Оксиды подразделяются на солеобразующие и несолеобразующие.
Солеобразующими называют такие оксиды, которые в результате химических реакций способны образовывать соли.
- Дайте определение понятию «Соли».
Несолеобразующие оксиды такой способностью не обладают. Примером несолеобразующих оксидов могут служить следующие вещества: CO, N2O, NO.
Солеобразующие оксиды, в свою очередь подразделяются на основные, кислотные и амфотерные.
Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла.
Основными оксидами называются такие оксиды, которым в качестве гидратов (продуктов присоединения воды) соответствуют основания.
Например:
Основные оксиды Соответствующая гидратная форма(основание)
Na2O → NaOH
BaO→ BaOH
СaO→ СaOH
Основные оксиды образуют металлы при проявлении ими невысокой валентности (обычно I или II). Оксиды таких металлов, как Li,Na, K, Rb, Cs, Fr, Ca, Sr, Ba взаимодействуют с водой с образованием растворимых в воде оснований - щелочей. Другие основные оксиды непосредственно с водой не взаимодействуют, а соответствующие им основания получают из солей (косвенным путем).
Кислотными оксидами называются такие оксиды, которым в качестве гидратов соответствуют кислоты. Кислотные оксиды называют также ангидридами кислот. Например: кислотные оксиды и соответствующая гидратная форма (кислота)
SO3→ H2SO4
Р2О3→ H3РO4
СrО3→ H2CrO4
Кислотные оксиды образуют неметаллы и металлы при проявлений ими высокой валентности. Например, оксид марганца (VII) - кислотный оксид, так как в качестве гидрата ему соответствует кислота HMnO4 и это оксид металла с высокой валентностью.
|
Большинство кислотных оксидов могут взаимодействовать с водой непосредственно и при этом образовывать кислоты.
Например: СrО3 + H2O → H2CrO4
Р2О3 + H2O → H3РO4
SO3 + H2O → H2SO4
Некоторые оксиды непосредственно с водой не взаимодействуют. Такого типа оксиды сами могут быть получены из кислот. Например:
H2SiO3→ SiO2 + H2O (температура)
Это подтверждает названия кислотных оксидов - ангидриды, то есть "не содержащие воду". Оксиды SO2 и CO2 реагирую с водой обратимо:
СО2 + H2O ↔ H2CO3; SО2 + H2O ↔ H2SO3
Это подтверждает названия кислотных оксидов - ангидриды, то есть "не содержащие воду".
Амфотерные оксиды представляют собой оксиды, которые в зависимости от условий проявляют свойства как основных (в кислой среде), так и кислотных (в щелочной среде) оксидов.
К амфотерным оксидам относятся только оксиды некоторых металлов.
Например: BeO, Al2O3, PbO, SnO, ZnO, PbO2, SnO2, Сr2О3
PbO + 2HNO3→ Pb(NO3)2 + H2O
а) В кислой среде PbO (оксид свинца (II)) проявляет свойства основного оксида
б) в щелочной среде PbO проявляет свойства кислотного оксида.
t
PbO + 2NaOHтв → Na2 PbO2 + H2O
Амфотерные оксиды с водой непосредственно не взаимодействуют, следовательно, их гидратные формы получают косвенно - из солей. Несолеобразующие (индифферентные) оксиды - небольшая группа оксидов, не вступающая в химические реакции с образованием солей. К ним относятся: CO, N2O, NO, SiO2.
Химические свойства оксидов.
Схема реакций | Примеры | |
1. Оксид основный | + кислота = соль (раств.)+ вода | CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O 3Na2O + 2H3PO4 = 2Na3PO4 + 3H2O |
+ вода = гидроксид (раств.) | ВaO + H2O = Вa(OH)2 Na2O + H2O = 2NaOH | |
+ вода ≠ гидроксид (нераств.) | FeO + H2O ≠ MgO + H2O ≠ | |
+ кислотный оксид = соль(раств.) | CaO + СO2 = CaCO3 FeO + SO3 = FeSO4 | |
разлагаются HgO, Ag2O | 2HgO 2Hg + O2 2 Ag2O 4Ag + O2 | |
2. Оксид амфотерный | + кислота = соль (раств.)+ вода | Al2O3 +3H2SО4 = Al2(SO4)3 + 3H2O |
+ щелочь = соль + вода | Al2O3 + 2NaOHH2O + 2NaAlO2 ZnO + 2NaOHH2O + Na2ZnO2 | |
+ вода ≠ | Al2O3 + H2O ≠ | |
3. Оксид кислотный | + щелочь = соль + вода | SO2 + 2KOH = K2SO3 + H2O P2O5 + 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2O |
+ вода = кислота, растворимая в воде | SO2 + H2O = H2SO3 P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 | |
+ вода ≠ кислота, нераств. в воде | SiO2 + H2O ≠ | |
+ основной оксид = соль | 3CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2 | |
+ соль = соль(раств.) + кислотный оксид | SiO2 + CaCO3 = CaSiO3 + CO2 |
Получение оксидов.
|
1) окисление металлов: 2Cu + O2 = 2CuO оксид меди (II) черный налет
2) окисление неметаллов: C + O2 = CO2 оксид углерода (IV)
3) разложение кислот: Н2SО4 = SО2 + Н2О оксид серы (IV)
4) разложение солей: CaCО3 = CaО + CО2
5) разложение оснований: Fe(ОН)2 = FeО + Н2О оксид железа (II)
7) горение сложных веществ: C2H5OH + 3О2 → 2CО2 + 3Н2О
Вопросы для самоконтроля
1) Вещества подразделяют на простые и сложные, укажите их отличия?
2) Перечислите классы неорганических соединений.
3) Дайте определение понятию «Оксиды».
4) Перечислите виды оксидов.
5) Дайте определения понятий основных, кислотных, амфотерных оксидов.
6) Дайте определение понятию «Основания».
7) Какие элементы образуют основные оксиды?
8) Какие оксиды относят к кислотным?
9) Дайте определение понятию «Кислоты»
10) Какие элементы образуют кислотные оксиды?
11) Назовите особенности амфотерных оксидов.
12) Как изменяют цвета индикаторы в кислой среде?
13) Как изменяют цвета индикаторы в щелочной среде?
14) Напишите уравнения диссоциации: воды, гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида натрия.
|
15) Какие элементы образуют амфотерные оксиды?
16) Закончите уравнения химических реакций, дайте название веществам:
а) P + O2 →
б) Al + O2 →
в) H2SO4 + Fe2O3 →
г) BaO + HCl →
д) C2H4 + O2 →
С какими из следующих веществ будет реагировать ВаО:
ВаО + SO3 → |
ВаО + P2O5 → |
ВаО + NaOH→ |
ВаО + Na2SO4 → |
ВаО + HNO3→ |
2 - С какими из следующих веществ будет реагировать AI2О3:
AI2О3+ SO3 → |
AI2О3 + P2O5 → |
AI2О3 + NaOH→ |
AI2О3 + Na2SO4 → |
AI2О3 + HNO3→ |
3 - С какими из следующих веществ будет реагировать N2О5:
N2О5 + SO3 → | |
N2О5 + P2O5 → | |
N2О5 + NaOH→ | |
N2О5 + Na2SO4 → | |
N2О5 + HNO3→ |
17.Из приведенных формул оксидов выписать оксиды:
А) Солеобразующие: основные, кислотные, амфотерные Б) Несолеобразующие.
Дать им названия.
Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, FeO, SO2, CO, SCI2, CI2O5, Mn2O7, FeS, Fe2O3, Cu2O, P2O5, N2O, ZnCI2, MgO, Cr2O3, CrO3, ZnO
Солеобразующие | Несолеобразующие | ||
Основные | Кислотные | Амфотерные | |
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №17
Дисциплина: Химия.
Тема: Классификация химических реакций.
Цель занятия: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации, развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
Планируемые результаты
Предметные: сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
Метапредметные: использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи;
Личностные: готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция.
План занятия:
1) Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Оснащение: Учебник.
Литература:
1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.