Корпус Чужестранных Единоверцев




В 1775 г. директор Артиллерийского и Инженерного корпуса М. И. Мордвинов, по Высочайшему повелению, составил проект гимназии для греческого юношества. Проект был одобрен императрицей Екатериной II и при корпусе была учреждена Гимназия Чужестранных единоверцев на 200 человек «для воспитания водворившегося в России греческого юношества». В штате гимназии были подполковник, два прапорщика, инспектор классов и 25 учителей. Высочайшим указом было определено «греков обучать при сём училище и для завершения обучения в кадетские корпуса не отсылать».

С начала 1783 г. гимназия вместе с корпусом поступила под управление директора П. И. Мелиссино. Гимназия была отделена от корпуса в связи с предполагаемым перемещением её в Херсон и располагалась в смежном с корпусом строении. Гимназия управлялась корпусной канцелярией и имела общую с корпусом аптеку и лазарет. 12 июля 1792 г. гимназия получила название Корпуса Чужестранных единоверцев.

В 1794 г. Корпус чужестранных единоверцев был переведён в дом Морского Кадетского корпуса на Васильевском острове. В 1796 г. военно-учебное заведение было упразднено. Воспитанники корпуса были определены в Сухопутный и в Морской кадетские корпуса. За время существования корпуса из него было выпущено 190 офицеров. Выпускники корпуса направлялись на службу в артиллерию и инженерный корпус, на флот, в пехотные и кавалерийские полки.

 

Гродненский кадетский корпус [5]

Корпус возник в местечке Шклов Могилёвской губернии на базе Шкловского Благородного училища, его создание связано с именем генерала Семёна Гавриловича Зорича (1743 или 1745 – 1799). Училище для детей бедных дворян из Могилёвской, Смоленской, Черниговской и других соседних губерний было открыто в 1778 г. Училище размещалось в небольшом флигеле рядом с домом Зорича. В 1793 г. генерал построил для училища трёхэтажный каменный дом на берегу Днепра и два деревянных флигеля для лазарета и музыкальной команды. Для училища генерал выписывал известных педагогов из заграницы. В 1781 г. С. Г. Зорич приобрёл в Петербурге библиотеку для своего училища, которую пополнял ежегодно новыми изданиями. Библиотекой училища могли пользоваться все жители Шклова. Для училища были куплены зоологические коллекции, физические приборы, четыре медных единорога, модели машин, географические карты и другие учебные пособия. Впоследствии Семён Гаврилович передал училищу свою богатую картинную галерею. В 1785 г. в Шкловском благородном училище числилось более трёхсот воспитанников, которые делились на пансионеров, полупансионеров и приходящих, которым выдавались единовременные пособия.

Училище разделялось на два кавалерийских взвода (кирасир и гусар) и две пешие роты (гренадерская и егерская). Порядок в училище наблюдался по инструкциям пехотного и конного полков, и училище получило свой статус по образцу существовавших военно-учебных заведений. Преподавательский состав состоял из 30 учителей, при училище служили 4 главных надзирателя, 2 лекаря, два смотрителя за домом, комиссар, пристав над прислугой, смотритель прачечной, священник и дядьки. В числе предметов, преподаваемых в училище были: артиллерия, тактика, инженерное искусство, архитектура, навигационные науки, военная экзерциция, фехтование, танцы, верховая езда, вольтижировка и обучение музыке.

Генерал С. Г. Зорич гордился училищем и просил в своём обращении императрицу Екатерину II переименовать училище в кадетский корпус. С 1785 г. императрица даровала выпускникам училища, окончившим полный курс наук, возможность поступать в армию офицерами и, по желанию, нести службу в Черноморском флоте. Зорич тратил огромные суммы на обмундирование своих воспитанников. При производстве в офицеры воспитанники училища получали от генерала деньги, прислугу, экипаж с лошадьми и полное обмундирование «большого комплекта». До 1800 г. из учидища выпускалось чуть более 30 воспитанников ежегодно, к 1800 г. количество выпущенных артиллерийских и армейских офицеров составило 470 человек.

В царствование императрицы Екатерины II в Шклове были раскрыты серьёзные денежные правонарушения, это послужило причиной увольнения генерала С. Г. Зорича от службы. Вступивший на престол Павел I восстановил Зорича на службе, произвёл в генерал-лейтенанты и назначил Шефом Изюмского Гусарского полка. 28 марта 1797 г. Шкловское Благородное училище перешло в управление казённого ведомства. В 1799 г., после кончины С. Г. Зорича, училище было переименовано в Шкловский Кадетский корпус и поручено главному ведению Белорусского губернатора. В 1800 г. корпус в количестве 211 воспитанников был переведён в Гродно. В 1807 г. Гродненский Кадетский корпус был перемещён в составе двух рот в Смоленск (Смоленский Кадетский корпус). В 1812 г. корпус был эвакуирован из Смоленска. В 1824 г. из Костромы корпус перевели в Москву и стали называть Московским Кадетским корпусом (в 1838 г. - 1-м Московским).

 

Императорский Военно-Сиротский Дом [6]

В 1794 г. цесаревичем Павлом Петровичем основан Гатчинский сиротский дом, который в 1797 г. был преобразован в Дом Военного воспитания. 23 декабря 1798 г. по высочайшему повелению императора Павла I был образован Императорский военно-сиротский дом (ИВСД) для воспитания обоего пола сирот погибших и инвалидов. Военно-сиротский дом делился на два отделения: благородное (дворянское) и солдатское.

В первом отделении было 200 мальчиков и 50 девочек, сыновей и дочерей неимущих дворян и офицеров. Воспитанники отделения назывались кадетами и обучались по сокращённой программе кадетских классов. Воспитанники мужского благородного отделения выпускались в армию юнкерами и портупей-прапорщиками, лучшие из выпускников - офицерами.

Во втором, солдатском, отделении было 800 мальчиков, которых выпускали в армию унтер-офицерами, и 50 девочек. В солдатском отделении воспитанники обучались Закону Божию, чтению, письму, арифметике. После достижения 18 лет, воспитанники определялись на действительную службу в войсковые части, в которых служили их отцы. Лучших воспитанников второго отделения (до 50 человек) переводили для продолжения обучения в кадетские классы.

Обучение в женских отделениях производилось по программам, аналогичным программам обучения в мужских классах, но без математики и военных наук, а также, с добавлением различных рукоделий. По достижении воспитанницами 16 лет родителям предоставлялось право забрать детей к себе при условии «буде могут их содержать благопристойно». В противном случае воспитанницы оставались в ведении военно-сиротского дома и поступали «в партикулярные дома на урочное время с договором».

При выходе замуж девицы получали приданое: благородные – 300 рублей из сумм Кабинета Его Императорского Величества и 200 рублей – из сумм военно-учебного заведения; солдатские дочери - 200 рублей из сумм Кабинета и 100 – из сумм Дома.

В 1805 г. солдатское отделение было расформировано, воспитанники распределены в гвардейские и армейские полки.

В 1806 г. девичье отделение было переведено в отдельное помещение.

В 1816 г. штат благородного мужского отделения был увеличен до 500 кадет.

В 1829 г. военно-сиротский дом был уравнен по своей организации с остальными кадетскими корпусами и наименован в честь своего основателя Павловским Кадетским корпусом. Отдельным учебным заведением стало девичье отделение, получившее название Павловского института благородных девиц.

Первым директором Павловского Кадетского корпуса стал генерал- лейтенант К. Ф. Клингенберг (1772 – 1849), выпускник АИШКК.

Составила:

Ольга Андреева,

старший научный сотрудник отдела «Дворец Меншикова»

Государственного Эрмитажа

 

 

 

 


[1] Бранденбург Н. Е. 500-летие русской артиллерии (1389 - 1889). СПб., 1889; Военная энциклопедия / Под редакцией. В. Ф. Новицкого и др. СПб.: т-во И. В. Сытина, 1911-1915; Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. М., 1910; Крылов В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998; Лалаев М. С. 1) Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых военных школ до последнего времени // Военный сборник. 1900. Январь. № 1. С. 114-140; 2) Исторический очерк Военных учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. Ч. I - III. СПб., 1880, 1892; Мельницкий Н. Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства). Т. 1 - 4. СПб., 1857, 1858, 1860; Уваров И. А. Система военно-учебных заведений России XVIII - начала XIX в. Диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук. М., 2012.

 

[2] Висковатов А. В. Краткая история Первого Кадетского корпуса. СПб., 1832; Данченко В. Г., Калашников Г. В. Кадетский корпус. Школа русской военной элиты. М., 2007; Лузанов П. Ф. Сухопутный Шляхетный кадетский корпус (ныне 1-й кадетский корпус). Исторический очерк. Выпуск 1-й. Период графа Миниха. (С 1731 по 1741). СПб., 1907; Первый Кадетский корпус во дворце Меншикова. К 275-летию основания. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. СПб., 2007; Первый Кадетский корпус во дворце Меншикова. К 275-летию основания: материалы науч. конф. // ТГЭ. [Т.] 37. CПб., 2007; Татарников К. В., Юркевич Е. И. Сухопутный Шляхетный Кадетский корпус. 1732 – 1762. Обмундирование и снаряжение. М., 2009.

 

 

[3] Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. СПб., 1852.

 

[4] Жервэ Н. П., Строев В.Н. под общей редакцией Линдеберга А. К. Исторический очерк 2-го Кадетского Корпуса. 1712 - 1912 гг. Т. I. СПб., 1912; Ломан Н. Л. Историческое обозрение 2-го Кадетского Корпуса. СПб., 1862.

 

 

[5] Грудинский П.Г. Шкловское Благородное училище. Шкловский Кадетский корпус. 1778 г. // Досуг московского кадета. Издание Объединения 3-го Московского Императора Александра II-го Кадетского Корпуса. Париж, 1954. Декабрь. № 4.

 

[6] Петров А. Н. Исторический очерк Павловского военного училища. СПБ., 1898.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: