Религия древних греков
Педагогические цели | Способствовать формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и ее роли в жизни людей в древности; создать условия для развития умений готовить сообщения на основе различных источников и выступать с ними |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-конференция |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом |
Личностные результаты | Проявление понимания, интереса и уважения к ценностям культур других народов; умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги и богини Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Дионис, Афродита, Гефест, Арес, Аполлон, Артемида. Сатиры. Нимфы. Религиозные церемонии. Жрец. Храм. Религиозная церемония. Религия. Олимп. Мифы. Цербер. Крылатое выражение «авгиевы конюшни» |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Боги и богини Древней Греции». Рабочая тетрадь № 2. Проверочные материалы |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Сообщает тему урока, предлагает объяснить понятия «религиозные верования», «религия»; сформулировать учебную задачу | Слушают учителя, раскрывают смысл понятий; формулируют учебную задачу | Регулятивные: формулируют учебную задачу вместе с учителем | Понятия |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Фантастическое отражение в религии природы Греции и занятий ее жителей | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, творческий. Рассказ учителя, работа с картой, аппликацией (слайдами), сообщения, беседа | – В религиозных верованиях греков получили отражение те природные явления, от которых зависела жизнь людей. Боги Греции (стр.135) - Греки верили, что боги живут на горе Олимп. - Зевс – господствует на небе. - Посейдон – на море. - Аид – в «царстве мертвых». - Боги вмешиваются в дела людей. - Действиями богов объясняли природные явления, неурожаи, болезни. - Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них мифы. | Характеризуют верования древних греков, объясняют, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Выступают с сообщениями: рассказывают о греческих богах и богинях | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: используют знаково-символические средства | Работа с картой, сообщения, беседа по вопросам |
Мифы Древней Греции | Фронтальная. Словесный. Рассказ | Организует чтение и пересказ мифов: 1) Миф о Деметре и ее дочери Персефоне. 2) Миф о Прометее. 3) Мифы о Геракле. 4) Миф о Дионисе и морских разбойниках. Миф о Деметре и ее дочери Персефоне - Аид похитил Персефону и унес ее в царство мертвых. - Вход в царство Аида охраняет Цербер – пес с тремя головами и змеиным хвостом. - Мать Персефон – богиня земледелия Деметра погрузилась в печаль. - От тоски Деметры наступила засуха, голод грозит всему живому. - Зевс послал к Аиду вестника богов Гермеса. - Гермес сказал, что Деметра две трети года будет жить на земле, а одну треть в подземном царстве. - Гермес доставил Деметру матери. - От ее радости распустились цветы, зазеленели пашни. Миф о Прометее - В древности люди жили в пещерах, не знали огня, не умели выращивать скот и растения. - Зевс решил истребить людей. - Прометей научил людей строить дома из камня, пахать поле, шить паруса и плавать по морям. - Научил людей письму и счету. - Прометей, не смотря на запрет Зевса, похитил огонь у Гефеста и принес его людям. - Гефест по приказу Зевса приковал Прометея к утесу. - Каждый день прилетал орел и клевал печень Прометея, а за ночь она вырастала вновь. - Прометей предсказал Зевсу, что, если он жениться на морской богине Фетиде, то она родит сына, который станет сильнее отца. - Зевс не женился. - По воле Зевса Геракл застрелил орла, освободил Прометея. - Фетида вышла замуж за человека и родила Ахиллеса. Мифы о Геракле - Геракл – сын Зевса и смертной женщины. - Огромный лев нападал на скот и людей. - Стрелы, пущенные Гераклом, отскочили от твердой шкуры. - Лев бросился на Геракла. - Геракл оглушил льва дубинкой. - Герой задушил льва. - Царь Авгий пообещал Гераклу десятую часть своих стад, если он за день очистит скотный двор. - Животные стояли по шею в навозной жиже. - Геракл изменил течение двух рек и их потоки унесли грязь со скотного двора. - Царь Микен приказал Гераклу принести 3 золотых яблока из волшебного сада на краю света. - По дороге Геракл боролся с великаном Антеем, сыном богини земли Геи, которая давала сыну силы, когда он стоял на ней. - Геракл задушил Антея в воздухе. - На краю света великан Атлант уговорил Геракла подержать за него на плечах небесны свод. - Атлант принес яблоки, но сказал, что сам отнесет их царю Микен. - Геракл пожелал сделать для плеч подушку из травы. - Атлант встал на свое место. - Геракл отнес яблоки в Микены. Миф о Дионисе и морских разбойниках - Дионис научил людей разводить виноград и делать вино. - Однажды он вышел на берег моря. - Главарь пиратов приказал схватить юношу и доставить на корабль, чтобы продать его в рабство. - Но веревки упали с рук пленника. - Лоза винограда обвила мачту, по кораблю зажурчали струи вина. - Дионис превратился в рычащего льва. - От ужаса пираты прыгали в море и превращались в дельфинов. | Пересказывают мифы, объясняют, что привлекает в героях мифов. Раскрывают смысл крылатого выражения «авгиевы конюшни». Находят сходство религии греков и религии других народов Древнего Востока | Познавательные: осуществляют анализ, сравнение; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: рассказывают, удерживая логику повествования; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | Рассказ |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Парная, коллективная. Словесный, практический, проблемный. Тест, беседа | Предлагает выполнить тестовые задания (или вопрос задаются вслух) (см. Приложение). – Чем отличались представления об облике богов у египтян (Анубис, Тот, Гер) и у греков? | Называют богов и богинь Древней Греции. Определяют отличия в об- лике богов у египтян и у греков | Познавательные: осуществляют сравнение. Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий; высказывают свое мнение | Тест, беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Параграф 28 РТ_____________________________________ | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Задания в рабочей тетради |