Город Гродно — гравюра Томаша Маковского. 1600 год




 

Ворота у Нового замка

Въездные ворота в Новый замок с колоннами, пилоны которых венчают скульптуры мифических существ – сфинксов с пухлыми пути, были построены после 1750 года. Это – единственный нетронутый и оригинальный элемент замка, не тронутый войной. В 1952 году замок был перестроен и восстановлен архитектором В. Вараксиным в другом, классическом стиле, но ворота сохранили свой оригинальный вид. О воротах сохранилось множество легенд. Реестр мифов можно объединить. На первый план выходят ужасы: мол, на женщинах-чудовищах сидят не съеденные ими младенцы (что явилось первопричиной такого зверства, неизвестно). На втором плане — гибридизация скульптур с историческими лицами, а также байка о Боне Сфорца - королеве, которая якобы топила своих незаконнорожденных детей в реке Нерис неподалеку от Вильнюса, а один ребенок спасся, схватившись ручонкой за ее волосы (кто и за что наделил прекрасную миланку, умницу и отличную мать таким сумасшествием, тоже неизвестно). Некоторым исследователям в лицах сфинксов чудятся черты короля Августа III и его жены Марии, хотя версия отпадает при первом же взгляде на портреты этих людей. Выдвинута и такая гипотеза: на пилонах изображена русская императрица Анна Иоановна, при содействии которой Август III стал королем Речи Посполитой. Случается, что ворота Гродненского Нового королевского замка сравнивают с воротами дворца магната Браницкого в Белостоке, случается — с воротами королевского комплекса в Версале, хотя между ними нет никакого сходства. Взглянув на ворота, любой знаток архитектуры сразу скажет: «Типичное рококо, переход плавных форм греческого эстетического идеала в древнеримские триумфальные врата-арки. Женщины с телами львиц — образы богини любви Венеры, именно так изображалась у древних греков эта «кочующая мифема», дети. Пилоны — символ мощи, в данном случае — исключительно мужской». Да, всё это в целом посвящено не женщинам, а мужчине. Причем одному. Кому? Догадаться не трудно. Решение о строительстве в Гродно Нового королевского замка было принято королем Августом Сильным, хотя оно началось при Августе Толстом, его сыне, следующем короле Речи Посполитой. Львицы-венеры с младенцами на спинах, вероятнее всего — Анна Дюваль, француженка из третьего сословия. С ней у Августа Сильного случилась особая любовь, после которой осталась дочь, в будущем — знаменитая Анна Ожельская. Король не видел ее даже в младенчестве, но, встретив на склоне лет, был поражен, как она похожа на свою мать, и пристроил ко двору. Похоже, на воротах Нового королевского замка в Гродно именно маленькая Анна Ожельская вплетает в прическу матери, Анны Дюваль, голубую королевскую ленту. Но, по большому счету, таковым может быть любой младенец, родившийся от короля, и любая его пассия. Иного не дано. Впрочем, не в этом дело. Известно, что Август Толстый, главный заказчик Нового королевского замка-дворца в Гродно, в высшей степени почитал своего отца. Посвятить замковые триумфальные арки-ворота кому-либо другому он не мог по определению. Самым верным подтверждением этому факту служит то, чем Август Сильный более всего прославился в истории. Символы его геркулесовых мужских возможностей выставлены тут же, около ворот перед пилонами.

сокращенный вариант

Въездные ворота в Новый замок с колоннами, пилоны которых венчают скульптуры мифических существ – сфинксов - были построены после 1750 года. Это – единственный оригинальный элемент замка, не тронутый войной. О воротах сохранилось множество легенд. Одни считают, что на женщинах-чудовищах сидят не съеденные ими младенцы, другие говорят о Боне Сфорце - королеве, которая якобы топила своих незаконнорожденных детей в реке Нерис неподалеку от Вильнюса, одному из которых удалось спастись, схватившись ручонкой за волосы матери. Некоторым исследователям в лицах сфинксов чудятся черты короля Августа III и его жены Марии. Случается, что ворота Гродненского Нового королевского замка сравнивают с воротами королевского комплекса в Версале, хотя между ними нет никакого сходства. Но наиболее правдоподобной является версия, связанная с инициатором постройки ворот - Августом Сильным. Львицы-венеры с младенцами на спинах, вероятнее всего — Анна Дюваль, француженка из третьего сословия, с которой у короля случилась особая любовь, после которой осталась дочь, в будущем — знаменитая Анна Ожельская. Король не видел ее даже в младенчестве, но, встретив на склоне лет, был поражен тем, как девушка похожа на свою мать, поэтому и пристроил ее ко двору. Известно, что Август Толстый, главный заказчик Нового королевского замка-дворца в Гродно, в высшей степени почитал своего отца. Посвятить замковые триумфальные арки-ворота кому-либо другому он не мог. Самым верным подтверждением этому факту служит то, чем Август Сильный более всего прославился в истории. Символы его геркулесовых мужских возможностей выставлены тут же, около ворот перед пилонами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: