1. Место эпизода в произведении (чем является эпизод в развитии сюжета всего произведения?).
2. Герои эпизода в системе образов произведения (какие герои действуют в эпизоде: главные или второстепенные, мужские образы или женские, молодые или старые?).
3. Отражение в эпизоде основной проблемы произведения (какую часть общего вопроса, поставленного писателем в книге, решает данный эпизод?).
III.Выводы.
Роль данного эпизода в произведении (какова связь эпизода с творчеством писателя, есть ли похожие эпизоды в других произведениях писателя?).
Анализ эпизода
I.Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое.
1. Границы эпизода (появление или исчезновение героев, описания, авторские отступления и т. п.).
2. Сюжет эпизода, его завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
3. Речевой строй эпизода:
а) диалог (основной конфликт диалога, особенности слов автора, подтекст);
б) повествование (время и место действия, события и их динамика, герои и их поступки, взаимосвязь героев и событий, речевые характеристики героев);
в) описание (портрет, пейзаж, интерьер; чьими глазами он даётся, способы описания внутреннего состояния героев, роль художественных деталей).
4. Роль изобразительно-выразительных средств языка
(гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет).
5. Авторская позиция в эпизоде.
II. Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий.
1. Место эпизода в произведении (чем является эпизод в развитии сюжета всего произведения?).
2. Герои эпизода в системе образов произведения (какие герои действуют в эпизоде: главные или второстепенные, мужские образы или женские, молодые или старые?).
|
3. Отражение в эпизоде основной проблемы произведения (какую часть общего вопроса, поставленного писателем в книге, решает данный эпизод?).
Виды конфликта в литературном произведении
Внутренний конфликт
Если говорить более простым языком, то это борьба человека с самим собой.
Онегин и Татьяна, Петр Гринёв и Пугачёв, Лиса и Журавль… Одним словом, это столкновение двух персонажей, которые пытаются отстоять свою точку зрения, своё мировоззрение. Они могут влюбляться, ненавидеть друг друга, расставаться и снова встречаться, вынашивать преступные замыслы и глубоко страдать. Закончиться такой конфликт может дружбой, миром и согласием. А может и гибелью одного из героев, физической или душевной.
Внеличностный конфликт
Наиболее трудное и запутанное понятие. Здесь нет двух явно противоборствующих сторон, зато главный герой вечно натыкается на какие-то препятствия. Он молча страдает, преодолевает трудности и приходит к тому финалу, какой заготовил ему писатель.
Тип конфликта в литературном произведении
лишь главные: любовный, философский, психологический, социально-бытовой, символический, военный и религиозный.
Анализ эпизода
(Работа с текстом художественного произведения)
План (Сжатый)
1. Место данного эпизода в сюжете.
2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.
3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.
4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.
|
5. Последствия данного эпизода.
6. Озаглавить эпизод.
Подробный план анализа эпизода
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.
- Определить границы эпизода, дать ему название.
- Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
- Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
- кто они?
- каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
- Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
- Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
- автора;
- персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
- Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
- Охарактеризовать героев - участников эпизода:
- их отношение к событию;
- к вопросу (проблеме);
- друг к другу;
- кратко проанализировать речь участников диалога;
- сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
- выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
- определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
- Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
- Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
- Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
- Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
- Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
- Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
|