Дедушка, ты сказывал мне о Малых Триглавах, что каждым деревом, травинкой, букашкой малой, зверем, рыбой и птицей ведают. А что есть Триглав Великий? 14 глава




– Жалко, однако, – трясясь от холода и страха, молвил возничий, когда они возвращались, шагая по булькающим от дождя лужам, – что волхв умер, добрый был человек, меня и племянницу излечил…

Они наконец добрались до кузницы, где было сухо и тепло. Кузнец расшевелил жар и подбросил в горнило ковш древесного угля. Потом чуть качнул мех, и на лике его отразился красный отсвет пламени, а когда повернулся к Нечаю, глаза сверкнули живыми угольками.

– Разве неведомо тебе, – заговорил он, – что волхву Смерть и Жизнь – сёстры родные. Он всегда по кромке острой меж ними двумя ходит и в любой миг волен к той или другой сестре зайти, так же как мы с тобой в мою кузницу.

Стало тихо, только дождь барабанил по крыше да где‑то тонко пела струйка стекающей воды.

– Погоди, – с некоторым страхом спросил Нечай, – а тебе сие откуда ведомо?

– Кузнец я, а значит, Огнебогов внук, без его помощи как волшбу с железом творить? Без волшбы кузнец и не кузнец вовсе! – Он гордо выпрямился и озорно сверкнул очами‑угольями.

– Что ж это получается, – вдруг забеспокоился Нечай, – ежели сама Смерть у волхва в сёстрах ходит, то князю и епископу теперь грозит конец скорый?

– Это уж как Сёстры решат, – заключил кузнец. – Только я не про то, брат Нечай. – Он понизил голос до шёпота. – Волхвы, они ведь бессмертную душу имеют! Погостит наш Светозар у Мары, сколько надобно, а потом к её сестре Живе отправится.

– Стало быть, – предположил Нечай боязливым шёпотом, – он обратно вернётся?

– Я ж тебе о том и реку, брат! – торжествующе молвил кузнец. – Когда то произойдёт, в каком месте, какого облика и имени будет тот человек, неведомо, только случится сие непременно, волхвы не умирают!

И словно в ответ на его слова по небу пророкотал близкий раскат грома.

Конец второй части

 

 

Часть третья

Нить времен

 

Глава первая

Отец Андрей

 

 

Лето 1990. Подмосковье

 

Когда система становится закрытой, наступает время её застоя. И любая яркая неординарная личность воспринимается враждебно. Система защищается и стремится избавиться от вставшего на её пути.

Вячеслав Чумаков

 

Воскресный день выдался жарким, и пригородные электрички были переполнены: москвичи спешили покинуть столицу, покопаться на своих дачных участках либо просто провести выходной на природе.

На одной из подмосковных станций из вагона вместе с разношёрстной толпой пассажиров вышел гладко выбритый худощавый мужчина лет тридцати пяти в светлом летнем костюме. Он ничем не выделялся среди остальных, даже национальность его по внешнему виду определить было трудно: серые глаза и русые волосы говорили о принадлежности к славянскому или вообще северному типу, а нос с горбинкой сближал с кавказскими народностями.

Эти качества – ничем не выделяться и быть своим для окружающих – особенно ценятся в двух совершенно противоположных друг другу социальных категориях: среди жуликов‑профессионалов и в разведке.

Немного задержавшись на перроне, мужчина огляделся, стараясь найти в зданиях разросшегося посёлка полузабытые черты их прежнего облика.

Пройдя через редкий парк, вдруг увидел знакомое сооружение кинотеатра, совсем небольшое по современным меркам. А тогда оно казалось огромным: всё такое стеклянно‑бетонное, пахнущее свежей краской. Ну да, кажется, в девятом учились, когда его открыли… Удивительно, но вспомнилось даже название первого фильма, который ходили смотреть всем классом.

Воспоминания легко всплывали из глубин памяти, наполняя сердце чуть тревожным теплом.

Однако всё это происходило внутри и незаметно. А внешне ничем не примечательный мужчина просто шёл, перебросив через плечо пиджак.

За очередным поворотом открылась улица из частных домов – в чём‑то знакомая, в чём‑то совсем иная. Ещё несколько десятков метров – и вот он, кирпичный дом с большими окнами. Шаг невольно замедлился: дом тот – и не тот, время другое, даже воздух теперь иной. Изменился я, изменился он, в какую сторону и насколько, кто знает…

В минутном колебании остановился у калитки. Среди зелени в глубине двора виднелась чья‑то фигура, которая время от времени наклонялась, словно совершая какие‑то ритуальные движения.

Волчьего окраса пёс, заметив чужака, метнулся из будки и, встав лапами на перекладину ворот, залился лаем.

Фигура распрямилась, держа в руках миску с клубникой. Чёрные курчавые волосы и борода, уже чуть тронутая проседью, карие внимательные глаза.

– Бог в помощь, Андрюша! – окликнул пришедший.

Оставив миску под навесом, хозяин приблизился к калитке, и почти сразу глаза его вспыхнули радостным изумлением.

– Славка! Чумаков! Неужто ты?

Они обнялись, потом отстранились, разглядывая друг друга.

– Ты почти не изменился, такой же изящный, наверное, в выпускной костюм ещё влезаешь? – пошутил Андрей.

– Зато ты вон какой солидный. У вас что же, сан обязывает иметь представительный вид? – окидывая мощную фигуру священника в чёрном подряснике, отвечал Вячеслав.

– Нас Господь Духом своим питает, оттого и тело здраво. Ну, давай, проходи, коль пожаловал! – довольно гудел своим тренированным басом отец Андрей, напирая на «о». Прикрикнув на собаку, повёл гостя в дом.

Вошли в комнату, и Чумаков опять ощутил волнение: многие предметы находились на своих местах, воскрешая воспоминания из далёкого детства‑юности. Эти книжные полки они когда‑то делали вместе, обжигали паяльной лампой «под старину», покрывали лаком. Чумаков осторожно провёл рукой по дереву: сколько оно впитало их молодой энергии, споров о жизни и будущем. На стенах несколько картин, в основном иконопись.

– Твои? – кивнул Вячеслав, когда Андрей появился из кухни, собирая на стол.

– Мои, только давнишние.

– А теперь что же, не пишешь? Помнится, у тебя в десятом классе даже выставка персональная была…

– Почти не пишу, нет времени.

Они обменивались короткими фразами, когда Андрей появлялся то с глиняной миской, наполненной домашними соленьями, то с горкой аккуратно нарезанного хлеба, то с рюмками и тарелками.

Чумаков продолжал осматривать комнату. Задержал взгляд на книгах: Спиноза, Геродот, Гегель, Конфуций. Рядом с философами древности книги по теологии, философии, истории религий, богословию: Флоренский, Бердяев, Соловьёв, Фома Аквинский, Ригведа и жизнеописания Отцов Церкви, дореволюционное издание серии «Жизнь замечательных людей» и Библия – огромная масса человеческих знаний, которой в своё время питался ненасытный мозг его друга.

– А что у тебя на полке сейчас стоит? – перехватив взор, спросил Андрей.

Вячеслав понял смысл вопроса.

– Словари стоят, справочники, пособия по языкам, анатомии, психологии, биоэнергетике, рукопашному бою, восточным и западным единоборствам, индийской йоге. А ещё Толстой, Куприн, Чехов, Стефан Цвейг и Карел Чапек, сборники приключений, книги о разведчиках…

– А детективы? – уточнил Андрей, венчая накрытый на скорую руку стол красивой бутылкой и жестом приглашая Чумакова.

– Не угадал, – улыбнулся Вячеслав, усаживаясь. – Люблю живую мысль, а не накрутку сюжета с трупами, стрельбой и единственным вопросом: кто убийца? Тем более что хороших детективов мало, в основном выдумки непрофессионалов.

Отец Андрей между тем наполнил рюмки тёмной жидкостью, привычно осенил крестным знамением трапезу на столе:

– Ну, приступим, благословясь!

Чумаков поднял свою рюмку, поднёс ближе, вдохнул аромат и пригубил, смакуя.

Отец Андрей подмигнул:

– Узнаёшь напиток‑то?

– Как не узнать! – развёл руками Вячеслав. – Вишнёвая наливка. Помнишь, как мы в восьмом классе напробовались, потом от родителей влетело… Кстати, а где твои?

Андрей опустил глаза.

– Мама умерла позапрошлым летом. Упокой Господи её светлую душу! А у отца сердце прихватило, в больнице сейчас, я потому и приехал…

– Извини, – поник Чумаков, – я не знал…

– Все мы гости в этом мире, – ответил отец Андрей.

Говорили, вспоминали, иногда замолкали в раздумье. Вячеслав кивнул на старенькую гитару на стене:

– Та самая?

Андрей в юности хорошо играл и пел. Во всяких вылазках на природу у Андрея было одно общественное поручение: взять гитару. А вечером потрескивающий костёр на берегу реки, взмывающие в чёрное небо искры, вслед которым летят, смешиваясь с гитарными переборами, искренние и задушевные песни.

– А помнишь, – продолжал Вячеслав, – как мы втроём: ты, я и Маша Свирина – активисты кружка биологии – ездили летом в заповедник бобров считать?

– Ещё бы, – грустно улыбнулся отец Андрей, – ты с Машей целовался на корме лодки, а я молча грёб. И как только моё сердце не лопнуло, потому что Маша была первой девушкой, в которую я влюбился…

– Ты? Влюбился в Машу? – ошарашенно уставился на него Вячеслав. – А почему об этом никто не знал, тем более я?

– Дело прошлое, – махнул рукой Андрей, – теперь уже можно признаться. Потом я встретил свою настоящую судьбу. Растим троих детей. А ты как?

Чумаков махнул рукой:

– А я ещё не встретил…

– Пора уж! – прогудел Андрей. – Что за жизнь без семьи?

– Ну, может, с твоего благословения этот вопрос решится! – отшутился Вячеслав. Потом ближе придвинул стул и положил руку Андрею на плечо. – Чёрт побери! – забывшись, проговорил он. – Кажется, что в наше время всё было проще и чище. Удивительно, но даже те, с кем мы вздорили когда‑то, вспоминаются с теплотой. А вот шёл сейчас по улицам, знаешь, что почувствовал? Запахи! Та старая булочная за углом, как повеяло знакомым хлебным духом, внутри всё взбудоражилось! Всё здесь пахнет по‑особенному, духом воспоминаний, что ли…

– Ты недавно вернулся издалека? – вдруг в упор спросил отец Андрей.

Чумаков разом осёкся, и нависла пауза.

– Слышал, слышал, где ты работаешь, – продолжил духовник. – По правде говоря, представлял тебя преподавателем или юристом – адвокатом там, или прокурором…

– А я, Андрюша, был уверен, что ты станешь знаменитым учёным‑биологом или историком, археологом, художником или писателем, в конце концов!

– Ты прав, – карие чуть выпуклые глаза отца Андрея стали серьёзными, – три стихии человеческого бытия влекли меня с детства в равной мере: наука, писательство и церковь. Я решил соединить все три пути в один…

– Ну и как, получается?

– Не всегда. Порой бывает так тяжко, что кажется, не хватит сил. Но всякий раз я обращаюсь к Господу, и Он укрепляет и поддерживает. А вот как вы, неверующие, можете существовать без Всевышнего в сердце, этого я не могу понять…

– Есть и у нас, Андрюша, внутри такой стальной стержень, который не даёт согнуться перед разными обстоятельствами.

Лукавая искорка блеснула в очах отца Андрея.

– Этот стержень, друг мой, именуется проще – Душа…

Вячеслав помедлил секунду, а потом обхватил духовника за шею, как бы желая побороть его. Стул скрипнул, зазвенела посуда, вилка упала на пол.

– Сейчас я докажу тебе первичность материи!

Потузив друг друга, оба расхохотались.

– Сколько не виделись, уже седина в волосах, солидные мужи, а встретились – и опять за старое!

Чумаков не успел договорить. Залаял пёс, кто‑то открывал калитку. Отец Андрей вышел, послышались приглушённые голоса. Через несколько минут он вернулся.

– Надо идти, старушка тяжелобольная исповедаться хочет. А ты отдохни пока, с дороги ведь.

– Ты же здесь не работаешь, почему за тобой пришли?

– Другого священника поблизости нет, – коротко ответил отец Андрей.

Вскоре он появился уже переодетый в тёмно‑фиолетовый подрясник и епитрахиль, с наперсным крестом и чемоданчиком в руке. Чумаков видел в окно, как Андрей ушёл в сопровождении двух древних бабушек.

Странно, но разность взглядов с Андреем не мешала им дружить. Случались, конечно, и обиды, и ссоры, но оба скоро искали примирения. В школе энциклопедическая учёность Андрея восхищала не только учеников, но и учителей. В младших классах он уже прочёл «Фауста» Гёте и бегал на лекции в университет, где училась его мать. Вячеслав невольно тянулся за другом и, возможно, благодаря именно Андрею обрёл страсть к книгам. Но его не привлекал оккультизм, магия, теософия. Он больше интересовался приключениями и научной фантастикой, восхищаясь героями романов Беляева и Ефремова, которые пробуждали в душе светлые и возвышенные чувства, вселяя уверенность в будущем.

Андрей был от природы крепким парнем, а Вячеслав – довольно тощим подростком. Поэтому сферой интересов Славы стали книги о самосовершенствовании, разных стилях борьбы, управлении психоэмоциональным состоянием. Его любимыми философами были Сократ, Лукреций, Кант, а из современных – Эвальд Ильенков. Вячеслава покорил конкретный опыт работы Ильенкова в Загорском детдоме для слепоглухонемых детей, которых он, по сути, вырвал из небытия. Они стали не просто людьми «как все», но настоящими личностями, интеллектуалами. Это была практическая диалектика!

Андрею нравились фильмы Тарковского, а Вячеслав знал наизусть «коронные» фразы из фильмов Гайдая. И всё же им было интересно вместе. Сейчас, спустя почти два десятка лет, в глазах Андрея светилась та же неукротимая энергия, он по‑прежнему был деятелен и неутомим.

Чумаков прошёлся по комнате, взял с тумбочки стопку газет и журналов, уселся на диван и стал их просматривать. Религиозная пресса здесь была смешана со светской, Андрей не отстаёт от времени! Вот несколько номеров газеты «Секретные архивы». Стоп, ведь её, кажется, редактирует известный писатель… – Чумаков бегло взглянул на последнюю страницу, – да, Юрий Степанов!

Вячеслав встал и заходил с газетой по комнате. Он знал, что этот писатель сотрудничает с КГБ, конкретно с разведкой и контрразведкой. Большая часть его детективов написана на реальных фактах. К тому же он – один из немногих советских писателей, кто печатается в Америке, и его книги имеют ажиотажный спрос. Используя свои международные связи и высочайший авторитет, Степанов способствовал возврату в Союз многих культурно‑исторических ценностей, нелегально уплывших за границу. Знает ли об этом Андрей? И почему он интересуется именно этой газетой?

Ответ нашёлся через минуту и сразил Чумакова своей неожиданностью. В перечне «редакционный совет» он вдруг увидел фамилию Андрея. Это уже не было случайностью или совпадением. Андрей и Юрий Степанов не только знали друг друга, но и сотрудничали в одной газете! Многие из опубликованных материалов действительно до недавнего времени носили гриф «секретно», и представление их широкой общественности делало газету необычайно популярной. Это была трибуна, с которой высказывались смелые речи, будоражащие сознание людей. Чумаков только теперь в полной мере почувствовал, какие глобальные перемены произошли в стране за время его отсутствия.

Две недели назад он действительно вернулся после длительной «загранкомандировки» и был потрясён изменениями, как будто попал совсем в иную страну. Очереди за хлебом, абсолютно пустые витрины магазинов, жаркие дебаты о рыночной экономике. Радио и телевидение в прежних традициях вещало об очередном, XXVIII съезде КПСС, звучал доклад генерального секретаря Михаила Горбачёва, однако и в самом докладе, и в прениях сквозила какая‑то неуверенность и тревога. Генсек говорил, что страна «на переломе» и что она либо пойдёт путём глубоких преобразований, либо… Он сам, видимо, не знал дальнейшее и обтекаемо назвал второе «либо» «наступлением довольно мрачных времён».

Наружу выползали многие секреты и тайны, и сами спецслужбы выдавали их. Бывший генерал КГБ, которого Чумаков хорошо знал, за свои «откровения» был лишён всех наград и званий, но тем не менее ходил в героях и даже не был посажен за решётку. Это значило, что власть теряет силу.

В их ведомстве тоже ощущались перемены. Происходили скоропалительные, подчас случайные перестановки, появлялись новые люди. Минула неделя с тех пор, как Чумаков сдал свой меморандум – отчёт о проделанной работе, – ответил на все вопросы, расписался во всех ведомостях и со дня на день должен был получить долгожданный отпуск, но пока продолжал каждый день приходить на Лубянку. Его подключали то к одному, то к другому делу, ничего конкретного не поручали, но и «вольную» почему‑то не подписывали.

– Вячеслав Михайлович, – как‑то обратился к нему начальник отдела, – пока начальство твой меморандум изучает, давай, помоги в Четвёртом отделе. Там руководство поменялось, дел невпроворот, а людей – сам знаешь…

Чумакова удивила данная просьба. Он не представлял своей роли в этом деле, ведь Четвёртый отдел занимался вопросами религий. Но возражать не стал, поскольку твёрдо усвоил, что всякая, даже самая вежливая и мимолётная просьба начальства является приказом, который следует выполнять.

– Лимаренко. Геннадий Иванович, – пожал Чумакову руку худощавый черноволосый начальник отдела, смахивающий на индуса. – Рад, что вас к нам направили. Наших людей взяли в совместную с МВД бригаду по борьбе с коррупцией. В отделе вместе со мной всего три человека осталось…

– Боюсь, Геннадий Иванович, что помощник из меня никакой, я ведь вопросами религий не владею…

– Я и сам здесь человек новый, но работа не такая уж сложная, больше канцелярская. Нужно отобрать досье тех сект и течений, чья деятельность теперь не считается государственно опасной. Новые законы более либеральными стали, поэтому многие подпольные секты легализуются, официально регистрируются и ведут открытую деятельность. Что непонятно – консультируйтесь у Нины Семёновны, она во всех делах дока, восемнадцать лет здесь работает.

Чумаков три дня перебирал личные дела активистов из сект «свидетелей Иеговы», баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и прочих. Явочные квартиры, курьеры, тайники и склады литературы, подпольные типографии, связь с зарубежьем.

– Никогда не предполагал, что всё это имеет такие масштабы, – обернулся он к Нине Семёновне, приятной светловолосой женщине средних лет плотной комплекции, часто свойственной людям, ведущим малоподвижный образ жизни. – Работа прямо как у большевиков с «Искрой».

– Похоже, – согласилась женщина, – здесь и зарубежная финансовая помощь, и свои профессионалы‑идеологи, и подвижники. Недавно пришлось выезжать на Украину, где брали подпольную типографию ЕХБСЦ, так выяснилось, что люди работали по восемнадцать часов в душном подвале, только по ночам выходили свежего воздуха глотнуть, лица у всех бледные, болезненные. Ну, представьте: всё время взаперти, да ещё свинцовой пылью дышать. Причём гробили себя, не получая за это ни копейки. Фанатики…

– Простите, Нина Семёновна, но, кажется, только вчера вы говорили о лояльности ЕХБ, что у них вполне легальные печатные издания, штаб‑квартира здесь, в Москве, и глава организации свободно разъезжает на служебной «чайке»…

– Вам, как новому человеку, пока сложно различать тонкости, – улыбнулась сотрудница. – Вчера я действительно говорила о ЕХБ – евангелистских христианах‑баптистах, которые официально зарегистрированы и лояльно относятся к власти, проще говоря – контролируются нами. А ЕХБСЦ – евангелистские христиане‑баптисты Совета церквей – контролируются, получают инструкции и материально‑техническую помощь «оттуда» – вот и вся разница.

– Выходит, религия – только для тех, кто внизу, а для «верхов» – это всегда политика, – резюмировал Чумаков.

Женщина пожала плечами:

– Так было во все времена, и наше – не исключение.

– А как обстоят дела с родной, так сказать, православной церковью?

– Здесь свои особенности: борьба за место, влияние, источники доходов. Доносы друг на друга строчат, поэтому информаторов у нас хватает. Да сами можете взглянуть, вон картотека в верхнем левом ящике.

Нина Семёновна собрала рассмотренные папки в стопку, пересчитала, положила сверху сопроводительную записку.

– Ну, я пошла на утверждение, а потом сразу домой побегу, дочка обещала приехать. Вы, когда будете уходить, дверь захлопните, ключ у меня есть.

Чумакову не очень хотелось копаться в церковных дрязгах, но сидеть без дела тоже было не в его правилах. Кроме того, он никогда не соприкасался близко с этой сферой человеческой жизни. За границей был знаком с одним падре. Правда, беседы их почти не выходили за рамки «ситроена», который падре методично – весной и осенью – пригонял для техосмотра в его, Жана Пьера Леграна, автомастерскую. Ну вот, знал бы почтенный падре, что мсье Легран сейчас копается не во внутренностях «ситроена» или «мерседеса», а в доносах его ортодоксальных коллег.

Открыв указанный ящик, Вячеслав Михайлович скользнул взглядом по шеренге безликих цифр. А ведь за каждой из них кроются определённые люди и взаимоотношения, мелкие группы и целые движения. Вот, например, раздел: «Подрывная деятельность против советской православной церкви». «Даже так!» – восхитился Чумаков. Запомнив код, он отыскал шкаф, полку и стал перебирать папки, на которых, кроме номеров, были отдельные названия или фамилии. Вот совсем тонкая папка «Язычество», в которой собраны вырезки, перепечатки, фотографии людей и проводимых обрядов. Чумаков обратил внимание, что мужчины, видимо руководители язычников, были одеты в расшитые рубахи, штаны и сапоги, а то и лапти, как в древнюю старину. Больше всего Чумакову запомнились красивые звучные имена: Велимир, Доброслав, Велесдар и другие, так что он впервые задумался над собственным именем и пришёл к выводу, что Вячеслав – тоже славянского корня и обозначает «вещий славой». Что ж, неплохо!

Он взялся за другие папки. Одна из надписей показалась знакомой, ну‑ка… Родь Андрей Осипович. Постой‑постой, мало ли похожих фамилий… Развязал тесёмки, так, анкетные данные: родился, учился… А вот и фото… С ума сойти, неужто Андрей?! Андрюшка Родь, школьный друг и товарищ, добряк, умница, стал священником? Хотя он ведь не скрывал своих религиозных увлечений… Ну‑ка, посмотрим, чего он достиг и о чём докладывают «собратья по кресту». Папка с досье Андрея была объёмистой, видно, активности ему, как и прежде, не занимать!

Усевшись за стол и включив лампу, Чумаков углубился в чтение. Только когда в коридоре загромыхало ведро уборщицы, он взглянул на часы. Был поздний вечер. Вячеслав Михайлович убрал бумаги, закрыл кабинет, спустился на улицу и пошёл по тротуару, окунувшись в тревожные раздумья.

А в ближайший выходной отправился на электричке в Подмосковье.

 

Хлопнула входная дверь, послышались шаги. Вернулся отец Андрей. Увидев в руках Чумакова газету, ничего не сказал и пошёл переодеваться. Выйдя из комнаты в рубашке и брюках, так же молча уселся напротив, сложив руки.

Чумаков собрал газеты в стопку, отодвинул.

– Андрюша, я ненадолго приехал…

– Не томи, Вячеслав, я же не слепой, вижу, что не просто так в гости пожаловал. Давай, выкладывай!

Чумаков сцепил пальцы в замок и, слегка наклонившись, заговорил. Весь его облик выражал сосредоточенность, и от этого фразы получались короткие и чёткие.

– Сейчас везде неразбериха. Я действительно недавно вернулся. Думал – в отпуск, а тут… В общем, я случайно познакомился с твоим досье. Знаю о твоих неприятностях, читал копию письма прихожан, где они просят не переводить тебя в другую область. Ну и ещё, извини, там куча доносов, что ты модернист, извращаешь толкование Святого Писания, выступаешь против помазанников Божьих – монархов, и вообще призван заграницей разрушить нашу церковь изнутри. Клеймят за происхождение, короче, грязь всякая, противно говорить…

Отец Андрей напрягся. Всё, о чём упомянул Вячеслав, было его болью. Пока они с прихожанами восстанавливали церковь, материально приходилось трудно, но в остальном всё шло хорошо. Потом начались конфликты с епархией. Кому‑то наверху не понравилась его излишняя самостоятельность, своеобразие проповедей и бесед с людьми. Особое же беспокойство вызывало то, что в его церковь не просто шли, а валом валили люди разных возрастов, а среди прихожан числились известные политики, певцы и актёры. Столь невиданное «паломничество к храму» не на шутку испугало церковное руководство, привыкшее к тихой застойной жизни, когда даже на большие праздники в церковь собиралось несколько десятков древних старух. Отец Андрей догадывался и даже наверняка знал, что на него докладывали: в последнее время участились всяческие служебные проверки и комиссии, но интерес государственных спецслужб…

– Я в чём‑то провинился перед вашим ведомством? – чуть хрипловатым голосом спросил священник.

– Нашему ведомству сейчас не до церковных разборок, своих проблем хватает…

Отец Андрей развернул плечи и откинулся на спинку стула так, что он заскрипел под его осанистой фигурой.

– Тогда и переживать нечего, – заключил он, стараясь сохранить спокойный, даже беспечный вид.

– Перестань храбриться, это не шутки, Андрей! Не веришь, хорошо, тогда вспомни разговор между тобой и его преосвященством…

Чумаков произнёс несколько фраз.

Лицо протоиерея посуровело.

– Нас подслушивали?

– Зачем? Его преосвященство сам написал докладную записку…

– Ни в том разговоре, ни в других не было ничего, что могло бы нанести урон отечеству. Секретов государственных я никогда не ведал и не разглашал.

– А как же «Секретные архивы»? – быстро спросил Чумаков.

– Это очищение во имя истины. Развал хозяйства в нашей стране показал, к чему приводит бездуховность и материализм. Единственный путь спасения – обращение к Богу.

Чумаков качнул головой в знак несогласия.

– А ты помнишь слова Вивекананды: «Я встречал в своей жизни немало духовных людей, которые вовсе не верили в Бога, и может быть, они понимали Бога лучше, чем это когда‑либо удастся нам»? Не стоит ставить знак равенства между церковью и духовностью, религией и нравственностью – это общечеловеческие категории. И потом, в редакции, насколько я знаю, большинство атеистов, в том числе и Степанов, как же вы сотрудничаете?

– Любой атеист верит в смысл Бытия, а значит, в подсознании – и в Бога.

– Если под Богом ты понимаешь Вселенную с её космическими законами мироздания, то я ничего не имею против. Просто многие святые чины из вашего ведомства считают твои толкования еретическими…

– Бог им судия, – махнул рукой отец Андрей. – Господь даровал нам свободу выбора, возможность каждому идти своим путём, ибо без свободы выбора не может быть чистой и искренней веры.

– Да, однако «святейшие» не собираются относиться к тебе столь же гуманно. Смысл «докладного листка» как раз и состоит в том, что они испрашивают у нашего ведомства молчаливого согласия на какие‑то конкретные действия в случае, если ты не изменишь своей позиции. Опасность реальна, Андрей! Ты вольно или невольно выступаешь против сложившейся системы. Не важно, в какой сфере это происходит: научной, производственной, в сфере политики или религии. Когда система становится закрытой, наступает время её застоя. И любая яркая неординарная личность воспринимается враждебно. Система защищается и стремится избавиться от вставшего на её пути.

– И как же она поступает с неугодными?

Вячеслав встретился взглядом с другом.

– Тебе это известно не хуже, чем мне. За что распяли Христа? Система фарисейства Древней Иудеи усмотрела опасность подрыва своих устоев проповедями свободы, равенства, человеколюбия… По сути, за то, чем и ты сейчас занимаешься.

Андрей молчал, постукивая кончиками пальцев правой руки по левому предплечью.

– Я не знаю специфики вашей внутренней жизни, – продолжал Чумаков, – как и что с тобой могут сделать, но это серьёзно. Прошу, не спеши возражать, – поднял он руку. – Андрей, тебе нужно уехать!

– Куда?

– За границу, я помогу, если надо…

Отец Андрей ещё некоторое время сидел всё в той же, выражающей достоинство и твёрдость позе. Потом взглянул, и Чумаков увидел в его взоре блеснувшие молнии. Неожиданно легко поднявшись со стула, протоиерей сделал несколько быстрых энергичных шагов по комнате. Остановившись у окна и глядя на улицу, заговорил своим мощным голосом, едва сдерживая волнение:

– Значит, заботясь о собственном спокойствии, я должен впредь молчать о том, что считаю небогоугодным делом причислять к лику великомучеников, например, царя Николая, прозванного в народе Николашкой Кровавым. Тот, кого Господь своей волей ставит над целым народом, ответствен перед Богом стократ! На подобное святотатство не отважились даже в те времена, а ныне это нелицеприятное действо совершается в политических интересах, и я должен безмолвствовать? Как и о том, что многие иерархи, призывая паству к смирению и добродетели, сами предаются роскоши и всяческим порокам? Или забыть, как власть воинствующих атеистов расстреливала священнослужителей и ссылала их в лагеря, грабила церковные сокровищницы и вешала пудовые замки на оставшиеся невзорванными церкви, чтобы старушки в светлый праздник Рождества или на Пасху не могли зайти помолиться? Эти взгляды ты предлагаешь мне изменить? – Отец Андрей резко повернулся, вызывающе глядя на Чумакова.

Но тот неожиданно грустно улыбнулся.

– Я знаю, Андрюша, что ты не поступишься своими убеждениями.

– А если знаешь, зачем уговариваешь? – обуздав минутную вспышку, почти спокойно спросил Андрей.

– Потому что во взаимоотношениях с замкнутой системой есть только три выхода: смириться с ней, выйти из неё или вступить в единоборство – а в одиночку это бессмысленно… Я советую тебе уехать. Хотя бы на время…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: