ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК. ЯЗЫК И РЕЧЬ 10 глава




9.2. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь)

Важнейшим для характеристики личности является типич­ный, преобладающий для нее способ отношения к другому че­ловеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующе­го способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.

Первый, эгоцентрический уровень — определяется преиму­щественным стремлением лишь к собственному удобству, вы­годе и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек лично­му успеху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Следующий уровень, группоцентрический — человек иден­тифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к дру­гим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распростра­няться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчас­тье его группа.

Просоциальный, или гуманистический уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает прин­цип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступа­ли с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распрос­транение на всех людей, все человечество.

Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончает­ся вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Бо­гом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уро­вень, а в какие-то — другой. Однако можно говорить и о некото­ром типичном для данного человека профиле, типично!М уст­ремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.

Русская культура стремилась к реализации в человеке ду­ховного, эсхатологического уровня: любое дело, чтобы быть признанным, должно было быть оправдано, соотнесено с хрис­тианским намерением, с Христом. Для русского типа характера были присущи тонкая душевная организация, лиризм, милосер­дие, сострадание к униженным и оскорбленным, возвышенный идеализм и религиозность, а ключевым стержнем являлась со­весть.

Советская культура формировала иной тип личности — груп­поцентрический: «главными были класс, партия, коммунисти­ческое общество, а все, что вокруг — враги, против которых воз­можны любые средства борьбы» (Братусь). Для советского типа характера были присущи грубый материализм и воинствующий атеизм, ключевым стержнем были -классовое сознание, классо­вая польза».

Западная культура, по мнению Братуся, выносила в себе просоциальную, гуманистическую ориентацию, стремление в идеале нести благо всем людям, человечеству в целом, стремле­ние к правовому обществу, в котором каждый член был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним.

Современное российское общество является переходным, периодом слома прежней идеологии и культуры и несформиро-ванности другой культуры, в результате психологическое состо­яние людей можно оценить «как переходное потребностно-мо-тивационное состояние, когда, образно говоря, «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что. Да побыстрее, мне не терпится именно там и это получить». Человек в подобном со­стоянии может еще сказать о том, чего он не хочет, но не о том, что именно ему действительно потребно. Вот и мечется человек в таком состоянии, часто капризничает, дурит». Состояние это весьма опасно своей тягостностью, возможным отчаянием, а также вероятностью обмана, выбора ложного предмета, не отве­чающего на деле сути личностного роста, вероятностью выбора ложного пути и ложных целей. Идет перебор, увлечение то од­ним, то другим, но ни один из выборов не окончательный: то, что вчера восхвалялось, сегодня — подвергается хуле, происхо­дит резкая перемена символов и увлечений, но, с другой сторо­ны, прежние советские группоцентрические, часто неосознавае­мые установки продолжают действовать. Группо центризм сей­час не только не преодолен, но обрел новые формы: сепаратизм, национализм, всевозможные формы группирования, кучкования и противопоставления.

9.3. Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром}

Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипуля­тор* описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор».

Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навя­зать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фра­зой, любой ситуацией. Сохраняйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его тактику.

Человек не рождается Манипулятором. Он развивает спо­собность манипулировать другими людьми, с тем чтобы избе­гать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.

Современный Манипулятор, считает Шостром, развился из ориентации на рынок, когда человек — это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.

Сокрытие своих истинных эмоций — таков удел Манипуля­тора. Основную свою задачу Манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление».

Наряду с потребностью управлять Манипулятор испытыва­ет потребность в руководстве свыше.

Манипуляция не является необходимым отношением к жиз­ни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто Манипулятор использует психологические концепции в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучно­го поведения, оправдывая свои-текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.

Манипулятор — это личность, вставшая на путь самоунич­тожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Поскольку Манипулятор в какой-то мере живет в каждом из нас, давайте посмотрим, не можем ли мы его выделить более отчетливо. Имеется несколько основных типов Манипулятора.

1. Диктатор. Преувеличивает свою силу. Он доминирует, при­казывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управ­лять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоя­тельница, Настоятель (Игумен), Начальник, Босс, младшие Боссы.

2. Тряпка (слабак) — обычно жертва Диктатора, полярная про­тивоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Он преувеличивает свою чув­ствительность, он забывает, не слышит, пассивно молчит.

Разновидности Тряпки: Мнительный, Глупый, «Хамелеон», Конформист, Стеснительный, Уступающий,

3. Вычислитель преувеличивает свой контроль. Он обманы­вает, увеличивает, лжет, старается перехитрить и провести других людей. Вариации Вычислителя: Делец, Аферист, Иг­рок, Создатель рекламы, Шантажист, Рассчитывающий все наперед.

4. Прилипала. Является полярной противоположностью Вы­числителя. Он преувеличивает свою зависимость. Это лич­ность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом за­бот. Он позволяет другим делать за него работу. Разновид­ности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иж­дивенец, Беспомощный.

5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Он Оскорбитель, Ненавистник, Ган­гстер, Угрожающий. Женская вариация — Сварливая баба («пила»).

6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, лю­бовь, убивает своей добротой. В некотором смысле столкно­вение с ним более вредно, чем с Хулиганом. Славный па­рень почти всегда выигрывает. Разновидности; Угодливый, Доброжелательный, Моралист, Человек организации.

7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом про­щает. Разновидности: Всезнающий, Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

8. Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмерно под­черкивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоя­тельно. Вместо того чтобы заняться своим делом, он готов заботиться о нуждах других. Варианты Защитника: Насед­ка, Утешитель, Покровитель, Ученик, Помощник, Самоот­верженный.

В Манипуляторе гипертрофирован какой-то один из этих типов либо их комбинации. Если же мы являем собой один из типов Манипулятора в наиболее выраженной степени, мы про­ецируем его противоположность на окружающих нас людей и делаем их своими целями. Например, жена-Тряпка нередко вы­бирает мужа-Диктатора, а затем управляет им с помощью вся­кого рода подрывных методов.

Основная причина манипуляции, считает Фредерик Перлз, в вечном конфликте человека с самим собой, поэтому человек

никогда не доверяет себе полностью, однако и другим он не до­веряет еще сильнее. «Поэтому он вступает на путь манипуля­ций, чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и при таком условии доверять им боль­ше».

Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования: желая получить любовь, манипулятор стремится получить пол­ную власть над другой личностью: власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет.

Третья причина манипуляций: поскольку риск и неопре­деленность окружают людей со всех сторон, то человек часто чувствует себя беспомощным, поэтому пассивный манипулятор говорит: «Я не могу контролировать всего, что может со мной случиться, поэтому я ничего не буду контролировать. Я сдаюсь, делайте со мной что хотите!» — и при этом, в конечном сче­те, — добивается своих целей, используя свою внешнюю беспо­мощность. Активный манипулятор активно пользуется бесси­лием других людей, с удовольствием властвует над людьми, стремясь сделать их максимально зависимыми от себя.

Четвертая причина манипуляций: манипулятор — это лич­ность, которая стремится избежать интимности в отношениях и затруднительного положения, поэтому относится к людям ри­туально (Э. Берн, В. Глассер).

Пятая причина манипуляций: человек стремится получить одобрение всех и каждого, поэтому вынужден притворяться, скрывать свои чувства, мысли и желания, не может быть прав­дивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старается угодить всем (А. Эллис).

Манипуляции — это стиль жизни, это сценарий жизни, ко­торый регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на те чтобы контролировать как себя, так и дру­гих. Например, жена-Тряпка все свое существование обратила в незаметную кампанию сделать своего муж а-Диктатора ответ­ственным за все ее жизненные невзгоды. Это не просто отдель­ная случайная игра, это сценарий на всю их совместную жизнь.

Можно выделить четыре основные манипулятивные систе­мы.

1. Активный Манипулятор пытается управлять другими с по­мощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет «попирающего» и достигает удовлетворения, обретая конт-

роль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворе­нии от чувства их бессилия. Он применяет технику учрежде­ния прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., управляя людьми как марионетками.

2. Пассивный Манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контро­лировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распо­ряжаться собой активному Манипулятору. Он прикидывает­ся беспомощным и глупым и разыгрывает из себя •попира­емого». В то же время пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному Манипулято­ру думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью.

3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь — это битва, где все остальные люди — со­перники или враги, реальные или потенциальные. Он ко­леблется между методами «попирающего» и «попираемого* и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным Манипуляторами.

4. Четвертая (основная) форма манипулятивной системы — это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь усколь­знуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Он относится к другому человеку как к неживой кукле. Его методы также то пассивны, то активны, иногда он играет «Скуку», иногда «Сварливую пилу», «Мученика» или «Беспомощного». Его секрет, безус­ловно, в том, что ему вовсе не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные отношения неред­ко существуют между мужьями и женами. Примером тому служит игра в «угрозу развода», когда Манипулятор надеет­ся подчинить себе партнера, а вовсе не разойтись с ним: Поскольку Манипулятор ведет себя с другим как с неоду­шевленным предметом, такое безразличное отношение ис­подволь убивает душу в нем самом. Вот почему называют его отношение к окружающим самоуничтожающим. Таким образом, философия активного манипулятора зиж­дется на том, чтобы главенствовать и властвовать во что бы то ни стало.

Философия пассивного манипулятора — никогда не вььы-вать раздражения.

Философия соревнующегося манипулятора — выигрывать любой ценой.

Философия безразличного манипулятора — отвергать забо­ту. Это очень важно понимать, поскольку манипулятор, как бы ни был хитер, — предсказуем, и если правильно поставить ему диагноз, то можно вычислить, как он будет вести себя в той или иной ситуации.

Рассмотрев различные системы манипуляции, мы приходим к выводу, что все они зиждутся на одной философии: Манипу­лятор относится сам к себе и другим людям как к неодушевлен­ным предметам. Манипулятор никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль.

Стиль жизни Манипулятора включает четыре основные ха­рактеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Фи­лософия жизни Акту алы затора отмечена четырьмя противопо­ложными характеристиками: честностью, осознанностью, сво­бодой и доверием.

9. 4. Типологические модели индивидуальных характеров

Психоаналитические типологии

Психоаналитическая концепция характера связана с именем Фрейда. Характер проявляет себя типичным паттерном поведения или привычной направленностью — это устойчивый или структурированный способ реагирования. При­вычные способы приспособления Я к внешнему миру, «Оно» и «Сверх-Я», а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер. Структура характера отображает толь­ко ту модальность, в которой способна функционировать инстин­ктивная жизнь. Особенности раннего детства, специфика проте­кания психосексуальных этапов развития, фиксация на опре­деленном психосексуальном этапе обусловливает особенности характера человека. Фрейд выделял орально-пассивный и ораль­но-агрессивный характер, анальный характер (анально-сдержи-вающий и анально-выталкивающий), генитальный характер (под­робнее смотрите в описании концепции фрейдизма, глава 2).

Современные психоаналитики, в частности в типологичес­кой модели А. Лоуэна, выделяют следующие типы характеров: оральный, мазохистский, истерический, фаллически-нарциссичес-кий, шизоидный.

Кратко охарактеризуем психоаналитический подход к ана­лизу характера и указанные типы характеров.

Психоаналитики отмечают, что характер сложным образом связан с Я. «Я» — является субъективным восприятием собствен­ной персоны. Но описание человеком своего Я совершенно нена­дежно, так как человек говорит о нем в терминах Я-идеала, вы­ражая желательное качество, а не действительную функцию. Ана­литику необходимо распознать его истинное Я, определив струк­туру характера. Люди обычно идентифицируются со своим ха­рактером, частью которого является Я-идеал. Если удается от­делить Я от структуры характера, с которой оно слито, то от­крывается путь к изменению последней. Но чтобы человек иден­тифицировался со своим Я, а не с характером, необходимо пре­одолеть и устранить Я-защиты. Это задача любого аналитичес­кого подхода. Анализ характера позволит пациенту почувство­вать, что его характер — это невротическая структура, которая вмешивается в жизненные функции Я и их ограничивает И даже если клиент чувствует, что невротические симптомы чужды Я, он все равно принимает характер за Я» (Лоуэн).

Райх и Ференци различали невротический симптом и харак­тер. Невротический симптом переживается человеком как инород­ное тело, как болезнь, как нечто чужое Я. Но человек идентифи­цируется с характером. И пока это позволяет ему функциониро­вать без заметных конфликтов в социальных ситуациях, затруд­нений не возникает. Когда они появляются, он в первую оче­редь задается вопросом о том, что требуется от его окружения. И только повторные неудачи и глубокая неудовлетворенность заставляют его усомниться в своем образе жизни и действий. Но человек не может сам изменить ничего, он способен только поставить перед собой этот вопрос. Даже временное разрушение структуры характера сбивает человека с толку, он начинает спра­шивать: «Кто я? Какой я настоящий?» Характер как способ не­вротического переживания человеком своего Я начинает осозна­ваться человеком только после воздействия, когда структура характера начинает надламываться, но в это время новый более спонтанный способ существования кажется человеку чуждым, даже если он чувствует, что этот новый путь ведет к здоровью и благополучию. Таким образом, терапевт должен привести паци­ента к тому, чтобы он начал осознавать свой характер как про­блему и одновременно почувствовал возможность более успеш­ного функционирования.

Оральный характер — поведенческий паттерн человека ха­рактеризует зависимость от окружающих, сильный страх поте­рять любовь, колебания настроения (от восторженности до по­давленности), представление о том, что мир должен обеспечить его жизнь, обеспечив всем необходимым. Такой человек ждет

понимания, симпатии и любви и очень чувствителен к любой холодности партнера или окружающих людей.

Страх быть отвергнутым, который для человека с оральным характером означает страх потерять любовь объекта, таится в бессознательном как огромная опасность и угроза и является причиной депрессии у этих людей. Этих людей интересуют толь­ко собственные потребности и- чувства, даже утверждение «я тебя люблю» для такого человека означает: «я хочу, чтобы ты меня любила». Человеку с оральным характером присуще желание поговорить и удовольствие от говорения, он любит рассказы­вать о себе, как правило, выставляя себя в выгодном свете.

Такой человек надеется получить желаемое, не прилагая уси­лий, бессознательно рассчитывая, что кто-то или что-то должно заботиться о нем. Оральный характер — это прилипчивый тип, он способен как бы высасывать чужую силу и энергию. Неуме­ние стоять на собственных ногах является верной характеристи­кой такой структуры Я. Людям с таким характером обычно не удается сохранять работу на долгое время, им трудно заботиться о себе, о работе, порой они восстают против необходимости ра­ботать или требований трудовой дисциплины. Такие люди не предпринимают больших усилий для того, чтобы достичь жела­емого. Депрессия наступает после снижения активности и утра­ты видимого благополучия. Агрессивные чувства выражены сла­бо, хотя может быть сильное раздражение, много крика, но при этом нет сильного чувства. Человек с оральным характером от­носится к своим потребностям инфантильно, т. е. требует, что­бы внешний взрослый мир понял его нужды и удовлетворил их без всяких усилий с его стороны.

Абрахам считал, что об оральности можно говорить, если присутствуют: чрезмерная зависть, невротическая скупость, выраженный пессимизм, прилипчивость и назойливость, чрез­мерная говорливость, острая потребность во внимании, враж­дебность, нетерпеливость, беспокойство, склонность к перееда­нию, всевозможные оральные привычки (курение и т. д.).

Мазохистский характер. Ему присущи следующие особен­ности: субъективное, хроническое ощущение страдания, кото­рое объективно проявляется как тенденция жаловаться, хрони­ческая склонность к тому, чтобы навредить себе, к самобичева­нию (моральный мазохизм), а также навязчивое желание му­чить других.

Райх подчеркивал, что мучения мазохиста и мазохистские жалобы, провокации и страдания объясняются реальной или вымышленной фрустрацией требования любить его, которое чрезмерно и кончается неудачей, не может доставить удоволь-

ствия. Потребность страдать выражается чаще всего в фантази­ях, которые сопровождают сексуальное возбуждение, или в про­воцирующем поведении, которое приводит его к самобичеванию и униженности. У мазохиста очень суровое Сверх-Я. Потреб­ность страдать интерпретируется как попытка смягчить его, об­легчить чувство вины и угрызения совести. Под мазохистским поведением скрыта злоба и ненависть, так как ненависть, изна­чально направленная наружу, может оборачиваться внутрь на самого себя. Мазохист страдает на самом деле, и его жалобы имеют под собой основание. Мазохисту всегда кажется, что он прилагает максимум усилий, которые не ценятся и не приносят успеха. Если так, то в этом виноват кто угодно.

Успеха при лечении мазохистской структуры характера мож­но достичь, если пациент будет выражать свои негативные чув­ства. Сдерживание агрессии вызывает мазохизм, и добиться облегчения страдания невозможно. Окруженный этим слоем негативности, мазохист не доверяет миру, реальности, людям, терапевту. Ни любовь, ни одобрение не могут преодолеть этот барьер. И никакие позитивные чувства не в силах пробиться сквозь него. Мазохист не доверяет даже себе самому, его спо­собность выразить мысль и чувство блокированы.

Истерический характер. Фенихел описывает механизмы истерии как отражение конфликтов между интенсивным стра­хом сексуальности и не менее интенсивным, но подавленным сексуальным влечением. Истерическому характеру свойственны иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное театрали­зованное поведение и даже обман вплоть до истерических фан­тазий. Связь женской истерии с сексуальностью известна дав­но. Женщин с такой структурой характера легко заметить по скрытому или неприкрытому кокетству походки/взгляда и речи. «Истерическому характеру свойственно сильное и неудовлетво­ренное сексуальное стремление, которое сдерживается тревож­ностью...» (Райх).

При истерическом характере сексуальные влечения подав­лены, т. е. в значительной степени бессознательны, поэтому человек с истерическим характером удивится, если ему указать на сексуальный смысл его действий. Человек с истерическим характером обращается за помощью, когда что-то выходит из-под контроля. Пока организм способен регулировать баланс меж­ду количеством выработанной и количеством разряженной энер­гии, истерический характер способен избежать тревожности, сохранять контроль и контактировать с реальностью. Если по­ток энергии увеличивается, а разрядка остается прежней, возни­кает тревожность. Недостаточное удовлетворение при половом

акте, любая помеха в нормальной половой жизни, когда нет воз­можности для разрядки энергии, вызывает тревожность и исте­рические приступы, и тогда тревожность превращается в сома­тический симптом. Истерический приступ — это психический дубликат попытки подавить состояние сильной тревожности. Внезапно возникающий избыток энергии может захлестнуть Я в истерической вспышке, или же эта энергия может перетечь в ту или иную часть тела и изолироваться, продуцируя истеричес­кую телесную симптоматику, например паралич, тики, спазмы. Многие люди такого типа будут бессознательно искать ситуа­ции, которые приведут их к возбуждению и повысят внутрен­нюю заряженность организма (таково биоэнергетическое объяс­нение флирта), что вызывает типичную истерическую реакцию.

Психоаналитики связывают истерический характер с гени-тальным конфликтом, возникающим из-за неразрешенной эди­повой ситуации (сохраняется амбивалентное отношение к сексу­альному объекту, если суровая авторитарность родителей в дет­стве вызвала сильный страх перед противоположным полом).

В основе истерического характера женщин лежит амбива­лентное отношение к мужчине: с одной стороны, сексуальное желание заблокировано страхом, который уходит корнями в из­начально отвергнутую отцом детскую сексуальность, а с другой стороны — злость сдерживается подавленным желанием. По­давленное желание препятствует непосредственному сближению с мужчиной, в то же время явно сексуальные жесты, включая специфическую подвижность бедер и взгляд, служат бессозна­тельно тому, чтобы спровоцировать мужчину на агрессивное сексуальное поведение, в результате чего женщина попадает в подчиненное положение, а эта вынужденная подчиненность слу­жит тому, чтобы переложить ответственность за половой акт на мужчину, а в дальнейшем это служит мести за изначальную обиду со стороны мужского пола.

Пока сохраняется равновесие между выработкой и разряд­кой энергии, истерический характер функционирует без симпто­мов, но это состояние равновесия воспринимается как серость и бессмысленность жизни, как скука и неудовлетворенность жиз­нью; в результате человек с истерическим характером невольно стремится нарушить это равновесие, чтобы получить больше энергии и испытать более глубокие чувства, что приводит к бес­сознательному поиску любовных приключений, флирту, кокет­ству, внебрачным отношениям. Разрядить возросшее количество энергии затруднительно, поэтому появляется тревожность, ко­торая может подавить сексуальное желание, вызвать боязнь глу­боких любовных чувств, восстановить женщину против мужчи-

ны.Многие женщины истерического склада проявляют реши­тельность и гордость.

Фаллически-нарциссический характер — это преимуще­ственно мужской вариант характера, отличается самоувереннос­тью, нередко высокомерием, энергичностью, достаточно успе­шен в профессиональных делах, хорошо адаптирован в социаль­ном окружении, сексуально привлекателен для противополож­ного пола, агрессивное поведение обычно ведет к успеху, не может терпеть мысли о неудаче в чем-то важном для себя, до­биваясь успеха упорством, но испытывает страх перед глубоки­ми чувствами и возможной неудачей. Амбициозность, напор, агрессивность, ответственность, борьба — отличительные чер­ты фаллически-нарциссического характера. Мужчина этого типа ведет себя так, словно обладает огромной половой потенцией, но фактически способность переживать удовольствие снижена, часто проявляется невозможность получить удовлетворение сра­зу. Таким образом, агрессивность и сексуальная активность че­ловека фаллически-нарциссического типа характера преувеличе­на, чтобы скрыть конституционную слабость. Фаллический муж­чина, чем бы он ни занимался, никогда не находит глубокого удовлетворения, и он вкладывает силы в дальнейшую погоню и завоевание. Этот тип характера можно оценить как ригидный.

Шизоидный характер. Шизоидный характер функциониру­ет в реальности ради выживания, но без внутреннего убеждения в истинности ее ценностей. Если оторванный от реальности ши­зофреник полностью утрачивает свое Я, то шизоид способен избежать этого отрыва и сохранить свое Я, но его ощущение себя в материальной реальности слабое, он воспринимает себя как духовную личность. Лишь на короткое время шизоид может сфокусировать нежные чувства на другом человеке, однако на­пряжение, вызванное попыткой поддерживать контакт, приво­дит к разрыву.

Шизоидный характер характеризуется аффективным нару­шением, когда эмоции человека неадекватны.

9.5. Типология психосоциотипов

Психосоциотип личности является врожденной психичес­кой структурой, определяющей конкретный вид информаци­онного обмена личности со средой в зависимости от уровня раз­вития таких психических функций, как эмоции, ощущения, ин­туиция и мышление, и специфики предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения психосоциотипов лежит типология личности, разработанная Юнгом.

Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей

определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности. Существуют четыре основных предпочтения:

• первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию — из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);

• второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире — дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорно-ощущающий) или более произвольно, доверяя своей интуиции (интуитивный);

• третье относится к тому, как вы принимаете решения — объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно, по велению чувств (эмоцио­нально-чувствующий);

• четвертое имеет отношение к вашему образу жизни — спо­собны ли вы быть решительным и методичным (решающий, рациональный тип) или вы уступчивый, гибкий, непосред­ственный, несколько стихийный (воспринимающий, эмоци­ональный тип).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: