ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ




ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

От 24 мая 2016 г. N 105-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ПРОИЗВОДСТВА

РАБОТ ПО КОМПЛЕКСНОЙ УБОРКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО

ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

 

С целью оптимизации процесса комплексной уборки автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных дорожных сооружений в Санкт-Петербурге, а также повышения экологической безопасности города:

1. Утвердить Технологический регламент производства работ по комплексной уборке автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (далее - Регламент) в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Признать утратившим силу Технологический регламент производства работ по комплексной уборке автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденный распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 10.10.2013 N 188-р.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения остается за председателем Комитета.

 

Председатель Комитета

В.В.Рублевский

 

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением Комитета

по благоустройству

Санкт-Петербурга

от 24.05.2016 N 105-р

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО КОМПЛЕКСНОЙ УБОРКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Технологический регламент производства работ по комплексной уборке автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (далее - Технологический регламент) определяет перечень технологических операций и видов работ, производимых при комплексной уборке автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и проезжей части искусственных дорожных сооружений, а также тротуаров и иных частей искусственных дорожных сооружений, на которых разрешено движение пешеходов (далее - улично-дорожная сеть).

Под комплексной уборкой следует понимать работы по совокупному применению средств механизации, противогололедных материалов и ручного труда, выполняемых на улично-дорожной сети, в том числе работы по очистке, обеспыливанию, механизированной снегоочистке, расчистке от снежных заносов, борьбе с зимней скользкостью, погрузке и вывозу снега, распределению противогололедных материалов, очистке от снега и льда, борьбе с наледями.

В результате производства работ по комплексной уборке улично-дорожной сети поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние улично-дорожной сети, отвечающее требованиям нормативно-технической документации, а также обеспечивается безопасность движения транспорта и пешеходов.

Для целей настоящего Технологического регламента под дорогой следует понимать проезжую часть автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и искусственных дорожных сооружений.

Настоящий Технологический регламент разработан в соответствии с требованиями следующих документов:

- ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;

- СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденные Минздравом СССР от 05.08.1988 N 4690-88;

- Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог";

- Распоряжение Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-р "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах";

- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга";

- Рекомендации по технологии уборки проезжей части городских дорог с применением средств комплексной механизации. Академия коммунального хозяйства. Москва, издание 2-е, исправленное и дополненное, 1990 г.;

- Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог".

 

2. ЗИМНЯЯ УБОРКА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

С 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки улично-дорожной сети Санкт-Петербурга. В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

Основной задачей зимней уборки улично-дорожной сети Санкт-Петербурга является обеспечение такого состояния дорог, искусственных дорожных сооружений, в том числе тротуаров и велодорожек, при котором достигается беспрепятственность работы городского транспорта, безопасное движение пешеходов и транспортных средств.

Важнейшим условием качественного выполнения работ является их своевременность.

Перечень технологических операций и видов работ, производимых в зимний период:

1. Уборка дорог в зимний период:

- Очистка дорог от снежно-ледяных образований;

- Уборка искусственных дорожных сооружений;

- Удаление снежно-ледяных образований;

- Устранение гололеда и скользкости;

- Подметание дорог в период отсутствия снега, при благоприятных погодных условиях;

- Уборка разделительных полос и островков безопасности;

- Уборка придорожных обочин;

- Уборка автомобильных покрышек вдоль улично-дорожной сети Санкт-Петербурга;

- Уборка площадей парковок, заездных карманов, площадок отдыха и стоянок автомобилей;

- Уборка крышек люков колодцев в обноске бордюрного камня;

- Уборка дорог группы "В" с неусовершенствованным покрытием.

2. Уборка тротуаров, служебных проходов, велодорожек, лестничных сходов в пешеходные тоннели и пешеходных тоннелей, лестничных сходов к воде и площадок у воды в зимний период:

- Очистка тротуаров, служебных проходов и велодорожек от снежно-ледяных образований;

- Устранение гололеда и скользкости;

- Уборка тротуаров с уплотненным снежным накатом и неусовершенствованным покрытием;

- Подметание тротуаров и велодорожек в период отсутствия снега, при благоприятных погодных условиях;

- Ручная уборка тротуаров, служебных (технических) проходов;

- Ручная уборка лестничных сходов в пешеходные тоннели и пешеходных тоннелей;

- Ручная уборка лестничных сходов к воде и площадок у воды.

3. Удаление снега и скола уплотненного снега и льда:

- Удаление снега, скола из лотковой полосы улично-дорожной сети, закрытых тротуаров, пешеходных тоннелей, лестничных сходов и площадок у воды;

- Удаление снежно-ледяных образований после обильного снегопада;

- Удаление снежно-ледяных образований с тротуаров.

4. Прочие виды работ в зимний период:

- Контроль за применением противогололедных материалов;

- Погрузка и вывоз смета (пыли и загрязнений различного происхождения) с пунктов перегруза на полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и его утилизация на полигонах;

- Дежурство в зимний период.

5. Дополнительные виды работ:

- Комплексная уборка улично-дорожной сети Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов Санкт-Петербурга;

- Комплексная уборка первоочередных дорог, в том числе Невского проспекта;

- Использование дополнительных видов техники для организации уборки дорог;

- Зачистка улично-дорожной сети Санкт-Петербурга после окончания зимнего периода;

- Контроль за соблюдением требований к моющим средствам.

Периодичность выполнения перечисленных технологических операций, производимых на дорогах и тротуарах в зимний период, приведена в Приложениях N 1, N 4 к Технологическому регламенту.

Под служебным (техническим) проходом следует понимать элемент автомобильных дорог или искусственных дорожных сооружений шириной менее 0,75 м.

Первоочередное выполнение видов работ по комплексной уборке необходимо производить по дорогам, тротуарам, служебным проходам и искусственным дорожным сооружениям в случае наличия причин, вызывающих возникновение аварийных ситуаций на дорогах, а также в целях их предотвращения по заявкам аварийно-диспетчерской службы, по адресам, отмеченным в графе "П" в Адресных программах комплексной уборки тротуаров, проезжих частей дорог и инженерных сооружений улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, а также с учетом соблюдения норм и правил, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения".

Уборка дорог, тротуаров и дорожных сооружений, отмеченных в графе "П" в Адресных программах комплексной уборки тротуаров, проезжих частей дорог и инженерных сооружений улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, должна осуществляться в более короткие сроки и(или) с увеличением периодичности, установленными Технологическим регламентом.

Производство работ по уборке дорог, тротуаров и дорожных сооружений при длительных снегопадах интенсивностью более 6 мм/час, других экстремальных условиях должно осуществляться в соответствии с утвержденным Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга Планом действий при наступлении неблагоприятных погодных условий в Санкт-Петербурге, а также аварийным планом мероприятий, утвержденным приказом специализированного дорожного предприятия или организации.

При наступлении в зимний период в Санкт-Петербурге устойчивой среднесуточной температуры воздуха выше 0°C при осуществлении зимней уборки допускается применение технологических операций и видов работ, производимых в летний период, в соответствии с разделом 4 Технологического регламента.

 

2.1. Уборка дорог в зимний период

 

2.1.1. Снегоочистка дорог

 

Очистка дорог от снежных масс включает в себя следующие операции:

- плужно-щеточная снегоочистка дорожных покрытий;

- оплуживание снега на проезжей части дорог;

- снегоочистка дорожных покрытий (проезжей части дорог);

- завершающее сгребание и сметание снега на проезжей части дорог;

- снегоочистка лотковых зон;

- устранение гололеда и скользкости;

- распределение противогололедных материалов;

- погрузка противогололедных материалов в кузова распределителей;

- формирование валов снега автогрейдерами;

- разгребание и сметание валов снега на перекрестках и въездах во дворы;

- разгребание валов снега на остановках общественного транспорта и пешеходных переходах;

- плужно-щеточная очистка осевых полос с асфальтовым покрытием;

- снегоочистка дорожных покрытий (осевой полосы дорог);

- завершающее сгребание и сметание снега на осевой полосе дороги;

- перекидка валов снега на свободные территории;

- плужно-щеточное формирование валов и куч снега в прилотковой зоне;

- завершающая зачистка прилотковой полосы после погрузки и вывоза снега, перекидки снега;

- сдвигание масс снега;

- погрузка и вывоз смета и мусора на полигоны ТБО.

Кроме того, к работам, обеспечивающим очистку дорог от снежно-ледяных образований, относятся:

- пробег спецмашины на заправку противогололедными материалами (в среднем 6 км);

- пробег подметально-уборочной машины к месту разгрузки и обратно (в среднем 12 км).

Допускается эксплуатация дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм. На снежном накате не допускается наличие колеи глубиной более 30 мм и отдельных гребней возвышений, занижений и выбоин высотой или глубиной более 40 мм.

Снежно-ледяные образования возникают при формировании слоя уплотненного снега на покрытиях, который преобразуется в снежно-ледяной накат и лед толщиной 20 мм и более.

Снегоочистка производится уборочной техникой, оборудованной системой навигационного сопровождения, с расчетной рабочей скоростью движения 15 км/час.

Снегоочистка предусматривает следующие этапы:

- Выдержка;

- Обработка дорожных покрытий противогололедными материалами;

- Интервал;

- Сгребание и сметание снега.

Если после окончания первого цикла работ снегопад продолжается, цикл работ повторяют необходимое число раз.

Для предотвращения образования ледяного наката при повышении и последующем резком понижении температуры воздуха после обработки дорожного покрытия противогололедными материалами снегоочистку начинают сразу при получении сигнала о возможном понижении температуры воздуха.

При снегопадах небольшой интенсивности суммарная продолжительность этапов выдержки, распределения противогололедных материалов, сгребания и сметания снега меньше времени накопления предельно допустимого количества снега на дороге.

Выдержка - промежуток времени от начала снегопада до момента начала внесения противогололедных материалов в снег.

Продолжительность выдержки зависит от интенсивности снегопада и температуры снега, определяющей расплавляющую способность противогололедных материалов.

Обработка дорожных покрытий противогололедными материалами (далее - ПГМ) производится при помощи распределителей и начинается после истечения периода выдержки. Обработка ПГМ производится в основном на участках с крутыми уклонами и кривыми малого радиуса, на пересечениях в одном уровне, на искусственных дорожных сооружениях и подъездах к ним, а также во всех других местах, где часто возникает необходимость торможения.

Обработка противогололедными материалами уборочных площадей производится пескоразбрасывателями, оборудованными системой навигационного сопровождения, с расчетной рабочей скоростью движения 15 км/час.

К ПГМ, применяемым для обработки проезжей части дорог, относятся песко-соляная смесь, техническая соль, солевые растворы.

При устойчивом снежном накате допускается применение на проезжей части и тротуарах в качестве ПГМ гранитной крошки.

Интервал - период между окончанием обработки дороги ПГМ и началом сгребания и сметания снега.

В связи с тем, что за основу принимается непрерывность снегопада, при выполнении второго и последующих циклов снегоочистки интервал не соблюдается.

Сгребание и сметание снега. Очистка дорожных покрытий от снега производится путем сгребания и сметания снега плужно-щеточными снегоочистителями либо оплуживанием. Работу снегоочистителей необходимо начинать с улиц, имеющих наиболее интенсивное движение транспорта и на которых ПГМ распределялись в первую очередь, с тем, чтобы на каждом участке дороги выдержать заданный период между внесением материалов, сгребанием и сметанием снега.

 

Таблица 1

 

Основные показатели технологического процесса снегоочистки

при применении ПГМ

 

Режим Интенсивность снегопада, мм/час Продолжительность этапов
Выдержка Обработка ПГМ Интервал Сгребание, сметание снега Всего
Первый цикл
I 0,5-1,0 45 мин. 2 часа 3 часа 2 часа 7 часов 45 мин.
II 1,0-3,0 15 мин. 2 часа   2 часа 4 часа 15 мин.
III свыше 3,0 15 мин. 1 час 30 мин.   1 час 30 мин. 3 часа 15 мин.
Последующие циклы
I 0,5-1,0   2 часа 3 часа 45 мин 2 часа 7 часов 45 мин.
II 1,0-3,0   2 часа 15 мин. 2 часа 4 часа 15 мин.
III свыше 3,0   1 час 30 мин. 15 мин. 1 час 30 мин. 3 часа 15 мин.

 

В зависимости от местных условий в рамках продолжительности накопления снега возможна некоторая корректировка периода производства операций по распределению ПГМ и снегоочистке. При температуре снега 0°C наступает особенно быстрое его уплотнение, в связи с чем рекомендуется начинать обработку ПГМ до окончания на всем участке сгребания и сметания снега при выполнении работ по второму и последующим циклам процесса снегоочистки.

Маршруты работы распределителей ПГМ и плужно-щеточных снегоочистителей должны по возможности совпадать. Это позволяет выдержать интервал, необходимый для равномерного перемешивания снега с внесенными ПГМ на всей протяженности маршрута, и достигнуть необходимого технологического эффекта. После окончания снегопада производят завершающее сгребание и сметание снега плужно-щеточными снегоочистителями со следующей периодичностью:

в дневное время суток:

- дороги группы "А" - 4 часа;

- дороги группы "Б" - 5 часов;

- дороги группы "В" - 6 часов;

в ночное время суток - до 8 часов утра (в последовательности: дороги группы "А", дороги группы "Б", дороги группы "В").

Снег сгребается и сметается в валы у бордюрного камня, в лотковой зоне, ширина которой не более 1,5 м.

Технология однооперационной снегоочистки дорожных покрытий состоит в следующем.

После начала снегопада распределители ПГМ осуществляют механизированную обработку тротуаров ПГМ, работники ручного труда осуществляют распределение ПГМ на тротуарах четной и нечетной сторон.

Сдвижка и подметание снега с тротуаров производится с началом снегопада, а после окончания снегопада указанные территории убираются не позднее чем через 3,5 часа и очищаются до твердого покрытия.

Одновременно с распределением ПГМ на тротуарах колонна распределителей ПГМ производит обработку осевой полосы и проезжей части дороги.

Обработанный ПГМ снег может таять и стекать с тротуаров, осевой и проезжей части дороги в прилотковую полосу дороги, где подметается вспомогательными снегоуборщиками типа ВС или подметально-уборочными прицепами типа BRODDWAY-SENIOR с автосамосвалами марки КамАЗ (или аналогами). Остатки нерастаявшего снега сдвигаются и сметаются в прилотковую полосу дороги.

Полная снегоочистка проезжей части дороги завершается по истечении 4 часов после окончания снегопада.

Однооперационная снегоочистка применяется на улицах, где интенсивность движения транспортных средств не превышает 100 машин в час в полосе следования. Снегоочистка при этом производится плужно-щеточными снегоочистителями, у которых щетка следует изготавливается из металлического ворса диаметром 0,8-0,9 мм, резиновые ножи усиливать накладками из листовой стали.

 

Таблица 2

 

Периодичность работы машин при однооперационной снегоочистке

 

Температура снега, °C Периодичность снегоочистки
От -2 до -10 45 мин
Ниже -10 1 час 30 мин
Выше -2 30 мин

 

Однооперационная снегоочистка должна применяться на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях, где ПГМ могут вызвать их повреждение.

При интенсивности снегопада свыше 3 мм/час для сокращения цикла работы плужно-щеточных снегоочистителей операцию снегоочистки ограничивают одним сгребанием, что позволяет увеличить производительность в 1,5 раза. После окончания снегопада необходимо произвести завершающее сгребание и подметание снега.

В условиях низких температур и снегопадов различной интенсивности используется линейная эксплуатация универсальных плужно-щеточных снегоочистителей. Перед выходом техники на маршрут производится проверка и регулировка основных параметров рабочих органов машины. Ножи плуга универсальной снегоочистительной машины должны быть одинаково изношены, плуг устанавливается под углом 57 градусов к продольной оси машины, щетка не должна создавать деформацию ворса более 20-25 мм, минимальный диаметр щетки должен составлять 300 мм, устанавливается оптимальная ширина разбрасывания ПГМ в соответствии с шириной обрабатываемой полосы, регулируются нормы распределения ПГМ. Рабочая скорость движения при распределении ПГМ и плужно-щеточной снегоочистке не должна превышать 15 км/час на дорогах и не более 5 км/час на тротуарах.

Плужно-щеточные снегоочистители имеют небольшую ширину захвата, во много раз меньшую, чем ширина очищаемой дороги. При работе на такой дороге плужно-щеточного снегоочистителя образуемый им небольшой вал снега препятствует движению транспортных средств и тяжелыми автомобилями разрушается и прикатывается. Этот недостаток устраняется путем организации снегоочистки, осуществляемой колонной машин, при которой за один проход машин производится очистка/оплуживание всей полосы движения транспорта в одном направлении и образование вала снега в прилотковой полосе. При работе колонной первая машина двигается вблизи осевой, а последующие следуют за ней уступом.

Количество плужно-щеточных снегоочистителей в колонне назначается из расчета, что полоса, очищаемая впереди идущей машиной, должна перекрываться идущей следом машиной на 0,5-1,0 м, величина перекрытия увеличивается по мере приближения машины к прилотковой полосе.

Ширина полосы, обрабатываемой колонной машин, должна быть менее ширины проезда на ширину образуемого вала, т.е. на 1,5-2,5 м (в зависимости от ширины проезда и интенсивности снегопада).

Технология снегоочистки дорожных покрытий при непрерывном снегопаде состоит в следующем.

После начала снегопада колонна универсальных тротуароуборочных снегоочистителей осуществляет сдвигание масс снега с тротуаров в прилотковую полосу дороги либо оплуживание тротуаров и в случае необходимости с последующей обработкой уборочных площадей тротуаров ПГМ. Работники ручного труда сдвигают и перекидывают снег также в прилотковую полосу дороги с площадей ручной уборки тротуаров и осуществляют в случае необходимости распределение ПГМ на тротуарах.

По истечении 30 минут после выхода тротуароуборочной техники на линию колонна универсальных плужно-щеточных снегоочистителей выполняет работу по снегоочистке осевой полосы и проезжей части дороги, сдвигая основные снежные массы в прилотковую полосу, с одновременной обработкой осевой полосы и проезжей части дороги ПГМ.

Сдвигаемый с покрытий снег укладывается в прилотковой полосе дороги в вал с таким расчетом, чтобы расстояние между снежным валом и бордюрным камнем составляло не менее 50 см.

Со стороны проезжей части дороги плужно-щеточный снегоочиститель дополнительно осуществляет проход вдоль вала снега, сформированного в прилотковой полосе, с целью выравнивания ширины снежного вала до 1 м с учетом очищенной лотковой зоны.

Длительность выполнения работ составляет 3,5 часа.

Снежный вал, сформированный в прилотковой полосе, загружается погрузчиком в автосамосвалы и вывозится на снегоприемные пункты, передвижные снегоплавильные установки и места временного размещения снега.

В прилотковой полосе вспомогательными снегоуборщиками осуществляется завершающая зачистка прилотковой полосы от остатков снега после его вывоза. Полная снегоочистка проезжей части дороги завершается по истечении 4 часов после окончания снегопада, вывоз снега с прилотковой полосы дороги в течение 2 суток.

При длительном снегопаде технологические операции выполняются без выдержки времени.

Размещение снега в валах на пересечении улиц препятствует нормальному движению транспортных средств. Валы снега исключают беспрепятственный доступ пассажиров к административным и другим зданиям, въезды во дворы. Разгребание валов снега на перекрестках должно выполняться после образования вала снегоочистителями незамедлительно, т.е. в процессе производства каждого цикла снегоочистки независимо от ее режимов. При образовании валов на перекрестках следует принимать во внимание значение убираемых улиц и интенсивность движения транспортных средств.

Запрещается формирование основного вала на водоотводных устройствах.

В этой связи рекомендуется валы снега укладывать на перекрестках только основной магистрали или улицы, отличающейся интенсивным движением. На всех пересекающих такую магистраль проездах сгребание, сметание и образование валов снега завершать на границе пересечения с основной магистралью, не выезжая на ее территорию.

При такой организации проезд по основной магистрали для транспортных средств будет беспрепятственным независимо от состояния производства работ по разгребанию, которое требуется осуществлять только для въездов на основную магистраль.

На каждом из разгребаемых перекрестков должны быть заблаговременно определены места для укладки на них снега с убираемого вала. Такими местами могут быть прилотковые или резервные полосы на второстепенных проездах, а именно пересекающих основную магистраль, либо аналогичные места на этой магистрали. Возможно также использование местных расширений дороги, свободных территорий, расположенных у перекрестка. Разгребание валов производится при помощи совков-разгребателей или бульдозеров и автогрейдеров.

Площади, подлежащие механизированной уборке, следует разбивать на участки, закрепленные за определенными машинами.

Уборка территорий производится по маршрутным картам, содержащим план тротуаров и велодорожек, с указанием зеленых насаждений, столбов, мачт электроосвещения и других препятствий, мешающих выполнению работ, и в соответствии с установленным графиком и заданиями.

В маршрутных картах устанавливаются наиболее рациональное движение машин, очередность проходов, места и характер маневрирования машин.

 

2.1.2. Особенности уборки искусственных дорожных сооружений

 

К работам по уборке искусственных дорожных сооружений относятся работы по очистке, обеспыливанию, механизированной снегоочистке, расчистке от снежных заносов, борьбе с зимней скользкостью, погрузке и вывозу снега, распределению ПГМ, очистке от снега и льда, борьбе с наледями, выполняемых на проезжей части искусственных дорожных сооружений, а также на тротуарах, служебных проходах и иных частях искусственных дорожных сооружений.

При уборке искусственных дорожных сооружений, в том числе тротуаров и служебных проходов на них, необходимо одновременно производить зачистку от снега труднодоступных мест (вокруг опор освещения, под скамейками).

Запрещается использование крупногабаритной тяжелой техники с целью исключения деформации и поломки крышек колодцев, звеньев перильных решеток и элементов силовых ограждений искусственных сооружений.

Выполнение работ производится специализированной тротуароуборочной техникой, оборудованной системой навигационного сопровождения, с расчетной рабочей скоростью движения 5 км/час.

 

2.1.3. Удаление снежно-ледяных образований

 

Удаление снежно-ледяных образований включает в себя следующие операции:

- скалывание ледяного наката и льда;

- удаление снега и скола уплотненного снега и льда.

Скалывание уплотненного снега. Несоблюдение технологического процесса очистки покрытий от свежевыпавшего снега, а также резкое изменение метеорологических условий могут привести к возникновению на дорогах участков, покрытых льдом, который необходимо удалить в кратчайший срок после образования. Для этого надлежит после окончания снегоочистки проконтролировать качество работ на всем убираемом участке и выявить места, покрытые льдом.

Ледяной накат удаляется скалывателем-рыхлителем или автогрейдером, рассчитанными на данный вид работ. При необходимости вносятся ПГМ.

Скалывание ледяного наката и льда. Ледяной накат или лед образуется на проезжей части городских дорог в результате низкого качества снегоочистки, а в прилотковой части дороги вследствие несвоевременного удаления валов снега. При длительном пребывании вала в прилотковой полосе и резком изменении температуры с переходом через 0°C нижние слои вала уплотняются и превращаются в лед.

В отличие от первого случая образования льда, который носит аварийный характер, во втором случае возможно с большой вероятностью планировать в зависимости от особенностей климатических условий возникновение льда на тех дорогах, где валы снега убираются со значительным опозданием. Полное, без остатка, скалывание льда механизированным путем достигается при условии снижения величины сил смерзания льда с дорожным покрытием при помощи химических материалов.

В первом случае образования льда применяется аварийный, во втором - профилактический способ скалывания льда.

 

Таблица 3

 

Показатели технологического процесса механизированного

удаления снежно-ледяных образований

 

Место образования ледяного наката или льда Оптимальная температура уборки Продолжительность этапов, час
Выдержка после снегопада Обработка ПГМ, не более Интервал Скалывание, не более
Проезжая часть после снегоочистки (аварийный способ) не ниже -8°C В кратчайшие сроки после образования наката и льда <*> 0,5 от 3 до 4  
Прилотковая часть дороги после удаления валов снега (профилакт. способ) не ниже -12°C   1,0 не более 16  

 

--------------------------------

<*> При снегопаде интенсивностью 0,5-1 мм/час - 2 часа, при снегопаде интенсивностью 1 мм/час - 1 час.

 

Выдержка меняет свою сущность в зависимости от места проведения работ. При проведении работ в прилотковой полосе под выдержкой следует понимать период между началом снегопада и началом работы по внесению ПГМ. При скалывании уже образовавшегося слоя льда выдержка характеризует промежуток времени от момента образования льда до начала обработки его ПГМ и должна иметь минимальное значение.

При уборке ледяных образований в прилотковой полосе их скалывание должно быть осуществлено в возможно короткие сроки, после удаления вала снега.

Особое значение имеет интервал при производстве работ по аварийному способу. Установлено, что при высоте слоя льда 20 мм продолжительность процесса образования накатов и разрушения пограничного с дорогой слоя льда составляет около 3-4 часов. Увеличение периода выдержки при возможном понижении температуры может привести к повторному образованию сил смерзания и негативному результату работ. Скалывание льда при аварийном способе должно производиться в кратчайшие сроки. В прилотковой полосе скалывание льда необходимо закончить до снегопада и образования новых валов снега.

Очередность скалывания льда устанавливается на основании значимости улиц.

Распределение ПГМ при помощи распределителей производится при профилактическом способе на прилотковой части дороги до перемещения на нее вала снега при первом снегопаде или за 2-3 дня до первых снегопадов полосой, не превышающей 3 м.

Технологические рекомендации, приведенные в Таблице 3, даны для условий, при которых слой льда, образовавшийся на дороге, имеет высоту около 20 мм. Скалывание льда высотой более 20 мм производится путем повторения операций числом раз, кратным 20 мм высоте слоя льда. Скалывание льда по аварийному способу рекомендуется производить в вечерние и утренние часы суток, т.е. в период прекращения движения транспортных средств, колесами которых ПГМ может быть сброшен до его опускания в слой льда. В связи с этим слои льда, по высоте превышающие 20 мм, могут убираться в течение 2 суток.

Механизация работ по скалыванию льда и ледяного наката осуществляется при помощи распределителей, отрегулированных на соответствующую норму расхода технической соли (не более 50 г/м2).

При строгом соблюдении приведенной технологии и преимущественно в конце зимнего периода возможно для скалывания льда применять скалыватели уплотненного снега, обеспечивающие пассивное воздействие на слой льда.

Удаление снега и скола уплотненного снега и льда. Своевременное удаление снега и скола обеспечивает нормальную пропускную способность улиц и кроме того уменьшает возможность возникновения ледяных образований под валами и кучами снега при колебаниях температуры воздуха.

Снег и скол, собранные в валы и кучи, удаляются следующими способами:

- безвывозным;

- вывозным;

- комбинированным.

Описание данных способов приведено в разделе 2.4 Технологического регламента.

Применение конкретного способа удаления устанавливается в зависимости от результата анализа местных условий и имеющихся возможностей.

 

2.1.4. Подметание дорог в период отсутствия снега,

при благоприятных погодных условиях

 

В периоды отсутствия снегопадов на проезжую часть дороги может заноситься снег с крыш и валов снега, а также колесами транспортных средств. В таких случаях производится патрульное подметание или оплуживание проезжей части дорог для смещения с полос движения снега наносного происхождения.

При длительном отсутствии снегопада, преимущественно в конце зимнего периода, происходит интенсивное загрязнение дорожного покрытия. Для удаления загрязнений используются подметально-уборочные машины, работающие без увлажнения.

В процессе снегоочистки снег с проезжей части дорог перемещается плужно-щеточными снегоочистителями как правило на прилотковую полосу дороги. На эту часть дороги перемещаются также ледяной накат и лед в случае их образования после снегоочистки и скалывания.

Подметание является основной операцией уборки загрязнений на улицах и площадях, имеющих асфальтобетонные и цементно-бетонные покрытия.

В период зимней уборки при отсутствии снега с целью очистки дорог от мусора и смета производится подметание дорог уборочной техникой, оборудованной системой навигационного сопровождения, при этом расчетная рабочая скорость движения составляет:

на проезжей части дорог - 6 км/час;

в лотковой зоне - 5 км/час;

на осевой полосе - 12 км/час.

В первую очередь подметают основные магистральные улицы, затем улицы местного значения с учетом интенсивности движения транспортных средств.

 

Таблица 4

 

Количество операций подметания дорог в период отсутствия

снега, при благоприятных погодных условиях

 

Интенсивность движения транспорта, маш./час <*>, накопляемость загрязнений г/м2 <**> Количество операций
Прилотковой полосы Осевой полосы Проезжей части
       
2500 группа "А" 80 г/м2 в сутки      
1000-2000 группа "Б" 64 г/м2 в сутки      
100-500 группа "В" 15 г/м2 в сутки      
до 500 группа "В" 15 г/м2 в сутки      

 

--------------------------------

<*> Интенсивность приведенного транспорта - одна грузовая автомашина соответствует двум легковым, одному автобусу и троллейбусу.

<**> Накопляемость загрязнений в прилотковой полосе в сутки.

 

Перед подметанием лотков должны быть убраны тротуары, чтобы исключить повторное загрязнение лотков, для чего время уборки тротуаров должно быть скоординировано с графиком работ подметально-уборочных машин.

Допускаются небольшие отдельные загрязнения песком и мелким мусором, которые могут появиться в промежутках между циклами работ.

В зимний период масса смета, собранного с улично-дорожной сети при подметании, включает и песок строительный, который входит в соста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: