ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.




ПЛАН:

1. Предмет и функции экономической теории. Общественное производство.

2. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Производственные возможности.

3. Методы экономической теории.

4. Структура экономики.

5. Экономические законы и экономические категории.

6. Экономическая теория как основа экономической политики.

 

1. Жизнедеятельность людей очень разнообразна. Она включает воспитание, обучение, медицинское обслуживание, отдых науку, культуру, производство. Все эти сферы жизнедеятельности тесно взаимосвязаны и образуют единую общественную систему, в которой выделяются три подсистемы: социально-культурная, политико-административная, экономическая (хозяйственная). Каждая из подсистем, будучи относительно самостоятельной, функционирует по своим специфическим законам. Определяющей среди этих подсистем является экономическая, поскольку именно она всю жизнедеятельность людей, и, прежде всего, удовлетворение их первичных, т.е. материальных потребностей, а также духовных.

Необходимость удовлетворения различных потребностей побуждает людей к хозяйственной деятельности, производству материальных благ и услуг. Обмениваясь результатами своего труда, субъекты хозяйственной деятельности (индивиды и коллективы) вступают в определённые экономические отношения, которые являются объектом изучения экономических наук, и, в частности, экономической теории.

Слово «экономика» практически знакомо каждому человеку с ранних лет. Но наше первичное представление об экономике чаще всего чисто эмпирическое, опытное, формирующееся под влиянием средств массовой информации, в которых говорится о ценах, доходах, зарплате, удовлетворении потребности в товарах, услугах, что мы и представляем как экономику. В действительности понятие «экономика» многогранно. Оно включает экономику как хозяйственную систему, экономическую науку и экономическую теорию.

Термин «экономика» ввёл в обращение древнегреческий философ Ксенофонт, написавший первый трактат об экономике. В переводе с греческого «oiconomia» - наука о ведении домашнего хозяйства. С развитием обмена, формированием национальных рынков возникает необходимость в широком толковании понятия «экономика» и в 1615 г. французский учёный А. Монкретье вводит в обращение термин «политэкономия», что в переводе с греческого означает «искусство государственного управления хозяйством». Оно основывалось на принципах рачительного хозяйствования, которые разрабатывались опытным путём, в результате обобщения хозяйственной практики.

С развитием общечеловеческих знаний развивается экономическая наука как наука о знании законов управления экономикой. Она изучает тайны поведения «мыслящей матери» - поведение индивидов, форм отраслей, общества, т.е. поведение производителя и потребителя в процессе хозяйственной деятельности, целью которой является удовлетворение разнообразных потребностей людей.

Экономическая наука включает:

- отраслевые экономические науки (экономика, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, строительства и др.);

- функциональные (финансы, кредит, бухучёт, аудит, статистика, маркетинг и др.);

- межотраслевые (экономическая география, демография, менеджмент и др.).

Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория как система научных взглядов на хозяйственную деятельность людей. Она изучает причинно-следственные связи с закономерностями развития экономических процессов, экономические отношения, возникающие между субъектами в процессе их хозяйственной деятельности, даёт возможность прогнозировать развитие экономики страны.

Функции экономической теории:

- познавательная – проявляется в изучении экономических законов, методов экономической деятельности, без которой немыслимы все другие виды жизнедеятельности;

- методологическая – разработка методов, средств, научного инструментария, необходимых дифиследований, всем экономическим наукам;

- практическая – непосредственное обеспечение экономической политики, управление производством на макро- и микроэкономическом уровнях;

- мировоззренческая – заключается в формировании научного экономического мышления.

Необходимость удовлетворять потребности побуждает людей к трудовой деятельности, производству материальных благ и услуг.

Потребности (economic needs)- это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Потребности для любого человека на земном шаре зависят от:

1. географического места проживания (Сибирь, Африка);

2. статуса личности в стране (президент, с/х работник);

3. экономических факторов.

Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем восходящем порядке от "низших" материальных до "высших" духовных:

  1. физиологические потребности (в еде, питье, сне и т.д.)
  2. потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха и т.д.);
  3. социальные потребности (любви, нежности, причастности к какой-либо группе и т.д.);
  4. признание обществом (самоуважение, достижение цели, одобрения и т.д.);
  5. потребность в самореализации;

Первые две группы потребностей – физиологические и потребность в безопасности, согласно А. Маслоу, это потребности низшего порядка, последние - высшего. До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка. Физиологические потребности в еде, одежде, продолжении рода считаются фундаментальными или базовыми потребностями, но в тот же время и приземлёнными, человека начинают формировать именно социальные потребности.

Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и др. Известны также потребности, которые возникают в процессе развития цивилизации (современное медицинское обслуживание, транспорт, и т. д.)

По мере овладения силами природы растут и множатся как сами потребности, так и возможности их удовлетворения. Это выражается в устойчивой зависимости, отражающей расширение круга потребностей и их качественное совершенствование, получившей название закона возвышения потребностей. Следовательно, безграничность потребностей связана с общей прогрессивной направленностью развития человеческого общества.

Для удовлетворения потребностей необходимы экономические ресурсы – природные, человеческие, производственные.

Ресурс (от франц. ressource - ценность, запас, источник средств). Напомним, что факторами производства, а, следовательно, и производственными ресурсами является земля, труд, капитал, способность к предпринимательству и информация.

Экономические ресурсы - это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.

Все экономические ресурсы можно разделить на:

1. материальные ресурсы (земля, капитал);

2. человеческие ресурсы (труд и предпринимательская способность);

3. информация.

Такие экономические ресурсы, как земля, капитал, труд и предпринимательская способность, называют также в экономической науке факторами производства.

Мобильный фактор производства – это ресурс, который можно использовать в любом производстве вне зависимости от его направленности и его легко переместить из одного производства в другое.

Труд и капитал являются мобильными факторами производства, земля - специфическим.

Земля как экономический ресурс – это все блага природы, которые применяются в производстве: пахотные земли, пастбища, леса, растения, животные, залежи природных ископаемых, водные ресурсы, ветер, климатические условия и т. д.

Основными природными условиями, которые существенно влияют на развитие страны, являются: климатические условия, богатство природных ископаемых, характер земной поверхности, географическое расположение.

Капитал – все изготовленные производственные орудия: машины, инструменты, оборудование, здания, сооружения, транспортные средства, и т. д.

Свойства ресурса-капитала:

  1. капитал всегда есть результатом предыдущей работы человека, поэтому он ограничен;
  2. капитал предназначен не для непосредственного употребления, а для дальнейшего участия в процессе производства.

В экономике часто капитал называют физическим капиталом или средством производства.

Капитал как фактор производства делят на:

  1. основной – к нему относят то, что может служить на протяжении многих лет (здания, сооружения, машины, и т. д.);
  2. оборотный – сырьё, дополнительные материалы, топливо, и т. д.

Деньги не относят к физическому капиталу, так как они ничего не производят. Деньги – это финансовый капитал.

Труд включает в себя совокупность всех физических и умственных способностей человека, которые применяются в производстве жизненных благ. Труд – источник всех действий, направленных на превращения даров природы в вещи, удовлетворяющие потребности человека. Развитие национальной экономики и её результативность зависят от количества и качества труда.

Количество труда зависит от численности населения, его возрастного и полового состава, уровня физического здоровья и хозяйственной активности.

Качество труда определяется образовательным и профессиональным уровнями работников, общественным и техническим разделением труда, степенью личной свободы, психолого-физиологичными условиями.

Все факторы, которые влияют на качество труда, повышают его производительность.

Под производительностью труда понимают количество продукции, которую производят за единицу времени; чем больше производят, тем выше продуктивность.

Предпринимательская способность – особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Предприниматель выполняет такие функции:

  1. организовывает объединение ресурсов – земли, труда, капитала – в один процесс производства товаров и услуг;
  2. принимает решения в процессе ведения бизнеса;
  3. предприниматель – это новатор, который стремится запустить в производство новые товары или технологии;
  4. предприниматель – это человек, который рискует. В рыночной экономике результатом предпринимательской деятельности может быть как прибыль, так и убыток.

Информация (от лат. Informatio – разъяснение, изложение, сведения, знакомство) – означает совокупность некоторых сведений, данных, знаний.

Основные свойства информации:

1.полнота – мера представления информации об объекте, необходимая для принятия правильного решения;

2. ценность (полезность) – максимально возможная полезность, которую способна дать информация для достижения цели;

3.достоверность (объективность) – правдивость представлений об источнике информации;

4.доступность (ясность, понятность) – способность адресата к восприятию информации;

5. актуальность – получение информации в нужный момент.

Ограниченность ресурсов определенной мерой относительна, ведь она обусловлена уровнем нужд, претензий потребителей на вещи и услуги. Ограничив нужды, можно относительно уменьшить и ограниченность ресурсов. Однако такое объяснение причин ограниченности ресурсов и их уменьшения затрагивает лишь одну сторону проблемы. Некоторые виды ресурсов, и, прежде всего, невоспроизводимые, ограниченны самой природой, следовательно, раньше или позже наступит время их исчерпания. Ученые уже подсчитали общие размеры запасов нефти, газа, угля, и других полезных ископаемых и сроки их исчерпания. Ограниченными является площади черноземов, водохранилищ, рек, лесов и т.п.

Что касается этих ресурсов, то они абсолютно ограничены.

Ограниченность производственных ресурсов предопределяет появление целого ряда сложных технико- экономических проблем.

Во-первых, в каждый данный момент именно имеющиеся производственные ресурсы определяют границу производства, изменить которую можно, только применив новые технологии. Например, если площадь пахотных земель в стране не может быть увеличена, то объемы сельскохозяйственного производства в ней определяются применяемыми технологиями выращивания культур. Именно они обеспечивают определенные уровни урожайности. При этих условиях увеличить объемы производства можно, лишь изменивши технологии.

Во-вторых, чтобы расширить границу производственных возможностей, необходимо отыскать средства привлечения к экономическому кругообороту принципиально новых ресурсов. Например, керамики - вместо металлов, пластмасс - вместо дерева. Это требует значительных инвестиций в научно-технические разработки.

В-третьих, возникает потребность всесторонней экономии производственных ресурсов, которая затрагивает не только технологические, а и организационные проблемы: целесообразного размещения связанных производств, налаживание снабжения ресурсов, стимулирование экономии их использования.

И, в-четвертых, именно через ограниченность ресурсов актуальной становится проблема их выбора, поисков альтернативных вариантов использования.

Общим свойством всех экономических ресурсов является их ограниченность, вследствие чего и объём производства продуктов ограничен. В этих условиях общество добивается наибольшего удовлетворения потребностей при экономном использовании ресурсов.

Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.

Таким образом, основная проблема, которая при этом возникает в любой экономической системе, заключается в том, что материальные потребности общества практически безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены.

Следовательно, предметом экономической теории является изучение экономических законов и экономических отношений, действующих в процессе общественного производства для обоснования выбора хозяйствующими субъектами способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей индивидов и общества.

Функционирование народного хозяйства выступает как процесс производства, в результате которого создаются материальные и нематериальные блага.

Общественное производство – это совокупная целенаправленная деятельность человека по преобразованию веществ и сил природы для удовлетворения его потребностей.

Фазы общественного производства: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение – это процесс определения доли (количества, пропорции), в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте.

Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен благ.

Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти фазы находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Общественное производство может быть структурировано по-разному. Важным подходом является его рассмотрение с точки зрения деления на: материальное и нематериальное.

Материальное производство охватывает те предприятия и отрасли, которые производят материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство), а также те, что производят материальные услуги (транспорт, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт и т.п.).

Нематериальное производство охватывает отрасли, в которых создаются нематериальные блага (духовные и другие ценности), а также предоставляются нематериальные услуги (здравоохранение, образование, научное консультирование и др.).

Кроме деления на материальное и нематериальное, существует разделение производства на первичное, вторичное и третичное. Такой подход не означает, что какой-то сфере предоставляются преимущества. Он лишь подчеркивает характер связи между сферами.

Первичное производство основывается на непосредственном присвоении того, что дает человеку природа. К первичному производству принадлежит сельское хозяйство (земледелие и животноводство), горнодобывающая промышленность, золотодобывающие производства, лесничество, рыболовство.

Вторичное производство основывается на первичном и является производным от него. Оно охватывает все отрасли обрабатывающей промышленности, которые создают средства производства и продукты потребления, а также строительство.

Третичное производство, которое является производным от первичного и вторичного, - это создание разнообразных услуг. Последние разделяются на такие, которые обслуживают производство, и на личные.

Совокупность предприятий, которые обслуживают производство, составляет производственную инфраструктуру. Это предприятия транспорта, связи, торговли, информации, рекламы и т.п.

Услуги производственного характера предоставляют оптовые и розничные торговцы, банкир, страховой и рекламный агенты, брокер, водитель и связист.

Социальная инфраструктура охватывает те предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на состояние и развитие отдельных людей, предоставляя им нематериальные формы богатства, и удовлетворяют социальные и духовные потребности. Это - здравоохранение, физическое культура, образование, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживания, пассажирский транспорт и связь, культура и искусство и т.п. Работа в этих отраслях является общественно необходимой и полезной.

Общественное производство исторически проявляется в различных способах производства (первобытнообщинном, рабовладельческом, феодальном и т.д.).

Способ производства – совокупность производительных сил (ПС) и соответствующих им производственных отношений (ПО). При этом производительные силы образуют содержание общественного производства, а производственные отношения – его общественную форму.

Производительные силы общества (по Марксу) – это совокупность личных, вещественных и нематериальных факторов производства. Вещественный фактор представлен средствам производства, который состоит из предмета труда и средства труда, личный – рабочей силой, а нематериальный - в условии рынка – информация, наука, знания, опыт, культура, предпринимательский талант.

Предмет труда – это вещь, на которую направлен человеческий труд (сырьё, материалы и др.).

Средства труда – это вещь, с помощью которой человек воздействует на предмет труда (инструменты, оборудование, производственные сооружения).

Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность физических и умственных способностей, используемых в процессе производства жизненных благ. Потребление рабочей силы есть труд.

В процессе производства, которое носит общественный характер, между людьми возникают определённые отношения и связи, т.е. производственные отношения. Они включают социально-экономические отношения, обусловленные отношениями собственности на средства производства и организационно-экономические отношения, которые зависят от форм организации производства (отношения кооперации и разделения труда, специализации и комбинирования производства, формы и методы управления экономикой и т.д.).

 

2. Суть проблемы выбора: как лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной выгоды. Даже в повседневной жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с проблемами: что лучше купить: мороженое или сок? Ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства, т.е. появляется необходимость выбора между альтернативами: какие товары производить, а от каких следует отказаться. Т.к. приходится делать выбор, то неизбежен отказ от каких-то товаров или услуг. В этом случае речь идёт об альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость – это те блага, от которых приходится отказаться, чтобы получить другие желаемые блага. Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками упущенных возможностей.

Альтернативную стоимость и упущенную выгоду можно рассчитать математически или описать теоретически.

Рассмотрим условный пример. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом $100, самолетом – $250. В путешествие отправляются трое: Андреев, Борисов и Васильев. Часовая ставка оплаты труда Андреева – $20 в час, у Борисова – $30, у Васильева – $50. Каким видом транспорта поедут эти люди?

$100 в данном случае – неизбежные затраты: какой бы из имеющихся в наличии транспорт ни выбрать, меньше затратить не удастся. Поэтому дополни­тельными (предельными) затратами являются 250-100 = $150. Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные (предельные) потери равны 8-3 = 5 часам. Предметом анализа является сопоставление этих $150 и 5 часов времени.

Андреев за эти 5 часов заработает лишь $100, его альтернативные издержки ($100) меньше, чем дополнительные затраты на покупку авиабилетов (150). Следовательно, для него рациональнее (выгоднее) поехать поездом.

Часовая ставка Борисова – $30. В результате полета самолетом он сэкономит 5 часов, за которые может заработать $150. Следовательно, экономия времени дает возможность вернуть затраченную на авиабилет сумму. Поэтому ему с точки зрения ра­ционального поведения всё равно, ехать ли поездом и потерять 5 часов времени или лететь самолетом и «отработать» перерасход ресурсов.

Что же касается Васильева, то очевидно, что для него, как говорил Б. Франклин, «время – деньги», так как за 5 часов он сможет заработать $250, что значительно больше дополнительных затрат на авиабилет.

Итак, с точки зрения рационального поведения: Андреев поедет поездом, Васильев полетит самолетом, а Борисову все равно. Этот простейший случай дает прекрасный пример принятия экономических решений. Они принимаются, когда дополнительные (предельные) выгоды должны быть не меньше дополнительных (предельных) издержек:

Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности ресурсов воспользуемся кривой производственных возможностей.

Производственные возможности – это возможности общества (предприятия) по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития техники и технологии.

Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, используя кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – это график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных (альтернативный – допускающий одну из двух или нескольких возможностей) видов продуктов (товаров).

Разберем хрестоматийный пример. Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов – масла и пушек. Возможные объёмы производства двух продуктов при полном использовании ограниченных ресурсов представлены в табл. 1. Отложив на осях координат два продукта и соединив точки, отражающие разные сочетания объемов производства этих продуктов, мы получим кривую производственных возможностей (рис. 1).

Таблица 1 – Альтернативные возможности производства масла и пушек

Вариант Масло, млн. т Пушки, тыс. шт.
А    
В    
С    
D    
Е    

Рисунок 1. – Кривая производственных возможностей

 

Точки на кривой производственных возможностей показывают все возможные варианты сочетания производства двух продуктов при полном использовании имеющихся ресурсов и неизменной технологии.

Анализ приведенной кривой производственных возможностей позволяет сформулировать ряд важнейших экономических положений.

1. Закон замещения, который гласит, что при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению другого. Двигаясь по кривой производственных возможностей, действительно, мы видим, что с увеличением производства масла выпуск пушек сокращается, и наоборот.

Для иллюстрации действия закона замещения часто приводят следующие примеры. В СССР накануне Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) существовала полная занятость, все трудовые ресурсы использовались полностью, безработицы не было. Когда началась война, увеличить производство военной продукции можно было, только сократив производство гражданской. В США перед войной (1939 г.) трудовые ресурсы недоиспользовались, безработица достигала 17,2%. Когда началась вторая мировая война, США смогли увеличить производство и военной, и гражданской продукции. К 1944 г. безработица сократилась до 1,2%.

2. Если экономика находится в точке N, это значит, что имеющиеся ресурсы используются не полностью: есть возможность увеличить производство и пушек, и масла. Точка N свидетельствует о недопроизводстве и неэффективном использовании ресурсов.

3. Точка М при данных ресурсах и имеющейся технологии для производства недостижима. Но это совсем не означает, что производственные возможности не могут увеличиться. Существуют два способа расширения производственных возможностей:

экстенсивный – осуществляемый за счёт вовлечения дополнительных ресурсов (увеличение численности занятых, вовлечение в переработку новых запасов природного сырья, рост капиталовложений без изменения технической основы производства);

интенсивный – достигаемый за счёт лучшего использования имеющихся ресурсов (ускорение НТП и на этой основе повышение производительности труда и оборудования, улучшение организации производства и т.п.).

4. Любое производство является эффективным, если оно обеспечивает полное использование ресурсов, т.е. если увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого продукта. Поэтому любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, является эффективной.

Предположим, что фирма располагает определенным станочным парком и определенным количеством работников и выпускает два продукта. Если станочный парк используется полностью, все работники загружены, то чтобы увеличить производство одного продукта, придется сократить производство другого. Если можно увеличить производство одного продукта, не сократив производства другого, это значит, что имеющиеся ресурсы недоиспользуются, т.е. производство неэффективно.

5. Поскольку увеличение производства одного продукта ведет к сокращению производства другого, то издержки производства одного продукта могут быть выражены в количестве другого продукта, от производства которого приходится отказаться в связи с производством первого. Так, увеличение производства масла с нуля до 2 млн. т «обошлось» в 3 тыс. пушек, от производства которых пришлось отказаться. Можно сказать, что дополнительные 2 млн. т масла стоят 3 тыс. пушек. В экономике такая стоимость или такие издержки производства называются альтернативными или вмененными.

3. Основные методы исследования экономики, используемые экономической теорией:

Метод научной абстракции – основан на абстрагировании от второстепенных явлений, выделение и изучение наиболее сущностного, типичного в экономических процессах, что позволяет формулировать научные понятия, категории, экономические законы;

Метод системного анализа или системного подхода заключается в изучении внутренних структурно-функциональных, прчинно-следственных прямых и обратных связей. Их познание даёт возможность выявить сложные процессы развития производственных отношений, выяснить природу многих экономических явлений и процессов;

Метод анализа и синтеза. Анализ – процесс расчленения целого на составные части; синтез – объединение различных элементов явления, процесса в единое целое. Анализ позволяет выявлять научные абстракции, понятия, а их последующее объединение (синтез) приводит к более глубокому изучению сущности процесса, явления как целого;

Метод качественного и количественного анализа позволяет использовать новые подходы при исследовании темпов и пропорций развития хозяйства, предполагает чёткое выявление качественной определённости процесса и выявление тех его элементов, которые могут быть измерены количественно, позволяет изучать процесс в динамике;

Математические и статистические методы обеспечивают объединение качественного и количественного анализа.

Кроме выше перечисленных, используются методы исторического и логического подхода, индукции (от единичного к всеобщему) и дедукции (от всеобщего к единичному), метод аналогий. Использование всех этих методов в научных исследованиях позволяет формулировать гипотезу – научно обоснованное предположение о возможных связях, отношениях, причинах, явлениях.

В ходе проведения экономических реформ используется эксперимент, но его проведение требует очень тщательной подготовки, расчётов, обоснования.

 

4. Экономика – сложная система, имеющая несколько уровней. Хотя все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях.

  1. микроэкономика исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур;
  2. макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные агрегированные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование;
  3. мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно) предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе;
  4. мегаэкономика, или супермакроэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

 

5. Экономические законы выражают сущностные устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы имеют объективный характер. Переход от процесса-причины к процессу следствию в экономическом законе представляет особенную форму движения, в которой один экономический процесс порождает другой процесс, а внутренними импульсом этого движения является объективная экономическая противоречивость. Последняя разрешается не автоматически, а только через общественные действия людей. Преодоление противоречий экономических законов проявляется в различных формах. Следовательно, формы проявления экономических законов – это результат действий их причинно-следственных связей. В зависимости от условий, в которых действуют экономические законы, формы их проявления могут вызывать различные социально-экономические последствия в развитии экономики. Так, если экономический закон реализуется в условиях, отклоняющихся от нормальных, это приводит к негативным экономическим последствиям.

Экономические законы математически выражаются в различных формулах функциональной зависимости, что позволяет увидеть развитие экономических процессов и своевременно устранять возможные недостатки.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы;
2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);
3) общие экономические законы.

Специфические экономические законы - это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Процесс познания механизма действия экономических законов включает три этапа. На первом этапе экономические законы рассматриваются как законы реально существующих производственных отношений. Из множества экономических связей выбирают самые устойчивые, прочные. На втором этапе познания осуществляется теоретическое отображение реально существующих экономических законов в законах науки (законы экономической теории). Поэтому необходимо различать экономические законы, действующие в системе производственных отношений и законы науки, которые зависят от качества научных исследований. На третьем этапе осуществляется апробация законов науки в хозяйственной практике, делаются выводы, обобщения, которые затем вносятся в научные экономические законы. Это способствует усовершенствованию механизма их использования.

Задача экономической теории – дать науч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: