Особенности выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации




 

В настоящее время федеральное законодательство установило единые требования к порядку организации и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

Порядок выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ регламентирован законодательными актами как федерального, так и регионального уровня. На федеральном уровне, это прежде всего Конституция РФ, Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

2 ноября 2013 года были приняты изменения к ФЗ №184, касающиеся установления нового соотношения числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, избираемых по пропорциональной и мажоритарной избирательным системам.

Теперь не менее 25% депутатов (ранее было не менее 50%) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. При этом предусмотрено, что данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ формируется на периодических выборах путем голосования гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, что позволяет обеспечить подлинное представительство народа, т.к. отражает реальные политические предпочтения избирателей.

Пунктом 3 статьи 10 ФЗ №184 устанавливаются основополагающие принципы проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, к которым относятся принципы:

- равного избирательного права;

- прямого избирательного права;

- соблюдения тайны голосования.

Принцип равного избирательного права как один из общераспространенных принципов избирательного права, закрепляет равные правовые условия участия граждан во всем избирательном процессе, которое выражается в установлении равенства субъективных избирательных прав, а также равного порядка их реализации на каждой стадии избирательного процесса.

Принцип прямого избирательного права означает личное и непосредственное участие гражданина в выборах депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Принцип соблюдения тайны голосования является гарантией законности выборов, легитимности избранного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также осознанного и свободного волеизъявления избирателей. Данный принцип предполагает недопустимость какого-либо воздействия на волеизъявление избирателя. Кроме того, при осуществлении непосредственно голосования никто не вправе знать, за кого избиратель проголосовал.

Все эти особенности выборов основаны на соответствующих нормах Конституции РФ и также детализированы в Федеральном законе от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В частности в ст. 5 указанного Закона, установлено, что граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях и если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. Также в соответствии со ст. 6 указанного Закона граждане РФ голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом¸ – за или против кандидата непосредственно[5].

Выборы депутатов регионального законодательного органа назначаются самим законодательным органом. В том случае, если по каким-либо причинам законодательный орган не назначит эти выборы, они назначаются избирательной комиссией субъекта РФ. При бездействии указанной избирательной комиссии выборы депутатов регионального законодательного органа назначаются судом.

В Челябинской области порядок проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа Челябинской области регулируется Законом Челябинской области от 25.08.2005 №398-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области»[6].

Указанный закон определяет порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, а также гарантии реализации гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными в Законодательное Собрание Челябинской области, а также права участвовать в других избирательных действиях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами Челябинской области.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: