II. Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий.




1. Место эпизода в произведении (чем является эпизод в развитии сюжета всего произведения?).

2. Герои эпизода в системе образов произведения (какие герои действуют в эпизоде: главные или второстепенные, мужские образы или женские, молодые или старые?).

3. Отражение в эпизоде основной проблемы произведения (какую часть общего вопроса, поставленного писателем в книге, решает данный эпизод?).

 

III.Выводы.

Роль данного эпизода в произведении (какова связь эпизода с творчеством писателя, есть ли похожие эпизоды в других произведениях писателя?).

 

Анализ эпизода

I.Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое.

1. Границы эпизода (появление или исчезновение героев, описания, авторские отступления и т. п.).

2. Сюжет эпизода, его завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

3. Речевой строй эпизода:

а) диалог (основной конфликт диалога, особенности слов автора, подтекст);

б) повествование (время и место действия, события и их динамика, герои и их поступки, взаимосвязь героев и событий, речевые характеристики героев);

в) описание (портрет, пейзаж, интерьер; чьими глазами он даётся, способы описания внутреннего состояния героев, роль художественных деталей).

4. Роль изобразительно-выразительных средств языка

(гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет).

5. Авторская позиция в эпизоде.

 

II. Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий.

1. Место эпизода в произведении (чем является эпизод в развитии сюжета всего произведения?).

2. Герои эпизода в системе образов произведения (какие герои действуют в эпизоде: главные или второстепенные, мужские образы или женские, молодые или старые?).

3. Отражение в эпизоде основной проблемы произведения (какую часть общего вопроса, поставленного писателем в книге, решает данный эпизод?).

Виды конфликта в литературном произведении

 

 

Внутренний конфликт

Если говорить более простым языком, то это борьба человека с самим собой.

Онегин и Татьяна, Петр Гринёв и Пугачёв, Лиса и Журавль… Одним словом, это столкновение двух персонажей, которые пытаются отстоять свою точку зрения, своё мировоззрение. Они могут влюбляться, ненавидеть друг друга, расставаться и снова встречаться, вынашивать преступные замыслы и глубоко страдать. Закончиться такой конфликт может дружбой, миром и согласием. А может и гибелью одного из героев, физической или душевной.

Внеличностный конфликт

Наиболее трудное и запутанное понятие. Здесь нет двух явно противоборствующих сторон, зато главный герой вечно натыкается на какие-то препятствия. Он молча страдает, преодолевает трудности и приходит к тому финалу, какой заготовил ему писатель.

 

Тип конфликта в литературном произведении

 

лишь главные: любовный, философский, психологический, социально-бытовой, символический, военный и религиозный.

Анализ эпизода

(Работа с текстом художественного произведения)

План (Сжатый)

1. Место данного эпизода в сюжете.

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

 

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
    • кто они?
    • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
    • автора;
    • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
    • их отношение к событию;
    • к вопросу (проблеме);
    • друг к другу;
    • кратко проанализировать речь участников диалога;
    • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
    • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
    • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: