Распространение тибетского буддизма




 

Распространению ламаизма способствовало прежде всего соседство и интенсивность контактов с носителями других религий. Если племя находилось высоко в горах и скотоводство было основным видом хозяйственной деятельности, то ламаизм распространялся быстрее и имел важное значение. В итоге тибетский буддизм слился с местными верованиями и начал преобладать в духовной жизни этносов высокогорья и кочевников засушливых степей, глубоко внедрился в их социальную структуру. Первоначально преобладала школа ньнгма, так она смогла органично вписаться в местные культу и вписать языческих божеств в буддийский канон.

В данной главе хотелось бы рассмотреть распространение ламаизма на территории Азии и России, а также выявить его характерные черты и особенности.

Распространение тибетского буддизма в странах Азии.

Тибетский буддизм и Монголия.

Ламаизм начал появляться в Монголии после захвата монголами Тибета, а точнее в середине XIII века. В это время Учитель школы Сакья прибыл в Монголию, где рассказывал о традициях буддизма. Для помощи в переводе буддийских текстов он разработал новую монгольскую письменность. В это время начала распространяться в Монголии и школа Карма Кагью. Но тибетский буддизм не прижился, и его влияние вскоре ослабело.

В XVI веке тибетский буддизм вновь начал распространяться на территории Монголии. Основной школой стала Гелуг. В Монголии начали появляться выдающиеся ученые, которые могли переводить Ганджур и Данджур без помощи тибетцев. От прошлых школ остались некоторые черты, например, жизнь монахов. В Монголии не прижилась традиция послушниц, хотя в самом Тибете в это время было несколько монастырей монахинь.

Линия перерождений тибетского мастера Таранатхи стала известна как линия Богдо-гегенов, которые стали буддийскими главами в Монголии. Их резеденция находилась в Урге.

Со временем тибетский буддизм начал приспосабливаться к Монголии. Например, был создан алфавит союмбу, который помогал монгольским монахам в прочтении тибетских и санскритских слов.

Ламаизм в Непале.

В Непале буддистами являются более ста тысяч неваров долины Катманду, которые исповедуют течение школы ньнгма. В этом районе существует два достаточно крупных монастыря.

В высокогорных районах Северного Непала и на отдельных участках Тибетского нагорья, на обитают группы, имеющие в Непале общее название бхоте, бхотии (от Бхот — Тибет, 'бхотии — тибетцы). По этногенезу, хозяйственно-культурному типу, языку они очень близки тибетцам. Заселение ими Непальских гор происходит в конце первого тысячелетия н.э. В это время в высокогорном и среднегорном

Непале активно действуют миссионеры ламаизма и бон, строятся культовые сооружения и монастыри различных школ.

Воздействие тибетского буддизма основано на социальной роли лам. В высокогорных селениях ламы были не просто монахами, но и жрецами общинного храма. Ламы организовывали церемонии календарного типа, являлись семейными жрецами, т.е. занимались обрядами от рождения и до смерти. Они являлись посредниками в общении с божеством, а также были лекарями, астрологами, шаманами, прорицателями. Необязательность безбрачия привела к началу складывания сословия жречества, тесно связанное с аристократией.

В Непале монахи - трасанг - возглавляются настоятелем - кхенпо. Настоятелю по хозяйству помогают два помощника - ньерва, учитывающие пожертвования и ведущие монастырское хозяйство.

Обычно ламы проводят в монастыре лишь часть года. Чаще всего они собираются во время праздников либо поочередно выступают в роли смотрителей монастыря, большую же часть времени посвящают обслуживанию семей прихожан, работе на своем или семейном участке, реже - паломничеству или медитации.

«Материальной основой их существования, кроме личных доходов от хозяйства и совершения различных обрядов по заказам верующих, служат доходы от монастырской собственности, а главное - регулярные и обязательные подношения членов общины».[49]

Календарь главных праздников у каждой школы свой. Все они основаны, однако, на тибетском лунном календаре и имеют общие черты. Например, десятый, пятнадцатый, последний дни лунного месяца — дни совместных молитв. Общими праздниками буддизма является рождение Будды и уход его в нирвану. Местными праздниками являются основание монастыря и дата рождения основателя школы. Помимо этих существуют еще два новогодних праздника: официальный («королевский») Новый год в середине февраля и «крестьянский» Новый год в январе, ближе к зимнему солнцестоянию. В дни летнего солнцестояния выполняется цикл обрядов, связанных с культами плодородия.

Паломничество, рекомендуемое буддисту, совершается в Гималаях «попутно» с сезонными перемещениями. Летом скотоводы вместе с выгоном скота на высокогорье посещают местные святыни, зимой же с продуктами своего труда едут в среднегорный Непал, где у крупнейшей ступы и монастыря Бодхнатх устраивается сезонная ярмарка.

«Культовые сооружения буддизма в Гималаях — это монастырские комплексы с храмами, общинные храмы, общественные здания деревни, семейные и личные часовни, кельи отшельников, храмы местных божеств, ступы разных типов, молитвенные барабаны, стены, флаги, часовенки для водяных молитвенных барабанов, камни со священными формулами буддизма»[50].

Монастырь-гомпа - выступает как иерархический центр комплекса других объектов, входящих в «зону святилища». Типичный монастырь включает группу зданий, образующих внутренний двор. Три стороны квадрата заняты жилищами монахов, трапезной, кухней, приютом для паломников, четвертая — двухэтажным храмом-святилищем, включающим собственно храм на первом этаже и жилище настоятеля, храм божества-охранителя, библиотеку и хранилище культовых предметов на втором этаже. Двор монастыря играет важную роль — вмещает участников и зрителей важнейших церемоний.

Храм-святилище монастыря (лхакханг) всегда возвышается над другими зданиями. Перед алтарным залом находится помещение, где три стены покрыты фресками, а между колоннами у входа натянута черная завеса из шерсти. В собственно святилище ведет двойная резная дверь, напротив которой находится алтарь, занимающий почти всю стену. Храм монастыря — место проведения важнейших церемоний с участием всех лам. Во время действа используется большое количество различных культовых предметов, например глиняные и металлические скульптурные изображения божеств, небольшие чортены (реликварии), сосуды с «очищающей» водой, рисом, подносы Мандалы, музыкальные инструменты и другое.

Строительство такого храма требует больших усилий от местных жителей. В их обязанности входит снабжать монахов стройматериалами, пропитанием и помогать в строительстве. Монахи обычно сами только красят и расписывают храм.

Общинный храм (юлги-лхакханг) обычно находится в деревне, на окраине. Данный вид храма менее богат, чем монастырский, в нем меньше инвентаря. Содержится храм общиной и имеет хранителя – конъера, который отвечает за целостность строения. Также он должен менять воду в сосудах и поддерживать огонь в лампадках.

Из культовых сооружений также можно упомянуть личные и семейные часовни, лабранги, устраиваемые на верхнем этаже дома; деревенские «дома собраний» - мицогпа, всегда имеющие алтарь; келъи-цамкханг - небольшие строения или пещеры, используемые монахами и мирянами для медитации.

Специфически ламаистскими являются стоящие группами или отдельно чортены. Они напоминают пирамидальные башни на массивном фундаменте, увенчанные крышей-навесом и несколькими ярусами со шпилем. Они напоминают буддийские ступы, но имеют специфические особенности. Типичны для Непала, например, группы из трех чортенов на квадратном основании с двухъярусной крышей - ригсум гомпо, олицетворяющие бодхисаттв Манджушри, Авалокитешвару и Ваджрапани.

Несколько особняком стоит в Непале ламаизм района Мустанга, пожалуй, наиболее близкий тибетскому образцу. Здесь практически каждая семья отдает хотя бы одного сына в монахи, записывает его в послушники какого-либо монастыря по достижении девятилетнего возраста. После церемонии посвящения мальчик продолжает жить в семье, получая наставления от приходящего учителя-монаха. Взрослый монах может жениться, а в обители он обязан появляться лишь раз в году, оплатив кров и пищу. Юношей из аристократических родов обычно посылали в тибетские монастыри, которые считаются более престижными. Ведущие школы в Мустанге — «красношапочные», прежде всего сакьяпа и ньингмапа. Этим школам принадлежат соответственно монастыри: столичный в Ло и комплекс жилищ семейных монахов в Горпху. Кроме того, по всему Мустангу встречаются небольшие, часто пустующие монастыри, часовни, множество чортенов.

Элементы от «народной религии» прослеживаются в почитании демона-обезьяны Дутрен Раджин, обожествлении клановых предков и в существовании священных рощ.

У подножья Джомолунгмы (Эвереста) в трех долинах района Солу-Кхумбу живет часть шерпского этноса, сохранившая более тесные связи с тибетской прародиной, в частности с монастырем Ронгбук. Настоятель Ронгбука много поколений назад основал небольшие монастыри — форпосты шерпской миграции и деревенские (клановые) храмы в долине Кхумбу. Деревенские храмы содержатся на взносы общины, при организации религиозных праздников используется повинность жителей деревни. Наиболее почитаемы в них Падмасамбхава, ламы — основатели храмов и самые выдающиеся перерожденцы, божества-покровители шерпов: божество горы Канченджанга, а в Пангбоче — местное божество горы Тавоче.

В XX в. ламаизм в Солу-Кхумбу переживает подъем, выразившийся в активном строительстве монастырей под влиянием лам-проповедников из Бутана и Тибета, а в 60-х годах — лам, бежавших из Тибета (число беженцев в Кхумбу доходило до 4 тыс.). Крупнейшие монастыри Тенгбоче, Дживонг насчитывали в период кратковременного расцвета до 50 монахов и монахинь, в них функционировали теологические школы.

Тибетский буддизм в Бутане.

Теснейшим образом связана с историей формирования и распространения буддизма история высокогорного королевства Бутан, расположенного в Восточных Гималаях.

Большинство населения Бутана исповедуют ламаизм школы друкпа карджупа, архаичный и испытавший сильное влияние бон.

Ламаизм начал распространяться не ранее XII века, а в XVI веке там происходили столкновения различных традиций тибетского буддизма.

В XVII веке на фоне этой борьбы при поддержке местных монастырей лама линии друкпа захватил власть и принял титул Шабдунг-римпоче, что в переводе означает «сокровище, к чьим ногам припадают». Политическая организация была такова: Шабдунг являлся верховным главой религиозной организации и государства. Он назначал Дже кхемпо – главного настоятеля монастырей.

Светскую администрацию возглавлял другой заместитель Шабдунга - Друк деси, или Деб раджа.

Главной опорой Шабдунга I было ламство, чью поддержку он завоевал, обеспечив независимость от тибетских монастырей и от Далай-ламы. Значительная денежная часть страны шла монастырям, широкое строительство которых развернулось именно в XVII в. Опорой власти Шабдунга стали дзонги - монастыри-крепости, административные центры провинций. Монахи данных монастырей были на содержании государства. Был перестроен крупнейший монастырь Ташичходзонг в Тхимпху, построен монастырь в Пунакхе, вмещавший первоначально 600 монахов.

Но светские феодалы были против политического первенства монастырей, и нередко происходили настоящие войны лам с феодалами. Эта борьба закончилась в пользу феодалов – ламаистские монастыри окончательно уступили политическое первенство, но при этом сохранили большое влияние.

В целом между королевской властью и монашеством достигнуто определенное согласие, причем правительство чутко реагирует на настроения лам и часто идет на уступки.

В Бутане насчитывается около 200 ламаистских монастырей, но лишь немногие из них можно назвать крупными. Это в первую очередь монастыри-дзонги, среди которых есть такие гиганты, как Ташичхо-линг-дзонг в Тхимпху, который насчитывает более тысячи лам. Настоятелем в нем является глава сангхи Дже кхемпо, избираемый на три года. В Ташичхолинге около 300 часовен, 3 храма-молельни. Еще крупнее монастырь в Пунакхе, бывшей столице Бутана. В нем насчитывается 18 храмов. Ламы этих двух монастырей, как и двор, летом обитают в Тхимпху, а на зиму обычно перебираются в более теплую Пунакху. Однако около 90 процентов бутанских монастырей - это небольшие деревенские монастыри с несколькими ламами. Обычно они находятся под управлением крупного дзонга. Общее число монахов в Бутане доходило до 7 тысяч, но правительство ограничило их число до 5 тысяч.

Ранее экономическую основу составляли натуральные поборы с крестьян, иногда и сами ламы обрабатывали землю. На сегодняшний день монастыри получают субсидии из казны, которые составляют около 30 процентов от годового дохода страны.

Монастырь, и прежде всего дзонг, играет огромную роль в социальной и культурной жизни округи. Возле него проходят сезонные ярмарки, где скотоводы-кочевники могут обменять свои продукты. Обмен главным образом происходит с монастырской администрацией. У стен дзонга ранее вершился суд. Раньше в дзонге действовали единственные в стране монастырские школы. Обычно монастыри были и остаются центрами традиционной культуры. «Например, монастырь Бумда-гомпа в Паро прославлен школой живописцев, Симт-хока и Пунакха — ксилографическим книгопечатанием»[51].

Ламы Бутана обязаны соблюдать обет безбрачия. В монастыре не может жить женщина, поэтому в дзонгах не разрешается ночевать даже женам местных чиновников. Существуют и женские монастыри, куда не допускаются мужчины, однако многие монахини, особенно знатные, живут в миру.

Почти каждая семья посылает в монастырь ребенка, когда тому исполняется девять лет. Там он обучается различным ремеслам - литью бронзовых предметов культа, вышивке, живописи (настенной, по бумаге и ткани), резьбе по дереву, шитью и т. д. В большинстве обителей есть оркестр, участвующий в торжественных церемониях, особенно в танцевальных представлениях, которыми отмечаются важнейшие праздники ламаизма. Вся округа собирается у монастырей в эти дни. Из храмовых хранилищ извлекаются фантастические маски персонажей пантеона и красочные костюмы. Окрестные жители исполняют воинственные танцы с мечами либо танцы, имитирующие трудовую деятельность, хороводы. Очень впечатляющи яркие карнавальные шествия и ритуальные танцы, устраиваемые в честь Нового года, годовщины основания монастыря.

«Как правило, монастыри расположены в живописных местах и производят сильное эстетическое впечатление сочетанием мощи и простоты с изысканностью архитектуры, белизной стен и яркой отделкой деталей. Вблизи развеваются молитвенные флаги на высоких древках, у входа - иногда в отдельной часовне - стоят огромные молитвенные барабаны»[52]. На куполах бутанских ступ-чортенов, как в Непале, обычны нарисованные глаза. С этими глазами связано поверье, что они принадлежат древним людям. Обычно изображается по два глаза, а над ними завиток. Считается, что это завиток – это третий глаз, который помогал древним людям читать мысли и двигать предметы. Но люди начали использовать его во вред себе, и Бог отнял этот глаз и наказал людей, затопив их страну.

Внутри храмы разрисованы яркими фресками и украшены различными статуэтками. На алтаре находятся бронзовые статуи буддийских божеств, изготовлением которых издавна славился Бутан. Среди них пхурпа (ритуальные ножи), лампады, священные тексты.

Пантеон и обрядность ламаизма в Бутане испытали сильнейшее воздействие бон и «народной религии». Наиболее распространена вера в духов-хранителей, среди которых личные, семейные, местности, страны, религии. Божества местности лу, духи-вредители сондв и монде, боги войны и раздора гун кханг, духи гор - все они ждут молитв и жертвоприношений. Многие буддийские божества и ритуалы насыщены чертами старой веры.

Вера в колдунов - пay и прорицателей - ципа, с их шаманскими чертами, укоренилась в ламаизме. Во внутренних районах бон сохранил довольно прочные позиции. «Многочисленные общие для всего пригималайского региона, элементы явно восходят к единому для архаических этносов Гималаев религиозному пласту, который по тибетскому материалу получил название «ранний бон». Глубокое срастание ламаизма с местными культами отчасти определило, например, его влияние на живопись, металлопластику, театральное искусство, обусловило его социальную значимость и живучесть»[53].

Ламаизм в Сиккиме.

В Сиккиме ламаизм распространился на небольшой территории и получил не очень много последователей, так как основной религией стал индуизм.

Ламаизм исповедуют четыре этнические группы: бхотии, лепча, беженцы из Тибета, прибывшие в страну после 1959 г., и немногочисленные переселенцы из Непала.

Тибетский буддизм появился в этой местности в XVI-XVII веках, хотя ходят легенды, что распространение связано с деятельностью Падмасамбхавы. В роли проповедников выступали ламы из Тибета школы ньнгма.

Происходило освоение тибетской знатью территории Сиккима, принимавшее форму «братских» союзов с вождями лепча. В 1642 г. знатный выходец из Тибета Пхунцхок был наречен Намгьялом и провозглашен чхогьялом, то есть «царем веры». Опираясь на ламство и аристократию бхотиев и назначая вождей лепча правителями областей, Намгьял вскоре объединил под своей властью весь Сикким.

Активная миссионерская деятельность среди лепча подкреплялась широким строительством монастырей -гомпа. В XVIII веке их было возведено 13, а в XIX в. – уже более 20. Одновременно шли процессы оттеснения лепча на юг, в междуречье Тисты и Талунга, и обращения их в буддизм. При этом учение ньингма, испытавшее в свое время огромное влияние бон, сталкивалось с племенной религией лепча - мун, типологически близкой раннему бон. В учении все более появлялось народных черт, впитавших обе языческие религии.

Короли Сиккима носили титул «царя веры», считались воплощениями выдающихся деятелей буддизма и были связаны с тибетской школой сакья. Они рассматривались как вассалы теократического правителя Далай-ламы. Тесные связи с Тибетом поддерживали 14 наиболее знатных семей бхотиев. Ламы ведущих сиккимских монастырей обычно обучались в тибетских монастырях

Нельзя сказать, что монастыри в сиккиме являлись богатыми. Только шесть из 67 имело достаточно крупные угодья. Также монастыри не были едины, так как принадлежали разным школам – ньингма и сакья.

Все это определило светский характер власти. «Ламаистское духовенство уступало по политическому влиянию аристократам и не сформировало теократии по образцу Тибета. Кроме того, еще до появления в XIX в. носителей индуизма вероисповедное единство Сиккима нарушалось, или, точнее, размывалось, сохранением позиций племенной религии лепча»[54].

Но тем не менее политический вес ламаистских монастырей весьма значителен.

Почти в каждом селении среднегорных и высокогорных районов находится монастырь - гомпа, служащий центром религиозной жизни деревни. Всего в Сиккиме в середине XX в. насчитывалось 67 монастырей с тремя тысячами лам. Тридцать пять из них были официально зарегистрированы и получали субсидию от правительства. Как правило, им давался «приход» - зиндха, где они могли собирать пожертвования, приобретать землю. Большие участки земли имели отдельные ламы.

Старейший монастырь Сиккима - Сайта Чхелинг, который был создан в 1697 г. Из шести крупнейших можно выделить Памионгчи — богатейший и наиболее влиятельный. Настоятель его был придворным священнослужителем, совершал обряд посвящения, осуществлял надзор почти за всеми другими монастырями, представительствовал в придворном Совете.

Но наиболее распространенным в сиккиме является маленький деревенский монастырь.

В Сиккиме все категории ламаистского духовенства, от послушника до настоятеля, в отличие от Тибета, называются «лама». Поскольку же подавляющая масса их вступает в брак и живет с семьей, собираясь в монастыре лишь во время важнейших праздников буддийского календаря, гомпа по своим функциям ближе к храму. Обычно он расположен выше других поселений в долине. Здания, входящие в монастырский комплекс, невелики. Это собственно монастырь (гомпа), святилище (лхакханг), ступа (чортен). Основным жилым зданием монастыря является лабранг, где обитают высшие ламы — особенно администрация, постоянно живущая в гомпе. Почти всегда в монастыре есть кельи для медитации.

Лхакханг — функционально важнейшее здание монастыря, так как именно в нем отправляются службы в дни буддийских празднеств. Стены святилища внутри покрыты фресками, напротив входа - алтарь и место главного ламы. Рядом с алтарем установлены скульптуры местных божеств и различных Будд. Здесь же можно увидеть светильники, музыкальные инструменты, сосуды, прочие предметы культа. Священные тексты, изображения второстепенных божеств помещены на втором этаже святилища, где иногда живут высшие ламы.

Служба в лхакханге состоит из хорового чтения ламами отрывков из «Ганджура», которое прерывается пением. Главный лама совершает сложный ритуал жертвоприношения. Важный элемент ламаистского культа составляют процессии и танцы — своеобразные мистерии, исполняемые в красочных масках и костюмах монахами-танцорами, которые изображают персонажей буддийской мифологии. «Мистерии старых, «красношапочных» школ, где главным персонажем является Падмасамбхава, значительно отличаются от мистерий гелугпа, где центральное событие - убийство гонителя буддизма царя Ланг Дармы»[55].

Основные деревенские праздники проходят после уборки урожая. В это время монастырь собирает пожертвования, которые являются основным источником многих монастырей. Прихожане, кроме того, обеспечивают ремонтно-строительные работы в гомпе. Наконец, доход пополняется вознаграждением за лечение и совершение семейных обрядов.

Ламой может стать любой верующий, но чаще всего это право достается бхотиям. Многие монастыри окружены своеобразными поселками лам нескольких поколений.

Среди лам можно выделить определенную иерархию: ученики, послушники, собственно ламы и высшие ламы, то есть верхушка монашеской общины. Только представителей третьей и четвертой категории можно назвать профессионалами, имеющими право совершать обряды и получающими от своего занятия заметный доход, но это меньшая часть ламства.

Обучение будущих лам осуществляется с 5-10 лет. В это время будущие ламы заучивают молитвы, привыкают к распорядку. Успешное завершение обучения заканчивается переводом в разряд послушников и присвоением монашеского ранга. Годам к двадцати перед послушниками появляется возможность стать настоящим ламой, который сможет вести ритуальную практику. Много времени будущий лама должен проводить за чтением книг и медитацией. Только к годам сорока доход ламы немногим превышает доходы крестьянина. Стать духовным главой или настоятелем монастыря почти невозможно. Для этого требуется обучение в Тибете, и кроме того, обычно это звание присваивается неместным бхотиям и пожизненно.

Уровень образованности ламства Сиккима невысок. Даже монахи высших рангов едва могут читать тексты на тибетском языке, а комментировать же их способны лишь единицы. На первый план выдвигается не ученость ламы, а способность к длительной и интенсивной медитации, что во многом определяется тантрическим характером школы ньингма.

«После осуществления земельных реформ, введения светского образования, кардинальных политических перемен социальный и экономический базис ламаизма в Сиккиме разрушен»[56]. Но культурное, идеологическое влияние лам остается весьма значительным, особенно в горных районах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: