среднего специального образования




Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего специального образования

"Колледж права и предпринимательства"

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема «Роль малого бизнеса в развитии экономики страны»

 

Выполнил:

Эхаев М. А студент2 курса 19-ЭК-9

Преподаватель: Дайсаева Л.С.

 

Грозный,2021г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Малый бизнес в современной рыночной экономике……………….5

1.1 Понятие малого бизнеса…………………………………………………...

1.2 Значение и задачи малого предприятия………………………………….. 9

Глава 2 Особенности малого бизнеса……………………………………….. 12

2.1 зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………………. 12

2.2 Малый бизнес в РФ..................................................................................... 16

2.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства…… 19

Глава 3 Стимулирование развития малого предпринимательства. 23

Заключение…………………………………………………………………. 27

Список использованных источников………………………28

Приложения…………………………………………………………………………29

 

Введение

В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины, которые мешают развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно способствовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Опыт развитых стран показывает, что малое и среднее предпринимательство играет исключительно важную роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

- изучить и описать отличительные черты малых предприятий;

- выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны;

- выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике России и зарубежных стран;

- изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.

Перечень ключевых слов: малое предприятие, малый бизнес, предпринимательство, государственная поддержка, кредитование, развитие экономики.

 

 

Глава 1 Малый бизнес в современной рыночной экономике

1.1 Понятие малого бизнеса

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предприниматель­ская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определен­ных установленных законами, государственными органами или другими представи­тельными организациями критериях [1, cтр. 513].

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические орга­низации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные [1, cтр.513].

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса осно­вывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономи­ки). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с за­нятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым обо­ротом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пище­вой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответ­ствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мел­кие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на се­бя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без при­влечения кредитных средств [9, стр.32].

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе уста­новлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годо­вой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работни­ков все предприятия в США делятся на:

- наименьшие -1-24 занятых;

- малые - 25 - 99 занятых;

- промежуточные - 100 - 499 занятых;

- крупные - 500 - 999 занятых;

- крупнейшие - 1000 и более занятых [13, стр.18].

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и от­раслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в дру­гих - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собст­венниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках [13, стр. 23].

В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица[1, cтр.513].

Потенциал малого бизнеса Малый бизнес обладает большим потенциалом не только для развития экономик, но и общества в целом. Его способность эффективно использовать ресурсы, а также стремление к оптимизации расходов, дает возможность установить экономическую пропорциональность. Малое предприятие избегает лишних трат, не держит избытков ресурсов, в том числе трудовых. Все это ведет к рационализации методов ведения хозяйства. По своей сути малый бизнес антимонополен. Причиной этому служат требования, относящие предприятия к данной категории. Формируется справедливая конкуренция, происходит развитие рыночных отношений. Влияние распространяется на макроэкономику, приводя в баланс объем предложения и спроса. Малый бизнес важен для регионального развития. Он формирует базу регионального экономического становления. Налоговые поступления забирает себе местный бюджет, что позволяет распространять положительный социальный эффект на регион. Малый бизнес заинтересован в сотрудничестве с местными властями, так как это приносит взаимную выгоду. Основные сложности, с которыми сталкиваются предприятия, на пути своего становления и развития решаются именно на местном уровне. Малый бизнес определяет социально-трудовой, инновационный, инвестиционный, финансовый, производственный потенциал региона. Социально-трудовой потенциал выражается в темпе прироста численности работников, заработной платы, а также в доле работников малых предприятий, в доле затрат на оплату труда. Инновационные потенциал рассчитывается из совокупности темпов прироста предприятий, удельного веса в экономике страны, темпа прироста реализации инновационной продукции, ее доли в структуре производства. Инвестиционный потенциал представляет собой сумму общего объема инвестиций, доли инвестиций сектора малых предприятий, отношения между совокупной прибылью. Расчет показателей ведется по отраслям, далее проводится корректировка, с помощью которой формируется усредненный результат по региону. Замечание 2
Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/ekonomika/suschnost_ponyatie_i_rol_malogo_biznesa_v_ekonomike/.

1.2 Значение и задачи малого предприятия

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Малое предпринимательство, оперативно реагирующее на изменение конъектуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого и среднего бизнеса несёт в себе множество перспектив:

  • - увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • - рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • - создание новых рабочих мест с относительно низкими затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • - подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • - ликвидация монополии производителей, создания конкурентной среды;
  • - улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и “жизненный цикл” малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.

Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают то под высокие проценты, что приводит к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом, как в частности изучение спроса на свою продукцию, так и проведение рекламных кампаний. Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет имитирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное имитирование.

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

  • - созданию новых рабочих мест;
  • - внедрению новых товаров и услуг;
  • - удовлетворению нужд крупных предприятий;
  • - обеспечению специализированными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.

Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.

Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.

Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.

Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

Основные критерии принадлежности к малому бизнесу

Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице 1.1

В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого бизнеса. В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре основных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:

  • 1. Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже.
  • 2. Валюта баланса не более 2,5 млн евро.
  • 3. Выручка от реализации не более 5 млн евро.
  • 4. Среднее число занятых не более 50 человек.

Для отнесения организации к субъектам малого предпринимательства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев.

Большинство стран Европейского союза уже приняли соответствующие законы, которыми распространили действие Четвертой директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих стран, отклонения от этих показателей несущественны).

Те же самые критерии установлены в Великобритании и Австралии. Исключения составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В этих странах критерии отнесения к малым предприятиям следующие:

  • 1. Выручка от продаж менее 25 млн долл. США.
  • 2. Предприятие зарегистрировано в США или Канаде.
  • 3. Предприятие не является инвестиционной компанией.
  • 4. Имеется дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании.

Как видно из приведенных данных, Россия является единственной из рассматриваемых стран, где отсутствуют стоимостные критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Отсутствие такого критерия можно считать пробелом нашего законодательства. В то же время дифференциация количества работников в зависимости от вида деятельности организации вполне оправдана. Например, выручка от продаж организации оптовой торговли с пятью работниками может в несколько десятков и даже сотен раз превышать оборот организации, оказывающей бытовые услуги населению, с тем же числом сотрудников.

Глава 2 Особенности малого бизнеса

Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом. Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости. При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

 

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта [10, стр.45]

2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса

Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. [6, стр.128]

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл. 2.1.

Таблица 1

 
Страны Кол-во МСП (тыс.) Кол-во МСП на 1000жителей Занято в МСП (млн. чел) Доля МСП в общей численности занятых (%) Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания     13.6   50-53
Германия     18.5   50-52
Италия     16.8   57-60
Франция     15.2   55-62
Страны ЕС         63-67
США   74.2 70.2   50-52
Япония   49.6 39.5   52-55
Россия   5.65 8.3   10-11

 

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых – в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

2.2 Малый бизнес в РФ

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубоко и качественного развития. Данные по изменению количества малых предприятий в 1999 – 2006 годах приведены на рис. 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 - Количество малых предприятий на 100 000 жителей в РФ

в период с 1999 по 2006 гг.

Как видно из приведенной диаграммы, до 2001 года наблюдалось снижение количества малых предприятий, и с 2002 года наблюдается устойчивый рост их числа, связанный со стабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственных программ по развитию малого бизнеса.

В 1995-2005 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического отдела управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Снизилась максимальная численность работников малого предприятия. Данные по количеству малых предприятий в целом по РФ и по регионам даны в приложении А. Как видно из приведенной таблицы, число малых предприятий, в период с 2002 по 2006 год, за исключением некоторых регионов, неуклонно растет. Как и следовало ожидать, распределение количества малых предприятий по территории РФ чрезвычайно неравномерное, это связано с особенностями экономического и географического положения регионов. Также наблюдается неравномерность в темпах развития, увеличения количества малых предприятий. Во многих регионах, при общей тенденции к увеличению количества малых предприятий, наблюдается снижение их количества.

В целом, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Эти данные приведены в приложении Б. Хотя во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.

Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых предприятий по отраслям экономики в России, приведенное на рис. 2.2, то можно увидеть, что малый бизнес в первую очередь стремиться в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30%), а это – торговля и общественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.

Рисунок 2.2 - Распределение малых предприятий России по отраслям экономики

Как видно на приведенной диаграмме, практически половина предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.

В тоже время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.

Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характе­ристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль мало­го бизнеса как сектора экономики, определяя его экономи­ческую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества мало­го бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.

2.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства

Начиная с момента зарождения малое предпринимательство сформировалось как самостоятельная сфера экономики, обрело правовой статус, заявило о своих правах, возможностях и насущных потребностях. Однако, несмотря на осознание государством той важной роли, которую малое предпринимательство играет в социально-экономическом развитии и стабилизации общества, проблемы, проявившиеся в самом начале становления малого предпринимательства, остаются, в основном, нерешёнными до сих пор.

Разработка и обоснование комплекса мер, направленных на преодоление негативного влияния явлений, препятствующих эффективному развитию малого и среднего предпринимательства, на базе существующих объективных предпосылок и вызовов времени, является главной целью концепции, разработанной по поручению Президента Российской Федерации при участии представителей государственных органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также представителей организаций негосударственного сектора, участвующих в реализации мероприятий по поддержке малого предпринимательства (далее - Концепция).

Настоящая концепция базируется на признании малого предпринимательства сферой экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Исходя из этого, целью государственной пол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: