Способы (пути) презентации грамматического материала




Практический При практическом пути введения грамматического материала можно использовать следующие приемы: а) демонстрация речевого образца; б) имитация, выполнение действия по аналогии с образцом (с опорой на таблицу, схему, речевую ситуацию). При практическом пути грамматическое явление усваивается как лексика (например, три формы глагола, множественное число существительного). Теоретико – практический При теоретико – практическом пути введения грамматического материала используются следующие приемы: а) объяснение с опорой на речевой образец и правило– инструкцию; б) сравнение грамматического явления в родном языке; в) сравнение внутри языка, опора на сходные элементы ранее изученного материала; г) анализ грамматического явления; д) перевод грамматического явления на родной язык.

 

индуктивно Ознакомление с грамматическим явлением происходит на основе перехода от единичных фактов к правилу. Учащиеся наблюдают за грамматическим явлением в ходе его объяснения, в ходе выполнения определенных упражнений, а затем приходят к выводу об их значениях и правилах изменения формы. Ознакомление происходит индуктивно, т.е. ученики сами выводят правило. дедуктивно При дедуктивном способе ознакомления с грамматическим явлением учащимся сообщается правило (или они знакомятся с ним самостоятельно), а затем переходят к выполнению грамматических упражнений.

 

Плюсы и минусы
+ правила сформулированные учениками соответствуют в большей степени существующим структурным понятиям в английском языке + прямой и эффективный для студентов с аналитическим мышлением и развитыми языковыми способностями

Совокупность упражнений, направленных на формирование речевых и языковых грамматических навыков, называется комплексом.

В комплексе упражнений целесообразно выделять:

а) языковые упражнения (controlled);

б) условно – речевые упражнения (semi - controlled);

в) подлинно речевые упражнения (free).

1) Языковые упражнения могут быть:

а) языковые аналитические упражнения (например, «Перепишите предложение, поставив глаголы в нужном времени», «Дополните предолжения соответствующими глаголами»);

б) языковые упражнения предречевые, формальные (например, «Перепишите предложения в вопросительной форме», «Образуйте из двух предложений одно сложное (сложносочиненное/ сложноподчиненное)», «Постройте предложения по образцу»);

в) языковые упражнения с некоторой речевой направленностью (например, «Задайте вопрос в указзанном времени», «Превратите повествовательное предложение в вопросительное» и др.).

2) Условно – речевые упражнения направлены на отработку грамматической формы в упражнениях, имитирующих речь. Этот тип упражнений является эффективным для целенаправленного формирования речевых грамматических навыков во всех видах речевой деятельности. К таким упражнениям можно отнести, например, упражнения типа: «Ответьте на вопрос положительно или отрицательно», «Возразите своему собеседнику», «Согласитесь смнением учителя», «Переспросите своего товарища», «Ответьте на вопрос по рисункам», «Ответьте на вопросы, употребив указанную грамматическую форму».

3) Под подлинно речевыми упражнениями понимаются такие, которые повторяют процесс естественной коммуникации в разных видах речевой деятельности. Естественная речевая коммуникация представляет собой обмен информацией. Коммуникация мотивирована целями и условиями обучения. Этот тип упражнений – самый сложный для обучающих. Неслучайно, что эти упражнения завершают систему упражнений. К таким упражнениям можно отнести: «Опишите ситуацию изображенную на рисунке», «Прослушайте текст и прокомментируйте поступки действующих лиц», «Как Вы бы поступили, если... » и другие.

Большое значение придается контролю усвоения грамматического материала.

В качестве объектов контроля активной грамматики выступают навыки оформления слова и связи слов в предложении. В пассивной грамматике объектом контроля являются навыки узнавания и соотнесения грамматической формы со значением, признаки оформления предложений.

Усвоение правил-инструкций и правил-обобщений проверяется через действия с материалом.

Репродуктивные грамматические навыки включают группу действий по конструированию и оформлению фразы: выбор модели, выбор формы слова, образование сочетания слов, расстановка слов в предложении.

Контроль рецептивных грамматических навыков охватывает группу действий по восприятию, осознанию, осмыслению и пониманию грамматического содержанияструктуры предложений, словоформы.

Для контроля грамматических навыков могут применяться тестовые задания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: