Реформы Петра I и российская культура




 

XVIII век - время перемен в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I определили особенности историко-культурного процесса России в н.XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития. Развивалось светское образование. В связи с потребностями новой учебной и научной литературы открывались новые типографии в Москве и Петербурге. За четверть века ими было выпущено более 600 книг, ведомостей, манифестов и т.д. (среди них "Первое учение отрокам" Прокоповича Ф., "Арифметика" Магницкого Л.). В 1708 (1710?) Пётр I ввёл новый гражданский шрифт, что привело к разделению сферы светской и церковной книжности, к распространению грамотности, повлекло возникновение периодической печати: с 1702 выходила первая печатная газета "Ведомости".

 

Это время ознаменовалось появлением крупных технических новшеств и изобретений в горном деле и металлургии - де Реннин Г.В., Татищев В.Н.; в военном деле - Брюс Я.В., Нартов А.К. Обострился интерес к истории. Сердюков М. был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Батищев Я. изобрёл машину для водяной обточки ружейных стволов; Никонов Е. представил проект создания "потаённых судов" (подводных лодок); Беляев И. разрабатывал оригинальные оптические инструменты.

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1719 для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера. Итогом петровских преобразований в области просвещения можно считать открытие Академии наук в Петербурге (по указу от 28 ЯН 1724) в 1725.

Большие изменения произошли во всех отраслях искусства.

Центральной проблемой публицистики и общественно-политической мысли был вопрос идеологии абсолютизма. Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике. В 1717 в Петербурге вышло в свет "Рассуждение..." о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером Шафировым П.П. и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка Посошкова И.Т. (1652-1726), и прежде всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".

 

В литературе первой четв.XVIII в. сохранялись и старые формы литературных произведений. Но они были наполнены новым содержанием. В центре "гисторий" (один из самым популярных жанров этого времени) - молодые люди нового времени, с новой системой ценностей: они верят в могущество разума, науки и прежде всего в собственные силы ("История о российском матросе Василии Кариотском", "История о храбром российском кавалере Александре"). Появление этих повестей означало освобождение от тесных рамок религиозного сознания.

В архитектуре появились новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры стал ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы - Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю. Важнейшие архитектурные памятники того времени - Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (арх.Трезини Д.), здание Двенадцати коллегий (Трезини Д., Земцов М.Г.), Меньшиков дворец на Васильевском острове (Фонтана Дж.-М. и Шедель Г.), Адмиралтейство (Коробов И.К.). С именами этих архитекторов было связано формирование нового направления в русской архитектуре - барокко. В Москве также возводятся новые здания: здания Арсенала в Кремле (арх.Иванов Д., Конрад Х., Чоглоков М.), Лефортовский дворец (Аксамитов Д.В), Сухарева и Меншикова башни (Зарудный И.П.) и др.

В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых стало стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи Алексеевны", ''Портрет канцлера Г.И.Головкина", "Напольный гетман").

Скульптура много веков была под запретом, поэтому традиций и мастеров в этой области искусства не было. В XVIII в. распространение получили скульптурные композиции. Первые скульптуры, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии. Особенно ярко Скульптурное творчество проявилось в создании дворцово-парковых ансамблей, напр., оформление Большого каскада Петергофского дворца (Леблон Ж.Б.).

Петровские указы регламентировали общественную и частную жизнь: вводились новые правила хозяйствования, покрой одежды, внешний облик (запрет на ношение бороды), вводились новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками) и правила хорошего тона. Также в петровское время устраивается первый публичный театр на Красной площади в Москве ("Комедийная храмина"). Здесь ставились пьесы на исторические темы и комедии (например, Мольера Ж.-Б. "Амфитрион" и "Доктор принужденный"). Появились и первые русские драматические произведения: "Владимир" (трагикомедия Прокоповича Ф.), "Слава Российская" (пьеса Жуковского Ф.) и др. Были введены новое летоисчисление (с ЯН 1700), появилось регулярное почтовое сообщение и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: