Руководство государственной службой




Доклад

Особенности государственной службы в США

 

Исполнители: студенты 2 ДОУА группы, В. Н. Кисарин, А. В. Баженов

 

Камышлов

Особенности государственной службы в США

Весьма динамично меняющиеся в современном мире социально-экономические условия ставят в XXI веке перед государством и его органами управления все новые задачи и цели, которые по своей сложности, масштабам, комплексности и т.д. трудно сопоставить с задачами государства в прошлом веке.

Как известно, государственное управление, служба в государственных, а также общественных организациях выступают в качестве разновидности социальной деятельности людей.

Своим возникновением государственная служба обязана государству, поскольку практически в одночасье с развитием последнего стала развиваться и служба, которая имела своим назначением реализацию функций и задач государства в самых различных сферах жизнедеятельности общества.

Специфика труда государственного чиновника, а именно то, что он не принимает непосредственного участия в создании материальных благ, однако способствует в непосредственной реализации государством собственных задач и функций обязывает государство материально обеспечивать государственного служащего.

В современном мире, в динамично меняющейся среде, субъекты государственного управления вынуждены не только пересматривать традиционные, устоявшиеся методы управления, но также и постоянно стремиться к повышению эффективности своей деятельности.

Актуальность темы данного реферата обусловлена тем, что, теоретический и практический опыт формирования эффективной системы государственного управления представляет значительный интерес для развивающихся стран, все ещё находящихся на пути административных реформ.

Нормативная правовая база государственной службы США

Правовые основы современной системы государственной службы были заложены в США ещё более века назад, с тех пор, когда в 1883 году был принят закон о гражданской службе, который название Закона Пендлтона.

Данным документом предусматривалось для претендентов на государственные должности:

· проведение открытых конкурсных экзаменов;

· запрет увольнения государственных служащих по политическим мотивам;

· политический «нейтралитет» государственных чиновников.

Правовое регулирование государственного управления в дальнейшем строилось по принципу «разделения политики и управления», сформулированном президентом Соединенных Штатов Америки, профессором Вильсоном. Его концепция гласила о том, что смена политического руководства не может оказывать влияние на деятельность управленческого аппарата. Последний, в свою очередь, должен компетентно и оперативно претворять в жизнь решения любой группы «народных избранников».

Президент Вильсон также призывал государственных служащих учиться искусству управления у представителей бизнеса. Значительное влияние на формирование американской системы государственного управления оказал так называемый тейлоризм - популярная в те годы доктрина научного управления.

В 1939 году был принят закон, который регламентировал политическую активность государственных чиновников - так называемый Закон Хэтча.

В следующем году приняты были: «Закон о жаловании федеральных государственных служащих» (в 1945 году), «Закон о классификации должностей федеральной службы» (1949 г.).

В наши дни американская государственная служба регламентируется огромным количеством нормативных правовых актов, которые инкорпорированы в титуле 5 Свода законов Соединенных Штатов Америки.

В данном документе применяются два основных термина, таких как «гражданская служба» и «государственная служба», однако приоритет принадлежит именно термину «государственная служба».

Закон о реформировании государственной службы в США разработан был администрацией президента Картера, а затем принят Конгрессом в 1978 году. Согласно данному нормативно-правовому акту суть государственной политики заключается в том, чтобы обеспечить народ США добросовестными, компетентными и эффективными служащими, которые отражали бы разнообразие нации и улучшали, при этом, качество системы государственного управления. Управление федеральными кадрами, согласно данному Закону, с тех пор осуществляется согласно принципам «системы заслуг».

В США кроме федеральной системы государственного управления существует также система, состоящая из органов управления 50 отдельных штатов и одного федерального округа. Кроме того, имеют место аппараты органов местного самоуправления.

В Соединенных Штатах Америки федеральным государственным служащим считается любой служащий, оплата труда которого происходит из средств федерального бюджета. В основе организации федеральной государственной службы лежат три сегмента служащих: «конкурсные», «патронажные», а также «исключительные».

К «конкурсному» сегменту принадлежат лица, которые поступили на службу и продвигаются по ней согласно принципу «системы заслуг». Набор на соответствующие должности осуществляется в двух основных формах - «открытой» (для должностей конкурсной службы), а также «закрытой» (для служб лесного хозяйства, медицины, а также целого ряда других государственных агентств, департаментов и ведомств). В случае открытого набора соответствующий пост может занять любое лицо, при условии сдачи специального экзамена. В случае закрытой формы, то, в основном, лишь в ходе карьерного роста в данной системе.

Ко второй категории следует отнести служащих, назначаемых на соответствующие должности непосредственно Президентом:

· единолично (советники и помощники Президента);

· в соответствии с согласием и советом Сената (верхней палаты Конгресса США);

· доверенные лица, занимающиеся организацией работы глав федеральных органов исполнительной власти (секретари министерств, советники, и т.п.).

К категории исключительных» принадлежат лица с особым статусом, которые выходят за рамки действия закона США о государственной службе (ЦРУ, ФБР, представительства Соединенных Штатов Америки в международных организациях, Госдепартамент и т.д.).

На службу в «закрытых органах», а также конкурсную службу не принимаются иностранцы. Исключение составляют низшие должности в отдельных ведомствах и только лишь в ряде случаев.

Законодательство США выделяет следующие группы государственных служащих:

· карьерные служащие, которые продвигаются по службе согласно «системе заслуг»;

· которые нанимаются на определенный срок (в основном, до 3 лет);

· которые нанимаются на службу на срок действия чрезвычайных обстоятельств (однако не более чем на 1,5 года);

· служащие на резервируемых должностях;

· служащие, которые занимают, в основном «патронажные» должности (не карьерные служащие).

В соответствии с § 3132 титула 5 Свода законов Соединенных Штатов Америки к высшему руководящему составу относятся служащие:

· которые руководят различными ведомствами и структурными подразделениями органов исполнительной власти;

· ответственные за осуществление определенных проектов или программ;

· координирующие, контролирующие или оценивающие осуществление задач, которые стоят перед органами исполнительной власти;

· координаторы государственных служащих, которые не принадлежат к числу персональных помощников.

Согласно законодательству США испытательный срок не может превышать 1 год. По окончанию испытательного срока государственный служащий зачисляют в штат соответствующего ведомства или министерства.

В качестве веского основания для повышения в должности может послужить также и успешная аттестация. Кроме этого, немалое значение для карьерного роста имеет прохождение специализированных учебных программ, которые разрабатываются при помощи Управления по делам государственной службы.

Помимо всего прочего, государственным служащим, в основном, высшего ранга раз в 10 лет может предоставляться академический отпуск с целью проведения научных исследований, а также повышения квалификации. Данный отпуск может быть продолжительностью до 11 месяцев, а должностной оклад, при этом, сохраняется.

 

Принцип «системы заслуг»

Продвижение по служебной лестнице государственных служащих реализуется согласно «системе заслуг».

Данная система характеризуется такими критериями:

· набор государственных служащих осуществляется из числа квалифицированных лиц, желательно из самых различных слоев общества; продвижение по службе и отбор кандидатов осуществляются лишь при учете выявленных способностей и профессиональной подготовки, посредством проведения открытого и справедливого конкурса, обеспечивающего равные возможности всем кандидатам;

· ко всем претендентам на занятие должности и служащим, вне зависимости от их вероисповедания, политической принадлежности, национального признака, семейного положения, пола, физических недостатков или возраста, должно проявляться беспристрастное и справедливое отношение, при полном уважении к их конституционным правам и частной жизни;

· необходимо обеспечение равной оплаты за равный объем работы; что касается высококачественной и высококвалифицированной работы, то должны предусматриваться соответствующие поощрения и стимулы;

· все государственные служащие должны соответствовать высоким требованиям профессионального поведения, а также постоянно заботиться об интересах общества и защищать их;

· трудовые ресурсы должны использоваться эффективно и производительно;

· от результатов деятельности государственных служащих будет зависеть сохранение их должностей; деятельность, которая не соответствует принятым требованиям, необходимым образом должна быть скорректирована; необходимо выявлять служащих, не желающих или не способных к улучшению качества своей работы;

· необходимо обеспечивать эффективную подготовку и обучение служащих при условии, что такая подготовка и обучение своей целью имеют лучшую организацию профессиональной деятельности;

· служащие органов государственной власти должны быть надежно защищены от произвола, принуждения к осуществлению партийно-политических целей, протекционизма и т.д. Категорически запрещается служащим использовать свое влияние или служебное положение для вмешательства в ход избирательных кампаний и т.д.;

· государственные служащие в США должны быть надежно защищены от преследований за законное оглашение информации (пар. 3301 титула 5 Свода законов США).

 

Руководство государственной службой

В качестве специализированных органов по управлению государственной службой в США выступают: Совет по вопросам "системы заслуг", Управление по делам государственной службы, Специальная комиссия во главе Управления по делам государственной службы.

Согласно законодательству США, директор управления наделяется такими полномочиями:

· обеспечение единообразия, точности, а также справедливости в организации деятельности управления;

· имеет право назначать на должности в аппарате Управления;

· руководит деятельностью Управления, осуществляет контроль над деятельностью подчиненных, распределяет обязанности между структурными подразделениями и служащими управления, руководит организацией деятельности управления;

· осуществляет руководство подготовкой бюджетных запросов Управления, а также распоряжается средствами;

· осуществляет, реализацию и исполнение:

а) требований и правил гражданской службы, которые устанавливаются президентом, а также самим управлением;

б) иных обязанностей управления, которые включают в себя также вопросы отставок по возрасту и квалификации служащих, кроме вопросов, которые относятся к компетенции специального совета и Совета по вопросам "системы заслуг";

· осуществляет контроль над исполнением законодательства о гражданской службе;

· оказывает содействие Президенту в подготовке таких правил гражданской службы, которые могут быть затребованы им, а также осуществляет консультирование главы государства по вопросам совершенствования гражданской службы».

В состав Совета по вопросам защиты "системы заслуг" входят три участника, которые назначаются Президентом по совету и с согласия Сената на срок 7 лет. Не более двух членов Совета могут принадлежать к одной и той же политической партии.

Совет принимает решения по вопросам "системы заслуг", по вопросам организации государственной службы, а также запрещенной кадровой практики, рассматривает разнообразные жалобы. Решения Совета обязательно для исполнения всеми органами исполнительной власти и государственными служащими.

Совет инициирует специальные расследования и ежегодно, докладывая Президенту и Конгрессу о необходимых мерах по устранению запрещенной кадровой практики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: