ОТ СТРАХА – К БЕССТРАШИЮ




Евгений Коновалов

ЧЕЛОВЕК НА ВОДЕ

 

 

Евгений Коновалов

ЧЕЛОВЕК НА ВОДЕ

 

ОТ АВТОРА

 

С летними месяцами приходит долгожданный купальный сезон – счастливое время для взрослых и детей. Солнечные пляжи, плеск волн, теплое море или бегущая вдаль река – все это рождает в нас ощущение бодрости и здоровья. Но купальный сезон несет не только радости – к сожалению, случается и непоправимое. Именно в эту пору на страницах газет появляются сообщения о трагической гибели людей на воде…

Девяти лет, почти не умея плавать, я тоже тонул, но – повезло: был спасен. Ранним утром с коромыслом и ведрами спускалась огородами к реке девушка и, увидев пузыри на поверхности воды, где только что, вроде бы, маячила голова, прямо в платье кинулась вытаскивать мальчишку. Пронесенная через годы благодарность неизвестной спасительнице вылилась потом в стремление сделать что‑то полезное, чтобы уберечь людей от несчастных случаев на воде. Сейчас таких случаев по стране немало – тысячи ежегодно. Причем, как показывает статистика, тонут люди при обычном летнем купании, нередко даже умеющие плавать – их среди утонувших 50‑70 процентов. Что же случается с ними в воде и почему они гибнут порой чаще, чем те, кто плавает плохо или не плавает совсем?

Обычно причины несчастий на воде объясняют судорогами ног, переохлаждением, усталостью, водоворотами. Но, размышляя над подобными объяснениями, я усомнился в их точности. В самом деле, так ли опасны судороги, можно ли в разгар лета переохладиться до такой степени, чтобы это повлекло за собой трагические последствия? Почему надо бояться усталости, если на любом участке проплыва можно «лечь в дрейф» и отдохнуть прямо на воде, не выходя на берег? А водовороты? Не преувеличивают ли их опасность? В 1954 году мне довелось участвовать в походе на шлюпках, который организовали студенты Новосибирского института инженеров водного транспорта. Стартовав в Новосибирске, мы на веслах, под парусом и бечевой за 108 дней прошли 6400 километров по рекам Оби, Иртышу, Тоболу, Исети, Чусовой, Каме, Волге и финишировали в Волгограде. И нигде на этом протяженном пути не встретили затягивающих водоворотов.

Указывают еще на эмоциональный шок, то есть нервное потрясение, например, при испуге, когда человек, не чувствуя под собою дна, теряется и начинает тонуть. Но почему испуг, а потом шок возникают у людей, умеющих плавать?

Масса вопросов появилась передо мной, едва я начал изучать эту проблему – как стать «непотопляемым», как оградить людей от опасностей, связанных с водной средой. Я обратился к специальной литературе, но сведения в ней оказались скудными и лишь подтверждали, что тема изучена мало. Пришлось проводить исследования на практике, используя собственный опыт пловца: я стал совершать многочисленные и длительные заплывы, проверяя выносливость человеческого организма, его психическую реакцию на одиночество в воде; плавал в шторм, в ледяной воде, в водоворотах и стремнинах…

Все эти многолетние эксперименты позволили предположить, что решающая роль в трагедиях на воде принадлежит психогенной напряженности пловца и страху за свою жизнь. Утвердиться в этом предположении мне помогли также рассказы людей, переживших такие приступы страха. «Когда я плыву, – призналась одна женщина, – то все время думаю: вдруг подо мной яма? А что, если меня кто‑нибудь за ноги схватит?» Типичный пример психогенной напряженности!

А вот история, рассказанная молодым экспертом судебной медицины: «Однажды летом отдыхали мы компанией на Оби. Надо было переправиться на остров. Места в лодке всем не хватило, и решили, что я, как хороший пловец, поплыву на остров сам. Где‑то на середине реки я вдруг вспомнил, как выглядели трупы утопленников, которые мне приходилось вскрывать. При мысли, что я сам могу утонуть, мной овладел такой жуткий, безотчетный страх, что сломя голову кинулся я плыть скорее к лодке. Не знаю, что было бы со мной, не окажись она сравнительно близко. Сорвав дыхание, из последних сил доплыл я до лодки и судорожно схватился за край борта. Наверное, у меня был необычный вид, потому что товарищи, сидевшие в лодке, встревожились: «Что с тобой?» – А я не мог ничего путного им сказать…»

Вдумайтесь в этот случай: молодой, сильный, здоровый, хорошо плавающий человек, врач, знающий о многих особенностях и возможностях человеческого организма, мог погибнуть только потому, что не в силах был избавиться от тревожной мысли. Но, возможно, это связано как‑то со спецификой его работы? Тогда отчего возникает эмоциональный шок у других? В какой форме в их сознании существует страх перед водой, что его порождает и поддерживает, как он влияет на состояние человека в заплыве? На все эти вопросы еще предстояло найти убедительные ответы. Но важно было то, что появилась отправная точка в пути – рабочая гипотеза о решающей роли психогенной напряженности. Четко сформулировать ее мне помогла книга французского врача А. Бомбара «За бортом по своей воле». Изучая материалы о судьбах потерпевших кораблекрушения, он установил, что многие из них умирают «задолго до того, как физические или физиологические условия, в которых они оказываются, становятся смертельными». А. Бомбар приходит к выводу, что если люди теряют рассудок или умирают через несколько часов или дней после катастрофы на воде даже в теплое время года, умирают, уже оказавшись на спасательных судах, значит, их убивает не море, не голод, не жажда. Их убивает страх.

И вот, чтобы показать, что в океане можно существовать много дней, Бомбар в одиночку совершает длительное путешествие на маленькой резиновой лодке. Питаясь только сырой рыбой и планктоном, собирая дождевую воду и выжимая сок из рыбьего мяса, почти не содержащего соли, он за 65 дней пересек Атлантический океан, утвердив таким образом идею, что есть много шансов на спасение, если не упасть духом и бороться за свою жизнь. Научный подвиг Бомбара еще раз продемонстрировал всему миру, что в любой критической ситуации психический настрой играет главную роль и в самом трудном положении человек, мобилизовав свою волю, остается победителем…

Мне же предстояло, исходя из моей рабочей гипотезы, выяснить, как панический страх может погубить человека даже во время обычного летнего купания. Ставить опыты в данной ситуации невозможно, нужно было собрать доказательства другим путем. Каким же?

12 мая 1967 года газета «Вечерний Новосибирск» опубликовала мою небольшую статью «Психологический барьер в плавании». В ней я обращался к людям которые, будучи уже взрослыми и умея плавать, когда‑либо во время обычного летнего купания оказывались на краю гибели. Спасенные кем‑то или спасшиеся сами, они могли бы рассказать теперь о подробностях этого происшествия: о том, что происходило с ними, что они испытывали, как действовали и боролись за свою жизнь, что было, по их мнению, причиной, приведшей к трагической ситуации. Анализ их рассказов позволил бы ответить на многие неясные пока вопросы.

Письма, пришедшие после этой публикации, подтверждали, что «непотопляемость» – прежде всего психологическая проблема. Чего, например, стоит одно из них, подписанное инициалами В. Ш. Пишет мужчина, в 30 лет испытавший смертельный страх при купании в море. Вот как это случилось: «В детстве я жил в Бобровском затоне, и все мы, мальчишки, рано начинали плавать. В 7 лет я научился держаться на воде, а в 11 – свободно переплывал Обь, не зная ни страха, ни усталости. Доведись случай, уверен, что теперь, будучи взрослым, мог бы плыть хоть сутки (не на скорость, разумеется).

Впервые увидев Черное море, я обрадовался: вот где можно будет поплавать! В одно тихое утро я решил заплыть так далеко, чтобы не видеть ни домов, ни берега, зная, что сил на возвращение хватит с остатком. Температура воды была 18 градусов. Плыл спокойно, ни разу не оглянувшись. Часа через два решил все же оглянуться, и в одну секунду меня охватил страх: берег виднелся лишь узкой желтоватой полоской. Первое, что подумалось: доплыву ли обратно? И вот здесь‑то пришлось преодолевать «психологический барьер», о существовании которого я не знал. Я перевернулся на спину отдохнуть, но сразу ощутил, что стало барахлить сердце: оно напоминало о себе какими‑то ноющими охватами… Мгновенно отяжелели руки, ноги. Захотелось кричать, звать на помощь, но я был так далеко, что это теряло всякий смысл: вокруг только чайки да небо. Ох. как хотелось в тот миг выскочить из воды на поверхность! Я стал беспорядочно бить по воде руками и ногами, но на это быстро ушли последние силы. И вот тут я пришел, должно быть, к самому верному решению: стал успокаивать себя воспоминаниями о прочитанных в книгах историях кораблекрушений, когда моряки, попав в подобные ситуации, и берега порой не видели, а плыли и спасались. Я же вдали видел берег. Стараясь ни о чем другом не думать, иногда взглядывая на узкую полоску желанной земли, я кое‑как доплыл, главным образом на спине. Вышел из воды – не тело свое несу, а свинцовую глыбу. С тех пор не проходит страх перед дальними заплывами. Почему?»

Полученные письма сделали понятной картину развития эмоционального шока в воде. Только писем было пока немного. Поэтому пришло решение расширить круг их авторов.

Летом 1968 года писатель Г. Падерин опубликовал в «Неделе» очерк «Обвиняемый – страх», в котором описал работу над проблемой «непотопляемости». Позднее очерк был перепечатан в ГДР, Польше. Теперь уже письма стали приходить со всех концов Советского Союза и из‑за рубежа. Свыше тысячи историй рассказали наши корреспонденты, и все они, за исключением 9‑10 человек, согласились объявить страх главной причиной несчастий на воде.

Но эти же письма приводили и к другим выводам. Как глубоки в людях заблуждения, связанные с водной средой, как живучи предрассудки в нашем сознании, как сильна предубежденность и как она бывает особенно страшна и вредна в ситуации «человек в воде».

В применении к плаванию большинство людей по сути являются «верующими»: их религия – это страх, неосведомленность, предубежденность, с которыми очень трудно, но так необходимо бороться. Это и стало главной целью моих исследований, а в дальнейшем – работой над книгой: разбить предубеждения, показать ошибочность взглядов и установок, определяющих поведение людей в критической ситуации, а значит, научить их избавляться от страха перед водой, сделать их «непотопляемыми». Хотя, как метко выразился А. Эйнштейн, «легче расщепить атом, чем предрассудок», все‑таки нужно пытаться это сделать.

Здесь я должен оговориться: употребляя в книге слово «пловец», я буду иметь в виду просто плавающего или обучающегося плаванию человека, а отнюдь не спортсмена‑разрядника, владеющего различными классическими стилями; а под словами «заплыв», «проплыв» – любую дистанцию, которую человек преодолевает: от нескольких метров до многих километров.

Итак, дорогой читатель, в путь: постигая тайны человеческой психики, овладевая необходимыми навыками и расставаясь со своими былыми ошибочными взглядами, по водоворотам и омутам – к «непотопляемости»!

 

Глава первая

 

 

ФИЗИКА ПЛАВАНИЯ

Несмотря на то, что эта книга посвящена проблеме непотопляемости как психологической проблеме, познакомимся сначала с физическими предпосылками плавания, а также с различными приемами статического и динамического плавания, дающими человеку возможность уверенно чувствовать себя в воде.

Способность тела удерживаться на воде, не опускаясь в глубину, называется плавучестью. Ее создает подъемная сила, происхождение которой более двух тысяч лет назад объяснил Архимед: «Тело, погруженное в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость», или, иными словами, «на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости». Плавучесть человека зависит от степени развития костного скелета и мускулатуры, но главным образом – от умения глубоко дышать: ведь совершая вдох, мы увеличиваем объем грудной клетки, а это при неизменном весе ведет к уменьшению средней плотности тела. Так, при обычном, неглубоком вдохе, который делает каждый из нас в покое, тело бывает чуть «тяжелее» пресной воды – с удельным весом около 1,01. Глубокий вдох способствует тому, что тело становится более «легким» – с удельным весом от 0,99 до 0,94, и тогда нетрудно удержаться на воде без движения – в плавучем состоянии.

Те, кому доводилось купаться в море, замечали, что соленая вода держит пловца лучше, чем пресная. Действительно, при плотности морской воды 1,02‑1,03 и весе пловца 70‑80 килограммов (среднюю плотность человеческого тела примем за единицу) можно подсчитать, что запас плавучести за счет солености воды составит 1,5‑2,5 килограмма.

Полистайте учебники по плаванию. Для начинающих там есть упражнения, которые не только помогают привыкнуть к воде, не только учат делать выдох в воду, но и демонстрируют способность человеческого тела к плавучести. Это «поплавок» (или «бочонок»), «медуза», «стрела», «солнце» – упражнения, доступные каждому человеку, кроме людей с хроническими заболеваниями легких, у которых вследствие болезненного процесса воздушность легочной ткани уменьшена и способность глубокого вдоха значительно снижена.

Итак, плавучесть прежде всего зависит от объема воздуха, который пловец способен набрать в легкие. Иными словами, глубина вдоха, увеличение объема грудной клетки являются главным механизмом, регулирующим плавучесть. Тут все взаимосвязано: от хорошо развитого дыхания увеличивается наша способность держаться на воде, плавание же, в свою очередь, как никакой другой вид спорта, развивает дыхательную систему – увеличивает жизненную емкость легких, вырабатывает правильный ритм дыхания. Таким образом, занимаясь плаванием регулярно, можно постепенно увеличить свою плавучесть.

Начинающие пловцы нередко отмечают боли в грудной клетке, жалуются, что с непривычки устают дышать в заплыве. Это характерно для нетренированных людей, которым даже небольшой проплыв, проходящий к тому же на фоне психической и физической напряженности (расслабляться такой пловец еще не научился), дается ценой максимальных усилий. Не мудрено, что и дыхательные мышцы, не достигшие у новичков нужного развития, устают первыми. В систематических тренировках, которые укрепят мускулатуру, приходит и умение расслабляться, позволяющее избавиться от всех болезненных ощущений.

Статическое плавание. Умение находиться в воде без движения в плавучем состоянии и при этом беспрепятственно дышать называется статическим плаванием. Этот навык чрезвычайно важен в аспекте проблемы непотопляемости – именно статическое плавание дает человеку возможность отдыха в воде, особенно необходимого в минуты психогенной напряженности.

Какова физика статического плавания?

Любое свободно плавающее тело размещается в жидкости так, что его центр тяжести находится на одной вертикали с центром погруженного объема. Если этого нет, то тело пребывает в состоянии неустойчивого равновесия и стремится выйти из него.

Центр тяжести человеческого тела, лежащего в воде (рис. 1), находится на уровне первого‑второго крестцовых позвонков, а центр объема – на несколько сантиметров ближе к голове. Поэтому в горизонтальной позе с руками, лежащими вдоль туловища, ноги все время стремятся опуститься, и это продолжается до тех пор, пока тело не займет почти вертикальное положение и центр тяжести не окажется под центром объема. Это движение ног вниз увлекает пловца с головой под воду, но погружение можно приостановить, слегка поработав ногами, как в стиле кроль или по типу «велосипеда», а можно совершать легкие толчковые движения руками, что, правда, уже требует от человека каких‑то усилий и исключает полный отдых и неподвижность.

 

 

Рис. 1 Центр тяжести тела при горизонтальном положении – точка G. Условный центр приложения подъемной архимедовой » силы – точка А. Тело перемещается в пространстве, пока центры не окажутся на одной вертикали.

 

Чтобы обеспечить устойчивое горизонтальное равновесие тела в воде, достаточно завести прямые руки за голову. При этом центр тяжести переместится чуть ближе к голове и совпадет по вертикали с центром объема. Если этого изменения позы недостаточно и ноги все‑таки продолжают опускаться, можно высунуть из воды пальцы или кисти рук (рис. 2). Ноги сразу всплывут и появятся над водой. Кстати, не нужно стремиться высунуть их из воды, это допустимо лишь при достаточном запасе плавучести. Ноги и все тело могут занимать под водой и чуть наклонное положение. Для отдыха важно оставаться в расслабленной и неподвижной позе.

 

 

Рис. 2. Достаточно выставить из воды пальцы или кисти рук, как ноги всплывут к поверхности и тело примет устойчивое положение на спине.

 

Некоторые люди с повышенной плавучестью подкладывают под голову согнутые в локтях руки и, приподнимая их из воды, регулируют равновесие. Бывает достаточно раскинуть руки в стороны или широко развести ноги – центр тяжести чуть смещается в сторону головы, и ноги всплывают. Наконец, можно согнуть их в коленях и добиться того же эффекта равновесия. Однако в этом непривычном для нас положении со «свесившимися» ногами не удается оставаться с полным расслаблением мускулатуры: очень скоро появляются неприятные ощущения в мышцах бедер, что заставляет выпрямить ноги.

Как видите, есть много возможностей поддерживать состояние горизонтального равновесия в воде. Надо только хоть однажды «прочувствовать» это, и тогда будет легко научиться долго лежать в такой позе. И все же, повторяю, главным фактором, обуславливающим плавучесть, для абсолютного большинства людей остается глубина вдоха, степень развертывания грудной клетки. Если сделать недостаточно полный вдох, запас плавучести может оказаться малым и будет трудно балансировать во взвешенном состоянии.

Разучивая позу отдыха на спине, можно сначала отработать исходное положение тела на суше: лечь на спину со слегка разведенными ногами и прямыми, вытянутыми за голову руками. Расслабление мускулатуры должно быть полное: любое напряжение мешает правильно овладеть этим приемом отдыха. В воде первые уроки статического плавания лучше проводить при тихой погоде, когда волна не заливает лицо и не пугает новичка.

Ошибки, допускаемые при разучивании позы отдыха, чаще всего сводятся к следующему: чрезмерно выставляются из воды кисти рук, предплечья, локти, слишком обнажаются из воды живот или грудь; недостаточно запрокидывается голова из‑за боязни, что вода зальет уши, лицо; неправильно дыхание (вдох должен быть коротким, но глубоким, выдох – растянутый, постепенный, медленный); нет полного расслабления, мышцы напряжены. Вероятно, таких ошибок будет меньше, если пловец сначала научится делать выдох в воду и усвоит первые упражнения на плавучесть, в частности, поворот в воде со спины на живот и обратно. Технически этот прием осуществляется так: сделав наплыв вперед с полностью опущенной в воду головой и вытянутыми руками, надо постепенно поворачиваться на левый бок.

 

 

Рис. 3. Чтобы выпол нить упражнение «поворот на спину » без излишнего погружения, надо ни на мгновение не высовывать руки из воды. Тогда не возникнет «топящая » сила и вода не зальет лицо, повернутое кверху.

 

При этом левая рука остается вытянутой (но не напряженной!) и на нее как бы ложится голова, а правая рука совершает круг перед туловищем и, не высовываясь из воды, проводится за голову, располагаясь рядом с левой. Подобный переход к отдыху на спине может быть совершен и через правый бок с соответствующей сменой рук (рис. 3).

При осваивании горизонтальной позы отдыха сначала трудно следить за руками, поэтому локти, предплечья, кисти высовываются из воды больше, чем это позволяет индивидуальная плавучесть. Тут сразу обнаруживает себя топящая сила, и вода слишком часто будет заливать нос. Это вызывает неприятные ощущения и заставляет человека каждый раз вставать на ноги, если мелко, или переворачиваться на живот.

Добрую услугу здесь может оказать зажим для носа. Одно время они продавались в комплекте с маской и дыхательной трубкой для подводного плавания (рис. 4). Сейчас изменилась конструкция маски, и сжимающие нос резиновые выступы вмонтированы в маску.

 

 

Рис. 4. В период разучивания позы отдыха на спине такие зажимы позволяют избежать попадания в нос воды. Их мо жно изготовить и самостоятельно.

 

Если не удастся достать зажим, то его может заменить самодельный, наподобие бельевой прищепки, который своими резиновыми лапками мягко придавливает крылья носа (сама бельевая прищепка не годится, так как сильной пружиной до боли сдавливает нос).

Отдыхать можно и в вертикальном положении, правда, эта поза применима в основном при спокойной поверхности воды в тихую погоду. Прочувствовать ее первый раз проще, если из положения на спине постепенно переходить в вертикальное, вытянув руки вдоль туловища. При этом ноги начнут опускаться, набирая скорость. Как только они станут приближаться к отвесной линии, важно успеть сделать глубокий вдох и чуть оттолкнуться руками, чтобы погасить инерцию опускающихся ног. Голову нужно запрокинуть как можно дальше (но без напряжения!) к спине. Тогда лицо не скроется под воду, тело же займет вертикальное положение. Дыхание в этой позе должно быть таким, как и при отдыхе на спине, а глубина вдоха и здесь играет главную роль.

Удерживаться в воде вертикально совсем без движения несколько труднее, чем в позе «отдых на спине», не только потому, что сказывается давление воды на грудную клетку, но и потому, что быстро устают мышцы шеи и затылка (рис. 5). Кроме того, отдых на воде в горизонтальном положении более удобен при значительном волнении – в лицо попадает меньше воды и легче дышать. Это особенно важно для восстановления нормального дыхания, если оно было сорвано или резко учащено в момент наибольшей нагрузки.

 

 

 

Рис. 5. Гидростатическое давление возрастает по мере погружения. Сравните толщину слоя воды (h) при горизонтальном и вертикальном положении тела и прикиньте, как изменяется давление воды на живот и грудную клетку.

 

Таким образом, осваивать вертикальную позу отдыха целесообразно, лишь овладев навыком отдыха на спине.

В последнее десятилетие пропагандируется метод длительного удерживания себя на воде, предложенный американским тренером по плаванию Фредом Лану и являющийся разновидностью вертикальной позы отдыха (рис. 6). Предназначен он в первую очередь для людей, которые, оказавшись в воде, почему‑либо не могут плыть и должны продержаться до прихода помощи. В его основе лежит использование той самой плавучести, которой обладает каждый человек со здоровыми легкими и с их жизненной емкостью не менее трех литров (это у взрослого, у детей же она соответственно возрасту меньше).

Особенность этого метода заключается в чередовании периода расслабления – основной и наиболее длительной фазы отдыха, с периодом незначительных движений, необходимых для того, чтобы поднять из воды лицо и сделать вдох (выдох осуществляется под водой). Весь цикл от одного вдоха до другого вначале занимает 9‑14 секунд, по мере тренировки он может удлиниться за счет задержки дыхания и замедленного выдоха.

Состоит цикл из пяти основных фаз:

1) короткий вдох ртом с поднятым из воды лицом (1‑2 секунды);

2) погружение с головой в воду, легкие движения рук гасят инерцию опускания (2 секунды);

3) полное расслабление в воде (4‑6 секунд). В середине этой паузы начинается постепенный выдох – медленно выпускаются пузыри воздуха через рот или нос;

4) подготовка к поднятию головы: одна нога выводится вперед (ноги – в положении «открытых ножниц»), а руки медленно подносятся к лицу. Выдох продолжается еще 1‑2 секунды;

5) гребок руками от лица, сводящее движение ногами («ножницы закрываются»), тело принимает почти вертикальное положение, голова поднята над водой для вдоха (1‑2 секунды).

Затем все повторяется: снова – фаза расслабления с задержкой дыхания, потом постепенный выдох. Он может быть растянутым и прерывистым (выдох порциями); растянутым, непрерывным; коротким, форсированным (быстрым).

 

 

Рис. 6. Способ длительного удерживания себя на воде с минимальной тратой физических сил (метод Фреда Лану). а) вдох, подготовка к погружению; б) начало погружения, притормаживание руками, расслабление; в) полное расслабление, начало медленного выдоха; г) расслабление, продолжение выдоха; д) подведение рук к лицу и разведение ног «ножницами » для толчка, позволяющего принять более верт икальное положение, конец выдоха; е) толчок руками и ногами, подъем головы, вдох.

 

Последний наименее предпочтителен, так как вынуждает человека долго держать грудную клетку развернутой на вдохе, а это утомляет дыхательные мышцы, и без того работающие в условиях повышенной нагрузки, вызванной давлением воды на тело.

Ошибки, которые обычно совершают в начале обучения, заключаются в следующем:

1) делается слишком глубокий вдох, и так как сразу за этим не следует выдох, межреберные мышцы быстро устают, появляются боли в груди;

2) противоположная ошибка: делается мелкий вдох. Это сокращает фазу расслабления, заставляя чаще дышать, больше двигаться, что опять‑таки не дает необходимого отдыха;

3) слишком затянута дыхательная пауза – время от конца выдоха до начала вдоха. От этого тоже скорее устают мышцы грудной клетки. Дыхательная пауза может быть исключена совсем или, в зависимости от тренированности, длиться 2‑6 секунд;

4) затянут весь цикл от одного вдоха до другого: возникает чувство удушья, начинает «стучать в висках», появляется нервозность. Все это быстро утомляет пловца и не ведет к желаемым результатам.

Средний ритм, не требующий напряжения и хорошо переносимый, состоит из 5‑8 циклов (вдохов) в минуту.

Метод Фреда Лану действительно хорош и достоин того, чтобы быть освоенным каждым. Это можно сделать очень быстро, примерно за час. Особенно метод незаменим в том случае, когда в горизонтальной позе лежать не удается, например, если человек оказался в воде одетым.

Однако, в целом для отдыха надо считать более удобной горизонтальную позу (если она возможна), особенно при порывистом ветре, срывающем гребни волн, когда приходится следить за обстановкой вокруг, чтобы успевать чередовать вдох и выдох с моментами захлестывания лица водой. С опущенным по методу Фреда Лану в воду лицом труднее ориентироваться. Но когда требуется долго продержаться в воде, рекомендуется чередовать оба способа. Поэтому важно овладеть разными приемами отдыха, как и несколькими стилями плавания, чтобы менять их, если наступает усталость или возникает чувство апатии от надоевших однообразных движений; чтобы лучше приспосабливаться к волнению на воде и, конечно, более уверенно чувствовать себя в любых условиях.

Важно помнить, что грудная клетка в любом из этих способов отдыха находится в состоянии некоторого повышенного вдоха, поэтому надо следить за тем, чтобы выдох был по возможности полным. Лишь тогда обеспечивается достаточная вентиляция легких и газообмен соответствует запросам организма.

Динамическое плавание. Несмотря на то, что с физикой динамического плавания люди знакомы в большей степени, чем с приемами статического плавания, здесь есть моменты, на которые надо обратить особое внимание.

Известно, что, отбрасывая ногами воду, отталкиваясь от нее руками, мы создаем силу тяги на основании третьего закона Ньютона, по которому «всякому действию есть равное ему и противоположное по направлению противодействие». Эта реактивная сила и помогает нам плыть, удерживая голову над водой. Но чем больше энергии уходит на поддержание выступающей из воды головы, тем меньше ее остается для продвижения вперед.

В этом и заключается одна из серьезнейших ошибок, которую совершает в критические минуты плохо плавающий человек: пугаясь и задыхаясь, он тратит свои последние силы на то, чтобы высовывать голову из воды как можно выше. Но это стремление находится в явном противоречии с законом Архимеда: чем большая часть тела выступает над водой, тем больше мышечной энергии требуется для удержания его на поверхности – ведь эта часть тела не уравновешена выталкивающей силой воды.

Встречались вам, конечно, такие пловцы, которые, плывя вразмашку, стремятся высунуться из воды чуть ли не до пояса, причем руки у них порхают, едва касаясь воды. Продвигаются они небыстро, но им это и надо, чтобы подольше покрасоваться на виду у других. Понятно, что нагрузка здесь приходится в основном на ноги, с помощью которых пловец «выпрыгивает» из воды. Однако способ этот очень непрактичен: «форса» хватает ненадолго, поэтому копировать таких пловцов неразумно.

Абсолютное большинство «водоплавающих», не пройдя обучения, пользуется народными стилями, которые отдаленно напоминают классические и относятся к разряду вольных: саженками, на боку, «по‑собачьи», «по‑лягушачьи», «по‑морскому». Иногда такие пловцы могут совершать сравнительно далекие заплывы, однако, не владея основами правильного дыхания и отдыха, быстрее устают, а главное, могут оказаться беспомощными в критической ситуации, если, например, на реке начнется волнение, особенно при встречном ветре, когда срывающаяся волна плещет в лицо, сбивает дыхание и заставляет пловца поднимать голову выше над водой. Это требует большого напряжения, выматывает физически и морально.

Когда в проплыве человек все время держит голову над водой, его тело вынужденно занимает наклонное (к поверхности воды) положение, иначе быстро устает шея от запрокинутой головы. А чем менее горизонтально держится пловец, тем заметнее возрастает лобовое сопротивление и снижается скорость движения, тем больше сил уходит впустую.

Это не имеет значения, если речь идет о плавании «в свое удовольствие». Но когда дистанцию надо проплыть быстро, да еще при ветреной погоде, или помогая уставшему товарищу, либо продвигаясь с грузом, то сделать это, не опуская голову в воду, бывает трудно или даже невозможно. Вот в таких экстренных случаях особенно важно владеть основами спортивного плавания, ибо только оно обеспечивает высокую скорость передвижения в воде при строгой экономии сил.

Приглядитесь к спортсмену на дистанции. Каким бы стилем он ни плыл, главное – неизменно: голова опущена в воду, поднимает он ее лишь на мгновение для короткого вдоха, выдыхает всегда только в воду – и ни одного лишнего движения. Так и надо плавать!

И, читая письма моих многочисленных корреспондентов, мы с вами лишний раз убедимся в том, как необходима бывает начальная школа спортивного плавания, которую должен пройти каждый.

 

Глава вторая

 

 

КОЕ‑ЧТО О ПСИХИКЕ

Мы часто слышим ходячие фразы: остолбенел от страха, онемел от ужаса, до смерти напугался. Много ли истины в этих, на первый взгляд, преувеличенных выражениях?

Еще в древности выдающиеся умы своего времени интересовались влиянием психики на состояние организма. И сегодня накопилось много фактов, подтверждающих такую зависимость даже у животных. Примеры этого можно найти и в научных трудах, и в популярных изданиях. Вот некоторые из примеров.

В обезьяньем питомнике у самца забрали самку, поместив ее рядом, в клетке с другим самцом, чтобы разлученный мог постоянно видеть эту пару. Отчаяние и ревность его достигли такой степени, что он заболел и вскоре погиб (как показало вскрытие, от развившегося инфаркта миокарда).

Журнал «Юный натуралист» пишет: «Животные, как и люди, иногда испытывают глубокие психические потрясения. Вот что произошло однажды в Лондонском зоопарке с молодым кенгуру, привезенным из Австралии. Как‑то несколько зверят, его соседей, затеяли между собой драку. Забияки отделались легкими ранениями. А кенгуренок был мертв, хотя никакого участия в потасовке не принимал. Он сидел, забившись в угол. Его убил… страх. Чаще других животных жертвами подобной впечатлительности становятся зайцы».

А вот что сообщает журналист В. Песков о поведении лося в неволе: «Взрослого зверя приручить невозможно… Лось необычайно пуглив и, оказавшись в плену, почти всегда погибает от нервного шока…»

Еще более заметны взаимосвязи психики и физического состояния организма у человека. Отечественные и зарубежные этнографы, например, которые изучают быт и культуру племен, находящихся и в наше время на низком уровне развития, приводят факты скоропостижной смерти людей, нечаянно преступивших различные морально‑этические запреты: один – после того, как дотронулся до человека, на которого распространялось табу неприкасаемости; другой – от сознания, что нарушил религиозные табу, являющиеся по своей сути всего‑навсего предрассудками. Альберт Швейцер, например, описывает случай смерти молодого африканца после того, как, садясь в пирогу, тот случайно раздавил паука, считавшегося, по представлениям племени, его священным родственником.

Похоже, что имеющие хождения присказки о страхе вполне соответствуют истине: действительно, страх способен вызвать в организме физиологические изменения, приводящие и человека, и животных к гибели.

Наши чувства выработались в процессе эволюции прежде всего как сигнальная функция и как выражение отношения к меняющимся условиям окружающей среды, к самому себе. Среди большого разнообразия эмоций выделяют, в зависимости от окраски настроения, положительные и отрицательные, например, радость и печаль; а по характеру воздействия на организм – стенические и астенические. Первые сопровождаются повышением жизнедеятельности, общего тонуса, вторые – понижением этих процессов.

Положительные эмоции, как правило, не приносят ущерба организму. Зато некоторые отрицательные способны не только уменьшать эффективность деятельности человека и животных, вызывать болезненные состояния, но и угрожать самой жизни. В этой группе наших чувств особого внимания заслуживают беспокойство, тревога, испуг, страх, ужас, паника. Вызывая одну, почти стереотипную, реакцию организма – стресс, они являются причиной многих бед.

За миллионы лет развития и совершенствования живого мира сформировался определенный психофизиологический механизм защитной реакции, включающийся, когда возникает угроза существованию организма и нужно быстро мобилизовать его энергетические ресурсы, когда должна быть мгновенно осуществлена готовность к борьбе или бегству от опасности. Эта реакция получила название «стресс», что в переводе с английского означает «напряжение» – напряжение всех внутренних систем и функций, способствующих усиленной деятельности организма для преодоления трудных и опасных условий. Соответственно этому факторы, вызывающие стресс, в научной литературе называют стрессорами.

Различают физические и психические стрессоры, которые в реальной жизни действуют как в «чистом» виде, так и в сочетании. К первым относят, например, действие резкого холода или жара, инфекционные заболевания, дефицит сна. Психические стрессоры значительно разнообразнее: признаки угрозы или опасности, условия изоляции, неудачи, монотонная работа, порождающая крайнюю умственную и физическую усталость, и многое другое. Но чаще всего в роли психического стрессора выступает страх. Ученые составили «шкалу страха», где боязливость и ужас р<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: