Идеология и культура Древнего Китая периода империй Цинь и Хань (III в. до н. э. – II в. н. э.)




И. Р. Блохина

 

История Древнего мира

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

 

 

Методические рекомендации

к практическим и семинарским занятиям

для студентов, обучающимся по специальности «История»

 

 

Тамбов

 

 

Методические рекомендации к практическим и семинарским занятиям для студентов, обучающихся по специальности «История». Часть I. Древний Восток. Тамбов, 2005. с.

 

Автор-составитель: кандидат исторических наук, доцент И. Р. Блохина.

 

 

Рецензент: доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Петрозаводского государственного университета Г. С. Самохина
История древнего мира – один из основных исторических курсов в программе обучения по специальности «История». Изучение его позволяет понять важнейшие закономерности возникновения и становления ранних цивилизаций, получить представление об основных этапах и особенностях экономического, социального и политического развития древневосточных и античных государств, их идеологии и культуры.

Особое значение в совместной работе преподавателей и студентов по курсу истории древнего мира приобретают практические занятия и семинары, включающие чтение и анализ текстов, сообщения студентов, обсуждение дискуссионных вопросов. На них студенты должны не только закрепить и углубить знания, полученные на лекциях, но и приобрести начальные навыки исследования: научиться работать с разными по характеру и содержанию историческими источниками, общеисторической, специальной и справочной литературой, усвоить необходимые исторические термины, а также овладеть способностью самостоятельно и критически анализировать материал, делать выводы, грамотно и лаконично выражать свои мысли.

В «Методических рекомендациях» темы занятий отобраны с учетом значимости и разнообразия проблем (особенности социально-экономического развития древних государств, нормы права, международные отношения, вопросы культуры). Учитывалось также состояние источников с точки зрения их важности, разнохарактерности, доступности. В ходе работы над источниками предполагается возрастающая сложность их исторического анализа. Выбор тем определялся и возможностью для студента применить в дальнейшем полученные навыки в исследовательской работе, а также в преподавании.

Студентам предлагаются планы занятий, дополненные списком литературы и методическими указаниями, которые должны помочь в самостоятельной подготовке к занятиям, в том числе, помочь - определить круг изучаемых источников, выделить наиболее важные вопросы исследования, верно сформулировать выводы. Основные термины и понятия в конце каждого занятия выделены для запоминания.

Методические рекомендации могут быть использованы студентами очного и заочного отделений. Темы, предлагаемые для изучения на заочном отделении, в таблице отмечены звездочкой.

 


ТЕМЫЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

 

№ п/п Название темы
1* Положение народных масс в Египте эпохи Среднего царства. Восстание рабов и свободной бедноты.
  Произведения древнеегипетской литературы как исторический источник.
3* Внешняя политика Египта в период правления XVIII-XIX династий.
  Общество Древнего Междуречья в «Эпосе о Гильгамеше».
5* Хозяйственный и общественный строй Древнего Вавилона по «Законам Хаммурапи».
  Сравнительная характеристика хеттского и ассирийского общества (по данным судебников).
7* Держава Ахеменидов при Дарии I.
8* Социальные отношения в Древней Индии.
  Идеология и культура Древнего Китая во второй половине I тыс. до н.э.

 


ТЕМА 1

Положение народных масс в Египте эпохи Среднего царства.

Восстание рабов и свободной бедноты.

 

План занятия:

1. Характеристика источников.

2. Социально-экономическое развитие Египта в период Среднего царства.

3. Обострение социальных конфликтов в конце Среднего царства.

4. Восстание рабов и свободной бедноты в середине XVIII века до н.э.

 

Источники:

Практикум по истории древнего мира /Под ред. И. С. Свенцицкой. 4-е

изд. Вып. 1. М., 1989. С. 5-17.

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. М. А.

Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М., 1980. Ч.1. Тема

2.

 

Литература:

Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М.,

1972.

Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. М., 1976.

История древнего Востока /Под ред. В. И. Кузищина. М., 1979. Гл. IV.

История древнего мира /Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.

С. Свенцицкой. Ранняя древность. М., 1982. Лекция 6.

 

Цель занятия – выяснить истоки социальных противоречий в эпоху Среднего царства, определить цели и характер народных движений.

Характеризуя источники, обратите внимание на распространенные в египетской литературе жанры поучений, речений и пророчеств, выясните время и условия создания папирусов, попробуйте оценить их значение как литературных памятников и исторических свидетельств. Интересно подумать над вопросом, к какому социальному слою принадлежали авторы документов, связана ли с этим тенденциозность изложения событий.

Готовя второй и третий вопросы темы, постарайтесь определить, какие тенденции развития в экономической и социальной истории Среднего царства вели к имущественной поляризации общества и обострению социальных конфликтов. В частности, каковы были последствия распада общины? Как следует охарактеризовать положение рабов, разорившихся ремесленников и земледельцев, неджесов, знати? Выясните, между какими группами населения Египта существовали противоречия и почему. Понять это поможет анализ папирусов: «Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», «Из надписи монарха Антилопьего нома Амени».

Трудность вопроса о восстании рабов и бедноты в том, что нет ясной датировки события и свидетельств о нём. Познакомьтесь с существующими на этот счет мнениями. В этом может помочь статья И. С. Кацнельсона в книге Б. Брентьеса «От Шанидара до Аккада». Вопросы о целях восстания, его движущих силах и основных событиях рассматриваются на основе анализа лейденского папируса «Речение Ипусера», а также папирусов «Пророчество Неферти» и «Беседа жреца Онху со своим сердцем». Работая с текстом, определите, какие классы и слои были вовлечены в движение, было ли восстание стихийным или имело элементы организации, каковы результаты восстания, можно ли считать вторжение гиксосов следствием внутренней смуты? Сделайте общий вывод о характере и особенностях народных движений в раннем рабовладельческом государстве.

 

Термины и понятия:

«высокие поля»

гиксосы

неджесы

«сильные неджесы»

номархи

фараон

 

 

ТЕМА 2

Произведения древнеегипетской литература как исторический источник

 

План занятия:

1. Письменность и литература в древнем Египте: общая характеристика.

2. Образ жизни и нравы египтян (по сказкам, лирике, произведениям дидактической литературы).

3. Религиозно-философская литература древнего Египта.

4. Историческая проза: особенности жанра.

 

Источники:

Всемирная галерея. Древний Восток. СПб., 1994.

Египетская книга мертвых //Книги мертвых: Антология. СПб., 2001.

Лирика древнего Египта. М., 1965.

Лирическая поэзия древнего Востока: тексты. М., 1984.

Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. М., 1978.

Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973.

Практикум по истории древнего мира /Под ред. И. С. Свенцицкой.

Вып. I. Древний Восток. М., 1989. С. 66-77.

Фараон Хуфу и Чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта.

М., 1958.

 

Литература:

Египетская культура. М., 1976. Гл. «Художественная литература».

История древнего мира /Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой,

И. С. Свенцицкой. Ранняя древность. М., 1982. Лекция 14.

Коростовцев М. А. Литература Древнего Египта //История всемирной

литературы. Т. I. М., 1983.

Тураев Б. А. История древнего Востока. Л., 1935. Т. I. Разд. 1. Гл.

«Религия и литература в эпоху Среднего царства».

 

Знакомство с яркой и разнообразной литературой древнего Египта важно само по себе. Высокая художественная ценность многих произведений, эмоциональность, глубина и занимательность вызывают восхищение и желание поделиться собственными мыслями после прочтения. Цель занятия заключается также в том, чтобы попытаться взглянуть на древнеегипетское общество, на жизнь египтян и их представления о мире через призму художественных образов, а на произведения литературы – как на исторический источник.

Вначале необходимо познакомиться с историей развития египетской письменности и литературы, выяснить, какими жанрами представлено творчество древних авторов, в какое время и для чего они писали. Практическому занятию должно предшествовать также знакомство студента с несколькими произведениями, различными по жанру. Нужно знать их сюжет и художественные особенности, подумать над целью их создания и смыслом, заложенным в них.

Используя текст произведений, предположите, насколько правдиво в них изображена историческая реальность. Что можем мы узнать об уровне жизни жителей Египта, их имущественном положении, быте, обычаях, познаниях, их представлениях о мире и его законах? Как в литературе отражена жизнь разных классов общества? Для анализа в данном случае можно использовать такие произведения как «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Повесть о красноречивом крестьянине», «Правда и кривда», «Повесть о Синухете».

Важно понять, какую роль в мироощущении египтян играли религиозные представления. Покажите, как это нашло отражение в литературе (примеры – тексты гробниц, магические заклинания, гимны богам и т. п.). Замечательным, но нелегким для интерпретации является так называемая «Книга мертвых» – сборник религиозных текстов, сложившийся в период Среднего и Нового царств. При чтении этого памятника желательно пользоваться комментариями. Особый интерес представляет диалог, относящийся к Среднему царству, – «Беседа разочарованного со своей душой». Как вы думаете, чем могли быть вызваны сомнения автора в существовании загробной жизни? Какой философский смысл скрыт в этом произведении?

Тексты, содержащие повествование исторического характера, близки к художественным, но имеют ряд особенностей. Важно выяснить, насколько объективно изображены события, например, в «Анналах Тутмоса III» (возьмите описание Первого похода) или в «Поэме Пентаура». Обратите внимание на тенденциозность и идеологическую направленность источников.

В итоге сделайте вывод о характере литературы (народной и официальной) и ее роли в культуре Египта.

На занятии можно заслушать небольшие сообщения на темы: «Сказки древнего Египта», «Древнеегипетская любовная лирика», «Поучения и пророчества» и другие.

 

Термины и понятия:

анналы

демотическое письмо

иероглифы

папирология

папирус

поучения

пророчества

речения

 

 

ТЕМА 3

Внешняя политика Египта в период правления XVIII-XIX династий

 

План занятия:

1. Характеристика источников.

2. Внешняя политика Египта в XVI-XV вв. до н.э. Завоевания фараонов XVIII династии.

3. Отношения правителя Египта с покоренными племенами.

4. Египет и Хеттское царство в XIII веке: война и дипломатия.

 

Источники:

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. М. А.

Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М., 1980. Ч.1.

Тема. 3.

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. В. В. Струве и

Д. Г. Редера. М., 1963. Разд. «Египет».

 

Литература:

Авдиев В. И. Военная история древнего Египта. Т. I-II. М., 1948-1959.

Великовский И. Рамзес II и его время. Ростов-на-Дону, 1997.

История дипломатии /Под ред. В. А. Зорина и др. Т. I. М., 1959.

История древнего Востока /Под ред. В. И. Кузищина М., 1979.

История древнего мира /Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой,

И. С. Свенцицкой. Ранняя древность. М., 1982. Лекция 13.

Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982. Гл. 7.

Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989. Гл. 9.

Стучевский Н. А. Колониальная политика Египта в эпоху XVIII

династии. М., 1967.

 

Цель занятия – познакомиться с характером международных отношений древневосточных государств на примере внешней политики Египта в период его наивысшего могущества. Работа над темой предполагает хорошее знание исторической карты.

Познакомьтесь по литературе и источникам с политической историей Египта Нового царства. Выясните, чем была вызвана активизация внешней политики в этот период. Определите и проследите по карте основные направления завоеваний. Обратите внимание на то, какие социальные слои были заинтересованы в военных походах (используйте для этого «Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса» и «Анналы Тутмоса III»). Какое влияние оказала завоевательная политика на общество, систему государственного управления и экономику Египта?

Анализируя отношения Египта со странами Восточного Средиземноморья, познакомьтесь с документами из Тель-Амарнского архива, письмами правителей Сирии, Тира и Иерусалима египетскому фараону. Каков характер этих отношений?

При рассмотрении последнего вопроса дайте характеристику Хеттского царства, выясните соотношение военных и политических возможностей сторон, изучите историю военных походов египтян против хеттов. Как источники («Битва Рамзеса II c хеттами при Кадеше», «Поэма Пентаура») оценивают результаты сражения у города Кадеш? Что вынудило Рамзеса II перейти от силовой политики к дипломатии? Очень важен анализ договора фараона Рамсеса II с хеттским царем Хаттусили III – первого из дошедших до нас дипломатических соглашений. Что включал договор? Как были определены сферы влияния двух могущественных государств? Разберите каждый пункт договора.

В заключение определите специфику, свойственную внешним отношениям стран древнего Востока. Изучение темы поможет сделать выводы об особенностях развития древневосточного рабовладельческого государства в целом и египетской военной державы, в частности.

 

Термины и понятия:

апофеоз

визирь

деспотия

дипломатия

чати

 

ТЕМА 4

Общество древнего Междуречья в «Эпосе о Гильгамеше»

 

План занятий:

Занятие 1.

1. Характеристика источника.

2. Хозяйство древнего Междуречья по данным эпоса.

3. Социально-политический строй Урука.

 

Занятие 2.

4. Религиозно-мифологические воззрения жителей Междуречья.

5. Легенда о всемирном потопе в «Эпосе о Гильгамеше» и библейском тексте «Книги Бытия».

6. Древневосточный человек: жизнь, быт, характер (на материале эпоса).

 

Источники:

О все видавшем //Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

Практикум по истории древнего мира /Под ред. И. С. Свенцицкой. 4-е

изд. Вып. I. М., 1989. С. 77-86.

Эпос о Гильгамеше /Перевод и комментарии И. М. Дьяконова. М-Л.,

1961.

«Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и

Ассирии. М., 1981.

 

Литература:

Афанасьева В. К. Литература Шумера и Вавилона //Поэзия и проза

древнего Востока. М., 1973.

Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве.

М., 1979.

Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.,

1987.

Вулли Л. Ур Халдеев. М., 1961.

Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего

Двуречья. Шумер. М., 1959.

Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.

История древнего Востока /Под ред. В. И. Кузищина. М., 1979.

Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967.

Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей

цивилизации. М., 1990. C. 202-208.

Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. 2-е изд. М., 1985. Гл. 4.

 

На занятиях по названной теме предполагается на материале древнейшего литературного произведения познакомиться с особенностями развития ранних городов-государств Междуречья. Работа над темой требует хорошего знания самого произведения – «Эпоса о Гильгамеше».

Первый вопрос должен содержать обстоятельную характеристику источника. Выясните историю создания «Эпоса», историю открытия памятника и его изучения. Обратите внимание на композицию и художественные особенности произведения, попытайтесь понять главные мысли его и, наконец, определите достоинства и недостатки «Эпоса» как исторического источника.

Составить по эпосу представление об экономике древнего Шумера не просто. Подберите строки, содержащие данные о сельскохозяйственном труде, ремесленном производстве (например, XI, 52-79 – рассказ о строительстве корабля по приказу Утнапишти, или VI, 168-176 – описание работы ремесленников по отделке рогов поверженного быка), охоте и вообще жизни трудового населения. Что можно сказать об уровне и характере развития производительных сил общества древнего Междуречья на основе анализа этих данных?

Отвечая на третий вопрос, представьте себе картину социального строя Урука. Как в произведении охарактеризовано положение рабов, городских низов, знати? Определите характер царской власти, принимая во внимание отношение правителя со старейшинами и народом. Приведите примеры повинностей в пользу царя. Найдите данные, свидетельствующие о значительном имущественном расслоении в обществе. Подумайте о том, что характеризует описанное в «Эпосе» государство как раннеклассовое и раннерабовладельческое?

При знакомстве с религией жителей Междуречья выясните, какую роль играло представление о богах в жизни людей, насколько было развито и оформлено язычество, велико ли значение жречества в обществе? Обратите внимание на антропоморфный характер богов шумеро-аккадского пантеона.

Пятый вопрос может быть представлен специально подготовленным сообщением одного из студентов об исторических интерпретациях ученых легенды о всемирном потопе с последующим коллективным чтением и обсуждением источников. Интересно сравнить данные о потопе, содержащиеся в «Эпосе» (таблица XI) и в Библии (Книга Бытия, главаVI), выяснить, что послужило основанием для возникновения и широкого распространения сказаний. Полезно при этом воспользоваться книгой Дж. Фрезера «Фольклор в Ветхом Завете».

Ответ на последний вопрос предполагает, что вы, прочитав произведение, познакомились с менталитетом жителей Месопотамии. Обратите внимание на детали городской жизни и быта древних людей, на одежду, украшения, вооружение. Составьте для себя психологические портреты главных героев эпоса. Определите особенности жизни и характера древневосточного человека.

 

Термины и понятия:

антропоморфный

клинопись

лугаль

менталитет

пантеон богов

политеизм

синкретизм

язычество

 

ТЕМА 5

Хозяйственный и общественный строй Древнего Вавилона

по «Законам Хаммурапи»

 

План занятий:

Занятие 1.

1. Судебник Хаммурапи как правовой и исторический источник.

2. Хозяйство древней Вавилонии по данным судебника:

а) формы землевладения и землепользования;

б) сельское хозяйство;

в) ремесло;

г) торговля и ростовщичество.

 

Занятие 2.

3. Общественный строй древней Вавилонии:

а) община и положение свободных;

б) рабство и положение рабов;

в) семейное и наследственное право;

г) судопроизводство и система наказаний.

4. Особенности и историческое значение законов Хаммурапи.

 

Источники:

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / Пер. и коммент.

И. М. Дьяконова //ВДИ. 1952. № 3. С. 199-303.

Старовавилонские документы в собраниях СССР. М.-Л., 1937.

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. М. А.

Коростовцева и др. М., 1980. Ч. I. Разд. 2.

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. В. В. Струве и

Д. Г. Редера. М., 1963. Разд. «Двуречье».

 

 

Литература:

Блохина И. Р., Жалменова О. П. История государства и права зарубежных стран. Ч.I. Древний мир. Тамбов, 2004. Модуль 2.

Гельцер М. А. Тамкар и его роль в Передней Азии //ВДИ. 1964. № 2.

Дьяконов И. М. Община на древнем Востоке в работах советских

исследователей //ВДИ. 1963. № 1.

Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности //ВДИ. 1973. № 4.

История Востока. В 6-и тт. Т. I. Восток в древности /Под ред. В. А. Якобсона. М., 2000.

История древнего Востока /Под ред. В. И. Кузищина. М., 1979. Гл. 11.

Козырева Н. В. Общественный труд в древней Месопотамии /Подати и повинности на Древнем Востоке. /Сб. статей под ред. М. А. Дандамаева. СПб., 1999. С. 34-53.

Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.

Якобсон В. А. Правовое и имущественное положение воина времени I Вавилонской династии //ВДИ. 1963. № 2.

 

Изучать характерные черты экономического и социального строя древней Месопотамии следует на материале свода законов Вавилонского царя Хаммурапи – источнике XVIII в. до н.э.

Оценивая источник, вспомните историю его изучения, обратите внимание на его хронологическую емкость (издавна существовавшие законы в нем соседствуют с нововведениями), отметьте ограниченность источника, вызванную спецификой правового документа. Необходимо ознакомиться и с другими историческими свидетельствами: административно-хозяйственной перепиской царя Хаммурапи, частноправовыми документами и дипломатическими текстами из «архива Мари».

Анализ «Законов» следует ориентировать на пункты плана. По каждому вопросу отметьте соответствующие статьи кодекса, примите во внимание комментарии к ним и сделайте свои выводы. Большую помощь в этом окажет исследование «Законов» И. М. Дьяконова (ВДИ. 1952. № 3).

При изучении вопроса о хозяйственном строе Вавилона выясните вначале, какие формы землевладения и землепользования существовали в государстве, какую роль в экономике играла ирригация. Подберите данные о развитии разных отраслей хозяйства. Обратите внимание на характер торговли и особенно на ростовщичество, которое являлось показателем важных изменений в экономике Междуречья. Как законодатель пытается регулировать деятельность ростовщика и почему? Сделайте вывод об уровне и тенденциях развития хозяйства древнего Вавилона.

Характеризуя общественные отношения, определите положение классов и сословий в Вавилоне (поясните разницу между этими понятиями). Особо рассмотрите вопрос о характере общины. Что связывало общинников? Каковы были отношения между членами общины и властью? Как управлялась община и какие социальные функции выполняла?

Не менее важным представляется вопрос о рабстве в древнем Вавилоне. Ответ на него можно построить по следующей схеме:

1. Источники рабства (в том числе рабство за долги; как к этому явлению относится законодатель?).

2. Категории рабов и сферы применения их труда.

3. Положение рабов, формы протеста против угнетения.

4. Отношения рабов и свободных.

Вывод должен содержать данные о характере, степени развития и особенностях древневосточного рабства.

Показательным для выяснения сути общественного строя Вавилона является семейное право. Подобрав статьи об условиях заключения браков, положении членов семьи, порядке наследования и т. д., уясните главное: какие исторические условия определяли патриархальный характер семьи.

Наконец, нужно определить, что представляло собой судопроизводство и уголовное право. Отметьте такие черты, как сочетание пережитков обычного права и нововведений, примитивный характер судопроизводства, жестокость и разнообразие наказаний.

Обобщая изученный материал, необходимо определить, какую роль в жизни общества сыграло появление писаных законов. Что свидетельствует о прогрессивном характере кодекса, о попытке Хаммурапи, дав стране законы, стабилизировать хозяйственную и общественную жизнь, защитить производителей от разорения? Уместно сделать общий вывод об особенностях развития древневосточного рабовладельческого права.

Студенты могут сделать сообщения по отдельным вопросам, например, «Семья и семейное право в Вавилоне», «Армия и положение воинов» и другие.

 

термины и понятия:

авилум

баирум

мушкенум

«патриархальное рабство»

протекционизм

рабианум

редум

тамкар

шаммалум

 

ТЕМА 6

 

Сравнительная характеристика хеттского и ассирийского общества

(по данным судебников)

 

План:

1. Характеристика источников.

2. Сельское хозяйство, ремесло и торговля.

3. Социальный строй. Положение свободных.

4. Рабство у хеттов и ассирийцев.

5. Семья и семейное право.

6. Особенности развития общества и

государства хеттов и ассирийцев по данным судебников.

 

Источники:

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства /Пер. и коммент. И.

М. Дьяконова //ВДИ. 1952. № 4. С. 199-303.

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. М. А.

Коростовцева и др. М., 1980. Ч. I. Разд. 2.

 

Литература:

Герни О. Р. Хетты. М., 1987.

Дьяконов И. М. Развитие земельных отношений в Ассирии. Л., 1949.

Замаровский В. Тайны хеттов. М., 1968.

История Востока. В 6-и тт. Т. I. Восток в древности /Под ред. В. А.

Якобсона. М., 2000.

Маккуин Дж. Хетты и их современники в Малой Азии. М., 1983.

Менабде Э. А. Хеттское общество: экономика, собственность, семья

и наследование. Тбилиси, 1963.

Садаев Д. История древней Ассирии. М., 1979.

Якобсон В. А. Подати и повинности в Новоассирийской державе

//Подати и повинности на Древнем Востоке. /Сб. статей под ред. М. А.

Дандамаева. СПб., 1999. С. 54-63.

 

Работа над темой в значительной степени должна быть построена на сравнении ассирийских и хеттских законов с уже известными вам древневавилонскими. Предложенная в методических указаниях к предыдущей теме схема анализа хозяйственного и общественного строя может быть применена и в данном случае.

Постарайтесь, исследуя источники, определить общие черты и различия в обществе ассирийцев и хеттов, выяснить специфику развития каждого из государств. Не забудьте о сравнении с обществом древнего Вавилона. При этом ответьте на вопросы: В какой из стран было более тяжелым положение рабов и почему? Чем отличается семейное право Среднеассирийских законов от аналогичного в законах Хаммурапи? В чём своеобразие общественно-политического строя Ассирии? Что отличает от других государств общество хеттов? Согласны ли вы с тем, что «Законы Хаммурапи», созданные на несколько столетий раньше ассирийских и хеттских, имеют по сравнению с ними более прогрессивный характер? Обоснуйте или аргументированно опровергните это утверждение.

Подумайте, какие еще вопросы, предполагающие сравнение этих обществ, вы могли бы задать?

 

Термины и понятия:

«великие»

жребий

ордалия

панкус

саххан

талион

тулия

ТЕМА 7

Держава Ахеменидов при Дарии I

 

План:

1. Сравнительная характеристика источников.

2. Борьба за власть в Персидской державе и воцарение Дария I.

3. Административно-хозяйственные, финансовые и военные преобразования Дария и их значение.

4. Управление покоренными областями.

 

Источники:

Тематическая хрестоматия по истории Древнего мира /Сост. Н. Н.

Пикус. М., 1963. Вып. I.

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. М. А.

Коростовцева и др. М., 1980. Ч. I. Разд. 2.

 

Литература:

Дандамаев М. А. Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.).

М., 1969.

Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы.

М., 1985.

Дандамаев М. А. Социальная сущность переворота Гауматы

//ВДИ. 1958. № 4.

Дьяконов И. М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961.

История древнего Востока /Под ред. В. И. Кузищина. М., 1979. Гл 25.

История древнего мира /Под ред. И. М. Дьяконова и др. Расцвет

древних обществ. М., 1982. Лекция 7.

Фрай Р. Н. Наследие Ирана М., 1972.

 

Работа над темой познакомит вас с одним из самых могущественных государств-завоевателей, рождение которых было последствием грандиозного цивилизационного скачка, вызванного распространением железа – с персидской державой Ахеменидов.

Источники можно условно разделить на две группы: собственно персидские документы и данные сочинений античных историков. Дайте общую характеристику этих источников. Любопытно сравнить Бехистунскую надпись Дария с рассказом греческого историка Геродота. Некоторые события в них получают разное освещение. Например, как характеризуется личность самозванца-мага в надписи Дария и тексте Геродота? Оцените объективность или тенденциозность каждого из свидетельств. Проследите по карте покорение Дарием восставших или прежде свободных территорий.

Знакомство с этими источниками поможет восстановить картину политической борьбы в момент прихода Дария к власти. Выясните, в чём причины (социальные, национальные) восстания Гауматы. На какие слои опирался Дарий в борьбе за власть, какие методы использовал?

Далее, используя свидетельства Геродота и Ксенофонта, рассмотрите вопрос о реформах правителя. Чем они были вызваны? Представляется какая-либо из них наиболее важной? Каковы последствия проведения реформ? В чём отличие Персидского царства, обновлённого и укреплённого Дарием, от предшествующих ему держав ассирийцев и халдеев?

Приступая к последнему вопросу, хорошо изучите карту. Обратите внимание на неодинаковое положение сатрапий в государстве. Какие формы контроля за деятельностью местных правителей предусмотрел Дарий? Что мы знаем о повинностях жителей покоренных областей (по данным источников)? Каков характер отношений царской власти и сатрапов? Используйте при ответе надписи, данные Геродота и Ксенофонта.

В заключение сделайте вывод о характере государства Дария – типичной древневосточной деспотии. Отметьте вместе с тем особенности развития державы Ахеменидов.

 

Термины и понятия:

«дарик»

маг

сатрап

фиск

 

 

ТЕМА 8

Социальные отношения в Древней Индии

 

План:

1. Характеристика источников.

2. Социальная структура: варны, касты, община.

3. Семья и семейные отношения.

4. Рабство в древнеиндийском обществе.

5. Особенность общественного строя древней Индии.

 

Источники:

Древняя Индия (первоисточники) //С. Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчек

Н. М. и др. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай,

страны Юго-Восточной Азии. Харвест, 1999. С. 238-321.

История и культура Древней Индии: Тексты /Сост. А. А. Вигасин. М.,

1990.

Тематическая хрестоматия по истории древнего мира /Сост. Н. Н.

Пикус. М., 1963. Вып. I.

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. М. А.

Коростовцева и др. М., 1980. Ч. II. Разд. 4.

 

Литература:

Блохина И. Р., Жалменова О. П. История государства и права

зарубежных стран. Ч. I. Древний мир. Тамбов, 2004. Модуль 3.

Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985.

Вигасин А. А., Самозванцев А. И. Артхашастра, проблемы

социальной структуры и права. М., 1984.

Ильин Г. Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках

законов. //ВДИ. 1950. №2.

История древнего Востока /Под ред. В. И. Кузищина. М., 1979.

Чанана Д. Р. Рабство в древней Индии. М., 1964.

Шарма Р. Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

 

При работе над темой необходимо учитывать разнообразие и своеобразие источников. Прежде всего, это религиозные, политические и правовые тексты, такие как – «Артшахастра Каутильи», «Вишну-Смрити» и «Законы Ману». Каждый из них создавался на протяжении длительного времени и, таким образом, отражает эволюцию общественных отношений. Следует помнить, что документы создавались в среде брахманов и содержат положения, защищающие интересы этого сословия. В частности, «Законы Ману» не является судебником в полном смысле слова, а «Артхашастра – политическим трактатом. Их статьи следует рассматривать как брахманские предписания нравственно-правового характера. Дополнительные свидетельства о социальных отношениях можно найти в мифах и богатой эпической литературе Индии (познакомьтесь со знаменитыми поэмами «Махабхарата» и «Рамаяна»), а также в сочинениях античных авторов об этой стране.

Изучение кастового строя позволит вам определить главное своеобразие развития древнеиндийского общества. Выясните, с чем связано деление общества на варны и более мелкие образования – касты или джати, учитывая историко-этнический, социально-экономический и религиозный факторы. Какие социальные группы принадлежали к той или иной варне, какие нормы отношений существовали между членами высших и низших варн? Охарактеризуйте каждую из варн. Почему, на ваш взгляд, определённая часть населения составила категорию «отверженных»? Найдите в источниках обоснование сложившейся варновой системы. Подумайте, способствовала ли она прогрессу в общественных и экономических отношениях или была их тормозом? Ответьте на вопрос, что представляла собой древневосточная община, как «вписывалась» она в кастовые рамки.

Обращаясь к вопросу о семье, сравните данные о семейных отношениях с известным вам семейным правом Вавилонии, Ассирии и хеттов, установите особенности древнеиндийской патриархальной семьи. Тот же метод сравнения с ранее изученным материалом по истории древневосточных стран будет оправдан и в исследовании вопроса о рабстве. Чем отличается рабовладение в Индии от института рабства у других народов? Согласны ли вы с мнением некоторых исследователей, что рабство в Индии было мягче, нежели в Ассирии или Египте? Аргументируйте своё мнение.

В заключение важно определить общие черты рабовладельческого государства и специфические, характерные для древней Индии.

 

Термины и понятия:

арии

брахманы

вайшьи

варна

даса

дваждырождённые

джати

дхармшастры

кармакары

каста

кшатрии

чандалы

шудры

 

ТЕМА 9

Идеология и культура Древнего Китая периода империй Цинь и Хань (III в. до н. э. – II в. н. э.)

 

План:

Занятие 1

1. Исторические условия развития китайской культуры

2. Развитие научных знаний и материальная культура

3. Религиозно-философские учения

 

Занятие 2

4. Историческая мысль и право.

5. Письменность и литература

6. Китайское искусство

 

Источники:

Антология Древнекитайской философии. Т. I-II. М., 1972 -1973.

Записки о музыке (Юэ-цзи) /Пер. В. А. Рубина //Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999.

Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977.

Литература Древнего Китая //Всемирная галерея. Древний Восток /Под ред. А. Л. Мясникова. СПб., 1994.

Пурпурная яшма. Китайская повествовательная проза I-VI вв. М., 1980.

Религии Китая. Хрестоматия /Cост



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: