«Выход в космос разрешаю...»
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
««Алмаз-2»: «Заря-1», я — «Алмаз-2»! Самочувствие отличное! Вот держусь за ручки шлюза, сейчас буду выходить: Паша не пускает!
«Алмаз-1»: «Алмаз-2», начинать выход. «Алмаз-2», начинать выход.
«Алмаз-2»: Понял.
«Алмаз-1»: Телекамера включен
а. Я — «Алмаз-1», перенос масс влияет на корабль, влияет на корабль!
«Алмаз-2»: Тяну крышку! Тяну крышку! Выбрасываю. Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой.
«Алмаз-2»: «Заря-1», я — «Алмаз-2». Нахожусь на обрезе шлюза! Нахожусь на обрезе шлюза! Самочувствие отличное. Подо мной вижу облачность, море. Кавказский хребет сейчас прошли только. Начинаю выполнять задание. »
А) Назовите участников данного диалога.
Б) Назовите дату данного события.
2. Юрия Гагарина на одной из пресс-конференций журналисты спросили:
«- А был ли момент, когда вы осознали значение сделанного вами?
Гагарин задумался, но только на мгновение.
- Пожалуй, такой момент был. Это когда я узнал, что сообщение о моем полете читает по радио диктор <…>…»
Именно этот диктор освещал все знаковые космические события той поры. О ком идёт речь?
3. «Летный отец» первых советских космонавтов. В 1934 году он руководил спасением челюскинцев, совершив 9 полетов в разбитый ледяной лагерь. Впоследствии за успешное проведение операции был награжден геройским званием. Принимал участие в Великой Отечественной войне. После войны продолжил военную службу. Именно на его плечи было возложено формирование и подготовка первого космического отряда. Назовите имя командира, о котором идёт речь.
4. Одной из достопримечательностей города Боровска является звездолет - арт-объект местного художника Владимира Овчинникова. «Приземлился» звездолет на окраине города на опушке векового бора у реки Протвы. Ниже перечислены «члены экипажа» этого космического корабля. Найдите 2 лишние фамилии.
К. Э. Циолковский, Н.Ф.Федоров, Джон Гленн, Ю.А.Гагарин, В.В.Гурьев, Илон Маск, Стивен Хокинг, Дарт Вейдер, Никола Тесла, Нил Армстронг
5. Назовите космонавта, с биографией которого связаны данные факты:
Ø Образование: Военная авиационная школа в г. Кустанае и Сталинградское военное авиационное училище г. Новосибирска
Ø Военная служба: истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа
Ø На момент первого полета в космос ему было 25 лет. Самый молодой космонавт.
6. Гражданин Вселенной: «Работая над реактивными приборами, я имел мирные и высокие цели: завоевать Вселенную для блага человечества, завоевать пространство и энергию, испускаемую Солнцем… Всегда вперед, не останавливаясь - вперед. Вселенная принадлежит Человеку». Назовите автора данных слов.
7. Назовите имя пилота космического корабля, схема полёта которого представлена ниже.
8. Один из основоположников советского жидкостного двигателестроения. Автор более 250 научных работ и изобретений. Руководитель орбитальных космических станций «Салют-6», «Салют-7», «Мир», спроектировавший многоразовую транспортно-космическую систему «Энергия-Буран» и, разработавший модификации пилотируемых космических кораблей «Союз». О ком идёт речь?
9. Одна из самых грандиозных советских ракет. Данное конструкторское изделие так и не удалось использовать по прямому назначению - для вывода на околоземную орбиту тяжелой орбитальной станции с последующей перспективой для сборки ТМК – тяжелого межпланетного корабля для совершения полетов к Марсу и Венере. Было принято решение о включении СССР в «лунную гонку». Она фактически превратилась в носитель для экспедиционного космического корабля. Какое «народное» название получила данная ракета?
10. Соотнесите советский космический корабль и событие, связанное с его историей:
1.Первый полет женщины-космонавта в космос | А. «Союз-19» |
2.Первый полет человека в космос | Б. «Салют-7» |
3. Первая в истории космонавтики стыковка пилотируемых космических кораблей разных стран. | В. «Восток» |
4. Первый в мире выход и работа в открытом космосе женщины-космонавта | Г. «Восток-6» |
11. Герман Титов: «Тренировались мы вместе с космонавтом-3. Это среднего роста молодой человек. Удивительно спокойный, неторопливый, скромный, умеющий мыслить самостоятельно, чем-то похожий на летчика Алексея Маресьева. С ним можно долго быть рядом и не услышать ни одного слова, если это не требуется в интересах дела. Многим из нас, космонавтов по душе, этот добродушный, умный и волевой человек; способный быстро принимать решения, бесстрашно и последовательно мыслить. С таким можно работать целый век. Если он пообещает, то обязательно сдержит свое слово». Человек, о котором так отзывался Титов, стал первым космонавтов, работавшем на орбите без скафандра и участвовавшем в военном эксперименте в космосе. О ком идёт речь?
12. Один из пионеров космонавтики. Многие основополагающие термины были введены именно им. Ученый рассчитал и теоретически исследовал траектории космических полётов, определив энергетически оптимальные. Выявленные траектории, с предварительным удалением от цели, позволяющие значительно экономить топливо, получили его имя. Он ввёл понятие космических скоростей и рассчитал их стартовые значения. Сформулировал проблему существования «сезонов космической навигации». О ком идёт речь?
13. На открытке изображены участники первого командного космического полета, который был уникален также тем, что начался он при одном руководителе СССР, а закончился при другом. Назовите дату полёта и его участников.
14. Комитет, созданный правительственным постановлением «Вопросы реактивного вооружения». В ведение комитета входили задачи по наблюдению за развитием научно-исследовательских, конструкторских и практических работ по реактивному вооружению. Он должен был представлять на утверждение И.В. Сталину планы и программы развития таких работ. Также комитет контролировал все задания Совмина, связанные с ракетной тематикой, и все работы, которые вели другие министерства и ведомства. Назовите председателя этого комитета.
15. 2 июня 1955 года Генеральным штабом Министерства обороны СССР был учрежден «Научно-исследовательский испытательный полигон № 5» в Тюра-Там. Какое общеизвестное название закрепилось за этим полигоном позднее?
16. Известный авиаконструктор провел 8 лет в тюрьме. В 1938 г. он был арестован Военной Коллегией Верховного Суда СССР как «враг народа» и был приговорен к 10 годам лагерей. В 1940 г. срок сокращён. В 1944 году ученого освободили, а в 1957 году полностью реабилитировали. О ком идёт речь?
17. Шар диаметром 58 сантиметров, весом 83,6 килограмма, был оснащен четырьмя антеннами для передачи сигналов работающих от батареек передатчиков. Через 295 секунд после старта и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км и перигее 288 км. На 315 секунде после старта <…> отделился от второй ступени ракеты-носителя, и сразу его позывные услышал весь мир. О чем идет речь? Когда произошло описанное событие?
18. Назовите ученого, чьи достижения представлены ниже:
Ø Лауреат Сталинской премии с одновременным вручением ордена Красной Звезды: за разработку и сдачу на вооружение первого советского радиолокатора «Пегматит».
Ø Герой Социалистического Труда с вручением медали Золотая Звезда и ордена Ленина: за успешную разработку баллистической ракеты средней дальности Р-5.
Ø Лауреат Ленинской премии: за создание межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли.
Ø Орден Октябрьской Революции: за создание космических систем, обеспечивших успешное выполнение программ освоения Луны и планет Солнечной системы.
Ø Два ордена Трудового Красного Знамени: за успешное осуществление совместного полёта космических кораблей «Союз» – «Аполлон» по программе «ЭПАС»; за выполнение заданий Правительства Союза ССР по созданию специальной техники.
19. В 2012 году в городе Краснознаменске был установлен памятник Герману Титову. Мемориал украшает арка в виде нескольких витков. Сколько витков в этой арке? Что они символизируют?
20. На фото изображен фрагмент стелы, встречающей приезжих в этот город. Стела оформлена в виде Р-2 - первой в мире ракеты с отделяющейся головной частью. Город пропитан духом космонавтики.
Главная достопримечательность - Центр управления полётами.
О каком городе идёт речь?
Ответы на задания викторины предоставляются в свободной форме в документе любого формата. Задания викторины переписывать не требуется. Ответы должны быть ясными и лаконичными.