Тема 4.4 Товароведная экспертиза




Количественная экспертиза - специальное компетентное исследование точно сформулированного вопроса о количестве и составе предмета экспертизы требующее специальных знаний и представления мотивированного заключения. Количественную экспертизу проводит независимый эксперт, ее результаты должны поставщиком, и покупателем как окончательные. Эксперт предварительно знакомиться с договорами на поставку товара или договором купли-продажи, с товарно-сопроводительными документами и т.д. При количественной экспертизе учитывается масса брутто, нетто и масса тары, так как количественная характеристика товара включает массу товара (нетто) и массу упаковки, а также количество единиц в упаковке.

 

Для определения количественных показателей товара применяют прямые и косвенные методы измерений. Прямые методы - это перевешивание, измерение объема, плотности обмеривание по длине и снятие других показателей. Косвенные методы определяют показатели опосредованно, расчетным путем. Результат количественной экспертизы может быть обжалован одной из заинтересованных сторон, тогда назначается контрольная экспертиза, подтверждающая или опровергающая результаты первичной

 

Качественная экспертиза - это оценка качественных характеристик товара экспертами для установления соответствия их требованиям нормативных документов. Проводят эту экспертизу с целью определения качества товара в товарной партии при сдаче-приемке, или после длительного хранения, или при обнаружении скрытых технологических дефектов в процессе хранения, когда обычные сроки предъявления претензий поставщику истекли. Кроме того, экспертиза по качеству применяется при оценке образцов новых товаров перед постановкой их на серийное производство. Для пищевых продуктов качественная экспертиза только по органолептическим показателям называется дегустацией.

 

В зависимости от назначения качественная экспертиза бывает: приемочная, по комплектности, новых видов товаров, дегустация пищевых продуктов, по договорам.

 

Приемочной экспертизой по качеству называется оценка качества товаров экспертами для подтверждения достоверности результатов проверки при приемке. Основанием для проведения такой экспертизы могут служить: разногласия между поставщиком и получателем по результатам приемочного контроля, проведенного получателем в отсутствии поставщика и невозможности его явки на повторную приемку; обнаруженное или предполагаемое несоответствие фактического качества товара указанному в документах; нарушение упаковки (поломка, деформация и др.); наличие значительных качественных потерь в процессе транспортирования или хранения. При проведении качественной экспертизы пользуются стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и инструкциями, правилами или кодексами транспортных организаций

 

Документальной экспертизой называется оценка экспертом товароведных характеристик товаров, основанная на информации товарно-сопроводительных, технологических и иных документов. При проведении документальной экспертизы отсутствующего товара эксперт анализирует имеющиеся документы: накладные, сертификаты, качественные удостоверения, акты списания, технические документы по контролю за температурно-влажностным режимом, докладные работников торговых организаций. Самостоятельно этот вид экспертизы проводится в случае отсутствия товара вследствие его реализации, хищения, порчи, гибели из-за непредвиденных обстоятельств. Сложность документальной экспертизы заключается в том, что при отсутствии товара эксперту приходится полагаться на представленные документы, которые могут быть фальсифицированы. Результаты экспертизы в таком случае зависят от компетентности эксперта, так Как в результате проведенной экспертизы могут быть опровергнуты документы, представленные торгующими организациями, а руководители и материально ответственные лица привлечены к уголовной ответственности.

 

Комплексной экспертизой называется оценка экспертом всех характеристик товара на основе их испытаний и анализа документов. Она может включать не только товароведные, но и стоимостные характеристики. Этот вид экспертизы применяют в тех случаях, когда необходимо всесторонне оценить товар с учетом позиций продавца, потребителя, а также сложившейся рыночной конъюнктуры. Комплексную экспертизу широко применяют в практике комиссионной торговли, при экспортно-импортных операциях внешнеторговой деятельности, при заключении договоров купли-продажи по образцам крупных партий товара. Комплексная экспертиза включает другие „виды экспертизы (количественную, качественную, ассортиментную и документальную), и поэтому все средства и методы, используемые для их проведения, применяются и для этой экспертизы.

 

«идентификация» (от лат.Identificare – отождествлять)определяется как отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо. При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам (базовой модели, образцу) из однородной группы, характеризующимся той же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах и перечнях.

 

Идентификация, как правило, требует многосторонних исследований как опытными специалистами — товароведами- экспертами, так и высококвалифицированными учеными-экспертами. Поскольку результаты идентификации того или иного изделия в дальнейшем анализируются и делаются соответствующие выводы, то, более точно, это можно назвать идентификационной экспертизой. Идентификационная экспертиза является основополагающей, и перечень экспертиз начинается именно с нее. Это определено тем, что до тех пор, пока не проведена идентификационная экспертиза данного изделия и не установлено, что представляет собой товар, к какой группе он относится и какой код по ТН ВЭД он имеет, все остальные виды экспертиз проводить бесполезно.

 

Идентификационная экспертиза товара проводится с целью установления принадлежности данного изделия к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню на основании характерных индивидуальных признаков, приведенных в нормативно-технической и иной документации.

 

По результатам идентификационной экспертизы могут быть приняты следующие заключения: является ли данное изделие пищевым продуктом; выявляется соответствие, либо несоответствие товара определенным требованиям, указанным в нормативно-технической или иной документации; устанавливается сорт данного изделия; относится ли данное изделие к перечню запрещенных товаров либо имеет определенные ограничения

Приемка товаров по качеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству носит выборочный характер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зависит достоверность определения качества всей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком.

 

Сложность отбора проб обусловлена единством и противоречиями целого и его частей. Ранее уже указывалось, что товарная партия, состоящая из аналогичных, но неодинаковых товарных единиц, характеризуется неоднородностью. В любой партии товаров есть единичные экземпляры с повышенным, средним, а иногда даже и низким качеством. Соотношение таких товаров в каждой партии индивидуально и случайно. Поэтому так важно, чтобы проба обладала с определенной степенью достоверности аналогичной с товарной партией, из которой она отобрана, неоднородностью. Для этого должны быть выполнены следующие требования: оптимальность размера пробы; представительность пробы; единообразие операций по отбору проб.

 

Оптимальность размера пробы предполагает, что она должна быть не ниже минимально допустимого предела, но и не излишне большой, так как при этом возрастают затраты на ее сортировку.

 

Представительность пробы -- ее способность с достаточной достоверностью отражать действительную неоднородность качества товарной партии.

 

Указанные требования могут быть выполнены, если разработаны и применяются единые правила отбора проб, определены основные термины и их понятия, которые обеспечивают единообразие операций по отбору проб.

 

В этой связи необходимо определить термины «проба», «образец» и «выборка», так как в стандартах на правила отбора проб разных потребительских товаров отсутствует единообразие. Для одних товаров отбирают образцы, для других -- пробы. Во многих случаях отсутствует определение самих понятий или они неточны и разноречивы.

 

Проба (образец) -- минимально допустимая часть товарной партии, отобранная из нее по установленным или заранее оговоренным правилам и предназначенная для оценки (контроля, испытаний) качества.

 

Выборка - определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенной для оценки (контроля, испытаний) качества по установленным или заранее оговоренным правилам.

 

Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами на методы испытаний или в разделе с аналогичным названием общетехнических условий стандартов на продукцию. При отсутствии в этих нормативных документах регламентированных правил отбора проб они должны быть заранее установлены в договорах купли-продажи или дополнительных соглашениях к ним.

 

При проведении исследовательских испытаний правила отбора проб определяются соответствующими руководствами, методиками или инструкциями.

 

Правила отбора проб, регламентируемые нормативными документами и договорами, носят обязательный характер, а указанные в руководствах, методиках и т. п. -- рекомендательный. Несоблюдение правил обязательного характера может привести к серьезным последствиям: признанию недействительными результатов оценки (испытаний) качества, отказу от принятия претензий торговой организации по качеству, а также перерасчету стоимости партий пониженного качества.

 

Правилами отбора устанавливаются размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии, методика отбора проб и выборок с указанием места их изъятия, размера проб для разных испытаний. Последовательность отбора проб и образцов из товарных партий следующая:

 

Различают пробы точечные, объединенные и исходные.

 

Точечная проба -- единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии. Размер проб в зависимости от объекта и назначения колеблется от нескольких мг до кг. Так, для испытаний товаров сверхчувствительными методами (спектрографическим, хромотографическим и, т.п.) проба может быть очень небольшой. Для оценки качества товарной партии размер пробы должен быть, как правило, достаточно большим. Так, точечная проба при оценке качества товарной пробы картофеля -- не менее 3 кг, а корнеплодов -- не менее 1 кг. Точечные пробы отбирают из разных мест товарной партии: сверху, из середины, снизу, сбоку и из центра. Для отбора точечных проб применяют различные приспособления: щупы, отборники.

 

Объединенная проба -- совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии. Размер объединенной пробы зависит от количества точечных проб, а представительность -- от того, насколько установленные правилами количество проб и места их отбора позволили сформировать суммарный образец, отражающий действительное качество всей партии с определенной степенью достоверности (или в пределах допустимых погрешностей).

 

Порядок отбора точечных проб для разных товаров, а также для одних и тех же товаров, но в разной упаковке отличается большим разнообразием, и для обеспечения единообразия необходима унификация. Требуются совместные усилия стандартизаторов, товароведов и математиков для того, чтобы в действующих стандартах были установлены правила отбора проб, обеспечивающие достоверность их оценки.

 

Вопрос об оптимальном размере объединенной пробы непростой. Чем больше объединенная проба, тем она представительнее, а результаты оценки достовернее. Однако для отбора и разбраковки большой объединенной пробы требуются значительные затраты труда и средств работников торговых организаций, что не всегда рационально, так как повышенных гарантий достоверности выборочный метод не может дать из-за случайных погрешностей. С увеличением размера объединенных проб, кроме случайно попавших в точечную пробу объектов, возрастают ошибки сортировщиков при оценке качества пробы из-за того, что рассеивается внимание и повышается утомляемость. Этим объясняется то, что в стандартах объединенная проба возрастает с увеличением товарной пробы не в арифметической прогрессии, а по определенным правилам.

 

Иногда для уменьшения объединенной пробы без ущерба для ее представительности, определяемой в числе прочих факторов и количеством точечных проб, отбирают исходную пробу (образец).

 

Исходная проба (образец) -- установленная часть объединенной пробы или совокупность выборок, предназначенная для оценки (испытаний) качества. Исходную пробу устанавливают в большинстве случаев в процентах от объединенной пробы. Для ее составления может быть использован метод квадратов, или квартования: все попавшие в объединенную пробу объекты перемешивают, высыпают на ровную поверхность, разравнивают в виде квадрата и делят по диагонали на 2 или 4 части. Одну часть берут для оценки качества или вновь делят, если исходная проба значительно превышает установленный размер. Такой метод применяют для единичных экземпляров товаров малых размеров (зерно, орехи и т. п.).

 

Наряду с методом квадратов может применяться метод случайной выборки. В этом случае нужное количество товаров отбирают при периодическом перемешивании и изъятии из общей массы единичных экземпляров «вслепую», чтобы избежать неосознанного субъективного подхода к отбору.

 

Выбор метода отбора исходной пробы обусловлен свойствами товаров, а также целью оценки и показателями качества, определяемыми при этом.

 

Исходную пробу отбирают не только из объединенной пробы, но и из выборки. В этом случае растаривают упаковочные единицы и перемешивают единичные экземпляры товаров, находящихся в них. После чего пользуются одним из вышеперечисленных методов.

 

Объединенную пробу или исходный образец подвергают испытаниям для оценки качества. Полученные результаты распространяются на всю товарную партию, если проба или образец однородны. В случае неоднородности качества образца применяют контроль по альтернативному признаку, используя при этом в качестве контрольного норматива приемочное и браковочное числа.

 

Приемочное число -- максимально допустимое количество забракованных единиц выборки или объединенной пробы, или исходного образца, позволяющее принять решение о приемке товарной партии по качеству.

 

Браковочное число -- минимально допустимое количество забракованных единиц объединенной пробы или исходного образца, являющееся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству.

 

Партию принимают, если количество единиц, не отвечающих требованиям НД, меньше или равно приемочному числу, и бракуют, если оно больше или равно браковочному числу. Приемочные и браковочные числа зависят от массы нетто упаковочных единиц или их количества.

Экспертиза количества - оценка количественных характеристик товара экспертами при невозможности применения измерительных методов и необходимости подтверждения достоверности результатов измерений независимой стороной

 

Целью количественной экспертизы является определение количества товара в товарной партии и или количественных характеристик их единичных экземпляров или комплексных упаковочных единиц. Наиболее распространенная сфера приме экспертизы количества - прием товаров количественно в случаях возникновения разногласий между поставщиком и получателем, при значительных различиях между количеством, указанным в ТСД, и количеством, установлен при измерении у получателя. Кроме того, можно привлекать экспертов для проведения количественной характеристики в случаях, когда измерения товара обычными методами невозможно (например, йог в отсутствии) или тяжелое и может привести к его количественных и качественных изменений (например, при перетаривание для перевешивания большой товарной партии).

 

Иногда экспертиза количества необходима для установления достоверности количественных потерь товара и причин возникновения. Несмотря на общность правовой базы, экспертиза количества отличается от приема товаров по количеству, которое проводится заинтересованными материально ответственными лицами (заведующий складом, кладовщик и др). Благодаря независимости и объективности экспертов результаты количественной экспертизы являются более достоверными и должны восприниматься как окончательные обеими заинтересованными сторонами: поставщиком или получателем, если у них нет возражений по этому поводу.

 

 

Если результаты измерений количественных характеристик товарных партий и / или комплексных упаковочных единиц и / или единичных экземпляров товара, производимых одной из заинтересованных сторон (поставщиком или вполучателем), не вызывают возражений у второй заинтересованной стороны, то необходимость в проведении количественной экспертизы отпадет.

 

Другое (второе) различие экспертизы товаров по количеству экспертами и приема материально ответственными лицами заключается в возможности обжалования результатов измерений. Если приемка по количеству, проведено материально ответственными, оформлены соответствующие товаросопроводительные документы, то товар переходит в собственность получателя и результаты приема являются окончательными. Только если доказано что были обстоятельства, при которых не могли сразу выявить соответствие массы или количества упаковочных единиц, отправленную поставщиком и установленной получателем (например, при потере накладных или других ТСД), приемка по количеству может быть повторная.

 

Результаты количественной экспертизы могут быть обжалованы одной из заинтересованных сторон в этом случае назначается повторная или контрольная экспертиза, которая может или подтвердить результаты первичной экспертизы, или их опровергнуть В последнем случае новые результаты экспертизы должны быть аргументированными.

 

Понятие о массе брутто и нетто.

Что такое масса, вес нетто и вес брутто: в чем разница? Что больше: вес, масса нетто или брутто? Чем отличается вес брутто и нетто – необходимые уточнения

Чем вес брутто отличается от веса нетто?

 

Вес брутто отличается от веса нетто - весом тарой.

 

Брутто это вес товара, предмета или продуктов с тарой (ящик, коробка, контейнер или бочка)

 

Вес нетто - это чистый вес без веса тары (выкладываем на весы просто товар и получаем чистый вес.

 

Брутто - это вес с тарой, например, у машины с зерном это будет вес машины + вес груза.

 

Масса нетто - это чистый вес товара, очищенный от тары (возвратной или невозвратной).

 

По работе я часто с этим сталкиваюсь. К нам на склад приезжает машина, она заезжает на весы и мы определяем ее вес, который является брутто. Затем происходит полная выгрузка груза. После этого машина (уже пустая) снова взвешивается, таким образом определяется вес тары, то есть автомобиля. Чтобы понять вес груза, то есть вес нетто, мы отнимаем от веса брутто вес тары. Конечно, это один из способов определения веса нетто, брутто.

 

Принимай! - Сказал возница спрыгивая на землю. - Девять пудов брутто!

 

Брутто, это вместе с телегой и лошадью... - мрачно ответил агроном*.

 

Нетто - чистый вес без учта веса тары/упаковки.

 

Брутто - т. н. quot;грязный весquot;, quot;вместе с лошадью и телегойquot;

 

*) Произведение - не помню, за точность цитаты - не ручаюсь, но смысл - передан верно.

 

Такое разное название потому, что вес имеет разную величину. Если посмотреть, например, на коробку конфет, или пачку печенья, вафель, то там два разных весовых значения указаны. Нетто- вес самих конфет, а брутто - вес с коробочкой, оберткой, тарой.

 

Брутто-это вес товара вместе с упаковкой,а нетто-его чистая масса.

 

Упаковкой вес нетто отличается от веса брутто. То что поверх чистого веса навертели, то и дает дополнительный вес продукту, переводя его из категории нетто в брутто.

 

Пример, кусок чистого мяса - 1 кг, снятый с весов, это еще чистый вес, называемый нетто. Далее берем подложку, укладываем наше мясо и оборачиваем полиэтиленом. Затем взвешиваем, получая результатом - вес брутто, т.е. вместе с тарой.

 

Зрительно очень хорошо на конфетах ощущается, чем брутто от нетто разнится. Берешь иной раз огромную коробку, приносишь, открываешь, а там три конфеты общим весом 100 грамм. Т.е. читать надо было еще в магазине, где на упаковке так и написано, что вес нетто (чистый) составляет 100 грамм

 

Кстати, когда колбасу покупаем, продавцы должны все ее quot;хвостикиquot; обрезать, потому что мы за нетто платим, а не за брутто товара-)

 

Эти понятия часто используются при продажах, особенно через интернет, так как вес важен при доставке.

 

Нетто - вес товара, без упаковки. Брутто - вес с упаковкой и всеми комплектующими.

 

Иногда вес брутто сильно отличается от нетто, например, если тара железный или деревянный короб.

 

Слова нетто и брутто, широко используются в русском языке, но на самом деле имеют итальянские корни.

 

quot;Неттоquot; в дословном переводе означает чистый. При употреблении с весом, имеется ввиду масса товара без обртки.

 

Вес нетто пишут на обертках вверху. Эта информация указывается для экспедиторов и приемщиков, для экономии времени.

 

А брутто противоположно по смыслу нетто, то есть, это антоним. Дословно переводится как грубый, нечистый. Брутто это общая масса товара с оберткой.

 

Многие читают на коробке надписи вес брутто, вес нетто и задумчиво думают, а что значат эти брутто и нетто, ведь с весом вроде все понятно. Любая вещь по почте приходит в коробке. Это есть тара. Так вот вес тары и самой вещи и есть вес брутто, то есть вес посылки вместе с упаковкой. Вес нетто в свою очередь это вес самой вещи внутри коробки. При весе нетто не учитывается вес упаковки. В нашу страну эти слова пришли из Италии. Видимо потому, что писать вес с упаковкой и вес без упаковки длиннее, что тратит много краски. А два коротких слова на каждую единицу массы писать проще, вот и взяли на вооружение.

 

Очень часто мы видим на упаковках товаров разных категорий вес и причм разный вес с надписями брутто и нетто. Так вот вес нетто - это вес самого товара в упаковке, т.е. вес без упаковки. Соответственно вес брутто - это вес товара вместе с упаковкой. Ещ вес нетто называют чистым весом.

 

Мы привыкли покупая продукты в магазине не задумываться о том, за какой именно вес мы платим. Ведь для килограмма сахара в полиэтиленовом пакете что брутто, что нетто - все едино, разница абсолютно незначительная. А между тем сахар мы покупаем все-таки брутто, потому что при его фасовки и взвешивании учитывается вес тары - полиэтиленового пакета, сколько бы он там не весил. А вес товара с упаковкой - это вес брутто, нечистый, грязный вес. Вес нетто - это вес товара без упаковки, то есть вес сахара в пакете. Разница между этими весами - вес пакета. Для этого примера совершенно незначительная. Однако если вы покупаете например тот же сахар с пересылкой, вам придется оплатить кроме веса сахара продавцу еще стоимость пересылки, которая будет зависит от веса товара брутто, сахара вместе с ящиком в котором он лежит, а это уже будет ощутимо и значимо.

Качественные потери: причины возникновения, меры по предупреждению и снижению

На различный этапах технологического цикла товародвижения отличаются разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.

 

Товарные потери - это потери, вызванные частичной либо полной утратой количественных или качественных характеристик товара в натуральном выражении. Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы - количественные и качественные.

 

Качественные потери (актируемые) - это потери, вызванные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими процессами:

 

а) Микробиологические процессы вызывают порчу товаров, существенно снижают их качество, делают невозможным использование их по назначению или снижают надежность. Порча пищевых продуктов происходит вследствие разного рода брожения, плесневения, гниения, ослизнения и т.д. для не продуктовых товаров (тканей, кожи, мехов) характерно лишь плесневение.

 

б) Биологические процессы - повреждения, вызванные насекомыми: жуками, гусеницами, личинками. Существенный урон потребительским товарам при хранении наносят грызуны, которые не только поедают и загрязняют пищевые продукты, но и повреждают меха, кожу, ткани, изделия из них.

 

в) биохимические процессы свойственны в основном пищевым продуктам, а так же непродуктовым товарам, являющимися биологическими объектами (живые цветы, животные) они происходят при участии разнообразных ферментов. Это нарушения дыхания овощей, плодов (удушка). Зерно, крупа, мука- самосогревание.

 

г) Химические процессы приводят к порче товароЕ вследствие изменения веществ (например, прогоркани жира в жиросодержащих продуктах).

 

д) Физические и физико-химические процессы обу

 

словлены механическими разрушениями или деформациями товаров (раздавливание плодов и овощей, бой яйца скол эмали на посуде, деформация упаковки товаров бытовой химии).

 

К физическим процессам относится и усушка; усыхание свежих плодов и овощей, сыров, колбас и т. д.

 

В отличие от количественных, качественные потери списывают не по нормам, а по актам, поэтому их называют еще актируемыми.

 

Меры по предупреждению и снижению потерь подразделяются на организационные, технологические и информационные.

 

1) организационные - направлены на выявление причин возникновения потерь с целью их предупреждения или снижения (контроль качества на стадии при закладке товаров на хранение, моральное и материальное стимулирование работников за сокращением потерь);

 

2) технологические - меры по учету факторов внутренней среды (структуру товаров надо учитывать) и регулированию факторов внешней среды (условия хранения, транспортировка, упаковка), позволяющие предупредить или снизить товарные потери;

 

3) информационные - меры по обеспечению рабочего персонала необходимой информацией о правилах, нормах и требования, установленные нормативными документами, которые позволяют предупредить либо снизить товарные потери.

Идентификация – установление тождественности продукции ее существенным признакам.

 

Идентификация и оценка соответствия.

 

Соответствие – соблюдение всех установленных требований.

 

Процедура – установление соответствия, предполагает проверку.

 

Виды оценочной деятельности

Оценка качества:

 

- сертификация

 

- товароведная

 

- декларирование

 

- потребительская

 

- идентификация

 

- контроль качества

 

Функции идентификации:

 

указующая, отождествляющая конкретный образец товара;

 

информационная, доводящая нужную информацию до субъектов;

 

подтверждение соответствия наклейки;

 

управляющая.

 

Структура идентификации

 

Цель – установление подлинности объекта (товара) и его характеристик.

 

Задачи идентификации:

 

Определение структуры

 

Разработка критериев, групп, видов

 

Исследование свойств товара

 

Совершенствование методов идентификации

 

 

Виды идентификации

 

Ассортиментная:

 

Качественная

 

Количественная

 

Ценовая

 

Информационная

 

- групповая

 

- видовая

 

-квалиметрическая

 

-информация

 

- идентификация страны происхождения

 

-технологическая

 

-упаковка

 

-конструкционная

 

-документация

 

-комплектная

 

-партия

 

-категорийная

 

-рецептурная

 

Ассортиментная идентификация – предназначена для установления тождественности товаров групповым или видовым признакам товара, а также определения подлинности продукции определенных торговых марок Групповая и видовая ассортиментная идентификация является важнейшей процедурой идентификационной экспертизы, применяемой для таможенных и сертификационных целей.

 

Идентификация страны происхождения – установление производителя.

 

Марочная идентификация – установление подлинности марки товара.

 

Квалиметрическая идентификация предназначена для установления тождественности товара определенным градациям качества (товарным сортам, классам качества, номерам, маркам, типам и т.п.).

 

Рецептурная идентификация – установление соответствия рецепта, химического состава.

 

Конструкционная – установление соответствия конструкции требованиям.

 

Технологическая – зависит от соблюдения технических процессов, ее цель – диагностика причин дефектов.

 

Комплектная – проверка полноты и правильности комплектации товар.

 

Информационная – проверка полноты и правильности информации.

 

Идентификация по количеству применяется в основном для такой количественной градации товара как товарная партия, поэтому называется партионной идентификацией. Основными критериями идентификации служат информационные характеристики на транспортной и потребительской маркировке, а также в товарно-сопроводительных документах.

Фальсификация товара

Фальсификация – нестандартизированный термин: действия направленные на обман покупателя и / или потребителя путем продажи поддельных товаров.

 

Товарозаменители (суррогаты) – схожи с другими товарами.

 

Контрафактная продукция – продукция, изготовленная с несанкционированным использованием чужих товарных знаков.

 

Виды фальсификации: ассортиментная, стоимостная, по качеству, информационная, количественная.

 

Ассортиментная фальсификация товаров – подделка товаров путем изменения их групповой и/или видовой и/или марочной принадлежности; а также страны происхождения.

 

Наиболее часто групповая ассортиментная фальсификация (на уровне группы однородных товаров) встречается для продуктов животного происхождения. В этом случае ценное молочное, мясное или рыбное сырье заменяется растительным: молочный жир – растительным маслом (молочно-растительные или растительные сливки, сметана, творог, мороженое, сливочное масло); мясные и рыбные полноценные белки (колбасы вареные, паштеты – соевый белок, белки пшеничной муки или манной крупы, мясные и рыбные консервы – соевый гидролизат и/или жиры животные). При этом, в каких соотношениях ценные компоненты сырья заменяются на малоценные, производители не указывают.

 

Видовая фальсификация осуществляется путем подмены дорогого вида товара на более дешевый вид – заменитель. Достигается этот за счет частичной или полной замены ценного сырья на менее ценный в пищевом отношении заменитель, при этом оба вида относятся к одной группе или подгруппе однородных товаров.

 

Наиболее распространенными примерами видовой фальсификации служат подмена шоколада кондитерскими или сахарными плитками, в которых отсутствуют ценные какао продукты: какао-масло и какао-тертое, а взамен их добавляется гидрожир и какао-порошок. К видовой фальсификации относится также частичная замена в кофе молотом натурального сырья кофейных зерен на измельченные зернопродукты, цикорий или желуди.

 

Марочная фальсификация достигается за счет изменения наименования торговой марки и достаточно часто сопровождается ухудшением рецептуры и квалиметрической фальсификацией. Чаще всего происходит замена бренда – хорошо известной, престижной товарной марки на продукцию малоизвестного производителя, иногда даже не имеющего своей товарной марки.

 

Если бренд зарегистрирован в Роспатенте в виде товарного знака, то выпускаемый с несанкционированным владельцем использованием знака товар относится к контрафактному.

 

Таким образом, контрафактные товары являются марочной разновидностью ассортиментной фальсификации.

 

Фальсификация страны происхождения осуществляется путем неверного указания на маркировке и в документах страны, в которой произведена эта продукция. Такая фальсификация достигается за счет реэкспорта товаров (например, польские поставщики мяса реэкспортом поставляли в Россию под видом польской говядины буйволятину из Бразилии, а также мясо из стран, из которых был запрещен ввоз мяса в Россию).

 

Кроме того, фальсификация страны происхождения проводится путем производства готовой продукции (обуви, одежды, бытовой техники и т.п.) из комплектующих изделий, изготовленных известными производителями. Так, большинство «европейской» обуви в низко- и средне ценовом сегменте изготовлено в Китае, куда перевели свое производство многие всемирно известные европейские обувные компании (Адидас, Рикер и др.). К сожалению, качество китайской обуви и одежды всё же ниже за счет использования невысокого качества вспомогательных материалов (клея, ниток и т.п.).

 

Квалиметрическая фальсификация – подделка товара повышенного качества менее качественным товаром.

 

Одним из проявлений этого вида фальсификации является пересортица товаров, когда товар низшей градации качества (сорта, класса качества или сложности, марки и т.п.) выдается за товар более высокой градации качества. Например, частичная или полная замена кофе сорта Арабика на кофе сорта Робуста, чая высшего сорта на чай первого, второго или даже третьего сорта, замена в водке этилового спирта сорта Люкс на спирт высшего или первого сорта, а иногда даже и технический спирт.

 

Квалиметрическая фальсификация осуществляется также путем подмешивания в стандартный товар нестандартной продукции или даже отхода. Такой способ фальсификации чаще всего встречается при реализации свежих плодов и овощей на рынках или в магазинах эконом-класса при торговле фасованной продукцией.

 

Количественная фальсификация – обман покупателей с помощью обмеров, обвесов и обсчетов.

 

Для этого применяются фальсифицированные средства измерения (весы, гири, метры, мерные стаканы и т.п.), а также неверные способы измерения (например, отмеривание тканей не на горизонтальной поверхности, а на весу в растяжку, нарушение правил установки весов и т.п.). Кроме того, применяются вспомогательные средства обмана (подкладывание дополнительных грузов, магнитов и т.п.).

 

Стоимостная фальсификация товаров – обман приобретателей товаров <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: