Модель взаимодействия учреждений дополнительного и специального образования, как фактор успешности в продвижении инклюзивных процессов




Фесько Светлана Владимировна,

директор ГУО «Октябрьский

районный центр творчества

детей и молодежи»

Не так давно, я тоже, пусть неосознанно, но всё равно делила мир на людей «полноценных» и «инвалидов». Сейчас я понимаю, что это абсурдно. Я приведу жесткий, но жизненный пример: если кто-то из наших близких, не дай Бог, попадет в беду, и его физические возможности окажутся ограничены, станет ли он для нас другим человеком? Перейдет ли он в ту, другую половину мира? А ведь именно с этой мыслью живет большинство из нас – с мыслью о том, что инвалиды – это люди с другой планеты. Но мир не делится на больных и здоровых, он делится на слабых и сильных, добрых и злых, честных и не очень.

А ведь на самом деле, судьба открывает нам много путей, как камень на распутье в любимой сказке из детства: «Направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдёшь – счастье найдёшь…». Когда мы врываемся во взрослую жизнь, символичный камень, так или иначе, встречается на пути у каждого. Мы делаем свой выбор в силу многих причин, будь-то жизненные обстоятельства, способности человека, но нельзя не сказать, что главный выбор мы делаем сердцем - сердцем мы выбираем профессию, и только тогда человек счастлив, когда этот выбор правильный, когда не расчет и холодное сознание правит нами, а искра, которая горит внутри нас.

Получается, что наше с вами предназначение – служение детям – будущему нашего общества.

На территории Октябрьского района проживает 2752 детского населения. 983 ребёнка состоит на учёте по неинфекционным заболеваниям, в том числе 159 детей с инвалидностью.

Поэтому на педагогическом совете было принято решение о создании инновационного проекта «Внедрение модели взаимодействия специального образования и дополнительного образования по развитию инклюзивного образования», его реализация предусмотрена в период с 2015 по 2018 годы.

Актуальность данного проекта подтверждается готовностью типично развивающихся детей, педагогов дополнительного образования сотрудничать со специалистами ЦКРОиР, а также их заинтересованность в получении дополнительной информации о проблемах детей и молодежи с ТМНР, на практике оказывать помощь указанной категории детей.

Внедрение инклюзивного образования в центре началось с подготовки педагогического коллектива. Немножко помогло то, что работа нашего учреждения с детьми инвалидами началась уже с 2009 года. Была разработана система мероприятий, формирующая толерантное отношение к «особым» детям, развивающая лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Обучение педагогов проходило через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, консультации, через комплекс методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов: участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации. Наиболее значимыми из них были:

– участие в 2016 году в Международной конференции «Инклюзивные процессы в образовании» г.Минск, где принимали участие международные эксперты в области продвижения идей инклюзии, ученые, занимающиеся разработкой проблем такого образования, специалисты, осуществляющие подготовку педагогических кадров, педагоги практики. Там мы уже делились пусть и не большим, но своим личным опытом, методической работой с особенными детьми.

Вместе обсуждали широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность инклюзивных процессов в образовании. Поэтому конференция стала не просто встречей широкой аудитории, а эффективной площадкой обучения, повышения квалификации и обмена опытом специалистов разного уровня.

– в этом же году в рамках программы профессиональной мобильности «Современные тенденции развития инклюзивного образования в странах Европы. Опыт Германии и Польши» педагог- психолог коррекционного центра посетила Академию специальной педагогики им. Марии Гжегожевской г.Варшава, где приняла участие в работе семинаров «Образование лиц с особенностями психофизического развития в Республике Польша». Во время визита в город Берлин участники посетили Университет имени Гумбольда, где приняли участие в семинарах «Развитие системы инклюзивного образования в Германии», «Инклюзивные методы образования: обучение-трудоустройство-адаптация».

Итоги поездки мы обсудили на методическом объединении участников инновационного проекта. И еще раз убедились в том, что инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития включаться в социальную жизнь общества, что помогает им и членам их семей разорвать замкнутый круг общения.

Говорят: «Счастье - это когда тебя понимают». В данном случае я считаю себя счастливым человеком, потому что меня всегда окружают неравнодушные, творческие, инициативные педагоги.

Самые главные участники инклюзивного обучения – здоровые дети и дети с особенностями в развитии. Поначалу нас тревожило, как же наши дети воспримут, что с ними будут заниматься дети инвалиды. Мы думали, что они будут позитивны и свободны от взрослых комплексов и предрассудков, и, тем не менее, нас поразила недетская степень адекватности, мудрости, доброты и уважения.
Ведь далеко не всегда удается найти правильные слова, чтобы выразить свое отношение к тем, кто... не такой как все.

Ответы детей придали нам полной уверенности в том, что мы на правильном пути. В работу данного проекта мы включили 8 ребят с особенностями в развитии, которые стали заниматься в объединениях декоративно-прикладного и художественного направлений. И перед нами стала задача – показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с особенностями в развитии нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

С первых дней мы активно включились в работу, консультировались друг у друга, обменивались мнениями, придумывали, чем мы можем помочь нашим детям. Словом, старались объединить ребят, создать хорошую атмосферу для общения, дружбы, чтобы они не оставались со своими проблемами наедине.

Ни о каком разделении речи не было, это были просто дети, веселые, шумные, просто кто-то на колясках...

Мы увидели, что существенных трудностей по вхождению детей с особенностями развития в детскую среду не возникло. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим детям, соответственно и обратное отношение тоже как к равным. За всё время работы не было отмечено ни одного существенного конфликта между детьми. На занятиях декоративно-прикладного направления учащиеся выполняют различные виды работ: аппликации, лепка, конструирование, плетение и многое другое. Используя различные техники изготовления экспонатов, ребята воспроизводят объекты окружающей действительности в измененном масштабе по схемам, чертежам и эскизам.

Каждому ребенку предоставляется возможность реализовать свои творческие способности, работать как индивидуально, так и в коллективе типично развивающихся сверстников, приобрести полезные навыки, которые пригодятся им в дальнейшем. Дети узнают много интересного и познавательного, учатся своими руками творить прекрасное.

Ежегодно в центрах проходят выставки работ учащихся. И они стали традиционной формой творческого отчета. Представленные работы очень разные и по тематике, и по технике исполнения. Именно такие выставки дают возможность в полной мере представить результаты работы детей, достигаемые в процессе их творчества, направляемого и корректируемого педагогами. Выставки, созданные по итогам полугодия, реально позволили увидеть, как постепенно совершенствуются навыки и умения «особенных» детей.

Ведь, трудиться, создавать продукты и творить плоды особенные люди умеют зачастую получше самых здоровых. Написанные ртом картины, связанные ногами ковры, созданные сайты, изданные книги… Примеров миллионы. Конечно, они не стоят у станка и не добывают нефть. Но их труд не менее созидателен. И они опровергают всяческие словари и ярлыки, оставаясь трудоспособными. Это и есть пример мира равных возможностей, только пока маленького, на отдельно взятых праздниках и выставках.

«Дорогою добра» – так называется воспитательная программа, по которой работают педагогические коллективы центров. Как известно, «дарящие от души добро - счастливее добро принимающих. Эту аксиому наши дети усвоили прочно.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами каждый захочет разговаривать. Воспитательная работа проходит через все направления работы центра, но особая роль в ней отводится массовым мероприятиям.
Так, на протяжении года учащиеся центра творчества подготовили и провели для детей инвалидов ряд мероприятий. Самыми запоминающимися из которых стали конкурсно-игровая программа «Путешествие в Смехоленд», веселые старты, игровые программы. При подготовке учитывались возрастные и психофизические особенности ребят, были включены конкурсы, игровые ситуации посильные для восприятия.

Особое место в нашей работе занимает и театральная деятельность. Ставятся кукольные спектакли, музыкально-литературные композиции, инсценировки.
Мероприятия, в целом, проходят содержательно, интересно и направлены на формирование атмосферы дружбы, уважения, взаимопонимания и поддержки, оказывают положительное влияние на весь коллектив детей. Особенные дети с интересом проводят досуг в окружении ровесников и опытных педагогов.

К сожалению, мы не можем изменить физическое состояние человека, вынужденного жить с болезнью. Но добавить в его маленький мир ярких красок в наших силах.

Вы со мной согласитесь, что родители – главные воспитатели ребёнка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности ребёнка. Система воспитательной работы центра складывается на основе взаимодействия центра, родителей и педагогов.

Кроме основных форм работы с законными представителями: консультационные услуги, родительские собрания и индивидуальные беседы, педагоги центров применяют и нетрадиционные эффективные формы взаимодействия с детьми и их законными представителями. Например, такие как: родительский клуб «Надежда», семейная гостиная «Нам хорошо, когда мы вместе».

Мы благодарны нашим мамам, которые активно участвуют в жизни учреждений и не пропускают ни одного проводимого нами мероприятия. Все они стараются, чтобы наши дети получали положительные эмоции, ощущали себя равными среди равных, могли проявить себя творчески.

Ведь мы понимаем, что семья и центр - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии педагогов и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

Так же организовываем встречи с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Есть неравнодушные к проблемам инвалидов люди, предприятия, организации, учреждения, которые активно участвуют в судьбе наших ребят. Много лет нашими верными помощниками являются Октябрьский РОВД, районное потребительское общество.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

На протяжении реализации проекта осуществлялась его трансляция на страницах «Настаўніцкай газеты», «Чырвонага Кастрычніка».

Обобщен опыт работы педагога дополнительного образования Вежновец Н.В. по теме «Социально-педагогическая поддержка детей с ТМНР посредством занятий в объединении по интересам «Волшебный клубок», который был отмечен дипломом первой степени на областном этапе республиканского конкурса методических материалов.

На областном этапе VII республиканской выставки научно- методической литературы и педагогического опыта учащейся молодежи методическая разработка педагогов центра творчества по теме «Свой мир мы строим сами» отмечена дипломом II степени.

Проведена информационная компания среди населения по формированию толерантного отношения к особенным детям, распространена информация о реализации данного проекта через интернет-пространство, изготовление буклетов, стендов, визиток. Во время проведения практических занятий ребята изготовили промопродукцию и распространили 2500 единиц среди жителей поселка.

Мы надеемся, что общение «особенного» ребёнка со сверстниками и «миром здоровых» детей станет наглядным примером счастливой и успешной жизни.

Только в условиях совместного планирования деятельности, равноправного сотрудничества, тесной взаимосвязи, регулярного обсуждения результатов и единства требований специалистов коррекционного центра и педагогов центра творчества возможна такая организация обучения «особенных» детей, когда комфортно чувствуют себя и учащиеся, и педагоги, когда ребенок с особенностями получает возможность учиться в соответствии со своими возможностями, а окружающие приобретают умение жить в обществе, которое состоит из людей с разными взглядами, разными способностями.

Ведь «особенные» дети не оправдывают себя и свое существование, не обвиняют окружающих и даже не доказывают свою полноценность, они просто живут.

Нам бы очень хотелось, чтобы все люди были здоровы и счастливы. Чтобы больных детей было как можно меньше, а дети с особенностями поверили в себя и стали счастливее. Пусть все будут добрыми и внимательными друг к другу и к окружающим. Помните, дети-инвалиды — это тоже дети, только более ранимые, более чувствительные, более внимательные и доброжелательные.

Хочется верить, что спустя десять лет, когда прозвенит последний звонок, ту искорку в сердце, зажженную педагогами, наши дети пронесут через всю свою жизнь, а из маленькой искорки разгорится большое пламя. Когда перед ними встанет выбор, как перед тем сказочным камнем, я верю – этот выбор будет правильным.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: