Актуальность проблемы развития речи и ознакомления с окружающим у детей раннего возраста




Введение

Наиболее интенсивно развитие происходит в раннем возрасте. В этот период для становления человека важен не только год, но даже месяц, неделя, день. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека. А это значит, что потенциальные возможности к развитию, заложенные природой, остаются нереализованными. Примеров тому может быть множество.

Как часто, любуясь красивой, ловкой работой человека, мы говорим: «Всё в руках горит», а о другом: «Руки словно крюки». А истоки, корни ручной умелости также закладываются в раннем детстве, когда у малыша развиваются элементарные действия с предметами, игрушками. Не разжалась вовремя ладошка у малыша, не позаботились взрослые о том, чтобы ребёнок мог захватывать, ощупывать игрушки, действовать с предметами – не разовьётся кисть руки в полной мере, и это обязательно скажется на успехах человека в любой практической и познавательной деятельности.

Ранее и своевременное развитие кисти и пальцев руки уже на первом – втором году жизни существенным образом влияет на развитие речи, мышления ребёнка, а значит, и коммуникативности, лёгкости вхождения в сообщество детей и взрослых.

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребёнка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.

Любая дидактическая игра или упражнение: действия с предметами, показ животных, рассказ воспитателя с наглядным и без наглядного материала и т.д. должно возбуждать интерес и активность ребёнка. Очень важно помнить, что дидактические игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Ранний возраст – наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы физического и психического здоровья.

 

Актуальность проблемы развития речи и ознакомления с окружающим у детей раннего возраста

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери в развитии ребёнка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека. В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина которые обосновали теоретическое положение о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка применительно к раннему возрасту. Это способствовало развитию исследований в области педагогики раннего возраста. Большой вклад в разработку различных проблем воспитания детей раннего возраста внесли М.Ю.Кистяковская, М.Г.Рысс, С.М.Кривина, М.М.Кольцова, К.Л.Печёра, Г.В.Лямина, И.М.Кононова, З.В.Уварова, Г.В.Пантюхина, В.В.Гербова, Е.В.Зворыгина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова и др. Педагогическая наука в этой области развивалась, опираясь на материалы исследований известных отечественных психологов: С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, С.Л.Новосёловой, В.А.Петровского, О.М.Дьяченко, Л.Ф.Обуховой и др.

Особое место в психологических исследованиях проблем раннего возраста в отечественной науке занимает школа М.И.Лисиной. Всестороннее изучение ею деятельности общения, предпосылок развития личности внесло огромный вклад в науку и практику воспитания детей раннего возраста. Современные исследования Н.И.Авдеевой, Л.Н.Галигузовой, С.Ю.Мещеряковой, Е.О. Смирновой и др. являются продолжением разработки актуальных проблем развития личности детей в раннем возрасте. Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности периода раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей и даже некоторых специалистов. При всей приоритетности семейного воспитания детей раннего возраста в последние годы повысился приток этих детей в дошкольное образовательное учреждения. Поэтому воспитателю, работающему с детьми раннего возраста, нужно уметь перестраиваться в своей работе с ориентировкой на эти изменения на каждом этапе на зону ближайшего развития. Сложность воспитательной работы заключается в том, что дети раннего возраста не могут выразить словом свои желания, чувства, физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребёнка. Личные качества взрослого имеют огромное значение для развития личности ребёнка, но вместе с тем необходимо подчеркнуть и особую роль знаний воспитателя, родителей в организации педагогического процесса.

Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценивать. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленнённо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимый основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М.Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребёнка коренным образом отличается от развития детёнышей животных. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человеком (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушённые педагоги). Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Профессор Н.М.Щеловатов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И.Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов в свете новейших психолого-педагогических исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: