ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК. ЯЗЫК И РЕЧЬ 16 глава




4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целост­ный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот об­раз, отбрасывается.

5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное от­ношение к какой-то одной частной стороне личности пере­носится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своеко­рыстные.

6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой твои собствен­ные качества и эмоциональные состояния. Человек воспри­нимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный че­ловек, наоборот, может воспринять незнакомого через «ро­зовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услы­шанная или увиденная информация о человеке или собы­тии, является очень существенной и малозабываемой, спо­собной влиять на все последующее отношение к этому чело­веку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно по­мнить и учитывать вы больше будете первичную информа­цию. На восприятие другого влияет и настроение самого че­ловека: если оно мрачное (например из-за плохого самочув­ствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнако­мом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впе­чатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, про­исходящих со временем по естественным причинам. Имеет­ся в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накап­ливается новая информация о нем.

10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов пове­дения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспози­ции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности челове­ка) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций). Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

• постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;

• отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;

• обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое по­ведение свойственно большинству людей. Когнитивный психолог Келли в исследованиях показал, что

постоянное, мало отличающееся поведение, да к тому же нео­бычное объясняется внутренними причинами, спецификой лич­ности и характера человека («Таким он уродился»).

Если в похожих ситуациях у человека постоянное поведе­ние, а в других случаях — другое, отличающееся поведение, и к тому же это обычное поведение (т. е. как и у других людей в таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяс­нять через внешние причины («в этой ситуации вынуждены себя вести»).

Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, про­анализировал -«психологию здравого смысла», посредством ко­торой человек объясняет повседневные события. Хайдер счита­ет, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но че­ловек склонен приходить к заключению, будто намерения и дис­позиции других людей соответствуют их действиям.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассмат­риваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необы­чен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное собы­тие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возмож­ностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенден­ции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоце­нивать диспозиционные влияния на поведение других, в тен­денции считать, что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспо­зициями, их индивидуальными особенностями личности и характера («Это человек со сложным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («В этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я — совсем не такой»). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («Я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляет­ся более явно.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное ми­ровоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации явля­ются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей ве­роятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о кото­рых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той

группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в дет стве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют и предубежденияэмоцио­нальная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Ус тановка — это неосознанная готовность человека опре ■ деленным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сфор­мированным образом без полного анализа конкретной ситуа­ции.

Установки имеют три измерения:

• когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых при­держивается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

• аффективное измерение — положительные или отрицатель­ные эмоции, отношение к конкретному человеку или инфор­мации;

• поведенческое измерение — готовность к определенным ре­акциям поведения, соответствующим убеждениям и пере живаниям человека.

Установки формируются:

1) под влиянием других людей (родителей, СМИ), «кристал­лизуясь» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняют­ся с трудом;

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся си­туациях.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспри­нимает и интерпретирует информацию. Изображение лица че­ловека на фотографии может совершенно по-разному восприни­маться (Это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец он или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть лож­ную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Не­верное мнение о других людях или даже о себе может продол­жать существовать несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные до­казательства, чем для того, чтобы создать его.

При межличностном общении важно уметь «снимать мас­ку», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентировать­ся в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в кон­кретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью — сведениями о том, ка­кие чувства и мысли вызывает у нас их поведение — может по­вышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и при­нимать обратные связи, нужно обладать не только соответству­ющими умениями, но и смелостью.

Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Правила обратной связи:

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном челове­ке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информа­ция о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим челове­ком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

1.5. Синтетическая модель общения

Название «синтоническая» образовано от слова «синтония», что означает «быть в гармонии с собой и другими». Синтоничес­кая модель общения разработана в рамках нейролингвистичес-кого программирования (НЛП). Нейропсихологическое програм­мирование — это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Приемы НЛП успешно используются в педагоги­ке, менеджменте, психотерапии, бизнесе. Синтоническая модель выделяет основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние) и делит процесс овладения им на части или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людь­ми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью спе­циальных практических упражнений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: