Достижения науки и техники




Введение

 

Русская культура, наука, техника в первой половине ХIХ в., развиваясь во всех направлениях, заняла одно из ведущих мест в мире; величайшие произведения искусства, достижения в области науки и техники подготовили тот взлет отечественной культуры, который пришелся на конец ХIХ - начало ХХ вв. В целом русская культура ХIХ в. отличалась, с одной стороны, прогрессивной направленностью, быстрыми темпами развития; с другой - рядом противоречий, обусловленных особенностями исторического развития России данной эпохи. Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы образования. В XIX столетии оно продолжилось. Руководство системой образования становится особой сферой государственного управления. Специальным указом 1803 г. были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из округов были открыты три разряда начальных и средних учебных заведений, образование в которых было преемственным: приходские училища, уездные училища, классические гимназии.

Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Писатель, поэт стали заметными фигурами в обществе.

Не менее важными были открытия новых имен и произведений и в других областях культурного развития России. В театральном исскустве появилось много новых актеров, писателей и композиторов, которые весомо влияли на развития и формирование взглядов не только простого народа, но и всех слоев общества страны.

Отчетливо видно как изменяется весь колорит эпохи, от «напудренных париков» и балов до четкого осознания разницы в развитии России по сравнению с другими странами и государствами.

Деятели культуры в первой половине XIX в., показали прекрасныйпример творческой деятельности для будущих научных работников, писателей, композиторов, артистов, живописцев, архитекторов. Преодолевая все противоречия и трудности, создавшиеся царским режимом, творцы шедевров культуры, верно служили своему народу.

Данная тема актуальна, так как первая половина XIX в. - время культурного и духовного подъема в России, поэтому требует внимательного изучения. А неотъемлемой частью интеллекта человека, нации, общества и источником их творческой жизнедеятельности были и остаются историческое сознание и историческая память.

Объект исследования - Русская культура, наука, техника в первой половине ХIХ в, а также известные исторические личности- историки Соловьёв С.М., Карамзин Н.М. и Грановский Т.М., а также великие русские первопроходцы того времени.

Предмет исследования - предпосылки, алгоритм развития и влияние значимых достижений в области культуры, науки и техники.

Метод исследования - теоретический анализ научной литературы.

 

1.
Культура в первой половине XIX века

 

Русская культура первой половины XIX века развивалась в русле традиций, заложенных в предыдущем веке, в рамках российских особенностей, с заимствованиями европейских традиций. Различные вопросы культуры решались, как под влиянием тенденций мировой культуры и истории (войны с Наполеоном, революции), так и непосредственно под влиянием взглядов русских императоров Александра I и Николая I на внутреннюю политику в государстве.

Русская культура того времени оставила последующим поколениям замечательные памятники литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, достижения науки. Достаточно упомянуть Пушкина, Лермонтова, Брюллова и других, как каждый образованный человек поймет о какой значительной эпохе культуры идет речь.

Главными особенностями художественной культуры этого периода стали быстрая смена идейно-художественных направлений и параллельное существование различных художественных стилей.

На рубеже веков господствующим стилем был классицизм, в основе которого лежало служение государю и Отечеству.

В период, предшествующий Отечественной войне 1812 г., егоз сменил сентиментализм, обращенный к чувствам и переживаниям человека.

Главным направлением в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал романтизм, возникший в переломный период борьбы с Наполеоном. Его основной отличительной чертой было противопоставление некоего романтического, идеального образа реальной жизни людей. Отличительными чертами русского романтизма были повышенный интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории, утверждение сильной, раскрепощенной личности.

Со второй четверти XIX в. получает широкое распространение еще одно направление - реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из его направлений стал критический реализм, фиксировавший неблагополучные стороны российской жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен к лучшему.

Русская литература переживала в эти годы свой «золотой век».

Уходящий классицизм уступил место сентиментальным произведениям Николая Михайловича Карамзина (1766-1826) («Бедная Лиза» и др.) и других авторов. [15]

Появление романтизма в русской литературе было связано прежде всего с произведениями Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Его баллады «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) полны гуманности и высокого человеческого достоинства. В этом же направлении были созданы первые исторические романы А.А. Бестужева-Марлинского и М.Н. Загоскина, формировавшие у читателя понимание самобытности русской истории. Романтические образы составляют основу ранних работ Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). [2]

Реализм как новое течение в русской литературе был присущ многим произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя (1809-1852). Если Пушкин был «явлением чрезвычайным» в русской литературе, оказавшим огромное влияние на все ее последующее развитие, то с выходом в свет романа «Герой нашего времени» (1841) за Лермонтовым закрепилась слава одного из основоположников критического реализма. Сочетание реальной жизни с ее печальными и смешными сторонами соседствовало в творчестве Гоголя с мистицизмом и фантастикой. Сопричастностью и состраданием к простым россиянам проникнуты роман «Обыкновенная история» (1847) И.А. Гончарова (1812-1891), ранние стихи Н.А. Некрасова (1821-1878), «Записки охотника» (1847-1852) И.С. Тургенева (1818-1883), повести «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848) и «Двойник» (1846) молодого Ф.М. Достоевского (1821-1881). Новый, незнакомый мир русского купечества открыл читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди - сочтемся»] (1849) А.Н. Островский (1823-1886).

Русская литература в этот период впервые приобрела преобладающее влияние в духовной жизни общества. [3]

Несмотря на то что указом Александра I в 1803 г. была введена монополия императорских театров, а затем и театральная цензура, развитие театра в первой половине XIX в. вступало в новый этап. Единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический, для которого архитектором О.И. Бове было построено специальное здание). Наиболее известным в Петербурге был Александрийский театр (архитектор К.И. Росси). В отличие от традиционно демократического московского Малого, этот театр (предназначенный не для широкой публики, а главным образом для двора и чиновничества) носил парадно-официальный характер.

Из драматургов наиболее популярны были Александр Сергеевич Грибоедов (1790-1829), Н.В. Гоголь и начинающий А.Н. Островский, утверждавшие реалистические традиции в театральном искусстве.

Крупнейшим представителем романтизма в театре был выдающийся русский актер Павел Степанович Мочалов (1800-1848), особую популярность снискавший в ролях Гамлета (по трагедии В. Шекспира) и Фердинанда (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь»).

Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин (1788-1863), ставший подлинным реформатором русского театра (он первым предложил подчинить весь творческий процесс на сцене единой идее).

С этого времени начинается становление режиссуры и искусства оформления спектакля. [15]

Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 г. Если прежде традиционно преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К.А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815).

Большие аудитории собирали концертные залы. Популярностью пользовались музыкальные вечера в салонах А.А. Дельвига, В.Ф. Одоевского, 3. А. Волконской.

Центральное место в русском музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857), заложившему основы национальной школы в музыке. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессионально» музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» (1836). [3]

Живопись характеризовалась, в первую очередь, возросшим интересом к личности человека, к жизни не только двора, но и простых людей. Одним из распространенных жанров живописи в начале века становится романтический портрет. Одним из ярких представителей романтизма в живописи стал замечательный портретист начала века Орест Адамович Кипренский (1782-1836), создавший замечательные портреты А.С. Пушкина (1827), П.А. Оленина (1813) и др.

Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи первой половины века стал Карл Павлович Брюллов (1799-1852). В одной из самых известных его работ - «Последний день Помпеи» (1830-1833) - он впервые в качестве героя представил народ. Блестящим мастером парадного портрета он показал себя в картине «Всадница» (1832).

Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов (1815-1852). В своих жанровых картинах он умел выражать крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848).

Рождение особо популярного в XIX в. бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847). Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» и др. он изображал повседневную жизнь крестьян в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление в русской живописи принято называть «венециановской школой». [2]

Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой он трудился 20 лет (1837-1857). Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура первой половины века продолжала традиции классицизма. Крупнейшими представителями русского ампира (вершины классицизма, проявившегося в первые три десятилетия XIX в., выражавшегося в массивных, монументальных формах, с богатыми Украшениями, унаследованными от императорского Рима) были А.Д. Захаров (1761-1811), создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806-1823); А.Н. Воронихин (1759-1814), построивший Казанский собор (1801-1811), участвовавший в строительстве архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа, положивший начало ансамблю Невского проспекта; К.И. Росси (1775-1849), создавший в Петербурге здание Русского музея (1819-1825) с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой (1819-1829), ансамбль Александрийского театра (1816-1834). [8]

В Москве русский ампир имел свою особенность: он был более мягок. В этом стиле были выполнены работы О.И. Бове (1784-1834): реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим театром (1821-1824); Триумфальные ворота (1827-1834) и др. В этом же ключе было построено здание Московского университета и другие сооружения Д.И. Жилярди (1785-1845).

С 30-х гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль, в котором были созданы архитектором К.А. Тоном (1794-1881) Храм Христа Спасителя (1837-1889), Большой Кремлевский дворец (1839-1849) и Оружейная палата (1843-1851). [16]

 

Достижения науки и техники

культура русский художественный идейный

В области естественных наук подлинный переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792-1856), открывший новую геометрическую систему, названную неэвклидовой геометрией (1826). Это крупнейшее открытие стало основой для математической базы современной физики. В 1802 г. петербургский профессор В.В. Петров (1761-1834) продемонстрировал явление вольтовой дуги, а позже высказал идею о ее применении для сварки Металлов. П.Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телеграфа. Б.С. Якоби (1801-1874) в 1834 г. изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. - гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию Петербурге Царское Село длиной 25 км. Крупнейший русский металлург первой половины века П.П. Аносов (1797-1851) в 1831 г. первым в России применил микроскоп для исследования структуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утраченную тайну изготовления булатной стали. [15]

В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлурги-, ческого завода Е.А. и М.Е. Черепановы построили паровую железную дорогу.

Бурно развивавшаяся текстильная промышленность диктовала необходимость развития химии, в первую очередь в производстве красителей. Крупнейшими химиками эпохи стали профессора Казанского университета Н.Н. Зинин (1812-1880) и А.М. Бутлеров (1828-1886), ставшие не только основоположниками отечественной научной химической школы красителей, но и новой отрасли химического производства.

Крупнейшим представителем отечественной медицины стали профессор Медико-хирургической академии Н.И. Пирогов (1810-1881), явившийся основоположником военно-полевой хирургии. В труднейшие годы Восточной войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хирургу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй. [13]

В 1839 г. начала работать Пулковская обсерватория под Петербургом (построенная всего за четыре года) - одна из самых крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий сделал один из крупнейших русских астрономов XIX в. В.Я. Струве (1793-1864).

Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали честью оказывать ей материальную поддержку. С 1832 г. Академия наук приступила к присуждению Демидовских премий за лучшие научные открытия и изобретения. Средства на это выделил один из самых богатых российских промышленников П.Н. Демидов. Большие средства выделяло на развитие отечественной науки и правительство страны.

В самом начале века в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. для управления этой растущей системой было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Проведенная в начале века реформа образовательной сферы привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе - уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причем, что было очень важно, в них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет».

Правда, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. В гимназии путь им был заказан.

В 1811 г. был открыт для детей дворян Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества (в их числе А.С. Пушкин и др.). На время он стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.

Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Помимо Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых университетов: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819). По мере роста сети училищ и гимназий возникла потребность в подготовке большего числа учителей. Для этого возникли первые педагогические вузы в Москве и Петербурге. По Уставу 1804 г. педагогические институты должны были открыться при всех университетах. [7]

В 20-50-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Если в начале века приоритетным было общее образование, то теперь школа была ориентирована главным образом на формирование нравственности, основанной на религиозных началах.

При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них становился теперь сословно-обособленным. Приходские однокласс-ные училища предназначались теперь для детей самых «низов». В них в течение года обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. В семиклассных гимназиях обучались дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. еще раз было указано на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время, помимо сословной направленности образования, министерство заботилось об увеличении численности учебных заведений. Если в начале века в стране существовало всего 158 училищ, то к середине века около 130 начальных школ было уже в каждой губернии. [16]

Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстрыми темпами развивались ведомственные школы (для обучения растущих штатов государственных чиновников), а также технические вузы: Петербургский практический технологический институт (1828 г., сейчас Технологический институт), Московское ремесленное училище (1830 г., ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). По мере расширения Масштабов промышленного строительства с 30-х гг. при гимназиях и уездных училищах открывались специальные классы для изуче-1 ния технических и коммерческих наук, а также фабричные школы.?

Несмотря на цензурные рогатки, росли объемы выпуска литературы для населения. В 40-е гг. широкую известность получили книги издательства А.Ф. Смирдина (1795-1857), выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших российских писателей того времени. Причем по своей цене эта литература была доступна самым широким слоям населения. Широко развивалось и библиотечное дело. Библиотеки в 30-40-е гг. были открыты по инициативе провинциальной общественности в большинстве губернских и уездных городов России.

В 1852 г. был открыт для широкой публики Эрмитаж, ранее существовавший как дворцовый музей. С 1856 г. начал собирать свою знаменитую коллекцию русской живописи выдающийся русским меценат П.М. Третьяков (1832-1898).

Таким образом, в развитии отечественной науки и образования, как и в развитии российской культуры в целом, в первой половине XIX в. наступает качественно новый этап, главной чертой которого становится расширение численности учащихся и научных работников. [15]




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: