Ладыженская Т.А. Изучение фонетики и графики в 4 классе // РЯШ. – 1981. - № 5. С. 17 – 23.




указанной стержневой мысли: особен­ности русского алфавита; особенно­сти обозначения мягких согласных в русской графике и т. д.,

Усвоению этой идеи, а также идеи разграничения звуков и букв служит последовательность расположения ма­териала в разделе «Фонетика»: пер­вые четыре параграфа (32—35) — це­ликом «фонетические». Следующие (начиная с § 36. «Алфавит») связаны с изучением особенностей графической системы русского языка. Параграф 41 «Фонетический разбор слова» подво­дит итог изучения раздела в целом.

Этой же задаче — усвоению основ фонетической и графической системы русского языка — подчинена методиче* ская трактовка основных понятий раз­дела, Характерно, что для обязатель­ного заучивания в учебнике выделено только одно описательное определение (звонкие и глухие согласные — на с. 100); остальной материал — это све­дения фактического характера: о пар­ных и непарных твердых и мягких со­гласных (с, 98); о парных и непарных глухих и. звонких согласных (с. 100); алфавит (порядок расположения букв, их наименования — с. 103),

Материал для- самостоятельных на­блюдений учащихся, теоретические сведения, требующие только осозна­ния существа понятия, но не заучива­ния, занимают в учебнике значительно большее место, и это во многом опре­деляет методику изучения рассматри­ваемого раздела.

Охарактеризуем основные положе­ния этой методики,

I. Анализ звучащей речи, выделение звуков в звуча­щем слове, постоянное сопоставле­ние звучания и написания; путь от звука к букве (от того, что слышит­ся, к тому, что пишется); анализ уст­ной связной речи, ее произносительной стороны.

Этот путь анализа звучащих слов подсказывают рисунки, использован­ные в учебнике в материалах для на­блюдений. Так, называя слова, кото­рые обозначают нарисованные пред­меты, ученики именно в звучащих сло­вах выделяют гласные и согласные звуки (см. § 33, с. 94 и упр. 225 на с. 95), твердые и мягкие согласные (§ 34, с, 97), звонкие и глухие соглас­ные (§ 35, с, 100). Большое место в этом разделе отводится использова­нию грампластинок; они

1) привлекают внимание к вопро­сам дикции, т. е. отчетливости произ­ношения гласных и согласных (§ 33, упр. 227 и 229);

2) помогают организовать наблюде­ния над произносительными нормами, их усвоение. Так, к упр, 235, 236 (§ 34), 269 (§ 39), 275 («Повторе­ние») дается грамзапись, помогающая усвоить произношение твердых и мяг­ких согласных в иноязычных словах; грамзапись текста к упр. 272 и 275 дает возможность проверить правиль­ность произношения слов с сочетания­ми чн, чт; грамзапись материала на­блюдений на с. 106 и текста упр. 271 (§ 37) позволяет обсудить особенно­сти произношения в некоторых пози­циях звонких и глухих согласных зву- v ков, а также безударных гласных;

3) дают возможность продемонстри­ровать средства выразительности зву­чащей речи. Так, например, используя запись текстов, в которых дается опи­сание лыж в научно-деловом и в раз­говорном стилях, учитель получает возможность обратить внимание детей на соответствие основного тона выска­зывания его основной задаче. Первый текст читается более медленно, спо­койно, «информационным» тоном. Вто­рой — более эмоционально, так как в этом высказывании автор делится впе­чатлениями о своих лыжах, которые ему нравятся.

Использование озвученных текстов (например, упр. 239, 249, 271, 272) представляет большие методические возможности для фиксации внимания учащихся на тех или иных средствах выразительности звучащей речи, в частности на спокойном, несколько за-. медленном темпе произнесения тек­ста, в котором сообщается информа­ция (например, «Как произошли на­звания «алфавит» и «азбука»); на тоне удивления, передающем то изум­ление, которое испытал автор, увидев «среди всего синего ольшаник... глу­бокого шоколадного цвета» (упр.272); на громкости произнесения тех фраз текста (упр. 271), в которых содер­жится две его главных мысли: в пер­вой части: «Красив этот орден!» и во второй части: «Не надо выбирать ка­кую-то особую работу... надо только работать и работать во славу Ро­дины»,

Наличие озвученного текста для из­ложения (упр. 242) можно использо­вать для подготовки выразительного чтения после анализа средств вырази­тельности звучащей речи, которые по­могают нарисовать словами игру шка­тулки.

II. Осознание оснований группировки звуков (выделе­ния группы звуков). Как показывает опыт, осмысление основания разделе­ния звуков на гласные и согласные, основания выделения парных и непар­ных твердых и мягких, звонких и глу­хих согласных представляет особые трудности, если ученики не осознали, как образуются звуки речи и как при этом работают органы речи (§ 32).

Основание выделения групп глас­ных и согласных — наличие пре­пятствий в полости рта (язык, зубы, губы); звонких и глухих — на­личие голоса: глухие согласные состо­ят только из шума; звонкие — из шума и голоса; твердых и мягких — движение языка к нёбу.

Для парных согласных основание выделения — это сходство в работе органов речи. Так, например, при об­разовании парных звонких и глухих согласных язык, губы, зубы «рабо­тают» одинаково, но при образовании звонкого парного к работе этих орга­нов речи прибавляется еще работа го­лосовых связок.

Аналогичным образом выделяются парные твердые и мягкие согласные, при образовании которых органы речи «работают» почти одинаково, только при образовании соответствующего мягкого согласного звука язык еще (дополнительно) поднимается к нёбу.

III. Показ практического значения изучаемого по фо­нетике и графике матер и а - л а для дальнейшего изучения курса русского языка, для овладения произ­носительными нормами устного лите­ратурного языка и средствами вырази­тельности звучащего слова.

«Благодаря наличию тех или иных звуков, входящих в состав слов... опознается значение данного слова»4.

4 М а т у с е в и ч М. И. Современный русский язык. Фонетика., М., 1976, с. 7*

Например, значения слов стон— стан; угол — уголь мы узнаем (различаем) по звуковому облику этих слов. Бла­годаря различному звучанию оконча­ний (вода — воды), чередованию зву­ков (доканчивал — докончил), переме­щению ударений (рукй — руки) и т.д. мы различаем определенные грамма­тические формы[5], Умение определять ударение в слове, чередования соглас­ных звуков (оглушение, озвончение) является основой для овладения со­ответствующими орфографическими правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Знание особенностей употребления букв я, ю, е, ё необхо­димо для правильного анализа слова1 по составу, например: колея — коле[й-а] (окончание только а), се­мья— сем’[й-а] (хотя подобного типа сложные случаи не рассматриваются в IV классе).

Имея в виду также сказанное выше (в пункте II), необходимо стремиться к тому, чтобы ученики осознали и оце­нили роль изучаемого раздела в по­стижении основ науки о языке и в овладении речью.

IV. Внимание к фонетиче­скому разбору, который должен проводиться систематически в различ­ных формах, начиная с самых первых уроков изучения фонетики. В связи с этим в учебнике предлагаются, напри­мер, такие виды заданий, требующие частичного фонетического разбора:

Назовите гласные и согласные звуки в вы­деленных словах (упр. 226).

Найдите в скороговорках слова со звуками х, ч, ш, щ (упр. 228).

Чем различаются приведенные слова по зву­ковому составу? (Упр. 233.) (Дается образец ответа.)

Произнесите слова... Какие в них соглас­ные— твердые или мягкие? (Упр. 235.)

Охарактеризуйте (устно) согласные звуки, (дается образец ответа) (упр. 239).

Какими буквами обозначены согласные зву­ки в данных словах? (Упр. 244.) (Дается об­разец ответа.) И т. д.

В сущности, эти и подобные виды заданий готовят учеников к овладе­нию основным для данного раздела учебным умением, полным (хотя и на уровне, установленном программой для IV класса) фонетическим раз­бором.


Очень важно не завышать програм­мные требования и не предлагать для разбора слова, которые ученики не мо­гут (и не должны) уметь правильно фонетически охарактеризовать.

В приведенных ниже разработках уроков (сообщение нового и закрепле­ние) показано, как могут быть реали­зованы высказанные методические по­ложения.

Согласные звонкие и глухие

Задачи, урока: 1) дать понятие об особен­ностях образования звонких и глухих соглас­ных; 2) показать особенности звуковой ор­ганизации русской речи, познакомить с зву­ковыми повторами как средством вырази­тельности русской речи; 3) повторить право­писание звонких и глухих согласных в корне слова.

План урока.

I. Проверка домашнего задания.

II. Задание на дом (§ 35, упр. 241).

III. Сообщение нового (§ 35).

1. Постановка задачи.

2. Анализ материала наблюдений и таб­лицы на с. 100.

3. Анализ строк стихотворения С. Есе­нина.

IV. Закрепление.

1. Упр. 240.

2. Задания а), б), в).

3. Выборочный диктант.

III. Сообщение нового и за­крепление.

1. —Итак, дома вам предстоит выпол­нить упр. 241. В чем суть его основного за­дания? Каких знаний и умений потребует выполнение этого упражнения? (Умения на­ходить, узнавать, слышать звонкие соглас­ные.) Задача нашего сегодняшнего урока как раз и состоит в том, чтобы научиться узнавать звонкие согласные, определить, чем они отличаются от глухих.

2. —Откройте учебник на с. 100. Найдите § 35, материал для наблюдений. Прочитай­те задание про себя. Кто сможет ответить на поставленные вопросы? (На рисунках изо­бражены стол, шкаф, журнал. В слове журнал только звонкие согласные: 1ж1, [р], [н], [л], в “слове шкаф только глухие: [ш], [к], [ф], в слове стол есть и глухие и звон­кие согласные: [с], [т]—глухие, а Гл1— звонкий согласный.)

— Как вы узнавали, где звонкий, а где глухой звук? (Возможны разные варианты ответов типа: «Нам раньше говорили»; «За­помнил из начальной школы»; «Звонкий — звенит, его можно услышать» и т. д. Важно сосредоточить внимание детей на тех отве­тах, в которых ученики попытаются объяс­нить различие звонких и глухих согласных особенностями их образования.)

— Есть такой прием (объясняя, учитель показывает, как надо действовать): я зажи­маю уши ладонями и отчетливо произношу звук, например [б]. И я слышу как бы звон в ушах; [б] —звонкий согласный. А теперь я снова зажму уши и произнесу [п] —ника­кого «звона» у меня в ушах нет. Значит, [п] — глухой звук.

— Теперь вы поучитесь пользоваться этим приемом самостоятельно. В учебнике на с. 100 в таблице обозначены звуки [б], [и] и т.д. Пользуясь новым приемом, определите, на какой строке — верхней или нижней — обоз­начены звонкие согласные звуки. (Ученики безошибочно определяют и называют по таб­лице звонкие согласные звуки. Учитель сле­дит, чтобы назывались именно звуки, а не буквы.)

— Теперь предстоит выяснить главное: чем же отличаются звонкие звуки от глу­хих? Эти отличия надо искать в особенностях образования звонких и глухих согласных. Что же это за особенности, если, как вы заметили, при произношении звонких соглас­ных «звенит» в ушах?

— Да, в образовании звонких согласных участвует голос, глухие же образуются без голоса. Среди звонких и глухих есть парные звуки. Что это значит — «парные согласные»? (Они произносятся почти одинаково, в их об­разовании принимают участие в основном одни и те же органы речи.)

— Назовем по таблице все парные звонкие и глухие согласные.

— Как можно доказать, что каждый из этих парных согласных — самостоятельный звук? (Если детей будет затруднять ответ на этот вопрос, можно предложить им выпол­нить упр. 238.)

В итоге дети осознают смыслоразличитель­ное значение парных звонких и глухих со­гласных: дом — здание; том. — книга и т. д. Следовательно, подчеркнет учитель, это уп­ражнение и дано для того, чтобы показать, что парные звонкие и глухие согласные — разные звуки, с их помощью мы различаем слова, называющие разные предметы, призна­ки, действия.

— Какие глухие (звонкие) звуки не имеют парных? Что это значит? Как вы понимаете, что звук [л] звонкий, но не имеет парного глухого? (Это значит, что нет такого соглас­ного, который произносился бы так же, как [л], но без голоса.)

3. Посчитаем, сколько всего в таблице указано звонких и глухих согласных. (Звон­ких — 20, глухих — 16.)

— Значит, звонких больше. Это одна из причин того, что русский язык считается очень звучным. Посчитаем, сколько звонких согласных в первых двух строках стихотворе­ния С. Есенина:

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Эти стихотворные строки могут быть запи­саны или проанализированы устно. Так как ученики могут не услышать (не выделить) [й] в я, учитель скажет им о его наличии в этом слове. Запись на доске (в тетрадях):

Звонкие согласные:

[й], [н], [в’], [з], [м], [н], £р], [л’], [б’], [л], [б’], [р’], [н] — всего 13.


Глухие согласные: [к], [т], [с], [п], (с],, [к’],

[с], [т] — всего 8.

Выполняя это упражнение, ученики учатся выделять звонкие и глухие согласные в зву­чащей речи; вместе с тем учитель получает возможность Показать, как легко произносят­ся стихотворные строки С. Есенина, потому что в них естественно чередуются гласные и согласные звуки, нет стечения труднопроиз­носимых согласных; что «звонкими» строки Есенина получились благодаря сочетанию гласных и звонких согласных (при этом сре­ди них девять — особо звонкие звуки: [й], [н], [р], [р’], [л], [л’], [м]; как музыкальны строки есенинских стихов — в них слышится песенная интонация[2].

IV.

От анализа стихотворных строк С. Есенина легко перейти к выводу об одной из особен­ностей звукового строя русской речи, а за­тем— к задачам и упражнениям, позволяю­щим показать использование звуковых повто­ров (в том числе и звонких, и глухих со­гласных звуков) в изобразительно-вырази­тельных целях.

1. Началом для этой работы может стать выполнение упр. 240 (учебник, с. 101) или упражнения карточки из «Дидактических мате­риалов». Целесообразно организовать эту ра­боту таким образом, чтобы дети услышали и проанализировали как можно больше отрыв­ков из стихотворных или прозаических про­изведений, в которых используется звуковая инструментовка. Тексты можно раздать на­кануне, чтобы дети дома подготовились к вы­разительному чтению в классе.

2. Вопросы и задания могут быть, напри­мер, такими:

■а) Повторение какого звонкого согласного звука сближает слова в следующих стихот­ворных строках?

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона...

(С. Е с е н и н)'.

б) Какой звонкий согласный помогает поэ­ту дать яркую, богатую звуками картину первой весенней грозы?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф. Т ю т ч е в).

Следующие задания раскрывают понятие звукоподражания, построенного на употреб­лении слов, которые своим звучанием напо­минают слуховые впечатления от изображае­мого явления[3].

в) Какой звонкий согласный звук помогает передать (воспроизвести) жужжание жука?

Прочитайте стихотворение, выделяя, где это возможно, звук [ж].

Жук жужжал в густой осоке.

Вол лежал на солнцепеке.

Жук жужжал, жуж­жал, жужжал.

Вол

лежал, лежал, лежал. А йотом спросил:

Дополнительное задание: укажите звонкие согласные звуки [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’,1, [р], |[р’], которые не имеют парных глу­хих.

г) Как нужно читать стихотворение В. Суслова — громко или тихо? Почему? Сколько в этом стихотворении слов со зву­ком [ш]? Запишите только те из них, в кото­рых этот звук встречается дважды. Охаракте­ризуйте его (см. образец в учебнике в упр. 239).

Слушал Шорох Тишину.

В тишине лесной глуши Шепот к Шороху спешит,

Шепот к'Шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

— Ты куда?

— К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

— Тише, Шорох, не шурши,

Навострика-ка уши —

Тишину послушай!..

д) Поэт В. Суслов написал книгу «Труд­ные буквы». Сюжет книги простой: к докто­ру обращаются за помощью ребята, не выго­варивающие тот или иной звук. Доктор всех принимает, но. вместо порошков и пилюль прописывает ребятам стихи. Каждому — на трудный для него звук.

Есть ли у вас знакомые ребята, которые не выговаривают каких-либо звуков? Не про­пишете ли вы им какие-нибудь пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи? А может быть, придумаете сами?

3. В заключение урока проводится выбороч­ный диктант. Дети вспоминают правило пра­вописания звонких и глухих согласных в корне слова. Учитель ставит задачу: выпи­сать слова на это правило, показывает обра­зец записи (на доске) и дает устные ком­ментарии.

Пояснения:

В слове загадки в корне слышится звук [т] (перед глухим [к]). Проверочное слово — загадывать; в нем яс­но слышится [д] (пе­ред гласным [ы]); зна­чит, в корне нужно писать д.

Материал для диктанта:

1) Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла.) 2) Под дубком свилась клубком, да и с хвостиком. (Репа.) 3) Под ледком, ледком стоит чашечка с медком. (Яйцо.)


4)'На стреле городок, в нем семьсот воевод. (Маковка.) 5) Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь.)

Двойная роль букв «е», «ё», «ю», «я» (закрепление изученного)

Задачи урока: 1) закрепить понятие о бук­вах е, ё, ю, я как о буквах, имеющих два значения, что составляет одну из особенно­стей ^русской графики; 2) повторить правило правописания разделительных ъ и ь (оно свя­зано с употреблением букв е, ё, ю, я в рус­ском языке); 3) усвоить произношение неко­торых иноязычных слов се — э после соглас- ных т, д, н, с.

План урока.

I. Задание на дом.

II. Проверка домашнего задания.

III. Закрепление изученного (§ 39).

1. Постановка задачи.

2. Составление таблицы и запись при­меров.

3. Упр. 269.

4,. Упр. 268; диктант с дополнитель­ным заданием.

III.

1. — Итак, вы уже знаете, что буквы е, ё, ю, я в русской графике особенные, потому что они двузначные, могут употребляться в двух основных значениях. Вспомним в ка­ких.

2. Составим на основе ваших ответов таб­лицу [4],

Буквы е, ё, ю, я

Два звука ([й] + глас- ный) Один звук (гласнйй после мягкого соглас­ного)
1. В начале слова 2. После гласной 3. После разделитель­ных ъ и ь После согласной буквы

 

Учитель предлагает заполнить таблицу примерами: на каждую букву по слову (учеб­ник закрыт). Таким образом проверяется практическое усвоение материала параграфа — умение привести нужный пример и объяснить его. Затем учитель предлагает «прочитать таблицу», т. е. построить связное сообще­ние на тему «Особенности букв е, ё, ю, я». Если ученики затрудняются в построении, ответа, учитель обсуждает его возможное начало («Буквы е, ё, ю, я имеют два значе­ния (выступают в двух значениях в русском языке)»; «е. ё, я, ю — особые буквы. Их назы­вают двузначными, потому что они имеют два значения...» и т.д.).

Оценив сообщение ученика, учитель ста­вит вопрос: «Для чего нам нужно знать об этих особенностях букв я, ю, е, ё?»

— Да, чтобы правильно читать — чтобы вместо мягкого согласного не произнести твердый, не прочитать, например, мал вме­сто мял, вал вместо вял, сэр вместо сер и т. д. Ведь парных твердых и мягких соглас­ных —• 30, а букв для их обозначения —■ толь­ко 15. И буквы е, ё, я, ю показывают нам, когда эти согласные мягкие.

— А вот в иноязычных словах эти буквы не всегда нам помогают правильно прочитать слова. Что вы произносите, например, после согласной т в словах (учитель заготавливает эту запись заблаговременно):

антенна, термин,

гантели, тема,

штепсель, текст,

интервью» тенор,

атеист, лотерея?

В итоге под первым столбиком записывает­ся [тэ], под вторым — [т’э].

— Следовательно, буква е в словах первого столбика не обозначает мягкость предшеству­ющего согласного. Не случайно многие про­износят такие слова неправильно, вопреки нормам русского литературного языка. По­слушайте запись (включается пластинка к упр. 269). Сделайте вывод о том, как произ­носятся в прочитанных иноязычных словах т, д, н, с.

3. После прослушивания ученики хором (вслух) проговаривают слова, данные в учеб­нике на с. 113, и учитель ещё раз обращает внимание детей на то, что определенные согласные в некоторых иноязычных словах произносятся твердо, хотя после этих соглас­ных и стоит буква е. Желательно подчерк­нуть, что таких слов в русском языке не так уж много и что нередко по мере «обрусе­ния» согласные в них начинают произносить­ся на русский лад. Так, слово теу.бр произ­носится сейчас и с [т] и с [г]. В зависимо­сти от того, как ученики владеют пр оззноси- тельными нормами, учитель может взять для составления таблицы или для устной отработ­ки нужные из приведенных ниже с,т:в. в ко­торых согласные перед е нередко произносят­ся неправильно (т. е. вопреки принятым нор­мам):

с [д’]: декада, депо, Одесса,,:идер\ с [p’j: рейс, резерв, пресса, рельс;

бассейн [с’], спортсмен [м’], конспект [п’], профессор [ф’], кофе [ф’];

но: кафе [фэ], пюре [рэ], фортепьяно [тэ], филателист [тэ].

— Для чего еще нам нужны знания об особенностях букв е, ё, ю, я? Да, для пони­мания некоторых правил правописания. В частности, почему после шипящих не пи­шутся буквы ю, я, ы, а только у, а, и (по­тому что шипящие ж, ш не имеют парных мягких, а шипящие ч, щ — парных твердых согласных). Очень важно знать буквы е, ё, я, ю, чтобы в нужный момент применить пра­вило о написании разделительных ъ и ь.

— Собственно, именно сейчас можно по-на­стоящему объяснить, почему оба эти знака («ер» и «ерь») называются разделительными. Что же они «разделяют»? (Предшествующий согласный от другого согласного — «йота».) Эти знаки — ъ и ь — тоже показывают, как надо читать слова. Ведь не все равно, как мы прочитаем: Коля или колья; солю или солыо\ сел или съел и т. д.

4. Далее проводятся упражнения,

а) Упр. 268 (из учебника).

б) Запил подчеркните кяйие мяге(в которых i гласного. П разделитель:

Тюлень

Об..елся Тюленя И вот я Л..жит в А мне та

 

б)' Запишите под диктовку (или спишите)’, подчеркните буквы е, ё, ю, я, и, ь, обознача­ющие мягкость согласных. Выпишите слова, в которых е и и не обозначают мягкости со­гласного. Подчеркните слово, в котором есть разделительный знак.

Тюлень ел рыбу целый день,

Об..елся рыбою тюлень.

Тюленя одолела, лень,

И вот тюлень л..жит, как пень,

Л..жит и улыбается...

А мне так жить (не) нравится.

(С. Б а р у з д и н).

большой частотностью, они широко распространены во всех сти­лях литературной речи.

В конце урока учитель вновь обращается к двойной роли букв е, ё, я, ю и показывает, как обыгрываются обозначаемые ими звуки в стихотворении Е. Благининой:

Ялик с якорем у Яшки,

Якорь есть и на тельняшке,

Моряк Яшка!

Здесь шесть слов из двенадцати начинают­ся с ударных я, е. В словах ялик, якорем, Яшки, якорь, есть, Яшка мы отчетливо слы­шим [й]+[а], [й]+[э]. В словах тельняшка, моряк я обозначает только мягкость предшествующего согласного и гласный [а].

 

 


[5] См. там же, с. 7.

[2] См.: Голуб И. Б. Звук и слово в поэзии.— Русск. речь, 1974, № 2.

[3] См.: Голуб И. Б. Звук и слово в поэзии. — Русск. речь, 1974, № 2, с. 50.

[4] За оснору взята таблица из книги В. Г. Ветвиц- кого, В. Ф. Ивановой, А. И. Моисеева «Современное русское письмо» (М., 1974, с. 63).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: