Тренинг по системе Г.Товстоногова #1
«Каждый режиссер должен быть актером — ведь без знания актерской природы просто невозможно поставить спектакль»
Г.Товстоногов
Однако верно и обратное: каждый актер быть еще и режиссером. Пусть он никогда не поставит ни одного спектакля, и даже не станет помощником режиссера, но ему необходимо понимать процесс рождения спектакля — от замысла до воплощения. Только в этом случае его творческая актерская природа раскроется в полной мере.
Не секрет, что многие актеры на сцене (или в кино) стараются, прежде всего, выразить себя, а не сыграть спектакль или фильм. Но самовыражение актера очень часто мешает произведению в целом — именно потому, что на первый план выступает актерское «я». За этим «я» не видно ни персонажа, ни его отношений с другими действующими лицами. В результате постановка разваливается. Неумение воспринимать произведение сценического искусства как единое целое — чуть ли не главная беда актеров. Считается, что только режиссер обязан собирать это целое воедино. Но ни один, даже самый гениальный, режиссер не сможет поставить спектакль или снять фильм, если актеры не будут сотрудничать с ним, вникать но нес тонкости режиссерской работы.
Ведение дневника — обязательная и неотъемлемая часть тренинга. Контрольные вопросы и ответы на них позволят вам глубже проработать каждый этап тренинга. К тому же, подобное конспектирование поможет лучше запомнить содержание книги. К записям наблюдений вы будете возвращаться вновь и вновь: это нужно, чтобы проследить, каких результатов вам удалось добиться за время тренинга.
Приступая к занятиям, не ждите быстрых успехов. Актерский тренинг по Товстоногову требует серьезного подхода и больших затрат времени и энергии. На выполнение одного задания вам потребуется не меньше недели. Но такая работа позволяет усваивать материал основательно и навсегда. Пройдя этот тренинг от начала и до конца, вы сможете пользоваться приобретенными навыками всю оставшуюся жизнь.
РРАСПОЗНАВАНИЕ МОТИВОВ. ТРЕНИНГ НАБЛЮДЕНИЯ
Сцена из спектакля «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. 1952. Реж. Г. А. Товстоногов. Ленинградский театр имени Ленинского комсомола.
«...первой и главной задачей режиссера является неустанное, каждодневное изучение жизни.—писал Товстоногов. — Надо знать все. Надо не только научиться видеть реальные факты, но и уметь сопоставлять их, открывать внутренние причины поступков людей»
Актер должен не только открывать внутренние причины и побудители. Он должен уметь отпечатывать в душе эти эмоциональные воспоминания, уметь «копить» их для того, чтобы в нужный момент превратит эмоцию в действие:
«Надо выработать в себе привычку постоянно слушать и наблюдать. Я иногда ловлю себя на том, что слушаю, как два человека ругаются. Ведь они ругаются по-разному, потому что у них разные задачи, которые и определяют качественную разницу их действий. Эта привычка наблюдать и переводить язык эмоций на язык действий должна стать вашей второй натурой. Нужна большая тренированность, чтобы научиться легко переводить эмоциональное состояние в физические действия, чтобы за результативным увидеть действенную основу. Это можно и нужно в себе воспитывать. Законы, открытые Станиславским, каждый режиссер должен заново открывать для себя»
Товстоногов рекомендует наблюдать людей в их повседневной жизни именно для того, чтобы понять их мотивацию. Но для того, чтобы распознавать мотивы, нужно иметь некоторое представление о психологии мотиваций. Здесь вам может помочь теория мотиваций, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно этой теории, человеком движут следующие потребности.
Физиологические потребности:
▲ Голод, жажда.
▲ Сексуальное желание.
▲ Потребность в движении.
▲ Материнский инстинкт.
▲ Чувственные потребности: вкусовые ощущения, запахи, прикосновения и т.д.
Потребности безопасности:
▲ Потребность в безопасности.
▲ Потребность в стабильности.
▲ Потребность в защите.
▲ Потребность в свободе от страха, тревоги и хаоса.
▲ Потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях.
Потребности принадлежности и любви:
▲ Потребность в любви и привязанности.
▲ Потребность в дружбе.
▲ Потребность в принятии (когда социальная группа принимает человека как часть себя:
сюда входят родовые отношения, отношения на работе, в коллективе, группы по интересам; даже преступные группы).
Потребности признания:
▲ Потребность в признании.
▲ Потребность в высокой оценке.
▲ Потребность в достижении успеха.
▲ Потребность в репутации и престиже.