Уроки 9–10
Тема урока | НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Создать условия для формирования у учащихся представления о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха | ||
Образовательные ресурсы | Презентация «На пути к жизненному успеху» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/urok-na-puti-k-zhiznennomu-uspekhu | ||
План урока | 1. Слагаемые жизненного успеха. 4. Поддержка близких – залог успеха. 2. Привычка к труду помогает успеху. 5. Выбор жизненного пути 3. Готовимся выбирать профессию. | ||
Личностно значимая проблема | «Человек, которому повезло, – это человек, который делал то, что другие только собирались сделать» (Бернард Шоу) | ||
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа | ||
Основные понятия | Жизненный успех | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | ||
II. Актуализация знаний | Беседа на тему «Слагаемые жизненного успеха» | Организует беседу по вопросам: – как распознать свои способности? – Что вы знаете о разных профессиях? – Что побуждает человека к деятельности? – Как найти дело по душе? Нужно ли планировать свою жизнь? В чем смысл поговорки «Терпение и труд все перетрут»? какой образ жизни можно назвать достойным? | Рассуждают, выказывают свою точку зрения при ответах на поставленные вопросы | Фронтальная работа | Познавательные:осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы | |
III. Изучение нового материала | 1. Презентация «На пути к жизненному успеху». 2. Работа с текстом учебника 3. Анализ высказываний 4. Прочтение и обсуждение притчи и стихотворения (Приложение). 5. Работа с учебником, рубрика «Жил на свете человек» | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Делит учащихся на группы, организует самостоятельную работу по материалам рубрик, проводит обсуждение. 1-я группа – отвечает на вопросы рубрики «Жил на свете человек», с. 44; 2-я группа – отвечает на вопросы рубрики «Путешествие в прошлое», с. 41. 3. Организует работу по обсуждению высказываний: «Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его» (Библия. Пр. 16. 9); «Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают» (М. Горький); «Человек, однажды победивший, будет всю жизнь потом черпать силы в этой победе» (Г. К. Жуков); «Недалекие люди верят в удачу, сильные люди – в причину и следствие» (Р. Эмерсон). – Из чего складывается жизненный успех человека? 4. Знакомит учащихся с притчей и стихотворением, создает условия для проведения дискуссии по вопросам: – Какова основная мысль притчи и стихотворения? Что помогло лягушке спастись? В чем смысл жизни видит автор стихотворения? А в чем вы видите свой смысл жизни? 5. Знакомит с биографией дворянина А. С. Норова (1795–1869), предлагает учащимся обсудить, что помогло ему добиться успеха в жизни | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. 2. Выполняют задания, обсуждают новую информацию, отвечают на вопросы. 3. Знакомятся с высказываниями, объясняют их смысл, анализируют, отвечают на поставленные вопросы. 4. Знакомятся с притчей и стихотворением, высказывают свое мнение, рассуждают, участвуют в дискуссии. 5. Читают и анализируют текст, активно принимают участие в обсуждении проблемного вопроса | 1. Индивидуальная работа 2. Групповая работа. 3. Фронтальная работа 4. Фронтальная работа. 5. Групповая работа | Личностные:осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию;задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | 2. Устные ответы. 3. Устные ответы 4. Устные ответы. 5. Устные ответы | |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Задания в рабочей тетради, № 1–2, 4–5, с. 23–25 | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задания в рабочей тетради | Индивидуальная работа | Познавательные:самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные:ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Что такое профессиональный успех? – Любыми ли средствами можно идти к желаемому успеху? Почему? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |
Домашнее задание | § 5. задания рубрики «В классе и дома», с. 47–48 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение
Материал для дискуссии Лягушка*
Лягушка в грязную попалась колею,
И не могла оттуда выбраться никак...
Она все пробовала эдак и вот так...
Но... ничего: – Ах, помогите, я молю!
И помогали ей друзья и все, кто мог.
Но, видно, волею судьбы она попалась,
Как будто смерть к ней потихоньку подобралась,
И этот вечер был – ее последний срок.
Но поутру друзья увидели ее
Не в колее, а на веселенькой полянке!
– Как уцелела ты? – спросили обезьянки...
(Да, что за чудо совершилось для нее!)
– По колее шел грузовик и приближался...
А я обязана была себя спасти,
Из колеи дорожной ноги унести.
Так, он спасителем невольным оказался!
Какое чудо помогает человеку, Когда друзья не в состоянии помочь? Когда он в грязной колее, когда невмочь... Таким же способом является он в Мекку.
Эдуард Асадов «о смысле жизни»
– В чем смысл твоей жизни? – меня спросили, –
Где видишь ты счастье свое, скажи?
– В сраженьях, – ответил я, – против гнили
И в схватках, – добавил я, – против лжи!
По-моему, в каждом земном пороке,
Пусть так или сяк, но таится ложь.
Во всем, что бессовестно и жестоко,
Она непременно блестит, как нож.
Ведь все, от чего человек терзается,
Все подлости мира, как этажи,
Всегда пренахальнейше возвышаются
На общем фундаменте вечной лжи.
И в том я свое назначенье вижу,
Чтоб биться с ней каждым своим стихом,
Сражаясь с цинизма колючим льдом,
С предательством, наглостью, черным злом,
Со всем, что до ярости ненавижу!
Еще я хочу, чтоб моя строка
Могла б, отверзая тупые уши,
Стругать, как рубанком, сухие души
До жизни, до крохотного ростка!
Есть люди, что, веря в пустой туман,
Мечтают, чтоб счастье легко и весело
Подсело к ним рядом и ножки свесило:
Мол, вот я, бери и клади в карман!
Эх, знать бы им счастье совсем иное:
Когда, задохнувшись от высоты,
Ты людям вдруг сможешь отдать порою
Что-то взволнованное, такое,
В чем слиты и труд, и твои мечты!
Есть счастье еще и когда в пути
Ты сможешь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться к человеку,
Подставить плечо ему и спасти.
И в том моя вера и жизнь моя.
И, в грохоте времени быстротечного,
Добавлю открыто и не тая,
Что счастлив еще в этом мире я
От женской любви и тепла сердечного...
Борясь, а не мудрствуя по-пустому,
Всю душу и сердце вложив в строку,
Я полон любви ко всему живому:
К солнцу, деревьям, к щенку любому,
К птице и к каждому лопуху!
Не веря ни злым и ни льстивым судьям,
Я верил всегда только в свой народ.
И, счастлив от мысли, что нужен людям,
Плевал на бураны и шел вперед.
От горя – к победам, сквозь все этапы!
А если летел с крутизны порой,
То падал, как барс, на четыре лапы
И снова вставал и кидался в бой.
Вот то, чем живу я и чем владею:
Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.
А жить по-другому и не умею,
Да и, конечно же, не хочу!
Урок 11
Тема урока | ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО теме «ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ» | ||
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний | ||
Цель урока | Способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности | ||
Образовательные ресурсы | Селезнева, Е. В. Я познаю мир: Психология: дет. энциклопедия [Текст ]/ Е. В. Селезнева. – М.: АСТ-Астрель, 2002 | ||
План урока | 1. Работа с дополнительным материалом. 2. Выполнение заданий рабочей тетради | ||
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Человек, личность, отличительные признаки, качества личности, воля; потребности, мысли, чувства, действия, эмоции, познания, умозаключения, суждения; подросток, отрочество, взросление | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | |
I. Мотивация к учебyой деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |||
II. Актуализация знаний | Беседа «Личностные качества человека» | Организует беседу по вопросам: – Что побуждает личность к деятельности? – Что такое потребности человека? – Каким способом человек может добиться личного успеха? | Аргументировано отвечают на вопросы, высказывают собственные выводы | Фронтальная работа | Познавательные:осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы | ||
III. Обобщение и систематизация знаний и умений | 1. Анализ высказываний (Приложение 1). 2. Работа с дополнительным материалом (Приложение 2). 3. Тест «Какой у тебя темперамент?» (Приложение 3). 4. Задания в рабочей тетради (выполняются задания к главе I, которые не были выполнены ранее) | 1. Знакомит с высказываниями по теме урока, организует обсуждение: – Согласны ли вы с высказываниями великих философов и писателей? Прокомментируйте каждое высказывание. 2. Организует прочтение сочинения ученицы 9 класса о личности человека, организует дискуссионную беседу по вопросам: – Каково основное содержание этого сочинения? – Что представляет собой личность в понимании автора? 3. Организует работу над тестом, проводит его анализ. 4. Нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы в рабочих тетрадях | 1. Знакомятся с высказываниями, комментируют высказывания, отвечают на поставленный вопрос. 2. Знакомятся с сочинением, обсуждают поставленные учителем вопросы, выказывают собственное мнение. 3. Отвечают на вопросы теста, определяют его результаты. 4. Самостоятельно выполняют задания | 1. Фронтальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Индивидуальная работа. 4. Индивидуальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные:дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личностных характеристиках человека;ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные:задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы, записи в тетради. 4. задания в рабочей тетради | ||
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Отвечают на вопросы: – Может ли развиваться человек, если он растет вне человеческого общества? – Каждый ли человек становится личностью? – Как темперамент влияет на человека? – Почему для человека очень важны социальные потребности? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | ||
Домашнее за-дание | § 1–5. повторение | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | ||||
Приложение 1