Культура Древнего Рима периода Империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)




Политика. В 44 г. до н.э. Римское государство, до того раздираемое непрерывной борьбой высших и низших сословий, гражданскими войнами и восстаниями рабов, впервые обратилось к идее неограниченной власти: Гай Юлий Цезарь был объявлен пожизненным диктатором. В такой ситуации народное собрание и сенат превратились в формальные органы. Нобилитет, недовольный создавшимся положением, организовал заговор. После убийства Цезаря Рим еще на 13 лет погрузился в кровавую резню за обладание властью. В 30 г. до н.э. племянник Цезаря Октавиан, расправившись в Египте со своими самыми серьезными противниками Антонием и Клеопатрой, вернулся в Рим, где получил от сената и магистратов почетное имя Август (лат – «Возвеличенный богами»). Так началась история императорского Рима. Время правления Августа 30 г. до н.э.до 14 г. н.э. называют «золотым веком» римской культуры.

Несмотря на то, что Октавиан Август обладал фактически неограниченной властью, он всячески подчеркивал, что является в сенате принцепсом, то есть первым среди равных. Формально решения принимались регулярно собиравшимся сенатом, работало народное собрание. На деле же управление государством полностью контролировалось Августом. Однако в глазах пережившего ряд гражданских войн общества такая форма правления, как принципат, была идеальным государственным устройством, способным обеспечить расцвет культуры и гражданский мир.

После смерти Августа для Рима наступила новая полоса практически не прекращавшихся гражданских войн, заговоров и кровавого террора. Захватнические войны 101 – 117 гг. н.э., которые вел император Траян, можно считать пределом в экспансионистской политике Рима. С окончанием правления Антонинов (138 – 192 гг. н.э.) империя стала неуклонно терять завоеванные территории.

Императоры, правившие после Августа, все менее скрывали претензии на неограниченную власть. Во время правления Диоклетиана (284 – 305 гг. н.э.) власть действительно приобрела монархический, абсолютный характер. Уже не закон, а воля правителя определяла все решения. Начался этап домината, последний в истории императорского Рима.

Экономика. В экономической жизни Рима первых веков новой эры также происходили большие изменения. В состав империи вошли огромные материковые территории, однако становилось невозможным дальнейшее расширение границ государства. Раздел земель между крупными автономными собственниками повлек за собой процесс натурализации хозяйства.

Прекращение завоевательных походов обернулось резким уменьшением притока рабов. Рабы подорожали, к ним стали относиться более бережно. Некоторое время кризисная ситуация в римской экономике даже имела положительные следствия: привела к совершенствованию техники. Применялся железный плуг, механическая жнейка на гужевой тяге, и т.п., повышалась квалификация рабов. Но это длилось недолго. К IV в. н.э. римские рабовладельцы нашли новую форму решения проблемы, постепенно заменяя рабский труд системой колоната. Колоны – арендаторы земли, были известны в Риме еще во II в. до н.э., но тогда это были свободные люди, заключавшие и расторгавшие договор с хозяином по своему выбору. Во времена заката Римской империи рабы – сервы, арендовавшие землю, получали возможность завести семью, сделать небольшие личные накопления, но полностью свободными не становились. Одновременно труд прежде свободных колонов все больше приобретал характер «барщины». За изменениями в экономике последовали и новые законы, которые окончательно закрепостили всех колонов. Таким образом, поздняя античность создала основу будущей феодальной экономики.

Следствием превращения латифундий в самодостаточные экономические единицы явилось сокращение поставок производимых ими товаров на городские рынки, что приводило к постепенному упадку мелких и средних городов. Это подрывало финансовую систему государства. Завоевание Рима варварами совпало с экономическим распадом второй античной цивилизации.

Колизей построенный при Флавиях в 72 – 80 гг. н.э.

Архитектура и искусство. Для искусства периода Империи характерно обращение к монументальным формам, рельефно воплощавшим идеал могущества верховной власти. Скульпторы, архитекторы, поэты восхваляли и идеализировали «образцовых» императоров. Постройкам придавалась невиданная ранее роскошь.

Наиболее ярко изменения в искусстве Рима в период Империи проявились в архитектуре: воздвигались грандиозные общественные здания, возводились форумы, мосты, акведуки. В конце I – начале II в. н.э. в Риме был построен величественный архитектурный ансамбль – форум Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский). Его возведение – дань заслугам Траяна, имевшего титул «наилучший император» за многочисленные победы и дружбу с сенатом.

Форум представлял собой прямоугольную площадь, окруженную колоннадой. Слева находилось монументальное здание рынка, по главной оси размещались базилика Ульпия, библиотеки, храм Траяна, триумфальная колонна и арка. Из всех построек до нашего времени сохранилась только триумфальная колонна высотой 30 м. Снаружи ее обвивает 200-метровый лентоподобный скульптурный фриз, языком пластики описывающий сцены победы римлян над даками (дакия теперь Румыния). Венчала колонну статуя императора.

В императорском Риме строилось много театров и амфитеатров. Самый большой из них – Колизей (от лат. colosseus – колоссальный), построенный при Флавиях в 72 – 80 гг. н.э. К числу выдающихся сооружений эпохи Римской империи принадлежит Пантеон – храм всех богов, возведенный по заказу императора Адриана в 118 – 128 гг. н.э. Замысел храма связан с идеей объединения религий и народов под властью Рима. Это классический образец купольного сооружения, послуживший образцом для купольного храмового зодчества Византии.

Форум Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский) Конец I – начале II в. н.э.

К популярным типам построек того времени принадлежит триумфальная арка – символ славы императора, отражение его военных подвигов. Так, триумфальная арка Тита (81 г. н.э.) была воздвигнута в честь подавления римлянами иудейского восстания. Это однопролетное сооружение украшали полуколонны коринфского ордера которые создавали впечатление праздничности и одновременно сдержанности.

Скульптура. В период Империи высокого развития достигла скульптура. Монументальные, декоративные, портретные изображения создавались в виде рельефов и круглой скульптуры. Большая часть таких произведений прославляла императоров, членов их семей, патрициев. Так, на рельефах колонны Траяна изображены военные марши, осады крепостей, битвы, шествия пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Всего на рельефе насчитывается почти 2500 фигур.

Однако ведущую роль в пластике того времени играл портрет, выполнявшийся и в стиле монументальных произведений. Еще в период правления Августа сформировался тип парадного изображения, восхвалявшего личность императора. Именно тогда утвердился идеал классической римской красоты, почти не менявшийся до конца существования Империи.

Примером парадного скульптурного придворного портрета в полный рост служит статуя Августа из Прима-Порта нач. I в. н.э. Император предстает в образе полководца, в руке у него жезл. Нередко властители изображались на лошади. Монументальная конная статуя Марка Аврелия 170 г. н.э. представляет этого императора как бы во главе военного похода. Одновременно она воплощает возвышенный идеал правителя-философа, призванного свято выполнять свой гражданский долг. Данная статуя послужила образцом для аналогичных монументальных скульптур во времена Возрождения и другие эпохи (конная статуя «Гаттамелаты» Донателло).

Литература. Великими достижениями была отмечена литература императорского Рима, получившая наибольшее развитие в век Августа. Как дальновидный политик он окружал себя людьми, не только понимавшими силу искусства, но и способными воспеть власть императора и деяния римского народа. Среди них были создатель бессмертного эпоса «Энеида» Вергилий. Проявляли самостоятельность в творчестве поэт-лирик Гораций создавший знаменитые «Оды», мастер эротической поэзии Овидий автор поэм «Наука любви», «Лекарство от любви». В годы правления Траяна ярким представителем римской литературы стал сатирик Децим Юний Ювенал, обличавший пороки разлагавшегося римского общества. На I – II вв. н.э. приходится расцвет реалистического римского романа. С ним связаны имена Петрония создавшего «Сатирикон» и Апулея автора романа «Золотой осёл».

Конная статуя Марка Аврелия 170 г. н.э.

Публий Вергилий Марон 70 – 19 гг. до н.э., автор крупнейшего эпического произведения римской литературы – поэмы «Энеида», – выразил идеализированное самосознание римского народа, – идею мирового господства Рима, прославил правление Августа, величие римского духа и искусства. Написанная высоким патетическим стилем «Энеида» многие века служила образцом латинской поэзии. Но Вергилий замечательно проявил себя и как создатель римской пастушеской поэзии – буколики. В эклоге IV он возвестил о предстоящем рождении божественного младенца – Христа.

Самое известное произведение Петрония Гая I в. н.э. – роман «Сатирикон». Автор, отражая нравы своего времени, высмеивает, прежде всего, богачей-выскочек. Многие из его героев – «новые римляне» (как новые русские), недавно разбогатевшие вольноотпущенники, чванливые и высокомерные. Реалистическое изображение жизни Рима того времени, всех его неприглядных сторон и характерных особенностей, использование оборотов разговорного языка, философская глубина и едкий юмор отличали творчество Петрония.

Религия. В период Империи глубокие изменения затронули религиозную жизнь. Осознав, что духовная культура Рима переживает глубокий кризис, Август задумал преобразования. Одно из новшеств – введение культа гения императора. Следует уточнить, что формально это было не обожествление личности реального правителя, как в сталинские времена, а поклонение его духу-покровителю – гению. В честь возвеличиваемых императоров строились алтари и храмы. Но гражданственный объединительный пафос этого культа не нашел сторонников среди широких слоев населения, которым были чужды исчерпавшие себя ценности общинной жизни. В новых условиях этот культ воспринимался как угроза исчезновения всякой свободы. Август попытался также реанимировать традиционные римские верования, но это только привело к усилению магических и мистических сторон римской религии. Значительным влиянием пользовались восточные мистические культы (Исиды, Кибелы, Митры). Даже философия Рима в III в. н.э. отдала дань мистицизму, примером этого является учение Плотина. А в среде простого народа особой популярностью пользовались прорицатели, гадалки, чудотворцы.

Интерес к магии и мистике в Римской империи объяснялся общим кризисом античной системы ценностей. Человек утрачивал надежду на то, что как полноправный член общества свободных граждан, он может ждать от государства поддержки и защиты. Оставалось жить, полагаясь только на собственные силы. Таковы идеи стоиков – популярной в Риме философской школы, ярким представителем которой был Сенека. Доктрина (учение) Сенеки воспитывала спокойствие перед лицом смерти, душевное равновесие при столкновении с враждебным миром.

В ситуации кризиса всего римского наилучшим выходом оказался путь индивидуального спасения, предложенный христианством. Люди получили твердую веру в поддержку со стороны великой божественной силы, единой и всеохватывающей, а потому бесконечно могущественной. В христианстве было много чудесного и мистического. Семена новой веры легли в хорошо удобренную почву. Однако монотеизм и миссионерские установки ранних христиан стали причиной их преследования римскими властями. Тем не менее, уже с 313 г. н.э. при императоре Константине христианство получило статус официальной религии Рима. Настал час испытания властью. Римская церковь порой допускала проявления варварства: то тут, то там фанатики сжигали книги, уничтожали языческие храмы, использовали колонны античных зданий для строительства базилик. И все же с христианством связаны неоспоримые положительные изменения в духовной культуре, создание новых канонов в искусстве.

Раннехристианское искусство. Раннехристианское искусство до IV в. н.э. представлено настенной росписью римских катакомб место древнейших христианских богослужений и захоронений. Катакомбы, это выработанные каменоломни – тайные и безлюдные места. Пока христиан преследовали, они вынуждены были собираться именно в таких местах для богослужений, там же и хоронили своих мёртвых. В катакомбах использовались изображения рыбы, стада овец, голубя, мифологической птицы Феникс. Рыба по-гречески «ихтюс», что созвучно слову Иисус, потому рыба это один из символов Христа. С образом стада овец отождествлялась христианская община, недаром её глава – священник часто называется пастырем, то есть пастухом. С образом голубя ассоциировался Святой Дух, который по некоторым библейским приданиям часто принимал образ голубя. Птица Феникс по легендам бала бессмертной, поэтому её изображение в христианских катакомбах как бы заявляло, если примите христианство, то будете бессмертными.

Популярным христианским сюжетом было изображение Христа в образе доброго пастыря, пасущего стадо овец (т.е. заботящегося о душах верующих) или спасающего заблудшую овцу. Образы Христа и Марии в период раннего христианства чем-то напоминали античные мифологические персонажи. Но постепенно с христианских картин исчезал пейзаж и всякий земноподобный фон, фигуры лишались телесности; любование материей заменялось постижением духа. Идеалы и нормы античной культуры уходили в прошлое. В IV – V вв. н.э. в раннехристианском искусстве влияние античности еще сохранялось, однако, процесс пересмотра ее канонов продолжался.

При императоре Константине христианство легализировалось и началось строительство легальных христианских храмов – базилик. Примером первого легального христианского храма является церковь апостола Петра в Риме. Кроме базилик строились центрические сооружения – мавзолеи, баптистерии – культовые сооружения для крещения, и т.п. При украшении новых христиански храмов на место аллегорических образов катакомб приходят исторические сцены и сюжеты из Библии. Пышность, величавость здесь сочетаются с символизмом и намечающейся условностью. В скульптуре наибольшего развития достигает миниатюра, в живописи преобладают орнаментально-пейзажные изображения. Рельефы становятся все более плоскостными, условными и символичными.

В 395 г. н.э. Римская империя распалась на Восточную – Византию и Западную. Византии в следующем столетии удалось отвести угрозу нашествий варваров, а Западная Римская империя регулярно подвергалась их опустошительным набегам. В 476 г. н.э. Одоакр, предводитель варварских племен, сместил с престола последнего римского императора – Ромула Августула, а знаки императорской власти были переданы в Константинополь. Этот год принято считать концом древнеримской цивилизации.

Римляне создали внешне великое и сильное государство, в котором весь строй жизни определялся его показной мощью. Ради этого опустошались завоеванные города, совершались убийства, жители покоренных стран обращались в рабство. В конце концов, милитаризированная, бюрократизированная государственная машина уничтожила и свободу самих римлян.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: