Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации




Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет определить, каким образом законодательный орган выполняет свою роль в государстве.

Компетенция законодательных (представительных)органов субъектов Российской Федерации включает в себя законотворческие, представительные, контрольные и учредительные полномочия.

Статьей 5 ФЗ №184 определен перечень основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, который не является закрытым, что позволяет в процессе развития законодательства РФ исполнять возложенные на законодательный (представительный) орган субъекта РФ полномочия без внесения изменений в законодательство.

Существенное место в компетенции законодательных органов субъектов РФ занимают полномочия законотворческого характера. Законодательный процесс в субъектах РФ является сложным многогранным правовым явлением, осуществляемым в различных процессуальных формах. Объектом законодательного процесса может выступать не только закон субъекта РФ, но и законопроект федерального нормативного правового акта[8]. При этом законотворчество — это лишь часть деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти на уровне региона. Ее необходимо отличать от иных процессуальных форм работы названных органов, связанных, например, с депутатским запросом, отзывом депутата, принятием иных правовых актов.

Законодательный процесс субъектов РФ подробно регламентируется в конституциях и уставах субъектов РФ.

В рамках законодательной деятельности законодательство выделяет следующие полномочия законодательного (представительного) органа:

1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к конституции, если иное не установлено конституцией субъекта РФ (к уставу);

2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта РФ (в соответствии со ст. 73 Конституции РФ) и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ (в соответствии со ст. 72 Конституции РФ).

3) осуществление иных полномочия, установленных Конституцией Российской Федерации, ФЗ №184, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Перечень полномочий совместного ведения, по которым осуществляется самостоятельное законодательное регулирование субъектом РФ за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлен п. 2 ст. 26.3 ФЗ №184.

Также законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ наделяется контрольным полномочием, который выражается в заслушивании ежегодных отчетов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ[9].

Пунктом 2 статьи 5 ФЗ №184 определен перечень вопросов, по которым регулирование осуществляется исключительно путем принятия законов субъекта РФ:

- утверждение бюджета субъекта РФ и отчета о его исполнении, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

- установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ;

- утверждение программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленной высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

- установление региональных налогов и сборов, установление которых отнесено Налоговым кодексом РФ к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

- утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчетов об их исполнении;

- установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

- утверждение, заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

- установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ в порядке и пределах, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

- установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в порядке и пределах, предусмотренных ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

- установление административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения;

- установление системы исполнительных органов государственной власти субъекта РФ;

- регулирование иных вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ (например, вопросы государственной службы, некоторые вопросы муниципальной службы, вопросы установления административной ответственности за нарушения законодательства субъекта РФ и муниципальных правовых актов и др.).

Пунктом 3 статьи 5 ФЗ №184 определен перечень вопросов, по которым регулирование осуществляется исключительно путем принятия постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

- принятие регламента указанного органа и решение вопросов внутреннего распорядка его деятельности (например, утверждение графиков проведения заседаний законодательного (представительного) органа, положения о комитетах и комиссиях, об аппарате законодательного (представительного) органа);

- оформление решения о наделении гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

- назначение на должность и освобождение от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, оформление согласия на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта РФ (например, для высших должностных лиц субъекта РФ – вице-губернаторов, заместителей председателя правительства, реже – для министров, председателей комитетов);

- назначение даты выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

- назначение референдума субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

- оформление решения о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также решения о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

- утверждение соглашения об изменении границ субъектов РФ;

- одобрение проекта договора о разграничении полномочий;

- назначение на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

- оформление иных решений по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, ФЗ № 184, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

В ряде субъектов РФ законодательные органы осуществляют контроль за соответствием нормативных актов, издаваемых исполнительными органами государственной власти на территории субъекта, его уставу и общий контроль за деятельностью администрации.

В соответствии со ст.39 Устава (Основного Закона) Челябинской области указано, что полномочия Законодательного Собрания, в том числе контрольные, определяются федеральными законами и законами области. При осуществлении контрольных полномочий Законодательное Собрание вправе заслушивать Губернатора области. Также Законодательное Собрание согласовывает представление Генерального прокурора Российской Федерации о назначении на должность прокурора Челябинской области. Решение Законодательного Собрания о таком согласовании оформляется постановлением Законодательного Собрания.

Установленный перечень вопросов, по которым законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ принимаются постановления, является открытым и позволяет принимать иные постановления по различным вопросам.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

- принятия указанным органом решения о самороспуске;

- роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ (в случае принятия данным органом нормативного правового акта, противоречащего федеральному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения);

- вступления в силу судебного решения о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта;

- роспуска указанного органа. Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ в форме указа; если в течение трех месяцев с этого дня законодательный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть указанный проект федерального закона; полномочия прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу субъекта или вносит в Госдуму проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта РФ, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе были исследованы и проанализированы положения, касающиеся содержания конституционно-правового статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, рассмотрены особенности организации и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; выделены особенности выборов и компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ — это образуемый непосредственно народом, подотчетный ему и ответственный перед ним постоянно действующий высший государственный орган, осуществляющий полномочия в интересах народа Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ формируется на периодических выборах путем проведения всеобщего, прямого, тайного голосования. Порядок выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ регламентирован законодательными актами как федерального, так и регионального уровня.

Структура и порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. Выделяют однопалатные и двухпалатные структуры законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется конституциями (уставами), а также законами субъектов Российской Федерации.

Компетенция законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации включает в себя законотворческие, представительные, контрольные и учредительные полномочия. Существенное место в компетенции законодательных органов субъектов РФ занимают полномочия законотворческого характера.

Законодательные (представительные) органы выполняют особую роль в правотворчестве, важнейшей функцией которых является реализация в процессе законотворчества путем принятия нормативных актов в форме законов конституционного принципа народовластия.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: