методические указания по оформлению дневника учебной практики




 

УП.02. по ПМ.02

Конструирование швейных изделий

 

2015 г.

Порядок оформления дневника:

1. Эскиз и технический рисунок изделия

2. Описание внешнего вида изделия;

3. Чертёж БК (ОК) изделия;

4. Чертежи исходной модельной конструкции (ИМК) и модельной конструкции (МК) проектируемого изделия;

5. Чертежи шаблонов деталей проектируемого изделия;

6. Раскладка шаблонов лекал на ткани;

7. Внесение изменений в размеры и контуры деталей.

1. ЭСКИЗ И ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК ИЗДЕЛИЯ

Проектируемая модель одежды может быть выражена композицией на плоскости, имеющей два измерения.

Этот способ выражения художественного замысла проектируемой модели одежды осуществляется техническими средствами рисования в виде эскиза.

Существует множество технических изобразительных средств и художественных приемов разработки эскизов, выражающих замысел модельера. Из них в современной практике моделирования наиболее распространена графическая передача замысла

1) однотонным рисунком — карандашом, пером, кистью и т. п.;

2) однотонным рисунком в соединении с цветом.

При изображении модели однотонным рисунком следует четко прорисовывать силуэт, линии покроя, форму деталей и аксессуаров, дополняющих одежду. Эскизы, выполняемые однотонным рисунком и красками, являются наиболее выразительными. Цвет в соединении с четкими контурными линиями и линиями, являющими конструкцию и детали модели, наглядное изображение фактуры или узора материалов в эскизе дают полное представление о характере костюма.

Поза фигуры и различные ее повороты должны быть тщательно продуманы, чтобы как можно точнее и нагляднее передать особенности проектируемой модели.

Работа над эскизом ведётся следующим образом: карандашом намечают контуры силуэта и пропорции всех частей формы модели, прорисовывают конструктивные и декоративные линии, детали, определяют расположение и форму отделки (если она входит в композицию одежды). Одновременно намечают форму прически и необходимые дополнения к костюму. Далее проверяют и уточняют найденные пропорции и взаимосвязанность всех частей формы костюма между собой и с фигурой человека. Внеся в композицию необходимые изменения, рисунок теперь прорабатывают более тщательно. После этого на рисунок наносят краски заранее подобранных цветов и оттенков, а затем с помощью кисти, пера или фломастера выявляют контуры формы.

Обычно контурные линии силуэта одежды делают утолщенными, звучными, а линии, обозначающие конструктивные швы, вытачки, форму деталей,— легкими, тонкими.

Эскиз, в котором выявлены покрой и отделка, показаны все дополняющие модель предметы, точно отражает замысел художника (Прил. 1).

Технический рисунок представляет собой изображение модели на условно-типовой фигуре, членение которой основывается на модульной величине, равной высоте головы по вертикали (Прил. 1).

Канон пропорций тела человека устанавливают, обычно, принимая за модуль размер головы; за половину модуля на эскизах принимают расстояние от линии глаз до подбородка. Высокий рост условно равен восьми модулям: расстояние от макушки до линии груди – 2 модуля, до линии талии – 3, до линии бёдер – 4. Линия локтя опущенной руки приходится на уровень талии. Далее определяется масштаб эскиза.

Так как фигура на эскизе имеет поворот, наклон и т. п., по результатам анализа эскиза разрабатывается технический рисунок.

Технический рисунок должен содержать все необходимые для решения формы модели конструктивные линии. Наиболее сложно установить по рисунку конструктивные прибавки на различных уровнях и их распределение.

Важным моментом работы с рисунком является определение линии талии и низа модели относительно вспомогательных горизонталей. Объектами изучения являются также размеры и формы рукава и воротника, линии борта и лацканов, расположение петель и пуговиц, карманов и т. д.

Смотри А.И Мартынова, Е.Г. Андреева «Конструктивное моделирование одежды» с 103-104.

2. ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ИЗДЕЛИЯ

Описание внешнего вида модели должно быть кратким, грамотным, с использованием конкретной специальной технической терминологии, прочитав которое, специалист (конструктор, технолог) должен без самого оригинала модели воссоздать внешний вид с достаточной точностью. Описание должно иметь стандартную форму, изложено в определенной последовательности.

Описание модели – это словесная характеристика модели, в которой следует указать:

· вид изделия, силуэт, покрой по рукаву, материал, из которого выполняется модель;

· конструктивное решение основных деталей (спинка, перед, переднее, заднее полотнище юбки, передняя, задняя половинка брюк), с указанием способов членения и характера оформления линий и элементов;

· указывается длина изделия (в плечевом изделии относительно л.колена или л.бедер, в поясном – относительно л.колена);

· описывается характер застежки, форма горловины и воротника, а также дается характеристика карманов и всех мелких деталей (форма, размеры, место положения);

· характеристика подкладки (если есть).

В конце описания указываются элементы отделки и декоративного оформления изделия.

(Приложение 2)

Работу выполняют, ориентируясь на образцы технических описаний, используя терминологию в соответствии с действующими государственными стандартами.

 

 

3. ЧЕРТЁЖ БК (ОК) ИЗДЕЛИЯ

При расчётном методе конструирования для построения чертежей основы конструкции пользуются различными методиками конструирования.

Для построения чертежей основы конструкций в качестве системы кройки выбраны единый метод ЦОТШЛ и единая методика конструирования СЭВ.

Исходные данные для проектирования выбираются в соответствии с требованиями стандартов РСТ 17522 – 72 «Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования», ОСТ 17-325-86, ОСТ 17-326-81, СТ СЭВ 432-77 «Изделия швейные. Система размеров одежды для женщин и мужчин и обозначение размеров одежды». Измерения, необходимые для построения чертежа базовой основы конструкции, заносят в таблицу.

Таблица 1.

Обозначение измерения Наименование измерения Величина измерения, см
     

 

Конструктивные прибавки для построения чертежа выбирают исходя из проектируемого изделия (Прил. 3)

Производится расчет и построение базовых основ конструкции изделий.

Расчеты для построения чертежа проводятся в табличной форме.

 

Расчёты для ЕМ ЦОТШЛ

Таблица 2.

Отрезок Направление перемещения Расчётная формула и расчёт Длина отрезка, см
       

 

Расчёты для ЕМКО СЭВ

Таблица 2.

Обозначение отрезка Формула Исходная величина Прибавка Отрезок на чертеже
           

 

Чертежи выполняются простыми карандашами различной степени мягкости на миллиметровой бумаге.

Все чертежи строят без припусков на швы, подгибку и усадку ткани. На первом этапе проводят расчет и построение чертежа основы в масштабе 1:1, с обозначением всех конструктивных участков и точек. На втором этапе, применяя методы технического моделирования, на чертеж основы наносят конструктивные линии и фасонные элементы, определяют положение застежки и всех мелких деталей. Чертежи выполняют в соответствии с установленными требованиями. Чертежи должны быть четкими и аккуратными, легко читаемыми и информативными.

 

4. ЧЕРТЕЖИ ИСХОДНОЙ МОДЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ (ИМК) И МОДЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ (МК) ПРОЕКТИРУЕМОГО ИЗДЕЛИЯ

 

Разработка конструкций новых моделей одежды начинается с их анализа.

Работу начинают с внимательного рассматривания рисунка, на котором изображена модель, надетая на фигуру.

Анализ моделей одежды с целью точности воспроизведения в изделии проектируемой формы выполняется по основным антропометрическим поясам фигуры. При этом особое внимание уделяют количественным характеристикам проектируемой модели, а так же конфигурации срезов деталей, составляющих конструкцию и обеспечивающих создание формы изделия.

Анализ проводится в табличной форме или в форме последовательного описания (Прил. 4). При этом последовательно отмечают особенности модели в следующем порядке:

форма линии плеча, длинна плечевого ската, высота плеча модели;

степень прилегания модели по линии груди, талии, бёдер;

уровень расположения линии талии модели;

уровень расположения линии низа модели; ширина модели по линии низа;

форма боковых линий модели в целом, на участках лифа и юбки;

глубина проймы и её форма;

ширина, глубина и форма горловины;

конструктивные линии, обеспечивающие выпуклость в области груди (вытачки, рельефы, подрезы, кокетки, складки), их местоположение и форма;

конструктивные линии, обеспечивающие выпуклость в области лопаток, их местоположение, форма;

конструктивные линии, обеспечивающие прилегание или расширение в области талии и бёдер, их положение и форма;

ширина борта модели, число петель, их положение, направление разреза;

ширина лацкана и форма его угла;

ширина воротника и форма его конца;

положение, конструкция, форма карманов;

ширина, длина рукава; форма рукава; конструкция и конфигурация низа рукава;

положение, размер, форма пояса, хлястика, клапан и другие мелких деталей.

Таблица 3.

Анализ модели

Конструктивный параметр Характеристика конструктивного решения
описательная количественная графическая
       

 

Определив вид изделия и установив в результате анализа его покрой и силуэт, выбирают базовую основу конструкции, чертежи деталей которой в наибольшей степени приближаются к исходной модели. Выбор проводят, приняв во внимание: вид изделия, вид материала, покрой изделия, силуэт изделия, размер изделия.

В соответствии с результатами анализа модели на уточненные копии чертежей базовой основы (М 1:1) наносят линии, характеризующие модельные особенности. При нанесении линий модельных особенностей на чертеже базовой основы вытачку переводят в любое положение, заданное моделью одним из двух способов: графическим или способом шаблона. Укорачивают или удлиняют линию плеча, уточняют высоту плечевой точки на спинке и переде, положение линии талии и ширину полочки и спинки на этом участке, ширину детали по линиям талии и бёдер. Укорачивают или удлиняют детали лифа и юбки. Оформляют линию горловины.

Наносят линии рельефов, подрезов, кокеток, вставок; линии борта, лацкан, воротника; уточняют их форму. Затем способом симметричного построения вычерчивают лацкан и борт в развёрнутом виде относительно линии перегиба лацкан. Уточняют положение петель и пуговиц.

Наносят линии карманов, уточняют их форму. Наносят линии других мелких деталей.

В соответствии с моделью перемещают вытачки в новое положение или совмещают их с рельефами, кокетками, подрезами, складками, сборками. Проводят параллельное или коническое расширение деталей для образования складок, сборок, фалд.

 

 

5. ЧЕРТЕЖИ ШАБЛОНОВ ДЕТАЛЕЙ ПРОЕКТИРУЕМОГО ИЗДЕЛИЯ

 

Получение лекал деталей изделия – конечная цель конструирования. Лекала получают по техническим чертежам конструкции

Перед тем как приступать к построению лекал, на чертеже конструкции любого изделия проверяют, сопрягаются ли детали изделия в местах их соединения, как по конфигурации, так и по длине линий соединения участков. Проверяют сопряжение всех частей переда, спинки, рукава, если они рассечены на несколько деталей. При необходимости конструктивные линии корректируются.

Лекала - оригиналы полностью соответствуют разработанному образу конкретной модели одного размера. Их получают, копируя детали конструкции с чертежа и добавляя к каждому срезу детали необходимый технологический припуск.

В технологический припуск входят:

припуск на шов, который зависит от конструкции шва;

припуск на кант, если кант предусмотрен по модели;

припуск на огибание, если деталь огибает многослойный пакет большой толщины;

припуск на осыпаемость (для легкоосыпающихся материалов);

припуск на уработку при влажно-тепловой обработке, если его не включили в расчёт конструкции;

припуск на подгибку, величина которого зависит и от вида срез детали, и от вида материала;

припуск на подрезку, если в процессе изготовления изделия требуется уточнять срез деталей;

припуск на подгонку изделия, если это требуется (Прил. 5).

К основным лекалам относят следующие лекала деталей конструкции из основных материалов (материалов верха): спинки, переда, рукава, переднего или заднего полотнищ юбки и т. п.

Производные лекала – это лекала, полученные на базе основных лекал. К ним относятся как лекала деталей, изготавливаемых из материала верха (подборта, верхнего воротника, карманов, гульфика и откоска брюк, пояса брюк и юбки, боковые застёжки брюк и юбки и т. п.), так и лекала всех деталей изделия, изготавливаемых из подкладочных и прокладочных материалов.

Лекала изготавливают из тонкого (толщиной 0,2…1,62мм) картона.

На каждом лекале указывают:

его наименование (оригинал или эталон);

наименование изделия;

номер модели;

назначение лекала (верх, подкладка, приклад);

наименование детали (перед, спинка и т. п.) или их код;

размер и рост (или размер и роста);

число деталей.

На каждом лекале проводят:

линию долевого направления ткани (направление нити основы);

линии допускаемых отклонений от долевого направления;

линии допускаемых надставок.

На одном лекале из комплекта (обычно на лекале верха спинки) пишут спецификацию лекал. Спецификация – это таблица, где перечислены наименования всех лекал, входящих в комплект, их число и число деталей кроя.

Для обеспечения точности соединения деталей изделия в процессе изготовления на срезах лекал ставят контрольные знаки (надсечки). Чем сложнее линии соединения, тем больше ставят надсечек.

На лекала-оригиналы и лекала-эталоны наносят линии измерения основных участков конструкции.

Все условные обозначения должны соответствовали требованиям государственных стандартов.

 

 

6. РАСКЛАДКА ШАБЛОНОВ ЛЕКАЛ НА ТКАНИ;

Для оценки технологичности и экономичности разработанных изде­лий выполняют раскладки лекал. Схему раскладки в дневнике рекомендуется представить в виде фотографии раскладки на материале с указанием: наименования материала, ширины, длины и спосо­ба раскладки. Раскладка может быть выполнена полным (в разворот ткани) или половинным (в сгиб ткани) комплектом лекал, с указанием контуров конструкции изделия и припусков на швы.

При раскладке лекал соблюдаются технические требования, которые предусматривают соблюдение допускаемого числа надставок к деталям, правильного направления нитей основы, учет припусков на швы к деталям и уточнение изделия по фигуре заказчика. Все детали изделия выкраиваются с учётом ворса, начёса, рисунка и т. п.

При изготовлении изделий на индивидуального потребителя чаще всего используют однокомплектные раскладки, материал настилают «в сгиб».

В целях снижения материалоемкости изделия при выполнении раскладок следует соблюдать следующие требования:

- раскладку начинать с укладывания крупных деталей;

- детали с прямыми срезами следует укладывать к кромке материала;

- сложные контуры деталей располагать внутри раскладки, по возможности сопрягая их;

- межлекальные потери можно компоновать в одном месте раскладки;

- при раскрое изделий больших размеров рационально применение материалов большей ширины;

- линии обводки должны быть четкими, толщиной не более 1 мм для карандаша и не более 2 мм для мела;

- внутренняя сторона линий обводки должна совпадать с контуром лекал;

- между отвесными срезами деталей, имеющими при раскрое отклонения от срезов лекал более 1 мм, в раскладке необходимо обеспечивать расстояние между лекалами не менее 2 мм.

После выполнения раскладки лекал определяется ее рациональность. Рациональные раскладки характеризуются, прежде всего, процентом межлекальных потерь. В рациональных раскладках данная величина минимизирована (Прил. 6)

 

7. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗМЕРЫИ КОНТУРЫДЕТАЛЕЙ.

 

Для проверки качества разработанной конструкции изготавливается макет и производится его примерка и последующее уточнение конструкции.

Подготовка макета к примерке проводится в следующей последовательности:

проверка кроя;

нанесение линий смётывания вытачек, швов, складок и т. д., на деталях переда и спинки (переднего и заднего полотнищ юбки, или передней и задней половинки брюк);

смётывание частей переда, спинки, рукавов;

смётывание боковых и плечевых срезов (боковых, шаговых и средних);

замётывание низа и рукава;

вмётывание нижнего воротника в горловину;

вмётывание рукава в пройму.

Должны быть примётаны все декоративно-отделочные детали.

Основными этапами примерки макета являются:

уточнение его посадки на фигуре;

уточнение формы и пропорций;

уточнение формы размеров и положения декоративно-отделочных деталей.

 

Если изделие имеет правильную посадку на фигуре, линии середины полочек, спинки и боковых швов имеют вертикальное положение. При этом не должно быть никаких заломов и перекосов.

Во время примерки прежде всего уточняют передне-задний и боковой баланс изделия, форму и длину рукава. В случае неточности баланса требуется уточнение плечевых швов и положения высшей точки плечевого шва и горловины.

Проверяется соотношение ширины горловины спинки и переда, правильность расположения и направления плечевого шва, длину и раствор нагрудных и плечевых вытачек, вытачек на линии талии.

Форму и пропорции макета изделия сверяют с рисунком модели. Для уточнения формы могут быть изменены боковые швы, вытачки, рельефы и другие конструктивные линии. Форму и размеры воротника и отделочных деталей так же уточняют на примерке.

Макеты изделий проектируемых на типовые фигуры уточняют в ходе примерки их на манекены соответствующих размеров.

По итогам примерки макета вносят соответствующие изменения в размеры и контуры деталей на чертежи.

 

Приложение 1

Эскиз Технический рисунок

 

Если для анализа модели не достаточно вида спереди и сзади (ассиметричные модели, модели со сложным распределением объемов), то рисунок выполняют в трёх проекциях (вид спереди, сзади, сбоку).

 

 

Приложение 2

Пример: Описание внешнего вида модели

Комплект женский повседневный для женщин среднего возраста, из полушерстяной костюмной ткани, состоящий из жакета и юбки.

Жакет прилегающего силуэта длинной до линии бёдер, со смещённой бортовой застежкой на две обметанные петли и пуговицы.

Перед с рельефом от линии проймы до низа, отрезными бочками. Накладные карманы со скруглёнными углами в области груди.

Спинка из двух частей со швом посередине.

Рукава втачные, двухшовные (c передними и локтевыми швами).

Воротник пиджачного типа, с тупыми концами, лацканы не широкие с углами, повторяющими форму воротника.

Четыре отделочные пуговицы, имитирующие двубортную застёжку.

Жакет с подкладкой из шелковой подкладочной ткани в цвет верха.

Юбка прямая длинной до колен, состоит из двух полотнищ.

Переднее полотнище с талевыми вытачками.

Заднее полотнище состоит из двух частей. В среднем шве разрез. На каждой части заднего полотнища две талевые вытачки.

Юбка с подкладкой из шелковой подкладочной ткани в цвет верха.

 

Приложение 3

Таблица прибавок на свободное облегание к обхвату плеча:

Характеристика рукава Величина прибавки Поп (см)
Платье Жакет Пальто зимнее, д/с
Плотно-прилегающее 3 – 4 4 – 5,5 5 – 7
Узкий 4 – 6 6,5 – 7,5 7 – 9,5
Средний 6 – 7 7,5 – 9,5 9,5 – 12
Расширенный 8 – 10 9,5 – 11,5 12 – 14,5
Широкий 10 – 12 11,5 – 13,5 14,5 – 17
Очень широкий 12 – 14 13,5 – 15,5 17 – 19,5

 

Таблица прибавок на свободное облегание на участках переда и спинки (Пшп и Пшс):

Вид изделия Величина прибавки в см при прилегании
прилегающий полуприлегающий прямой трапециевидного (очень свободном)
Спинка Перед Спинка Перед Спинка Перед Перед Спинка
Платье 0,6 0,8   0,8 1,0 0,3 1,0 1,4 0,5 0,8 0,8 1,4 2,0 2,6
Жакет 0,8 1,0   1,0 1,2 0,5 1,2 1,6 0,6 1,0 1,0 1,6 2,2 2,8
Пальто летнее, д/с 1,0 1,2   1,2 1,4 0,5 1,4 1,8 0,8 1,2 1,2 1,8 2,4 3,0

 

Таблица прибавок к длине спинки до талии, к глубине проймы, ширине и высоте горловины:

Наименование прибавок Условное обозначение Величина прибавок, см
Пальто Жакет Платье
д/с и летнее Зимнее
К длине талии спинки Пдтс 1,0 1,5 – 2,0 0,7 – 1,0 0,5
На свободу проймы Пспр 2,5 – 3,5 3,5 – 4,5 2,5 – 3 1,5 – 2,5
К ширине горловины Пшгорл 1,5 – 1,0 1,5 – 2,0 1,0 0,5 – 1,0
К высоте горловины спинки Пвгс 0,2 – 0,4 0,6 0,5 – 1,0
К глубине горловины переда Пггорл По модели

Таблица прибавок на свободное облегание по линии груди, талии и бедер:

 

Вид изделия Величина прибавки в см для силуэта:
прилегающего полуприлегающего прямого трапецевидного
Пг Пт Пб Пг Пт Пб Пг Пт Пб Пг
Платье 4-5 1-1,5 0,5-1 5-6 2-3 1-1,5 6-7 4-5 2-3 9-11
Жакет 5-6 1-2 1-2 6-7 3-4 1,5-2,5 7-8 5-7 3-4 7,5-12
Пальто д/с, летнее 6-7 2-3 2-3 7-8 4-5 3-4 8-9 6-8 4-5 9-11

Минимальная ширина проймы для изделий с втачным рукавом (2-ая полнота):

 

Изделие Обхват груди
             
Платье 11,9 12,1 12,7 13,3 13,9 14,2 14,7
Жакет 12,2 12,8 13,4   14,6 14,9 15,4
Пальто д/с, летнее 12,9 13,5 14,1 14,7 15,3 15,6 16,1
Пальто зимнее утепленное в один слой 13,7 14,3 14,5 15,5 16,1 16,4 16,9
Пальто зимнее утепленное в два слоя 14,5 15,1 15,7 16,3 16,9 17,2 17,7

 

Таблицы прибавок для мужского и детского ассортимента одежды приведены в «Конструирование одежды.» Учебник для студентов учреждений сред. проф. Образования /Э.К.Амирова, О.В.Сакулин, Б.С.Сакулин, А.Т.Труханова. на стр. 27-33.

Система прибавок, припусков и допусков для ЕМКО СЭВ приведена в «ЕДИНАЯ МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫСЭВ (ЕМКО СЭВ) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ» том 1, стр. 104-136.

 

 

Приложение 4

 

Приложение 5

Построение лекал в условиях массового производства одежды производится с использованием следующей нормативно-технической документации:

ОСТ 17-240-73; ОСТ 17-287-73; ОСТ 17551-75; ОСТ 17-167-79; ОСТ 17-223-73; ОСТ 17-238-73; ОСТ 17-835- 80 «Изделия швейные. Технические требования к стежкам, строчкам и швам».

 

Приложение 6

Пример раскладки:

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Конструирование одежды. Учебник для студентов учреждений сред. проф. Образования /Э.К.Амирова, О.В.Сакулин, Б.С.Сакулин, А.Т.Труханова. – М: Мастерство: Высшая школа, 2010. -496 с.

2. Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя: Учебное пособие. – М.: Мастерство, 2001. – 120 с.

3. Конструктивное моделирование одежды: Учеб. Пособие для вузов и сузов/А.И.Мартынова, Е.Г.Андреева – М.: Московская государственная академия вузов легкой промышленности, 1999. – 216с., с ил.

4. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1996.- 345с.

5. Матузова Е.М., Гончарук Н.С., Соколова Р.И. Разработка конструкций изделий по моделям.М.,» Легкая индустрия», 1975.-248 с.

6. ЦНИИШП. Едина методика конструирования одежды ЕМКО СЭВ.-М.:ЦНИИТЭИлегпром, 1т.-7т.

7. Журнал «Ателье» ЗАО «Эдипресс – конлига»

8. ОАО «ЦНИИШП» Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды. М.2003.-108с.

9. ОАО «ЦНИИШП» Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды. М.2005.- 92с.

10. ГОСТ 17037-86; ГОСТ 17037- 85; 22977-89 (СТ СЭВ 6484-88).

11. ГОСТ 109-73 ЕСКД «Основные требования к чертежам».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: