Возникновение и основные этапы развития теоретической социологии в Западной Европе.
Одна из наиболее дискутируемых проблем в истории социологии — ее периодизация и определение хронологических (исторических) границ. Причем в отношении верхних границ все относительно ясно, и здесь нет больших споров: историки социологии рассматривают развитие социологической науки вплоть до последнего времени, т.е. до наших дней.
Гораздо сложнее обстоит дело с определением нижних границ социологии. К какому времени следует относить ее возникновение: к моменту появления на свет термина «социология», введенного в оборот О. Контом в 1839 г., или нужно говорить об иных ее нижних границах? Существует несколько точек зрения на этот счет.
1) Одни авторы полагают, что начала социологии следует видеть уже в творчестве наиболее выдающихся мыслителей древности — Платона и Аристотеля. Иногда взгляды на общество мыслителей древности и Средневековья рассматриваются как предыстория социологии. В этом случае социальные идеи мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения характеризуют как предсоциологию [Капитонов Э.А. 2000. С. 19—136].
2) Другие исследователи считают, что на роль «начала социологии» вполне могут претендовать идеи французских авторов эпохи Просвещения. Известный французский социолог середины и второй половины XX в. Р. Арон относит к числу основателей социологии французского мыслителя периода Просвещения Ш.Л. Монтескье.
Три видах критериев: временные, пространственные, содержательные.
В соответствии с первыми определяются исторические этапы возникновения, утверждения и развития социологической науки в течение XIX—XX вв. С помощью пространственных критериев выделяются страны (континенты), в которых наиболее активно развивается социология в те или иные периоды (этапы). Наконец, обращение к содержательным критериям означает выделение различных направлений, школ, течений, парадигм и наиболее ярких их представителей (персоналистический подход).
Французские ученые Ш.-А. Кюэн и Ф. Гресль в работе «История социологии»1 выделяют пять этапов развития социологической науки: первый — до 1917 г., второй — 1918—1945 гг., третий — 1945—1968 гг., четвертый — 1969 — начало 1990-х гг., пятый — с начала 1990-х гг. Нетрудно обнаружить, что в основу подобной периодизации положены не столько содержательные процессы, происходившие в самой социологической науке, сколько крупные политические события, имевшие мировое значение: революции, войны, общественно-политические движения и выступления, серьезное повлиявшие на развитие общества
Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки:
1. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.),
2. Второй — весь XX в.
Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретической социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии. Современный этап развития социологии определяется взаимодействием (в том числе и в форме противоборства, противостояния, взаимного неприятия) теоретической и эмпирической социологии.
Теоретическая социология - область развития социологической науки, содержание которой составляет добывание теоретического знания, создание (конструирование) общих и специальных (частных) социологических теорий. Эмпирическая социология — область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью соответствующих методов сбора первичной социологической информации (анализ документов, социологическое наблюдение, опрос в его различных типах и видах и др.).
Современный этап связан, во-первых, со становлением и развитием эмпирической социологии; во-вторых, с отраслевой дифференциацией социологической науки; в-третьих, с появлением новых школ, направлений, парадигм и теорий в сравнении с теми, которые были в XIX в.; в-четвертых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию; в-пятых, с поиском путей ухода от классических теорий в сторону «постклассики».
В границах современного этапа развития.социологии можно выделить несколько периодов:
1. Первый приходится на 1920—1930-е гг. и характеризуется мощным наступлением социологического эмпиризма.
2. Следующий период — 1940—1960-е гг. — определяется значительным усилением теоретико-методологических построений, что стало своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции.
3. Третий период — 1970-е — середина 1980-х гг.; в это время предпринимаются попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросоциологию, с другой — вывести науку на новый уровень теоретического осмысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии).
4. Четвертый период охватывает последние 15 лет п позволяет обнаружить принципиально иные тенденции, имеющие интегративный характер. Новые движения, теории и парадигмы в социологии дают основания говорить о начале периода «постклассических» построений.
Классический этап
Временной критерий | Содержательный критерий | Пространственный критерий. Персоналии | |
Ранний классический период: 1830-1880-е гг. | Позитивизм Натурализм, органицизм: социальный дарвинизм расово-антропологическое направление географическое направление | Конт (Франция), Спенсер (Англия), Ковалевский (Россия) Гумплович, Ратценхофер (Австрия), Смолл, Самнер (США), Стронин,Лилиенфельд (Россия) Гобино, Летурно (Франция) Бокль (Англия), Ратцель, Хаусхофер (Германия), Реклю (Франция), Мечников (Россия) | |
Марксизм | Маркс, Энгельс (Германия), Плеханов, Ульянов/Ленин (Россия) | ||
Поздний классический период:1880-1920-е гг. | Психологическое направление: эволюционизм психология народов групповая психология инстинктивизм интеракционизм | Уорд, Гиддингс (США), де Роберти, Кареев (Россия) Вундт(Германия) Тард, Лебон (Франция) Мак-Дугалл (Англия) Кули (США) | |
Классическая немецкая социология: формальная социология понимающая социология | Теннис, Зиммель (Германия) Вебер(Германия) | ||
Позитивизм и неопозитивизм | Дюркгейм (Франция), Парето (Италия), Сорокин (Россия) |
2. Принципы периодизации истории социологии. (Зборовский +Кравченко+Элброу)
Различают следующие принципы периодизации истории социологии:
Периодизация по Кравченко:
1) Донаучный (3 тыс. д.н.э. – 18 в. н.э.) – античные философы, новое время (Макиавелли, Гоббс и др, Монтескье).
2) Классический (19 в.) - французская школа, марксистская школа, немецкая школа. Характерна борьба школ, в конце 19 в. начинается институционализация.
3) Современный (20 в.).
Периодизация по Мартину Элброу:
1) Становление социологии – натуралистический период. Это период Конта и Спенсера, первый из которых рассматривал социологию как «социальную физику», а второй как «социальный организм».
2) Формирование национальных научных школ и разработка теорий, ставших сегодня социологической классикой.
А) Социокультурный подход Дюркгейма (Франция).
Б) Рационализм Вебера (Германия).
Г) Генетическая социология Ковалевского (Россия).
3) Интернационализация социологии. Борьба между школами переросла в обмен научными знаниями. Две противостоящие системы:
А) Конфликтологи (марксисты).
Б) Эволюционисты (структурных функционалистов).
Марксисты заостряли внимание на социальных противоречиях, во многом обусловленных экономической системой, а функционалисты (Парсонс, Мертон и др.) акцентировали значимость духовных, социокультурных факторов в консолидации общества.
4) Период формирования и развития социологического «постмодерна» связан с проникновением социологической культуры Запада в азиатский, южноамериканский и африканский миры, где произошла существенная трансформация принципов и приемов социологического познания с учетом культурных традиций и социальной специфики развивающихся стран.
32. Пятый период начинается в 1990-ые гг. и связан с осознанием глобализации (т.е. нерасторжимой связности) современного мира. Социология вновь переживает кризис, корректируя свои представления об «объекте» и «предмете», что вызывает появление новых теорий. Например, «глобальной системы» И.Валлерстайна.
Вопросы для самоконтроля:
1. Мифологический этап представлений об обществе.
2. Что собой представляли учения Средневековья и эпохи Возрождения?
3. Каковы особенности утопического социализма XIXв.?
Учебная литература:
- Болотин И.С., Джамалудинов Г.М. Социология высшей школы. М.;2003
- Готлиб А.С. Введение в социологическое исседование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. М.;2005
- Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. –М.;2004
- Зборовский Г.Г., Щуклина Е.А. Социология образования. М.;2005
- Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск. 2004. 1 экз. в библиотеке каф. СиУП.