Понятие, этапы и участники бюджетного процесса в РФ




Тема 2. Бюджетный процесс в РФ

Бюджетный процесс, как установлено в БК РФ, — регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (рис.2.1.).

 

Рис.2.1. Этапы бюджетного процесса в РФ.

 

Количество выделяемых этапов бюджетного процесса и их наполнение в значительной степени характеризуются авторским подходом экономистов и отдельных органов власти различного уровня. На рисунке 2.2. представлена одна из наиболее репрезентативных схем бюджетного процесса Субъекта Федерации.

Рис. 2.2. этапы бюджетного процесса Субъекта Федерации.

 

На сайте Электронный бюджет budget.gov.ru представлен график реализации бюджетного процесса на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, из которого видно, что полный бюджетный цикл продолжается 23 месяца:

1. Составение: 12 марта 2018 - 30 сентября 2018

2. Утверждение: 1 октября 2018 - 31 декабря 2018

3. Исполнение: 1 января 2019 - 31 декабря 2019

4. Отчетность: 1 января 2019 - 1 октября 2020

5. Контроль: 1 января 2019 - 1 сентября 2020

 

Согласно новой редакции БК РФ участниками бюджетного процесса являются:

Ø Президент Российской Федерации;

Ø высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

Ø законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

Ø исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Ø Центральный банк Российской Федерации;

Ø органы государственного (муниципального) финансового контроля;

Ø органы управления государственными внебюджетными фондами;

Ø главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

Ø главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

Ø главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

Ø получатели бюджетных средств.

 

Рис.2.3. Участники бюджетного процесса

 

В Бюджетном кодексе РФ представлено системное описание общих (единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ) бюджетных полномочий участников бюджетного процесса.

Бюджетные полномочия - установленные БК РФ и принятые в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются БК РФ и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются БК РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются БК РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

Основные участники бюджетного процесса, к которым можно отнести органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, осуществляют следующие полномочия:

¾ законодательные (представительные) органы

o рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении,

o осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов,

o формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.;

¾ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований)

o обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана),

o вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов,

o разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов,

o обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности,

o представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом.

¾ финансовые органы

o составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана),

o представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган,

o организуют исполнение бюджета,

o устанавливают порядок составления бюджетной отчетности,

o ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации

o осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

¾ Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

¾ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: