Клиническая терминология




Анатомический блок

1.В анатомической терминологии встречаются слова, которые в классической латыни использовались для обозначения частей зданий, предметов быта, орудий труда и т.д. Например: tibia. ae f – флейта, в анатомической терминологии имеет значение - большеберцовая кость. Продолжите список слов.

 

2.Найдите соответствия между древними латинскими словосочетаниями и современными терминами нормальной анатомии. К одному современному термину может относиться несколько древнелатинских слов.

 

A Pulmones 1. Campus marinus

 

B Os sacrum 2. Discretorium

 

C Alveolus 3. Folles

 

D Diaphragma 4. Internatium

 

E Trachea 5. Loculamentum

 

F Tendo 6. Pala

 

G Scapula 7.Ramites

 

H Hippocampus 8.Summum corpus

 

I Cutis 9.Caballiomarinus

 

J Columnavertebralis 10. Crates spinae

 

11. Respiramen

 

12 Dissaeptum

 

13. Nervium

 

3. Почему для обозначения груди в нормальной анатомии существует два термина: thorax и pectus?

 

Клиническая терминология

1. Выберите термин, который нарушает цепь болезней органов пищеварения:

gastritis, cholecystitis, pancreatitis, dyspepsia, salpingitis, oesophagospasmus.

 

2. Какая связь между словами:

а) манускрипт, мануальная (терапия) и хиромантия

б) капуста, капитуляция, капитолийский, капитан

в) вермишель и гельминтиаз

г) кандидат, кандидоз, альбом, альбатрос, альбумин.

 

3. Выберите клинический термин, не относящийся к заболеваниям крови:

anaemia, leucosis, myeloma, hyperaemia, haemophilia, lymphogranulomatosis, erythraemia, haemoblastosis

4.Какие болезни засекречены в следующих терминах:

Энтеробиоз, аскаридоз, зооноз, остеопороз, амебиаз, ишиас, элефантиаз

 

5.О каких заболеваниях идет речь?

«Глотошная болезнь», «Ведьмина корча», «Капкан для ног», «синдром конского хвоста», «синдром девятого дня»

 

Фармацевтический блок

1. Найдите соответствия между латинскими и русскими названиями групп лекарственных средств (ЛС):

 

A. Противомалярийные ЛС 1. Diaphoretica

B. Потогонные ЛС 2. Antitussica

C. Противокашлевые ЛС 3..Haematoschizotropa

D. Рвотные ЛС 4. Antidiabetica

E. Слабительные ЛС 5. Antineoplastica

F. Противоопухолевые ЛС 6. Laxantia

G. Противодиабетические ЛС 7. Histoschizotropa

8. Antibechica

9. Emetica

10. Hypoglycaemica

11. Laxativa

12. Hidrotica

13. Antitumoralia

14. Vomitiva

15. Antimalarica

 

2. Назовите современные лекарственные формы, наименования которых исторически произошли от представленных значений латинских слов:

 

1. Окрашивание.

2. Развязанность

3. Подставка или поднос.

4. Поднимание.

5. Смесь.

6. Кожица, оболочка.

7. Просфора

8. Шарик; детский мячик.

9. Зёрнышко, семечко.

10. Металлический листочек, пластинка, бляшка.

11. Шарик; клёцка.

12. Ящичек, ларчик, шкатулка.

13. Лист папируса.

14. Слизистый, густой сок.

15. Пузатая бутылка с двумя ручками, часто обтянутая кожей; фляга, пузырёк, флакон.

 

3. Дайте латинские названия следующим растениям, которые в народе называют: Сон трава, Еврейская шапка, Столетник, Ночная красавица, Дурнопьян, Доктор, Божественная трава, Пьяные огурцы, Могильница, Любовный корень, Плешивец, Черешня сумашедших, Иванова кровь, Русский цикорий, Шайтанова ягода, Пёсьи вишни.

Культурологический блок

1. Переведите выражения на русский язык и объясните происхождение этих выражений (если это возможно). Подберите русские соответствия к латинским пословицам:

1. Modicus cibi medicus sibi(пословица)

2. Non quaerit aege rmedicum loquentem, sed sanantem

3. Similia similibus curantur

4. Anceps remedium melius[ est ], quam nullum.

5. Facile omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus

 

2. Творческое задание.

„Читайте, ходите в музеи, слушайте оперу… Только, ради Бога, не изучайте жизнь по фильмам, телевизору и Интернету.“ — Кристоф Вальц

Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский предложил провести Год музеев в 2021 году. С этой инициативой он выступил на общем собрании Союза музеев России, которое состоялось в Государственном историко-архитектурном художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно». Подобного тематического года ранее не проводилось. Уверен, что это будет очень полезно для музейного сообщества», — сказал Владимир Мединский.

Создайте рекламный проект (в любом жанре), посвящённый любому музею, используя латинские афоризмы.

 

 

Критерии оценки олимпиадных заданий

Анатомический блок

1. За каждое слово – 1 балл

2. Найти соответствия между древними латинскими словосочетаниями и современными терминами нормальной анатомии. К одному современному термину может относиться несколько древнелатинских слов: 13 баллов.

3.Почему для обозначения груди в нормальной анатомии существует два термина: thorax и pectus: 2 балла.

Клиническая терминология

1. Выберите термин, который нарушает цепь болезней органов пищеварения: 1 балл.

2. Какая связь между словами: 4 балла.

3. Выберите клинический термин, не относящийся к заболеваниям крови: 1 балл

4. Какие болезни засекречены в следующих терминах: 7 баллов

5. О каких заболеваниях идет речь? – 5 баллов

 

Фармацевтический блок

1. Найдите соответствия между латинскими и русскими названиями групп лекарственных средств (ЛС): 15 баллов.

2. Назовите современные лекарственные формы, наименования которых исторически произошли от представленных значений латинских слов: 15 баллов.

3. Дайте латинские названия следующим растениям, которые в народе называют: 16 баллов

Гуманитарный блок

1. Переведите выражения на русский язык и объясните происхождение этих выражений (если это возможно). Подберите русские соответствия к латинским пословицам: 10 баллов

2. Рекламный проект оценивается по следующим критериям:

- соответствие теме конкурса - 1 балл

- богатство содержания - 3 балла

- оригинальность замысла - 3 балла

- владение информационными технологиями - 3 балла

 

Итого: 100 баллов

 

I место присуждается, если участник набрал 75-100 баллов

II место присуждается, если участник набрал 60-74 баллов

III место присуждается, если участник набрал 45- 59 баллов

Если участник набрал менее 45 баллов, ему выдается сертификат участника

 

 

Библиографический перечень источников

Основные источники:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ.

2. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

3. Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 352 с. Гриф МО РФ.

Дополнительные источники:

1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – Москва «Медицина». – 2014.

2. Лекарственные средства: 5 000 наименований лекарственных препаратов и их форм / Под ред. М.А.Клюева. М.: ИКТЦ «Лада», 2013.

3. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2013.

4. Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2012.

 

Справочная литература:

1. Государственная фармакопея СССР 11 издания Выпуск 2 т. 2 Москва «Медицина» 2012 г.

2. Государственная фармакопея РФ XXII издания, ч. 1.Москва 2012 г.

3. Государственный реестр лекарственных средств М. Минздрав РФ. 20100 г.

4. Регистр лекарственных средств России. Изд. 7 М: РЛС, 2012 г.

5. Машковский М.Д. «Лекарственные средства» Изд. 15, Москва «Новая волна» 2013г.

6. Справочник Видаль. «Лекарственные препараты в России» М: АстраФармСервис, 2013 г.

7. В.Н. Купреянова, Н.И. Умнова «Краткий словарь латинских слов и выражений» М. «ТЕРРА», 2012 г.

 

Информационные электронные ресурсы: справочники, словари.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: