Возрождение – период расцвета




Развитие идеи идеального города в эпоху Средневековья

Средневековье прервало развитие идей, которые были сформулированы в предыдущий период, однако распространение христианства дало иное видение того, каким должен быть образцовый город. Идеальный город Средневековья – это Небесный Иерусалим. Общее описание Града Небесного представлено в Библии, в Откровении Иоанна Богослова.

Небесный Иерусалим имеет квадратный план, а его высота равна его длине и ширине соответственно. Его стены ориентированы по сторонам света, с каждой стороны расположены по трое ворот. Высота городской стены составляет около 70 метров, а весь город украшен драгоценными камнями.

Через весь город проходит улица из чистого золота, от престола Божьего течет чистая река воды жизни светлая как кристалл, а посреди улицы и по ту и по другую сторону реки древо жизни двенадцать раз в год приносящее плоды.

Это описание дает представление о том, каким должен был видеть средневековый человек тот самый христианский город. Описание представляет видение, которое складывалось у средневекового человека путем синтеза вполне реального городского устройства с феноменом Бога. И, несмотря на то, что реальный Иерусалим не имел ничего общего с тем, который описан в Библии, тем не менее «умозрительный образ последнего имел определенное влияние на представление средневековых городских жителей о «совершенном» городском образе».

Если проанализировать эти описания со структурной точки зрения, то можно говорить о том, что город имеет в плане правильную геометрическую форму, что он симметричен относительно центра (об этом говорит число входов) и имеет оборонительную стену по периметру. Каким образом город пересекала улица и река – сказать сложно.

В это время само понимание образцового города было скорее идеалистическим, недостижимым в рамках земной жизни, в то время как в античные времена, в частности в описаниях Платона нет ничего физически неосуществимого, что теоретически не могло бы быть претворено в реальность, так как он дает детальное описание всего поселения. Разница прослеживается даже в описательной части обоих авторов. Можно сказать, что распространению образа небесного Иерусалима способствовала и сама жизнь. Со сменой рабовладельческого строя на феодальный произошли изменения, которые сделали не город, а поместье главной экономической единицей.

Во времена Средневековья не было такого активного строительства, которое наблюдалось ранее, в основном старые греческие и римские города перестраивались, видоизменяясь под влиянием естественных потребностей. Для большинства городов крепостные сооружения стали их основными элементами. В Западной Европе и России отражением образа Небесного града стали монастыри, строительство которых было распространено повсеместно. Есть примеры, когда они были причиной возникновения города в реальной практике, примером чему может служить Мон-Сен-Мишель во Франции и Валаамский монастырь в России.

Средневековье было временем, когда Церковь вносила очень много запретов, идеологических ограничений, когда господствовали каноны, и не было свободы взглядов. Это, вероятно, стало причиной того, что в этот период не развивались концептуальные градостроительные решения, не было необходимости в каких-то радикальных переменах. Общество не было готово и довольствовалось тем, что имело в плане городского устройства, на фоне общего упадка городской культуры после распада римской империи. Но ценность этого периода заключена в том, что именно в это время происходит переход от структуры к образу, который в дальнейшем будет вдохновлять художников на протяжении десятилетий. «Идеальный город» этого периода носил романтический характер и был частью многих живописных полотен и икон.


a) Небесный Иерусалим. Французская миниатюра XII века

б) Небесный Град Иерусалим. Миниатюра из Апокалипсиса XIII век


 

 

Возрождение – период расцвета

В эпоху Возрождения происходит переход от феодальных к раннекапиталистическим отношениям, изменяются социально-экономические условия и само мировоззрение. Философия возвращает себе некоторую свободу от религии и Церкви и продолжает развитие уже в рамках новых, нарождающихся общественных идеалов.

Новые общественные условия стали инициировать новые концепции в архитектуре и градостроительстве. Кроме того, социальные перемены и необходимость обороны от огнестрельного оружия, которое появилось в Европе в XIV веке, создали необходимость поиска оригинальных форм для города, что проявилось в его планировке, силуэте и очертаниях. Именно в это время формируется понятие «идеального города» в его классическом понимании, хотя истоки лежат в работе Платона «Государство».

Большого внимания удостаивается трактат Витрувия, римского архитектора I века до н.э., который был заново открыт в 1427 году Поджо Браччиолини. Поскольку Витрувий не оставил изображения «идеального города», о его структуре можно судить только исходя из графических работ, которые создавались на базе описаний, которые приводились в трактате.

Схемы идеальных городов XV-XVI вв.: a) Филарете; b) Фра Джокондо; c) Джироламо Маджи; d) Джорджио Вазари; e) Антонио Липучини; f) Даниеле Барбаро; g) Пиетро Каттанео; h) Джорджио Мартини; i) Джорджио Мартини

 

Иллюстрации демонстрируют, что композиционное решение строится на окружности, по периметру город окружен оборонительной стеной с башнями, в центре находится общественный центр, а улицы могут, как расходиться в радиальных направлениях, так и пересекаться под прямым углом в центре, отсылая нас к традиции римских городов.

В XV-XVI веках было создано большое количество «идеальных городов», которые олицетворяли собой концептуальный подход к градостроительству, их основными характеристиками были: четкая геометрическая форма; оборонительная стена по периметру; симметричность плана; центрическая композиция; иерархичность пространств; гармония между целым и частным. Многие авторы задумывались об экологических, эстетических и оборонных аспектах градостроительства, пытались найти оптимальные варианты размещения разных городских пространств. Ярким представителем Возрождения в области идеалистических представлений о городе можно назвать Филарете, он одним из первых создает трактат, в котором описывается типичный звездообразный центрический город.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: