Феномен успеха напрямую связан с одной из основополагающих идей А.Адлера – идеей фиктивного финализма.
Финальные цели жизни создают стимульную основу человеческой активности. Эта финальная цель может быть фикцией, то есть недостижимым идеалом, но тем не менее является реальным стимулом человеческой жизнедеятельности. Еще одно понятие А.Адлера тесно связано с понятием успех – стремление к превосходству.
Это стремление ведет человека на все более высокие стадии развития, к совершенству, при этом здоровое стремление к превосходству имеет социальный контекст.
Только тот человек будет чувствовать себя успешным, который действует в резонансе с обществом. Помогает человеку в этом его «Креативное Я». «Креативное» Я придает смысл жизни: оно создает цель и средства ее достижения. «Креативное Я» – активное начало человеческой жизни, позволяющее человеку быть хозяином своей судьбы и строителей собственной жизни.
Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него.
Основной мотив исследований Адлера — характер взаимодействия людей в социуме. Фактически Адлер стоит у истоков социального направления в психологии вообще и в психоаналитических исследованиях в частности. И кроме того, его работы могут считаться предвестником таких направлений, как эго-психология и гуманистическая психология.
Адлер в своих исследованиях рассматривал индивидуума как единое целое, и обязательно в связи с социумом, в процессе взаимодействия с ним. Основной движущей силой человеческой жизни Адлер считал стремление к совершенству как преодоление комплекса неполноценности. Эту же цель преследует и стремление к власти в случае гиперкомпенсации комплекса неполноценности. При этом очень важную роль в жизни (и в развитии) человека, по представлениям Адлера, играет так называемая концепция жизненного стиля.
В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным. Индивид с «психопатологией» скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни.
В основе конструкции личности, по Адлеру, лежат семь принципов.
1) чувство неполноценности и компенсация,
2) стремление к превосходству,
3) стиль жизни,
4) социальный интерес,
5) творческое «Я»,
6) порядок рождения и
7) фикционный финализм.
Чувство неполноценности и компенсация, по Адлеру, могут быть связаны с недостаточным развитием какой-либо организменной системы, что приводит к гиперфункции другой системы (или органа), компенсирующей этот дефект. Кроме того, что особенно важно, компенсация реализуется и через психическую сферу, и тогда возможно появление на фоне комплекса неполноценности замещающего его комплекса сверхценности.
Комплекс неполноценности, как считал Адлер, возникает в детстве (часто в раннем) за счет неполноценности органов или из-за чрезмерной опеки либо отвержения со стороны родителей. Во всех подобных случаях возможно появление чувства психологической неполноценности и беспомощности. Как реакция на это при развитии ребенка в социуме у него может выработаться гиперкомпенсация, что приводит к формированию комплекса превосходства, выражающегося в высокомерном, эгоцентричном либо хвастливом поведении. Это невротическое проявление комплекса неполноценности, когда человек может чувствовать свою значимость только унижая других людей.
Стремление к превосходству, таким образом, является результатом компенсации чувства неполноценности. Адлер считал, что это стремление лежит в основе жизни и развития человека. Вообще это касается всего живого: развитие — путь к совершенству. На уровне человека эта способность приобретает двузначное содержание: деструктивное и конструктивное. В случае позитивного конструктивного направления стремление к превосходству вписывается в мотивы социума и носит общественно-полезный характер, способствуя благополучию и других индивидуумов. В случае же негативного деструктивного направления стремление к превосходству противостоит интересам общества и приводит к самоутверждению индивидуума за счет других людей.
Стиль жизни (или жизненный план) складывается в детстве, закрепляется в возрасте четырех-пяти лет и впоследствии практически не изменяется. Он определяет способ адаптации индивида в социуме, и формирование его в значительной степени зависит от используемого в детстве способа компенсации комплекса неполноценности. Это может быть уход от комплекса неполноценности в занятия искусством, наукой, спортом и т.д., в зависимости от социального интереса и психологических ценностей родителей или окружения, воспитывающего ребенка и способствующего созданию у него установки, связанной со стилем жизни (естественно, немалую роль при этом играют собственные способности и интересы ребенка).
Адлер выделяет четыре типа личности по характеру установок, связанных со стилями жизни. Это 1) управляющий тип, 2) берущий тип, 3) избегающий тип и 4) социально-полезный тип.
Управляющий тип — это самоуверенные активные люди, стремящиеся подчинить себе других. У них снижен социальный интерес и развита установка превосходства. Это — правонарушители, наркоманы и другие социально опасные элементы.
Берущий тип представлен социально-бесполезными людьми с паразитическими наклонностями и с низкой степенью активности.
Избегающий тип — это социально-бесполезные и безвредные люди с низким социальным интересом, уходящие от решения жизненных проблем.
Социально-полезный тип представлен социально-ориентированными людьми с высоким социальным интересом и высокой активностью, направленной на решение проблем общества и на пользу людям.
Социальный интерес — одна из основополагающих концепций Адлера в индивидуальной психологии. По Адлеру, социальный интерес у человека является в значительной степени врожденным, что подчеркивает его социальную природу. Однако, будучи врожденным, социальный интерес нуждается в осознанном развитии, в чем немалую роль играют родители и другие воспитатели ребенка.
Главную роль в воспитании у ребенка социального интереса, по Адлеру, играет мать, ее отношение к ребенку и остальным членам семьи. Вторую роль играет отец, его отношение к жене, работе и обществу, а также к детям как к равным. Третью роль в развитии социального интереса ребенка играют отношения между родителями — социальный интерес ребенка снижается в случае раздоров в семье и потере уважения к родителям.
Креативное (творческое) «Я» — это главный конструкт адлеровской личности, то, что формирует личность человека. И если стиль жизни и социальный интерес закладываются к 5 годам и определяются родительским программированием и генетическими задатками ребенка, то креативное «Я» взрослого человека, развиваясь на базе генетических задатков и родительского программирования, формируется и благодаря активному самовоспитанию человека.
Основные предположения Адлера могут быть выражены следующим образом.
1. Любое поведение происходит в социальном контексте. Человек рождается в некотором окружении и вступает в обоюдные отношения с ним.
2. Индивидуальная психология — это межличностная психология. Первостепенным является то, каким образом индивиды взаимодействуют с другими. Адлер придавал важное значение развитию восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо. Эти действия позднее были объединены в термине «социальный интерес».
3. В своих исследованиях адлерианцы основное внимание уделяют изучению личности в целом, образу ее действий на протяжении жизни. С точки зрения внешнего наблюдателя все частичные функции представляют собой функции, подчиненные целям и стилю жизни индивида.
4. Чтобы понять индивида, необходимо понимание его когнитивной организации и стиля жизни. Последняя концепция связана с убеждением, что развитие личности начинается на ранних этапах жизни, чтобы помочь ему организовать опыт, а также понимать, предсказывать и контролировать собственные переживания. Убеждения — это выводы, полученные в результате восприятий. Именно они в последующем определяют предпочтительный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является ни правильным, ни неправильным, а просто «очками», через которые личность видит свою жизнь. Поэтому главным средством понимания личности является скорее субъективность, а не так называемая объективная оценка.
5. Поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосрочными целями, присущими его стилю жизни. Стиль жизни остается относительно постоянным на протяжении жизни, убеждения же под влиянием психотерапии могут измениться.
6. Согласно концепции Адлера, не причины принуждают человека, то есть человека определяют не наследственность и окружение. Люди идут к целям, которые они сами выбрали, целямкоторые дадут им место в этом мире и сохранят самоуважение. Жизнь является динамичным стремлением. Жизнь человеческой души — это не «существование», а «становление».
8. На протяжении жизни индивид сталкивается с альтернативами. Он может выбрать цели полезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя бесполезной стороне жизни. Он может выбрать быть целенаправленным образом или может, как это делают невротики, заботиться о себе и о своем превосходстве, оберегая свое чувство личной значимости от угроз.
9. Чувства невротика проистекает из убеждения, что жизнь и люди враждебны, а он неполноценен. В результате он отстраняется от прямого решения проблем и пытается достичь личного превосходства при помощи средств, защищающих его самооценку: сверхкомпенсации, надевания маски, путем отказа стремления браться только за те задачи, где исход обещает быть успешным.
10. Жизнь бросает нам вызов в виде жизненных задач. Адлер явно назвал три из них и упоминал и другие, не давая им специального названия. Первоначальными тремя задачами были задачи, связанные с обществом, работой и полом. Первую мы уже упоминали. Вторая: поскольку мы представлены двумя полами, то мы также должны определить наши половые роли, частично на основе культурных определений и стереотипов, и приучить себя к общению с другим, а не противоположным полом. Другие люди другого пола не представляют собой врагов. Они наши друзья, с которыми мы должны научиться работать вместе. И третья: поскольку ни одна личность не может претендовать на самодостаточность, то мы взаимозависимы. Каждый из нас зависим от труда других людей. В свою очередь, они зависимы от нашего вклада. Таким образом, работа становится необходимой для человеческого выживания. Кооперативный индивид с готовностью принимает на себя эту роль и активно принимает участие в деятельности человечества.
11. Жизнь не имеет изначально присущего смысла. Мы сами придаем смысл жизни, каждый из нас на свой собственный манер. Наше поведение определяется тем значением, которое мы приписываем жизни. Мы будем вести себя так, как если бы жизнь действительно соответствовала нашим ощущениям, и поэтому определенные ее значения будут иметь больший практический смысл, чем другие. Оптимисты будут иметь жизнь возможностей и надежд использовать свои шансы и не будут обескуражены неудачей или неблагоприятным исходом. Они смогут провести различие между неудачей и тем, чтобы быть неудачником. Пессимисты будут избегать любых рисков, которые несет с собой жизнь. Они будут отказываться от попыток, а если они все же решатся, то будут саботировать свои усилия и скорее всего лишь подтвердят сложившиеся ранее пессимистические предчувствия.
Э. Фромм, говоря о критериях успеха, определял некий рыночный тип человека, для которого принцип частной инициативы является главенствующим, определяет важность успеха в системе его жизненных ценностей. Успех для данного типа личности будет заключаться в умении выгодно «продать» себя обществу.
В соответствии с теорией социального научения А.Бандуры у ребенка можно сформировать паттерны успешного поведения путем викарного обучения, то есть через имитацию им поведения, ведущего к успеху.
Его теория актуальна в контексте понимания природы и функций успеха, например, в том отношении, что дети, наблюдая модели успешного поведения взрослых, обучаются быть успешными.
А.Бандура и его коллеги обнаружили, что дети, наблюдавшие агрессивное поведение «живого» взрослого, в своей тенденции к имитации не превосходили детей, которым показывали фильм или даже мультфильм, в котором происходило тоже действие (5, 597).
Именно А.Бандура ввел понятие эффективность личности, которую он описал как совокупность переживаний самоуважения, собственного достоинства и компетентности при решении жизненных проблем. Люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Они ожидают от себя способности преодолевать препятствия, сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в собственных силах.
Люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, по мнению А.Бандуры, мужчины действуют с большей эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.
Интерпретация феномена успеха в концепции Д.Роттера находит выражение в контексте локуса контроля личности. Д. Роттер считал, что люди с внутренним локусом контроля оказываются более здоровыми физически и душевно, чем люди с внешним. Люди с внутренним локусом контроля считают, что в жизни у них имеется более широкий выбор возможностей, они обладают хорошими социальными навыками, пользуются популярностью и имеют более высокий уровень самооценки, что, в целом, повышает их шансы на успех в жизни.
Кроме того, в работах Д. Роттера содержится предположение о том, что локус контроля личности закладывается в детстве на основе того, как родители обращаются с ребенком. Результаты исследований показывают, что родителей людей с внутренним локусом контроля чаще можно назвать помощниками своим детям, щедрыми на похвалу за достижения (что обеспечивает положительное подкрепление), последовательными в своих требованиях к дисциплине и не авторитарными во взаимоотношениях.
Гуманистическое направление в психологии, прежде всего связанное с именами А.Маслоу и К.Роджерса, отвергало представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды. А. Маслоу прежде всего интересовала проблема наивысших достижений человека и поэтому он начал с изучения сравнительно небольшой выборки людей неординарных, способных на поистине выдающиеся результаты в различных областях деятельности. Методологическим основанием понятия успеха, с точки зрения концепции А.Маслоу, является самоактуализация – наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека. Такое активное стремление человека к раскрытию своих способностей есть наивысшая потребность человека.
В становлении успешной самоактуализировавшейся личности по К.Роджерсу большое значение имеет взаимоотношения мать-дитя. Только проявление любви и полного принятия ребенка со стороны матери закладывает основу полноценной здоровой личности, и только этот путь позволяет человеку в итоге достичь самоактуализации.
Жизненный успех всегда ассоциируется с базовой целью существования человека — потребностью в самореализации. Непонимание или отрицание этой потребности делает человека несчастным. Ведь можно достичь высокого материального благополучия и положения в обществе, но не ощущать при этом себя счастливым, потому что потребность в самореализации осталась неудовлетворенной.
Человек реализует себя в обществе только в том случае, если имеет достаточный уровень психической энергии. Последняя определяет его работоспособность, и одновременно достаточную пластичность, гармоничность психики. Это позволяет эффективно адаптироваться в обществе. Психологи утверждают, что достичь жизненного успеха может только гармоничная, сильная и устойчивая личность. Такую личность можно условно назвать психологически здоровой и следовательно успешной. Состояние психологического здоровья характеризуется общим душевным комфортом и эффективным самоконтролем.
Базовые характеристики психологического здоровья человека определяющего успех.
1. Адекватная самооценка и чувство уважения к себе.
2. Способность адаптироваться к вечно изменяющимся условиям жизни.
3. Способность эффективно удовлетворять свои потребности и умение компенсировать те, которые невозможно удовлетворить в данный момент.
4. Уверенность человека в том, что он обычно сам управляет своей жизнью. Такой человек осознает ограниченность своей свободы, потому что понимает: существуют вещи, которые от него не зависят. Поэтому он не стремится непременно подчинить весь мир своей воле.
5. Способность сделать самостоятельный выбор, самостоятельно принять решение, придерживаться собственного жизненного плана. Способность не идти на поводу у разнообразных прорицателей, политических вождей, «великих учителей» и прочих «властителей дум». Умение противостоять их влиянию и не поддаваться магии их сомнительного авторитета.
6. Способность мужественно преодолевать трудности и разочарования, не прибегая к алкоголизации, наркотизации и т.п.
7. Способность заботиться о других людях. Эгоистический человек, как правило, несчастен, потому что имеет много неудовлетворенных и ненасытных потребностей.
8. Способность доброжелательно и доверительно относиться к другим людям. Отсутствие зависти к успехам ваших коллег, родственников, друзей и знакомых.
9. Способность эффективно действовать и получать удовольствие от сделанной работы.
Чем больше пунктов соответствуют действительному (а не желательному) отношению к жизни, тем ближе вы стоите к истинному психологическому здоровью. Ведь именно психологическое здоровье в значительной степени обуславливает наши жизненные достижения, потому что оно:
· прямо влияет на функции организма и таким образом на физические аспекты нашего благополучия;
· помогает адаптации к различным жизненным условиям;
· содействует формированию чувства самоуважения и собственного достоинства, которые необходимы для мотивации жизненных достижений;
· влияет на взаимоотношения с другими людьми и через них — на успешный личностный и профессиональный рост;
· в значительной степени определяет работоспособность и материальное благополучие;
· дает ощущение полноты и смысла жизни, что делает людей счастливыми.
Концепция Дж.Аткинсона, Д.МакКлелланда, Х.Хекхаузена. объясняет успех через понятие мотивации достижения. Д.Аткинсон сформулировал гипотезу о том, что мотивация достижения является основным источником деловой активности, двигающей экономическое развитие общества. Он же впервые начал изучать мотивацию достижения, создал ее модель, подразумевающую наличие у человека двух разнонаправленных тенденций: мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач.
В отечественной психологии проблема успеха мало разработана; превалирующая теория деятельности рассматривает скорее понятие «успешность деятельности», нежели сам феномен успеха. В данном случае мы можем лишь рассмотреть некоторые аспекты, имеющие отношение к понятию успех. Например, смысложизненная концепция К.Абульхановой-Славской, И.Ведина, И.Кона, Л.Когана, представляет успех в контексте такого понятия как субъектность личности, активная жизненная позиция.
Л.Анцыферова касалась когнитивной стороны успеха, ставя вопрос о смысле планируемых и совершаемых действий, о смысле, который человек придает уже достигнутому успеху, оценивает результаты и строит дальнейшие планы. В данном случае успех также может пониматься как преодоление трудной жизненной ситуации, актуализация при этом успешной жизненной стратегии.
Таким образом, успех в психологии предстает как комплексное понятие. Задача объяснения его может решаться и с точки зрения теории социальных представлений.