Жанры массовой литературы




 

Каноническое начало (заимствованные из «высокой» литературы) лежит в основе всех жанрово-тематических разновидностей массовой литературы, составляющих ныне ее жанрово-тематический репертуар. В этот репертуар, сложившийся примерно к середине XX в., обычно зачисляют такие разновидности романного жанра, как детектив, шпионский роман, боевик (при желании эти три типа можно объединить под рубрикой криминальный роман), фэнтези (в качестве исходной модели имеющий трилогию английского писателя Дж. P.P. Толкиена «Властелин колец»), триллеры (романы ужасов, типологически восходящие к «готическим» романам А.Радклифф), любовный, дамский, сентиментальный, или розовый роман (romance), костюмно - историческш роман с примесью мелодрамы или даже порнографического романа (ныне считающегося «умирающей» разновидностью массовой литературы, вытесненной соответствующего рода кино и видеопродукцией).

Во всех вышеперечисленных жанрово-тематических канонах (список, разумеется, можно было продолжить) доминирует принцип повтора, стереотипа, серийного штампа, поскольку «авторская установка обязательно определяется принципом соответствия ожидаемому аудиторией, а не попытками самостоятельного и независимого постижения мира»

Конечно же, жанрово-темагические разновидности массовой литературы допускают возможность оживления стандартных сюжетных ходов и некоторую индивидуализацию героев. Возможны здесь и отклонения от узаконенных схем, и сочетания литературных формул. Так, в произведениях, относящихся к научной фантастике, возможна любовная интрига или детективная линия; костюмно-исторические романы, как правило, сочетают в себе элементы мелодрамы и авантюрно-приключенческого романа.

И все-таки радикальное новаторство — редкий гость в массовой литературе. При любых изменениях конъюнктуры, при любых скрещиваниях и сочетаниях различных формул, при всей исторической изменчивости номенклатуры жанрово-тематических канонов массовой литературы сам принцип канона (формулы, стандарта, тиражируемой модели) не должен оспариваться — в противном случае едва ли можно будет говорить о том или ином художественном произведении, что оно принадлежит к массовой литературе.

 

К тому же «каждая формула обладает своим собственным набором ограничений, которые определяют, какого типа новые и уникальные элементы допустимы без того, чтобы не растянуть формулу до ее разрушения».

Автор розового романа может многое варьировать в рамках данного канона — внешность, характер, социальный статус героини и ее избранника, ситуации, во время которых происходит их знакомство, перипетии их отношений и т. д., но он не должен выходить за установленные границы — завершая роман трагическим финалом, не доведя дело до свадьбы или окончательного воссоединения возлюбленных, а то — еще хуже — умертвив кого-нибудь из «сладкой парочки». В равной степени писатель-детективист может как угодно изощрять свое воображение, изобретая все новые и новые способы убийств и ограблений, выдумывая невообразимые улики, с помощью которых сыщик сокрушит железобетонные алиби коварных преступников, но все же он не должен нарушать основные положения негласного «устава».

Благодаря налаженному конвейерному производству массовой литературы принцип «формульности», «серийности» проявляется на всех формально-содержательных уровнях литературного произведения — даже в заглавиях, являющихся, наряду с именем хорошо известного и разрекламированного автора и специфически оформленной обложкой, как бы первичным сигналом о принадлежности данной книги к определенному жанрово-тематическому канону.

Сюжетному схематизму, стереотипности персонажей, почти всегда подчиненных той или иной сюжетной функции и не выходящих за рамки определенного амплуа, повторяемости стандартных ситуаций соответствует и язык «формульных» произведений, основу которого составляют отшлифованные до мертвенного лоска стилевые клише. Каждой жанрово-тематической разновидности массовой литературы присущ свой язык, свой стиль. Обилие описаний, старательное перечисление географических и исторических реалий какой-нибудь выдуманной страны, планеты или звездной системы — типичного места действия в фэнтези, старательное воссоздание местного колорита — одежды, быта и нравов обитателей баснословных земель — эти «изыски» явно не подходят для детективов (во всяком случае, для произведения, рассчитанного на максимальное соответствие жанрово-тематическому канону и образующей его формуле). В общем, жанрово-тематический репертуар «произведений» массовой культуры не так широк, как возможно кажется читателю, а ограничен и примитивен по своей сути.

«Проблемы современной литературы»

Во все времена миссией литературы было воспитание людей, передача знаний, опыта предков. Книга всегда считалась огромной ценностью, носителем мудрости веков, «учителем». Именно в книгах люди искали ответы на все свои вопросы. На примерах героев, их подвигов воспитывались целые поколения.

Что же происходит сейчас? Чем наполнены полки книжных магазинов? В основном – низкопробными детективами, однотипными женскими романами, анекдотами, кулинарными книгами. Также представлены книги о здоровом образе жизни, о различных духовных практиках и, к сожалению, даже черная магия, вплоть до описания сатанистских ритуалов! Среди всего этого «изобилия человеческой мудрости» еще встречается классическая литература. Но ее, как правило, покупают только малочисленные любители классики или школьники и студенты, согласно программам системы образования.

Читая для развлечения низкопробные книги, не задумываясь, не анализируя, не делая никаких выводов, человек просто убивает свое время! Или становится агрессивным, пессимистичным, «поглощая» кровожадные по сути боевики, детективы или фантастику о грядущем апокалипсисе. Еще хуже, когда неразборчивый читатель, попадая под влияние оккультных книг, начинает использовать в своей жизни различные заклинания, ритуалы, даже не представляя возможные последствия.

Процесс падения культурного уровня общества и литературы необходимо остановить. Современная литература должна вернуть себе статус «мудрого друга и советчика». Для этого необходимо, чтобы все негативные и пустые по смыслу произведения покинули книжные полки. Люди должны понимать, что вместо того, чтобы терять время на чтение «ширпотреба», это же время можно использовать для изучения другой литературы. Той, которая даст ответы на волнующие вопросы, усилит веру в свои силы, покажет путь к вершинам успеха.

По большому счету, это задача государства – научить людей выбирать полезные книги, включить в программу образования изучение произведений, которые помогут воспитать сильных духом, целеустремленных, успешных и счастливых патриотов своей страны. Но на данный момент государство ее не решает, людям негде получить совет, полезные, аргументированные рекомендации.

 

«Чтобы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы найти эти книги, нужно прочитать сотни других».

Многие ругают современную литературу, говорят, что это шлак. Однажды, мой любимый стендап-комик Стюард Ли, сказал очень хорошую фразу на этот счет:«- Человек который прочитал, все что вышло сегодня, будет тупее человека, который не читал вообще ничего».

Вот когда мы с вами говорим слово литература, что сразу представляется у ас в голове: Достоевский, Пушкин, Чехов, Гете. Крайне редко в пример приводят современных авторов. Неужели литературы 21-го века мертва…?

Но на самом деле, не все так печально. Понимаете, когда мы с вами приводим в пример «классическую» литературу, мы должны понимать, что в то время большинство людей вообще читать не умело. Поэтому, когда мы с вами говорим о «таргет» группе того времени, мы должны понимать, что «таргет» группа того времени для писателей была вельможи, которые умели читать, даже не просто умели читать, а которые могли позволить себе купить книгу.

Но право-слова, не было такого, чтобы какой-нибудь крепостной конюх, после трудного рабочего дня приходил домой и начинал писать книгу. И чтобы потом эту книгу читали богатые и знатные вельможи, и говорили:

- Да, великие мысли, величайшие мысли.

Не было такого.

И так, что мы имеем в итоге: образованные и умнейшие писатели, которые писали для образованных и умнейших вельмож. Именно для образованных и умнейших вельмож, ведь в то время не только крепостные-то не умели читать и многие вельможи читать-то не умели.

Соответственно понятия плохой книги, просто-напросто не существовало. Плохую книгу тогда, крайне трудно было отыскать, но и такие случаи тоже были. Но на сегодняшний день есть люди, которые говорят, что Бунин или тот же Толстой, просто переоценены, но я конечно же не согласен с этим. В Своей жизни, я часто наталкивался на статью, где автор утверждает, что: Достоевский, Пушкин и Гоголь и т.п. И что для того времени, это была такая же «попса», как для нас с вами сейчас является, допустим «50 оттенков серого», но нет.

Опять же, из всего населения почти никто не умел читать, то есть основная масса людей, большинство из них не обладало этим навыком.

 

Соответственно книга не могла быть попсой до факта, потому что это было вовсе не широкое явление.

На сегодняшний день, сейчас гораздо больше людей читают нежели тогда. Но давайте отправимся в еще более далекие времена.

Во времена Платона и Гомера – античные, великие писатели. Государство платоновское считается основой всей философии, также как и Илиада, Одесея считаются основой всей художественной литературы. И соответственно, все книги которые писал Платон и Гомер, были написаны для точно таких Платонов и Гомеров. То есть, еще более узкая, и еще более интеллектуальная аудитория была, нежели, относительно недавних времен 19-го и 18-го века.

Но в чем же дело, как литература могла настолько опошлиться? Почему на полках современных книжных магазинов, мы видим откровенно так много шлака?

1) Как я уже ранее говорил, люди того времени приходили в литературу не с улицы. Сейчас же литературный бизнес может прийти абсолютно кто угодно.

Ярки пример тому, как всякие сволочи, которые пишут книги по мотивации. И одна из самых известных фигур в этом жанре, это Дейл Карнеги. Скорее всего у каждого человека есть в доме эта нелепая книга под названием «Как заводить друзей и выступать на публике». Цитата, как раз же из этой книжонки:

-«Если жизнь, подкинула тебе лимон, то сделай из него лимонад».

Дейл Карнеги покончил свою жизнь самоубийством. Что же он себе лимонад то не сделал, чертов лицемер. А вот последователи Дейла Карнеги заслуживают отдельного разбора и обсуждения. Если Дейла Карнеги возможно еще читать, то то, что было написано после него в его и так уже и так ужасном жанре изначально, то это просто отвратительно.

Сейчас, на сегодняшний день имеется миллионы психологических книг, авторы которых не являются психологами; миллионы кулинарных книг, авторы которых не являются поварами; миллионы книг авторы которых не являются писателями.

2) «Жанр». Вот вы заходите в книжный магазин, и с большей долей вероятности жанр который вы увидите на книжных полках этого магазина, это будут детективы.

 

Детективы, авторами которых не является Кононам Дойлем и не вносит никаких новых методик в криминалистику. Либо это может быть фантастика, авторы которой не способны придумать мир, который бы выглядел лучше чем Хогвартс, или лучше чем грязная лужа в Изинграде откуда вылупляются урук-хаи, только без урук-хаев.

Или вы можете натолкнутся на очередную биографию Стива Джобса, но их уже так много, что я думаю можно возводить новый жанр, который бы так иназывался биографией Стива Джобса.

Либо очередная подростковая ерунда, которая будет популярна в течении двух или трех лет.

3) Крайне трудно придумать что-то новое, все мысли, они уже были давным-давно изложены на бумагу. И по сути прозы, которые выходят сейчас, является перефразированием чего-то старого.

Настоящие, образованные писатели говорят своими произведениями о вечных проблемах и пытаются затронуть проблемы современные. Уильям Шекспир, например, в своей бессмертной трагедии «Гамлет» размышляет над тем, что такое жизнь, что ждет человека вне ее. «Быть или не быть?», - знаменитый вопрос, на который автор пытается найти ответ.
Проблема добра и зла и их борьбы в человеке раскрывается в произведении Иоанна Вольфганга Гете «Фауст».
Основные проблемы человечества: духовная слепота, безразличие, черствость – раскрываются в удивительно трогательной сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц».
В романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" можно найти ответы на любые жизненные вопросы. В этом произведении писатель пытается понять: в чем предназначение человека, смысл его жизни? Почему люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих», которым позволено безнаказанно преступить через любые моральные принципы?
Нельзя не сравнить популярных сейчас литературных деятелей с ушедшими классиками, и, откровенно говоря, сам собой напрашивается вывод: многие современные писатели, работающие только ради наживы, зря тратят свое драгоценное время.

В общем примерно так сейчас и выглядит вся современная литература. Но неужели все так плохо, неужели все настолько четно?

 

 

Современная сейчас литература станет такой же классикой, но станет ли она такой же величественной, будут ли помнить ее и почитать, будет ли она способна через столетья возрождать и трогать сердца читателей?

Не совсем. Есть хорошие авторы и они пишут, выпускают довольно хорошие книги. Вот я недавно прочитал книгу Михаила Елизарова: «Библиотекарь».

И знаете, это довольна неплохая и интересная книга с хорошим сюжетом, приличным содержанием и политическими предпосылками, вот как раз в 2008 году получила награду «Русский букер».

Но друзья, мы с вами должны понимать, что одного такого Михаила Елизарова, приходится тысячу других очень плохих книг. И прежде чем найти несколько грамм золота, вам нужно порыться в огромной куче грязи.

 

 

Заключение

Подводя итог выполненной работы, можно с уверенностью утверждать, что «массовая литература» — это не только ценностный «низ» литературной иерархии, не только социокультурное явление — отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции развлекательной, а иногда пропагандистской направленности, это еще и собственно литературное явление, сопряженное со специфической поэтикой: номенклатура популярных жанрово-тематических канонов, имеющих в своей основе трафаретные сюжетные схемы, обладающих общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише.

Мы смогли разобрать основные проблемы литературы и понять, что же с ней не так. И все же, мы пришли к такому выводу, что самая важная проблема литературы, это ее клишируемость и аналогичность.

Мне удалось выполнить поставленную мною цель, благодаря выполнению поставленных мною задач:

1. Объяснить понятие массовой литературы.

2. Откуда появилась массовая литература.

3. Рассмотреть жанры массовой литературы.

4. Раскрыть проблемы современной литературы.

Список литературы

1. Баранов С.Ю. Популярная проза XVIII века//Повести разумные и замысловатые. Популярная проза XVIII века. М., 1980. С. 5.

2. Булгарин Ф.В. Полное собрание сочинений: В 7 т. - СПб., 1844. - Т. VI.

3. Венгерова 3. Дюма Александру/Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии: В 12 т. М., 1993. Т. 4. С. 860.

4. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? // Новое литературное обозрение, 1996, № 22.

5. Достоевский Ф.М. Книжность и грамотность. Статья вторая // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. - Л., 1979. - Т. 19. - С. 24-53.

6. Зверев А. Что такое «массовая литература»?//Лики массовой литературы США. М., 1991. С. 33--34.

7. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М Избранные статьи. Т. 3. Таллинн, 1994.

8. Массовая литература // Краткая литературная энциклопедия, т. 9, М., 1978

9. Мельников Н.Г. Массовая литература // Русская словесность.- М., 1998

10. Пульхритудова Е.М. Литература, беллетристика и паралитература // Теория литературы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С.10-29.

11. Высказывания, Гридин Н. Ю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: