Диаграммы последовательностей




Введение

UML представляет собой объектно-ориентированный язык моделирования, обладающий следующими основными характеристиками:

- является языком визуального моделирования, который обеспечивает разработку репрезентативных моделей для организации взаимодействия заказчика и разработчика информационной системы (ИС), различных групп разработчиков ИС;

- содержит механизмы расширения и специализации базовых концепций языка.

UML включает внутренний набор средств моделирования, которые сейчас приняты во многих методах и средствах моделирования. Эти концепции необходимы в большинстве прикладных задач, хотя не каждая концепция необходима в каждой части каждого приложения. Пользователям языка предоставлены возможности:

- строить модели на основе средств ядра, без использования механизмов расширения для большинства типовых приложений;

- добавлять при необходимости новые элементы и условные обозначения, если они не входят в ядро, или специализировать компоненты, систему условных обозначений (нотацию) и ограничения для конкретных предметных областей.

Наша система представляет собой систему по информационной поддержке работы компьютерных классов (система РКК). На предыдущих этапах разработки данной системы был произведен анализ работы компьютерных классов в высшем учебном заведении, было составлено словесное описание системы, а также проведен анализ осуществимости разработки системы РКК и распределены роли в группе разработчиков. Кроме того, были сформированы требования к разрабатываемой системе, а именно:

- составлена диаграмма идентификации точек зрения и диаграмма иерархии точек зрения;

- составлены сценарии основных событий;

- составлена информационная модель будущей системы, включающая в себя описание основных объектов системы и взаимодействия между ними;

- сформированы требования пользователя и системные требования;

- составлено техническое задание для создания программного обеспечения;

- составлена функциональная модель системы, включающая:

· контекстную диаграмму;

· диаграмму первого уровня декомпозиции с использованием IDEF0;

· диаграммы, представляющие собой декомпозиции основных блоков при помощи методологии IDEF3;

- осуществлен анализ функциональных блоков системы на соответствие техническому заданию.

В данной работе нужно построить объектно-ориентированную модель «ИС Деканат», используя язык UML.

Цель лабораторной работы

Ознакомиться с основными элементами определения, представления, проектирования и моделирования программных систем с помощью унифицированного языка объектно-ориентированного моделирования UML, а также получить навыки применения данных элементов для построения объектно-ориентированной модели разрабатываемой системы информационной поддержки работы деканата («ИС Деканат»).

Для этого необходимо построить следующие диаграммы:

1. диаграмму вариантов использования;

2. диаграммы взаимодействия для каждого варианта использования;

3. диаграмму классов;

4. объединенную диаграмму компонентов и размещения.

Описание работы

Диаграмма вариантов использования

Построение объектно-ориентированной модели начинается с построения диаграммы вариантов использования.

Данная диаграмма отображает взаимодействие между вариантами использования, представляющими функции системы, и пользователями, получающими или передающими информацию в данную систему.

В нашей системе существует 5 типов пользователей: студент, преподаватель, работник деканата, администратор компьютерных классов и администратор системы «ИС Деканат»; выполняющих некоторые функции системы, описанные в техническом задании к системе «ИС Деканат».

Так как студент, преподаватель, работник деканата и администратор компьютерных классов имеют общие функции (автоматическая регистрация, авторизация, просмотр расписания), то диаграмма вариантов использования для системы «ИС Деканат» строится с использованием наследования от абстрактного пользователя, имеющего все эти функции. Диаграмма вариантов использования изображена на рисунке 1:

Рис.1: Диаграмма вариантов использования

Диаграммы последовательностей

Эти диаграммы отображают поток событий, происходящих в рамках варианта использования.

На основании построенной выше диаграммы, были построены диаграммы последовательностей для каждого варианта использования:

· Автоматическая регистрация;

· Подтверждение регистрации;

· Авторизация;

· Заполнение расписания;

· Изменение расписания;

· Просмотр расписания;

· Управление списками данных;

· Управление правами доступа;

· Изменение данных о пользователях;

· Просмотр отчетов;

· Создание, изменение отчетов;

· Создание, изменение учебного плана;

· Просмотр учебного плана;

· Просмотр, изменение ведомостей;

· Создание ведомостей;

Автоматическая регистрация (Рис.2)

Пользователь вводит ФИО и должность. Введенные данные передаются в базу данных, после чего сохраняются. Осуществляется вывод логина и пароля, ожидание подтверждения сохранения данных. Выход из системы, окно интерфейса закрывается.

 

Рисунок 2: Автоматическая регистрация

Подтверждение регистрации (Рис.3)

Данные о незарегистрированных пользователях проверяются в базе данных, после чего, если такие пользователи есть, администратор изменяет им права доступа и регистрирует в системе. Изменения вносятся в базу данных, база обновляется. Осуществляется выход из блока, окно интерфейса закрывается.

Рисунок 3: Подтверждение регистрации

Авторизация (Рис.4)

Пользователь вводит логин и пароль. Введенные данные проверяются в базе данных, после чего, если введенные данные корректны, пользователь получает разрешение на вход в систему. Осуществляется вход в систему, окно авторизации закрывается.

Рисунок 4: Авторизация

Заполнение расписания (Рис. 5)

Для заполнения расписания работник деканата вводит учебный год. По введенному году функция базы данных делает выборку данных о группах, обучающихся в этом году. Затем вводится номер группы и неделя (четная/нечетная), после чего выводится шаблон для внесения данных. Работник деканата вводит данные, после чего они сохраняются в базе данных, окно интерфейса заполнения расписания закрывается, пользователь возвращается к меню выбора действия.

Рисунок 5: Заполнение расписания

Диаграммы классов

Эти диаграммы показывают существование классов и взаимодействие между ними в логическом представлении системы.

В нашей системе были выделены 8 классов:

· Пользователь

· Администратор «ИС Деканат» (наследуется от класса Пользователь)

· Логины и пароли пользователей

· Ведомости

· Отчеты

· Учебный план

· Расписание

· Аудитории

Все они представлены на рис.6

Рис. 6: Диаграмма классов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: