ОП.02. Техническая механика
Урока)
Гр.5. Техническая механика
Преподаватель: Рыжонкова С.А.
Адрес электронной почты: ryzhonkovasvetlana@yandex.ru
Тема: Практическое занятие № 5 по теме: Ременные передачи
Цель: ИзучитьРеменные передачи
Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение
Тип урока: Практическое занятие(2урока)
Обеспечение занятий: калькулятор, линейки, карандаши, ручки, рабочая тетрадь.
Место проведения: индивидуальное, электронное обучение
Время проведения: 2 часа, (2 урока).
Практическая часть:
1.Ременная переда
2.Область применения ременных передач
3.Формы поперечного сечения ремня
4. Классификация ременных передач по расположению валов в пространстве
5. Достоинства и недостаткиременных передач
6. Типы ремней
7. Шкивы и натяжные устройства
Методические указания к практической работе описание самой работы
1.Записать определение ременной передачи и область применения
2. Изучить достоинства и недостатки ременной передачи
3. Записать классификацию ременной передачи порасположению валов в пространстве
4. Изучить типы ремней и натяжные устройства
5. Ответить на контрольные вопросы
Рис. 1. Ременная передача.
Ременной передачей называется механизм, служащий для преобразования вращательного движения при помощи шкивов, закрепленных на валах, и бесконечной гибкой связи – приводного ремня, охватывающего шкивы.
Область применения ременных передач
Ременные передачи применяют в большинстве случаев для передачи движения от электродвигателя, когда по конструктивным соображениям межосевое расстояние должно быть достаточно большим, а передаточное число u не строго постоянным (в приводах станков, транспортеров, дорожных и строительных машин и т. п.).
Мощность, передаваемая ременной передачей, обычно до 50 кВт и в редких случаях достигает 1500 кВт. Скорость ремня u = 5...50 м/с, a в сверхскоростных передачах может доходить до 100 м/с.
В зависимости от формы поперечного сечения ремня передачи (рис.3.) бывают:
Рис. 2.Формы поперечного сечения ремня
В современном машиностроении наибольшее применение имеют клиновые и поликлиновые ремни. Передача с круглым ремнем имеет ограниченное применение (швейные машины, настольные станки, приборы).
По расположению валов в пространстве:
Рис.3.Схемы расположения валов ременных передач
Достоинства ременных передач
1. Простота конструкции и малая стоимость.
2. Возможность передачи мощности на значительные расстояния (до 15 м).
3. Плавность и бесшумность работы.
4. Смягчение вибрации и толчков вследствие упругой вытяжки ремня.
Недостатки ременных передач
1.Большие габаритные размеры, в особенности при передаче значительных мощностей.
2. Малая долговечность ремня в быстроходных передачах.
3. Большие нагрузки на валы и подшипники от натяжения ремня.
4. Непостоянное передаточное число из-за неизбежного упругого проскальзывания ремня.
5. Неприменимость во взрывоопасных местах вследствие электризации ремня.
Типы ремней
Материалы ремней должны обладать достаточной прочностью, износостойкостью, эластичностью, долговечностью и иметь низкую стоимость.
Плоскоременная передача имеет простую конструкцию и вследствие большой гибкости ремня обладает повышенной долговечностью. Эта передача рекомендуется при больших межосевых расстояниях до 15м и высоких скоростях до 100 м/с. Для плоскоременной передачи применяют следующие ремни:
1) кордошнуровые прорезиненные – большой диапазон мощностей;
2) синтетические тканые (из капроновой ткани, покрытой полиамидной пленкой с высоким коэффициентом трения) – в быстроходных и сверхбыстроходных передачах;
3) текстильные ремни - хлопчатобумажные и шерстяные – обладают низкой тяговой способностью и долговечностью, поэтому не находят широкого применения;
4) кожаные - обладают высокой тяговой способностью и долговечностью. Их применяют для передачи переменных и ударных нагрузках, дефицитны.
Концы ремней соединяют путем склеивания, сшивания, скрепления.
Клиноременная передача благодаря повышенному сцеплению ремня и шкива передает большую мощность, допускает меньший угол обхвата на малом шкиве, следовательно, может иметь по сравнению с плоскоременной передачей меньшее межосевое расстояние. Долговечность клиновых ремней меньше. Из-за их высоты большие потери на трение и деформации изгиба. Клиновые ремни бывают двух типов:1) кордтканевые;2) кордшнуровые.Кордтканевые ремни более долговечны, но в передачах с малыми диаметрами шкивов применяют кордшнуровые ремни.
Все клиновые ремни в сечении имеют форму трапеции с углом профиля 40 градусов. Поликлиновые ремни сочетают достоинства плоских и клиновых ремней. Благодаря высокой гибкости они допускают применение шкивов малых диаметров.
Зубчато - ременные передачи.
Зубчатые ремни представляют собой ленту с зубьями на внутренней поверхности. Они состоят из стальных тросов и эластичного материала – резины или пластмассы. Зубья ремня имеют форму трапеции. Передача движения происходит не за счет силы трения, а зацеплением зубьев. Поэтому в зубчато-ременных передачах отсутствует скольжение ремня, и обеспечивается постоянство передаточного отношения. В такой передаче уменьшается влияние межосевого расстояния на тяговую способность, что снижает габариты передачи. Мощность, передаваемая зубчатым ремнем до 100кВт.
Шкивы и натяжные устройства
Шкивы. Основные конструктивные элементы шкива ременной передачи: обод, несущий ремень; ступица, насаживаемая на вал; диск или спицы, соединяющие обод со ступицей.
Материалы для шкивов ременных передач могут быть чугун, сталь, легкие сплавы, пластмассы и дерево.
Натяжные устройства. Необходимым условием работыременной передачи трением является предварительное натяжение ремня, которое должно сохранятся во время эксплуатации. Для компенсации отклонений от номинала по длине ремня, его удлинения во времяэксплуатации, а также для свободной установки новых ремней и создания их предварительного натяжения в передачах предусматривается регулировка межосевого расстояния и установка натяжных устройств.Натяжные устройства можно классифицировать на:1) устройства периодического действия, в которых натяжение ремня регулируется винтами; 2) постоянногодействия,в которых натяжение ремня поддерживается постоянным за счет силы тяжести или усилия упругого элемента; 3) устройства автоматические, обеспечивающие регулирование натяжения ремня в зависимости от нагрузки.
Контрольные вопросы:
1.Что называется ременной передачей?
2. Назвать основные элементы ременной передачи?
3.Привести классификациюременной передачи?
4. В чем заключаются достоинства и недостатки ременной передачи?
5. Из каких материалов изготавливают ремни?
6.Назовите основные конструктивные элементы шкива ременной передачи?
7. Основное назначение натяжных устройств?
Используемая литература:
Основные источники:
1. А. А. Эрдеди, Н. А. Эрдеди Техническая механика Издательский центр «Академия» 2015 г.
Дополнительные источники:
1. И.С. Опарин Основы технической механики Издательский центр «Академия»
2012 г.
Интернет – ресурсы: