и содержание производственной практики ПП 01.03.
(2 курс, 4 семестр)
День практики | Тема и содержание работы | Коды компетенций | Количество часов |
1 день | Инструктивное занятие по организации и ведению практики. Знакомство с образовательным учреждением, с организацией процесса внеурочной деятельности в образовательном учреждении, с работой педагогов дополнительного образования школыУчастие в работе установочной конференции и встреча со специалистами учреждений; знакомство с задачами и программой практики; изучение и усвоение правил техники безопасности; изучение, работа и усвоение прав и обязанностей студентов во время прохождения практики | ОК.1,4,6,11 ПК 1.5, 1.6 | 4 час. |
2 день | Изучение и анализ деятельности педагогов дополнительного образования Знакомство с коллективом обучающихся класса, с документацией педагога дополнительного образования; знакомство с особенностями работы педагога с детьми разных категорий; беседа о составе группы, взаимоотношениях в коллективе, об отношении учащихся к учебе и внеучебных интересах; наблюдение и анализ за деятельностью обучающихся в процессе внеурочной деятельности. | ОК.1,4,6,11 ПК 1.5, 1.6 | 4 часа |
3 день | Изучение и анализ деятельности педагогов дополнительного образования Знакомство с коллективом обучающихся класса, с документацией педагога дополнительного образования; знакомство с особенностями работы педагога с детьми разных категорий; беседа о составе группы, взаимоотношениях в коллективе, об отношении учащихся к учебе и внеучебных интересах; наблюдение и анализ за деятельностью обучающихся в процессе внеурочной деятельности. | ОК 1,2,4,6,11 ПК 1.5, 1.6 | 4 час. |
4 день | Изучение и анализ деятельности педагогов дополнительного образования. Осуществление психолого-педагогического наблюдения в процессе внеурочной деятельности. Знакомство с коллективом обучающихся класса, с документацией педагога дополнительного образования; знакомство с особенностями работы педагога с детьми разных категорий; беседа о составе группы, взаимоотношениях в коллективе, об отношении учащихся к учебе и внеучебных интересах; наблюдение и анализ за деятельностью обучающихся в процессе внеурочной деятельности. | ОК 1,2,4,6,11 ПК 1.5, 1.6 | 8 час. |
5 день | Изучение и анализ деятельности педагогов дополнительного образования Знакомство с коллективом обучающихся класса, с документацией педагога дополнительного образования; знакомство с особенностями работы педагога с детьми разных категорий; беседа о составе группы, взаимоотношениях в коллективе, об отношении учащихся к учебе и внеучебных интересах; наблюдение и анализ за деятельностью обучающихся в процессе внеурочной деятельности. | ОК 1,2,4,5,6,7,11 | 4 час. |
6 день, 7 день | Наблюдение внеурочных занятий с целью анализа воспитательного взаимодействия педагога и детского коллектива. Самостоятельное проведение, анализ, самоанализ пробных внеурочных занятий по разным направлениям деятельности Конспектирование и анализ процесса и результатов проведения внеурочных занятий; оформление дневника по практике. Подготовка и реализация планов-конспектов внеурочных занятий. Определение форм, методов и учебных заданий внеурочной деятельности Подбор и изготовление наглядного материала к пробным внеурочным занятиям, подготовка презентаций. | ОК 1,2,4,5,6, 7,10,11 ПК 1.1-1.6 | 4 часа 4 часа |
8 день, 9 день | Наблюдение внеурочных занятий с целью анализа воспитательного взаимодействия педагога и детского коллектива Осуществление психолого-педагогического наблюдения в процессе внеурочной деятельности. Конспектирование и анализ процесса и результатов проведения внеурочных занятий; оформление дневника по практике | ОК 1,2,4,5,6, 7,10,11 ПК 1.1-1.6 | 4 часа 4 часа |
10 день | Самостоятельное проведение, анализ, самоанализ пробных внеурочных занятий по разным направлениям деятельностиПодготовка и реализация планов-конспектов внеурочных занятий. Определение форм, методов и учебных заданий внеурочной деятельности Подбор и изготовление наглядного материала к пробным внеурочным занятиям, подготовка презентаций. | ОК 1,2,4,5,6, 7,10,11 ПК 1.1-1.6 | 8 часа |
11 день | Самостоятельное проведение, анализ, самоанализ пробных внеурочных занятий по разным направлениям деятельностиПодготовка и реализация планов-конспектов внеурочных занятий. Определение форм, методов и учебных заданий внеурочной деятельности Подбор и изготовление наглядного материала к пробным внеурочным занятиям, подготовка презентаций. | ОК 1,2,4,5,6, 7,10,11 ПК 1.1-1.6 | 4 часа |
12 день | Оказание помощи педагогу дополнительного образования в повседневной работе.Реализация повседневной деятельности педагога, направленной на создание условий для развития и воспитания обучающихся. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике. | ОК 1,2,4,5,6, 7,10,11 ПК 1.1-1.6 | 4 часа |
13 день | Оказание помощи педагогу дополнительного образования в повседневной работе. Осуществление психолого-педагогического наблюдения в процессе внеурочной деятельности. Реализация повседневной деятельности педагога, направленной на создание условий для развития и воспитания обучающихся. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике. | ОК 1,2,4,5,6, 7,10,11 ПК 1.1-1.6 | 8 час |
14 день | Участие в итоговой конференции. Наблюдение, изучение и анализ особенностей отношения школьников к внеурочной деятельности. Оформление протокола наблюдения. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике. Рефлексивный анализ собственной деятельности на практике; представление отчёта работы групп по производственной практике в творческой форме. Дифференцированный зачет. | ОК 1,2,4,5,6, 7,10,11 ПК 1.1-1.6 | 8час. |
Итого | 72 часа |