Так, например, в размере 100 % обеспечивается выполнение работ по созданию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, по прокладке просек и противопожарных разрывов, по устройству противопожарных минерализованных полос.
Своевременное и качественное выполнение мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах позволяет Республике минимизировать количество случаев возникновения лесных пожаров, ликвидируя 88 % возгораний в течение суток, не допускать фактов возникновения крупных лесных пожаров, в результате чего площадь лесного пожара не превышает 1,5 га.
Арендаторы осуществляют более 91 % работ по искусственному лесовосстановлению, а в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» - 100 %; проведению агротехнических уходов за лесными культурами, почти 100 % работ – по рубкам ухода за лесом.
Ежегодно на эти цели арендаторами лесных участков расходуется значительные суммы собственных средств. Только в 2019 году на охрану, защиту и воспроизводство лесов ими израсходовано более 183,7 миллионов рублей.
Надо отметить, что расходы арендаторов лесных участков Республики Марий Эл, связанные с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, превышают:
- уровень федерального бюджета в 8,4 раза (объем субвенций на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в 2019 году по Республике Марий Эл составил 21,8 млн. рублей);
- софинансирование со стороны регионального бюджета – в 43,7 раза (расходы средств регионального бюджета на ОЗВЛ в 2019 году составили 4,2 млн. рублей).
Кроме того, лесной сектор региона вносит весомый вклад не только в охрану, защиту и воспроизводство лесов, но и в консолидированный бюджет страны.
В настоящее время лесопользователями Республики Марий Эл обеспечено поступление в бюджетную систему страны более 253,5 миллионов рублей платежей за использование лесов, 237,5 миллионов рублей из которых или 93,7 процентов – за заготовку древесины.
При этом динамика изменения ставок платы за заготовку древесины в Марий Эл свидетельствует об устойчивой тенденции их повышения - с 2012 года фактически сложившаяся средняя ставка платы за заготовку 1 м3 древесины увеличилась с 53 до 173 рублей в 2019 году или в 2,9 раза.
В целом по Республике средняя ставка платы за заготовку 1 м3 древесины превышает фактически сложившуюся величину этой ставки в целом по Российской Федерации и по Приволжскому федеральному округу – в 1,3 раза.
Кроме того, арендаторы лесных участков обеспечивают поступление в бюджетную систему России не только платежей за использование лесов, но также установленных налогов и сборов.
По официальным данным Федеральной налоговой службы ежегодно в бюджетную систему страны предприятиями лесного сектора экономики Республики Марий Эл (без учета предприятий по производству ЦБП) вносится более 631,5 миллионов рублей налогов, сборов, страховых отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального и медицинского страхования.
Только в 2019 году в бюджетную систему страны фактически внесено 377,2 миллионов рублей налоговых платежей (из них в региональный бюджет 138,9 миллионов рублей); 254,3 миллионов рублей – страховых отчислений в государственные внебюджетные фонды.
По итогам 2019 года в Марий Эл на 1 м3 фактически заготовленной и переработанной арендаторами лесных участков древесины с учетом уплачиваемых налогов и сборов, страховых взносов, платежей за использование лесов и расходами на выполнение работ по охране, защите, воспроизводство лесов и лесоразведению государство получает с кубометра фактически заготовленной древесины 1038 рублей, из них 860 рублей – налоговые платежи и плата за использование лесов.
Вместе с тем, значимость лесного сектора экономики в регионе должным образом не оценивается из-за того, что он не является объектом территориального планирования, вследствие чего его роль в социально-экономическом развитии субъекта не очевидна.
В частности, декларативно отражены вопросы по развитию деревообрабатывающих производств в Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2018 года № 12.
Поэтому вопросы комплексного развития лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, конкретные приоритеты, цели и задачи, требующие первоочередных решений, в том числе вопросы материальной поддержки и материального стимулирования лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий не рассматриваются.
В целях повышения эффективности использования лесосечного фонда, прежде всего, за счет выборки низкосортной мягколиственной древесины, обеспечения глубокой переработки древесины и использования отходов производства, увеличения доли продукции деревообработки в общем объеме производства, создания новых рабочих мест считать целесообразным:
Разработать концепцию развития на территории Республики Марий Эл малого и среднего лесного бизнеса в целях повышения эффективности использования лесов и исполнения Республикой Марий Эл переданных полномочий в области лесных отношений.
В указанной концепции предусмотреть решение задач по
1.1. техническому перевооружению и модернизации производства по глубокой переработке древесины, освоение новых видов продукции, в том числе с использованием отходов деревообработки, позволяющих в более полном объеме утилизировать отходы от лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, обеспечивающих глубокую переработку низкосортной древесины, в том числе посредством производства биотоплива.
1.2. проведению в лесном фонде, расположенном на территории Республики Марий Эл, работ по интенсификации использования лесов, в результате которых может быть увеличен допустимый объем заготовки древесины.
1.3. разработке программы кредитования в первую очередь малого и среднего лесного бизнеса, предусматривающей создание лояльной системы процентных ставок за пользование кредитными ресурсами.
1.4. созданию новых рабочих мест, особенно в лесных районах (поселках) и в сельской местности.
1.5. дополнительному повышению доходности лесного сектора экономики.
Кроме сказанного, есть еще и насущные проблемы, обусловленные пандемией коронавируса.
В связи с пандемией в Республике упали продаж лесопродукции населению. Из-за снижения покупательной способности граждан в ближайшей перспективе роста продаж не ожидается.
Однако, в целях недопущения расторжения договоров аренды лесных участков арендаторами в установленные сроки выполнялись все обязательства по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах, по подготовке инвентаря и техники к пожароопасному сезону, по воспроизводству лесов.
Кроме того, арендаторы имеют обязательства по ежемесячной оплате арендных платежей за пользование лесными участками.
В связи со сложившейся экономической ситуацией, в целях сохранения рабочих мест на предприятиях республики, в том числе, в сельской местности и в лесных посёлках было бы целесообразным обратиться:
а ) в Правительство Российской Федерации с ходатайством о не применении в 2020 и 2021 годах к договорам аренды лесных участков, заключенных в целях заготовки древесины, повышающих коэффициентов индексации к ставкам платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 года № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» к величине ставки, превышающей среднюю минимальную ставку платы за единицу объема лесного ресурса
б) в Правительство Республики Марий Эл - о компенсации арендаторам лесных участков затрат на лесовосстановление, осуществленных ими в 2019 и 2020 годах на лесовосстановление.
Для справки: За счет арендаторов лесных участков Республикой осуществляется реализация федерального проекта «Сохранение лесов» в рамках национального проекта «Экология».
По отчетным данным за 2019 год площадь вырубленных арендаторами лесных участков и восстановленных ими лесов достигла 100 % и составила 3792 га.
При этом из 28408,3 тысяч рублей, израсходованных в 2019 году на лесовосстановление в целом по Республике, 24791,6 тысяч рублей или 87,3 % приходится на арендаторов лесных участков.
Компенсация арендаторам из республиканского бюджета 24791,6 тысячи рублей (эта сумма составляет 19,7 % от общей суммы платежей за использование лесов, поступивших в доход республиканского бюджета в 2019 году по договорам аренды, заключенным в целях заготовки древесины) расходов на воспроизводство лесов явилось бы со стороны Республики мерой по софинансированию расходов по обновлению парка лесохозяйственных машин и оборудования.