Три видах критериев: временные, пространственные, содержательные.




Возникновение и основные этапы развития теоретической социологии в Западной Европе.

Одна из наиболее дискутируемых проблем в истории социо­логии — ее периодизация и определение хронологических (исторических) границ. Причем в отношении верхних границ все относительно ясно, и здесь нет больших споров: историки социологии рассматривают развитие социо­логической науки вплоть до последнего времени, т.е. до наших дней.

Гораздо сложнее обстоит дело с определением нижних границ социо­логии. К какому времени следует относить ее возникновение: к моменту появления на свет термина «социология», введенного в оборот О. Контом в 1839 г., или нужно говорить об иных ее нижних границах? Существует несколько точек зрения на этот счет.

1) Одни авторы полагают, что начала социологии следует видеть уже в творчестве наиболее выдающихся мыслителей древности — Платона и Аристотеля. Иногда взгляды на общество мыслителей древности и Средне­вековья рассматриваются как предыстория социологии. В этом случае со­циальные идеи мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения харак­теризуют как предсоциологию [Капитонов Э.А. 2000. С. 19—136].

2) Другие исследователи считают, что на роль «начала социологии» вполне могут претендовать идеи французских авторов эпохи Просвеще­ния. Известный французский социолог середины и второй половины XX в. Р. Арон относит к числу основателей социологии французского мыслителя периода Просвещения Ш.Л. Монтескье.

Три видах критериев: временные, пространственные, содержательные.

В соответствии с первыми определяются исторические этапы возникнове­ния, утверждения и развития социологической науки в течение XIX—XX вв. С помощью пространственных критериев выделяются страны (континенты), в которых наиболее активно развивается социология в те или иные периоды (этапы). Наконец, обращение к содержательным критериям означает выделение различных направлений, школ, течений, парадигм и наибо­лее ярких их представителей (персоналистический подход).

Французские ученые Ш.-А. Кюэн и Ф. Гресль в работе «История социологии»1 выделяют пять этапов развития социологической науки: пер­вый — до 1917 г., второй — 1918—1945 гг., третий — 1945—1968 гг., четвер­тый — 1969 — начало 1990-х гг., пятый — с начала 1990-х гг. Нетрудно обнаружить, что в основу подобной периодизации положены не столько содержательные процессы, происходившие в самой социологи­ческой науке, сколько крупные политические события, имевшие мировое значение: революции, войны, общественно-политические движения и вы­ступления, серьезное повлиявшие на развитие общества

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологичес­кой науки:

1. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.),

2. Второй — весь XX в.

Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретичес­кой социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии. Современ­ный этап развития социологии определяется взаимодействием (в том числе и в форме противоборства, противостояния, взаимного неприятия) тео­ретической и эмпирической социологии.

Теоретическая социология - область развития социологической науки, содержание которой составляет добывание теоретического знания, создание (конст­руирование) общих и специальных (частных) социологических теорий. Эмпирическая социология — область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью соответствующих методов сбора первичной социологической информации (анализ документов, со­циологическое наблюдение, опрос в его различных типах и видах и др.).

Современный этап связан, во-первых, со становлением и развитием эмпирической социологии; во-вторых, с отраслевой дифференциацией социологической науки; в-третьих, с появлением новых школ, направле­ний, парадигм и теорий в сравнении с теми, которые были в XIX в.; в-чет­вертых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию; в-пятых, с поиском путей ухода от класси­ческих теорий в сторону «постклассики».

В границах современного этапа развития.социологии можно выделить несколько периодов:

1. Первый приходится на 1920—1930-е гг. и характери­зуется мощным наступлением социологического эмпиризма.

2. Следующий период — 1940—1960-е гг. — определяется значительным усилением теоре­тико-методологических построений, что стало своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции.

3. Третий период — 1970-е — сере­дина 1980-х гг.; в это время предпринимаются попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросо­циологию, с другой — вывести науку на новый уровень теоретического ос­мысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии).

4. Четвертый период охватывает последние 15 лет п позволяет обна­ружить принципиально иные тенденции, имеющие интегративный харак­тер. Новые движения, теории и парадигмы в социологии дают основания говорить о начале периода «постклассических» построений.

 

Классический этап

Временной критерий Содержательный критерий Пространственный критерий. Персоналии  
Ранний классический период: 1830-1880-е гг. Позитивизм     Натурализм, органицизм: социальный дарвинизм   расово-антропологическое направление   географическое направление Конт (Франция), Спенсер (Англия), Ковалевский (Россия)   Гумплович, Ратценхофер (Австрия), Смолл, Самнер (США), Стронин,Лилиенфельд (Россия)   Гобино, Летурно (Франция)     Бокль (Англия), Ратцель, Хаусхофер (Германия), Реклю (Франция), Мечников (Россия)  
Марксизм Маркс, Энгельс (Германия), Плеханов, Ульянов/Ленин (Россия)  
Поздний классический пе­риод:1880-1920-е гг. Психологическое направление:   эволюционизм   психология народов групповая психология инстинктивизм интеракционизм     Уорд, Гиддингс (США), де Роберти, Кареев (Россия) Вундт(Германия) Тард, Лебон (Франция) Мак-Дугалл (Англия) Кули (США)  
Классическая немецкая социология:   формальная социология   понимающая социология     Теннис, Зиммель (Германия)   Вебер(Германия)  
Позитивизм и неопозитивизм Дюркгейм (Франция), Парето (Италия), Сорокин (Россия)    

 

2. Принципы периодизации истории социологии. (Зборовский +Кравченко+Элброу)

 

Различают следующие принципы периодизации истории социологии:

Периодизация по Кравченко:

1) Донаучный (3 тыс. д.н.э. – 18 в. н.э.) – античные философы, новое время (Макиавелли, Гоббс и др, Монтескье).

2) Классический (19 в.) - французская школа, марксистская школа, немецкая школа. Характерна борьба школ, в конце 19 в. начинается институционализация.

3) Современный (20 в.).

Периодизация по Мартину Элброу:

1) Становление социологии – натуралистический период. Это период Конта и Спенсера, первый из которых рассматривал социологию как «социальную физику», а второй как «социальный организм».

2) Формирование национальных научных школ и разработка теорий, ставших сегодня социологической классикой.

А) Социокультурный подход Дюркгейма (Франция).

Б) Рационализм Вебера (Германия).

Г) Генетическая социология Ковалевского (Россия).

3) Интернационализация социологии. Борьба между школами переросла в обмен научными знаниями. Две противостоящие системы:

А) Конфликтологи (марксисты).

Б) Эволюционисты (структурных функционалистов).

Марксисты заостряли внимание на социальных противоречиях, во многом обусловленных экономической системой, а функционалисты (Парсонс, Мертон и др.) акцентировали значимость духовных, социокультурных факторов в консолидации общества.

4) Период формирования и развития социологического «постмодерна» связан с проникновением социологической культуры Запада в азиатский, южноамериканский и африканский миры, где произошла существенная трансформация принципов и приемов социологического познания с учетом культурных традиций и социальной специфики развивающихся стран.

32. Пятый период начинается в 1990-ые гг. и связан с осознанием глобализации (т.е. нерасторжимой связности) современного мира. Социология вновь переживает кризис, корректируя свои представления об «объекте» и «предмете», что вызывает появление новых теорий. Например, «глобальной системы» И.Валлерстайна.

Вопросы для самоконтроля:

1. Мифологический этап представлений об обществе.

2. Что собой представляли учения Средневековья и эпохи Возрождения?

3. Каковы особенности утопического социализма XIXв.?

 

Учебная литература:

 

  1. Болотин И.С., Джамалудинов Г.М. Социология высшей школы. М.;2003
  2. Готлиб А.С. Введение в социологическое исседование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. М.;2005
  3. Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. –М.;2004
  4. Зборовский Г.Г., Щуклина Е.А. Социология образования. М.;2005
  5. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск. 2004. 1 экз. в библиотеке каф. СиУП.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: