Понятия традиционной и креативной культуры.




Лекция. Ранние формы человеческой коммуникации.

План

1. Понятия традиционной и креативной культуры.

2. Архаическое общество и эволюция общения: от предковых форм до человека разумного.

3.Общая характеристика первобытной культуры.

4. Общение у скотоводческих народов.

5. Общение у земледельцев.

 

Понятия традиционной и креативной культуры.

Общение является неотъемлемым компонентом человеческой деятельности, не существует и не существовало никогда такой культуры, которая не обладала бы формами общения. Однако формы общения исторически изменчивы. Каждому историческому типу культуры будет соответствовать особый исторический тип общения.

В истории культуры можно выделить два этапа: этап традиционной культуры и этап креативной культуры. Традиционной культуре соответствует функциональное общение, а креативной — интерперсональное и ролевое. О том, что они собой представляют мы и будем говорить.

Конечно, без традиций невозможна никакая креативная культура, так же, как невозможна никакая традиционная культура без творчества. Роль традиций в креативной культуре (например, в эпоху классицизма) и роль инноваций в традиционной культуре (например, в эпоху греко-римской античности) иногда была чрезвычайно значительной. Однако любой вид традиционной культуры в существе своем определялся социальными традициями, а любой вид креативной культуры - персоналистскими инновациями.

На этапе существования традиционной культуры прогресс ее материальной сферы всегда тормозился другой ее сферой - духовной культурой, представлявшей собой совокупность устойчивых социальных ценностей и норм. Эта устойчивость была обусловлена особенностями начальной стадии становления человеческой культуры, из которых важнейшими являлись информационная недостаточность и локальность, немногочисленность элементов социальной организации.

Длительное накопление опыта, расширение и совершенствование социальной организации привели к разрушению традиционности культуры. Традиция утратила свой авторитет и влияние на жизнь общества, ей на смену пришел авторитет творческой и полагающейся на разум личности.

Структура общения хорошо изучена в теории информации и коммуникации, в психологии, лингвистике и социальной философии. Как правило, выделяются несколько ее компонентов: участники общения, код, канал и контекст. Типология участников позволяет различить реальных партнеров (личности, группы и их представители), а также субъективированных объектов (животные, вещи) и квазисубъектов (Боги, литературные персонажи, «другое Я»).

Социальные (профессия, класс, нация) и половозрастные характеристики участников общения также играют в нем существенную роль. На основании данной типологии можно выделить такие виды общения, как межличностное, групповое и представительное общение (взаимодействие людей как представителей тех или иных социальных групп или институтов). Стоит обратить внимание на неоднозначность термина «межличностное» общение. В традиционных культурах еще не сформировано личности, известной нам как специфическая категория креативной культуры, но в них уже имеется человеческая индивидуальность, способная вступать в общение с другой индивидуальностью. Это общение организуется поэтому не столько личностными характеристиками его участников, сколько их социальными функциями, и мы называем его функциональным, оно скорее интериндивидуально, чем интерперсонально. Функциональное общение есть своего рода представительное общение.

Структура общения предполагает его контекст; это фактически все виды деятельности, осуществляемые человеком, поскольку они требуют для своей успешности участия нескольких общающихся субъектов. Общение имеет канал, это те конкретные средства общения, которые используются в его процессе; свой более или менее жесткий код, то есть правила его организации.

Контексты могут быть служебными (общение здесь лишь способствует эффективности другой деятельности) и самоцельными (в них общение само является целью совершаемой деятельности). Каналы могут быть практическими (например, в некоторых вариантах семейных отношений, производственного, научного или педагогического общения), символическими (например, в ритуальном общении, в некоторых видах политических церемоний) и практическо-символическими (например, в игровом, в художественном общении).

Для функционального общения характерно отсутствие дистанции между индивидуальностью участников общения и социальной традицией, которой они принадлежат. В его контексте присутствуют жестко регулирующие общение коды, число которых ограничено.

В креативных культурах отсутствует синкретизм и господство одной традиции, но увеличивается роль творчества отдельных неповторимых индивидуальностей, возникает во всем своем влиянии на общество конкретная личность.

Традиционная культура делилась на культуру скотоводов, земледельцев и ремесленников-торговцев). Контексты в условиях синкретизма первобытной культуры, конечно, еще не могли отчетливо проявиться. Однако наиболее важные из них уже обрели характерные свойства. Таково семейное общение, производственное и религиозное общение. На их качества оказывали существенное влияние возрастные и этнические характеристики участников общения.

Семейное общение приобрело классические для традиционной культуры черты: патриархальную зависимость жены и детей от мужа и родителей. Производственное общение характеризуется тесной взаимозависимостью всех его участников и общего эффекта их деятельности от личных характеристик каждого. Зарождающиеся политические отношения пока еще были скрыты внутри родовой структуры общины.

Уже первобытная культура создала весь спектр контекстов функционального общения.

2. Архаичное функциональное общение отличается от других его исторических форм. Переходность архаичных культур сближают свойства соответствующего функционального общения со свойствами предобщения животных. Человеческая деятельность в этот период еще не достигла уровня отчетливой дифференциации.

В условиях архаических сообществ индивидуальность имела зачаточные характеристики личности, ибо никогда не была полностью ассимилирована коллективными нормами и ценностями, хотя любой протест индивида против обычая был обречен на неудачу. Но и это осторожное суждение следует ограничить в его мощности, ведь если бы любой протест индивида действительно был обречен на неудачу, традиционная культура никогда не была бы преодолена креативной культурой. Понятно, что о существовании полноценной личности в эту эпоху речи быть не может, однако своеобразной личностью был коллектив, имевший все признаки личности и, прежде всего, социально ценные и уникальные нормы своей деятельности.

Самоцельное общение на данном историческом этапе было вряд ли возможно, хотя какие-то его элементы, очевидно, не могли не существовать. Самоцельное общение возникнет в качестве полноценного культурного феномена только в условиях дифференциации человеческой деятельности на отдельные самостоятельные типы. Поэтому служебное общение является основным и фактически единственным типом архаического функционального общения. Каковы же были его к онтексты?

Можно различить две большие группы контекстов: внутренние и внешние. К внутренним относятся материально-практическая и духовная деятельность человека внутри своего коллектива (общины, рода, племени). К внешним - взаимодействие его в составе этого коллектива с другими коллективами.

Преобразовательная деятельность оказалась одним из важнейших контекстов общения с самого начала возникновения человека. Большинство ученых склоняются к мнению о том, что важнейшей ее формой была охота, хотя она сопровождалась собирательством, строительством жилищ и изготовлением орудий труда.

Преобразовательная деятельность и созданная в ее процессе материальная культура оказывается, таким образом, сердцевиной архаической традиционной культуры, особенно на первых этапах ее существования.

Ценностно-ориентационная и познавательная деятельность этого периода, прежде всего, представлена элементарными формами религии.

В условиях архаичной традиционной культуры особую роль приобретают отношения родства и обмена половыми партнерами. Сложные структуры этих отношений и обмена оказывались ключевой формой социального бытия людей, его основными социальными институтами.

Семейные отношения и материальное преобразование (охота) являются наследниками биологических форм охоты и половых отношений; напомним, что инстинкты самосохранения, питания и репродукция являются важнейшими стимулами поведения животных. Но их существенное отличие от предшествующих стадий очевидно. Наличие сознания и знакового общения уникальных коллективных субъектов обусловили такую же уникальность каждой из форм человеческих систем родства и охоты.

В течение длительного времени эта уникальность не могла быть сколько-нибудь отчетливой и даже носила иногда случайный характер. Однако тенденция к субъективизации человеческой деятельности сохранялась всегда. Помимо биологического содержания, охота и отношения родства всегда обладали новым, постоянно трансформируемым и откладываемым в качестве социальной нормы содержанием. С другой стороны, возникли такие формы деятельности и обслуживающие их формы общения, которые были почти неизвестны биологическому миру. Речь идет о науке, религии и искусстве. Итак, производственное общение,отношения родства, включающие сложные взаимодействия между непосредственными членами семьи и другими представителями рода и общины, и отношения, складывающиеся в ходе религиозной деятельности, являются основными внутренними контекстами архаического функционального общения.

К числу внешних контекстов общения относятся формы взаимодействия общин между собой. Внешнее взаимодействие людей простирается от конфликтов и взаимного уничтожения до обмена половыми партнерами и совместной защиты от врагов. И здесь биологические источники деятельности гораздо более ощутимы, поскольку конфликт является эволюционно первичнее, чем совместные действия, что напоминает нам о внутривидовой конкуренции и животной агрессии.

Из выше сказанного следует и типология основных участников этого общения. Поскольку конкретный человек выступал в условиях первобытного общества не от своего лица (то есть интерперсонального общения не существовало), но являлся лишь представителем этого общества или непосредственным его участником, объемы участников архаического функционального общения были всегда велики либо равнялись нулю. В первом случае это было представительное или групповое общение. Во втором случае это было общение с субъективированными объектами или квазисубъектами.

Тотемизм и промысловые культы оказываются контекстом общения как с субъективированными объектами (животными), так и с квазисубъектами (умершими предками); ведовство (колдовство, знахарство) и культ плодородия - контекстом общения с субъективированными объектами (силами природы; хотя эротические культы иногда сосредоточивались и вокруг своеобразного абстрактного квазисубъекта, например, культ матери); погребальные и племенные культы - с квазисубъектами.

Понятно, что представительное или групповое общени е преобладало в контексте совместной охоты, обмена половыми партнерами, межобщинного взаимодействия, а общение с субъективированными объектами или квазисубъектами - в контексте культовой деятельности. Однако, поскольку все эти контексты не имели четкой пространственно-временной и смысловой дифференциации, а были сложным образом вплетены друг в друга, не существовало и четкой дифференциации указанных выше форм общения.

Все взаимоотношения не могут быть названы только общением, ибо у них всегда была иная, нежели у самоцельного общения, цель. Общение имеет вторичный и служебный характер по отношению к добыванию пищи, продолжению рода, отправлению культа. Обращаясь к какому-либо квазисубъекту, участник его культа не столько стремился приобщиться к его бытию, сколько обеспечить этим приобщением нормальный или успешный ход бытия самого себя и своего коллектива. Точно так же и семейные отношения имели в качестве своей основной цели воспроизводство потомства.

Еще более очевидна вторичность общения в контексте облавной охоты, которая не могла бы привести к значительному результату без участия в ее процессе общения, но цель которой - добывание пищи - уже и вовсе не имеет к общению какого-либо отношения.

Синкретизм и традиционность архаичных культур обусловливает и специфику каналов и кодов архаичного функционального общения. Традиционность (нормативность) определяла жесткость кодов любого общения. Синкретизм и традиционность архаичных культур обусловили господство символических каналов общения над практическими.

Практические каналы существовали, но их роль была менее значительной. Символические каналы господствовали в силу присущей им нормативности, подчиненности условиям традиции, составлявшей смысловое ядро и структуру синкретизма архаической культуры. Они, по определению, не могут функционировать без во всем определяющего их жесткого кода. Жесткость кода не должна связываться с четкой осознанностью этого кода, как раз наоборот, именно четкая осознанность кода приводит, как мы увидим ниже, к отмене его жесткости в эпоху кризиса традиционных культур.

Архаическая культура представляет собой своеобразный период становления человеческой культуры, поэтому она носит переходный характер; вместе с тем, она существовала во много раз дольше любого другого исторического типа культуры. Переходность эта, таким образом, оказалась чрезвычайно устойчивым состоянием, намного более устойчивым, чем любой период господства традиционной культуры. Хотя, конечно, и она не была в течение этого времени неизменной. Изменялась не только культура и ее отдельные виды, но даже морфология (строение организма) и самая сущность человека, причем трансформации культуры и человека взаимообусловливали друг друга.

Исторических свидетельств об этом времени, конечно, не достаточно для того, чтобы описать его так же обстоятельно, как описаны последние семь тысяч лет жизни человечества. Двухмиллионная история первобытной культуры, к сожалению, может рассматриваться весьма схематично. Большинство исследователей склонны выделять четыре крупных стадии развития первобытного человека и его культуры, которые, как правило, подразделяются на более мелкие.

Первая стадия - стадия предковых форм (австралопитеки, хабилисы), вторая - стадия переходных форм (архантропы), третья - стадия примитивных форм (палеоантропы), наконец, четвертая - стадия классических форм (неоантропы).

1. Предковые формы человека (4 млн.л.н автралопите́ки, мало отличались от шимпанзе, 2.5 млн. лет назад 1.7 млн. хомо хабилисы - человек умелый, Homo erectus - человек прямоходящий 1,8 млн — 300 тыс. лет назад) рассматриваются как специфические животные, поведение которых почти полностью определяется этологическими категориями, однако это "почти" свидетельствует об их особой близости к возникающим формам человека. С человеком их сближают: жесткая структура коллектива, прямохождение, использование и изготовление орудий труда, совместная (хотя и не систематическая) охота.

Предлюди жили в прочных и стабильных стадах, охватывавших всех индивидов без исключения. У эволюционно предшествовавших им дриопитеков такого стада не было, их объединения напоминали ассоциации современных шимпанзе, структура которых была не стабильна. Стада предлюдей были строго иерархически организованы. Принцип этой организации - доминирование самцов, а среди них - вожака. Отмечаются постоянные конфликты и даже убийства своих товарищей, борьба за самок, беспорядочные связи с ними и изнасилования, неравномерное распределение совместно добытой пищи (преимущество вожака). Исключения из этих правил возможны лишь в ситуации кормления детенышей и охоты; в последнем случае неизбежной оказывалась взаимная поддержка друг друга.

Существовали различия межгрупповой и внутригрупповой коммуникации у предлюдей; кроме того, существовало функциональное различение жестов и звуков на охоте (первые употреблялись во время выслеживания жертвы, вторые - во время облавы).

Именно з амещение у архантропов жеста звуком стало первым признаком возникновения языка.

2. Архантропы (выделяют три группы 1800-1200 тысяч лет назад, 1200-400 тысяч лет назад и 400-130 тысяч лет)уже обладали сознанием и языком. Их коллективы (это произошло еще у хабилисов) уже были обществами (предобщинами), поскольку доминирование было заменено на сознательное социальное регулирование. Исчезновение доминирования, однако, не привело к уничтожению жесткости социальной структуры. Это предполагало, с одной стороны, признание субъективной ценности каждого из членов предобщины, а с другой стороны, наличие определенных правил (символических каналов и кодов) взаимодействия и общения. Правда, общение ограничивалось пока лишь рамками облавной охоты и связанным с ней равноправным потреблением пищи всеми членами коллектива (а не только вожаками, непосредственными участниками охоты и детенышами). У архантропов еще не сложилось подлинное человеческое общество.

Коллективная собственность на мясо распространялась и на орудия труда, связанные с его добычей, а затем и на всю пищу, что привело к возникновению собирательства. Собирательство же, в свою очередь, расширяет круг участников общения, вовлекая в него женщин. Однако общий уровень конфликтности отношений (в том числе, убийств своих товарищей) все еще высок. Не существует и постоянного парования, более того, промискуитетные (беспорядочные) отношения вытесняют даже временное парование, поскольку система доминирования разрушена.

С другой стороны, возникает одно из первых половых табу - запрет на инцест между родителями и детьми. Предобщины архантропов были большими и постоянно перемешивались, что, конечно, не способствовало выработке каких-либо определенных каналов и кодов общения, однако снижало уровень межгрупповых конфликтов. Архантропы не имели постоянных жилищ и одежды. С другой стороны, в эти времена техника изготовления орудий труда значительно усложняется и стандартизируется, а синантропы даже овладевают огнем.

3. У палеоантропов (250-40 тыс. лет)человеческое общество было уже вполне сформировано, хотя и представляло собой примитивную его форму. Возникли небольшие сплоченные коллективы, которые с течением времени все больше уменьшались и изолировались от других коллективов. Внутренние конфликты исчезают, зато распространяются внешние.

Ценность индивида вырастает настолько, что даже мертвецов рассматривали как полноправных членов коллектива. Возникают первые формы познания, искусства и религии.

В круг общения включаются субъективированные объекты (фетиши, магические силы природы и тотемные животные) и квазисубъекты (умершие предки). Искусство возникло в контексте религиозной и магической деятельности.

То же верно и для сюжетных жанров (экспонирование рассеченных туш, искусственные пещерные медвежьи кладбища). Можно утверждать, что уже на самых ранних этапах истории палеоантропов к числу квазисубъектов их общения принадлежали художественные или, по крайней мере, мифологические образы. Палеоантропы обладали достаточно совершенной системой символических кодов общения, что позволяло им даже фиксировать информацию и адресовывать ее потомкам или просто отсутствующим в момент подобной фиксации людям (об этом свидетельствуют, борозды на костях из Пеш де л’Азе).

Палеоантропы обладали одеждой, постоянными жилищами (освоенными пещерами) и сложными орудиями труда. Темнота и теснота пещер способствовали совершенствованию общения и языка, поскольку именно в этих условиях средства общения из сигналов действий становились символами объектов.

Уже у палеоантропов формируется материнская родовая община, то есть агамное табу (строгий запрет половых отношений), запрет на инцест между братьями и сестрами. Все это свидетельствует о новом уровне роста субъективной ценности человека и регуляции отношений между участниками обмена половыми партнерами.

Внешние контексты общения способствовали сплочению и самоидентификации общин, становлению локальных культур и языков. Как уже отмечалось, эти контексты представляли собой в основном конфликты, прежде всего, брачные нападения. Только с осознанием других общностей как "не-людей", как "они" приходит сознание "мы", а после и понимание невозможности изолированного от "они" существования, создается пространство взаимодействия. И только на поздних этапах этого процесса, не закончившегося и до сих пор, обособление "мы" и "вы" приводит к появлению "я" и "ты".

4. Культура и общение неоантропов (Homo sapiens - человек разумный, живших от 120 до 10 тысяч лет назад)представляют собой классический вариант архаической традиционной культуры и архаического функционального общения.

Эволюционное становление человека и его деятельности завершается и трансформируется в историческое. Межобщинные отношения все больше приобретают характер сотрудничества. Формируются межродовые браки. Сложная история развития брачных отношени й уже почти не определяется биологическими задачами, а з ависит от культурно-экономических факторов. Род играет главенствующую роль в структуре первобытного социума, возникают различные типы родов, в том числе исторически первичные эндогамный (заключение брака в пределах определенной социальной или этнической группы) и матрилинейный роды (связь от потомка к предку («линию») поддерживают исключительно женщины).

Начало формирования рода связано с охотничьими агамными запретами и оргиастическими праздниками. Классический род уже полностью запрещал половые отношения между его членами; возникли дуально-родовые (два рода) организации и групповой брак, который, однако, никогда не являлся прочным типом семьи. Род был объединением, членов которого связывали одни только социальные отношения, то есть отношения культа, производства и общения. Помимо инициаций, именно в браке упорядочиваются и отношения возрастных классов (кросскузенный брак - между двоюродными родственниками). Групповой брак связан с матрилинейностью рода и определенными социальными преимуществами женщины, а патрилинейный род возникает только вместе с индивидуальным браком (сначала полигамным).

Совместное употребление пищи суживается праздниками и сменяется ее распределением. Затем распределение всей пищи сменяется распределением только коллективно добытой. Наконец, выделяются домохозяйства и возникает личное наследование имущества и власти. Появляются новые формы общения: между старейшинами, вождем и другими членами племени; между учителем и учениками. На раннем этапе существования неоантропов это общение не знает принуждения. Даже убийство сородича не каралось смертью. Обучение происходит в условиях отсутствия "физических наказаний, уважения к личности ребенка и подростка, учета его желаний". Широко распространяются детские игры, становясь значительным дополнением к формальному обучению.

Увеличивается разделение труда. К концу неолита возникает ремесло и сложное разделение труда, закрепившее доминирование мужчин. К началу медного и бронзового века возникают классы и государства, появляется рабство. Ценность человеческой индивидуальности снижается.

В эпоху неолита традиция ограничивает возможности свободного отношения к миру. Традиция на фоне синкретизма архаической культуры приводит к возникновению особого типа мышления, названного Л.Леви- Брюлем пралогическим. Оно было основано на коллективных представлениях и законе их сопричастности (партиципации) (будучи людьми, представители племени бороро являются также ара-ра — красными попугаями). Пралогическое мышление связывает причинно-следственными отношениями представления о фактах, не имеющих объективных причинно-следственных отношений, эта связь целиком и полностью зависит от коллективной традиции. Вместе с тем, Л. Леви-Брюль никогда не отрицал наличие в первобытном мышлении элементов логики, так же как, впрочем, и в современном мышлении - элементов партиципации. Партиципация - неизбежный результат недостаточности информации, отсутствия большого опыта и его критики.

Партиципация позволяет значительно расширить круг участников общения. Как указывал еще М. Бубер, для первобытного человека общение с природой никогда не было общением с квазисубъектами, для него это общение с реальным партнером. Партиципация и традиция (жесткие коды) организовывают все формы общения, его символические каналы начинают значительно доминировать над практическими. Символические каналы общения формируются и в контексте искусства. Схематизация и стилизация живописных сюжетов приводит к возникновению такого решающего факта истории культуры и средства дистантного общения, как письмо.

3. Общая характеристика первобытной культуры. Итак, дляпервобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности. Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций при господстве сакральных представлений в сознании человека.

Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь. Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Зарождающаяся духовность синкретична, не расчленена на отдельные виды. Деятельность и сознание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами т.д.. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Другая отличительная черта первобытной культуры — ее бесписьменность. Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы.

Первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец.

Постепенно складывались элементы духовной культуры. Это:

• первоэлементы морали;

• мифологическое мировосприятие;

• ранние формы религии;

• ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

Главным условием начала культурного процесса, явился язык. Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение. Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами. Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первобытное сознание является также, по преимуществу, коллективным. Ради сохранения и выживания рода все духовные проявления должны жестко подчиняться общим требованиям, которые отличаются стабильностью. Первыми культурными регулятором поведения людей выступает культура табу, то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя. На основе табу (запретов) позднее формируются понятия нравственности и законности.

На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность. Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения были показ и подражание. Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал. Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты.

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами. Они были невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты — табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.). Человеческая культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал — устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

Важным средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство. Среди ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Практически все виды художественного творчества — музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное действие, прикладные искусства — зародились в первобытной культур.

На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти. В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, — религии, искусства, философии науки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: