Эдуард Асадов «о смысле жизни»




Уроки 9–10

Тема урока НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ
Тип урока Комбинированный
Цель урока Создать условия для формирования у учащихся представления о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха
Образовательные ресурсы Презентация «На пути к жизненному успеху» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/urok-na-puti-k-zhiznennomu-uspekhu
План урока 1. Слагаемые жизненного успеха. 4. Поддержка близких – залог успеха. 2. Привычка к труду помогает успеху. 5. Выбор жизненного пути 3. Готовимся выбирать профессию.
Личностно значимая проблема «Человек, которому повезло, – это человек, который делал то, что другие только собирались сделать» (Бернард Шоу)
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Основные понятия Жизненный успех
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий
       

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Универсальные учебные действия (УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебной деятельности   Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения  
II. Актуализация знаний   Беседа на тему «Слагаемые жизненного успеха» Организует беседу по вопросам: – как распознать свои способности? – Что вы знаете о разных профессиях? – Что побуждает человека к деятельности? – Как найти дело по душе? Нужно ли планировать свою жизнь? В чем смысл поговорки «Терпение и труд все перетрут»? какой образ жизни можно назвать достойным? Рассуждают, выказывают свою точку зрения при ответах на поставленные вопросы Фронтальная работа Познавательные:осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы  
III. Изучение нового материала   1. Презентация «На пути к жизненному успеху». 2. Работа с текстом учебника     3. Анализ высказываний   4. Прочтение и обсуждение притчи и стихотворения (Приложение).   5. Работа с учебником, рубрика «Жил на свете человек» 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Делит учащихся на группы, организует самостоятельную работу по материалам рубрик, проводит обсуждение. 1-я группа – отвечает на вопросы рубрики «Жил на свете человек», с. 44; 2-я группа – отвечает на вопросы рубрики «Путешествие в прошлое», с. 41. 3. Организует работу по обсуждению высказываний: «Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его» (Библия. Пр. 16. 9); «Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают» (М. Горький); «Человек, однажды победивший, будет всю жизнь потом черпать силы в этой победе» (Г. К. Жуков); «Недалекие люди верят в удачу, сильные люди – в причину и следствие» (Р. Эмерсон). – Из чего складывается жизненный успех человека? 4. Знакомит учащихся с притчей и стихотворением, создает условия для проведения дискуссии по вопросам: – Какова основная мысль притчи и стихотворения? Что помогло лягушке спастись? В чем смысл жизни видит автор стихотворения? А в чем вы видите свой смысл жизни? 5. Знакомит с биографией дворянина А. С. Норова (1795–1869), предлагает учащимся обсудить, что помогло ему добиться успеха в жизни 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. 2. Выполняют задания, обсуждают новую информацию, отвечают на вопросы. 3. Знакомятся с высказываниями, объясняют их смысл, анализируют, отвечают на поставленные вопросы. 4. Знакомятся с притчей и стихотворением, высказывают свое мнение, рассуждают, участвуют в дискуссии.   5. Читают и анализируют текст, активно принимают участие в обсуждении проблемного вопроса 1. Индивидуальная работа     2. Групповая работа.     3. Фронтальная работа     4. Фронтальная работа.     5. Групповая работа Личностные:осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию;задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)   2. Устные ответы.   3. Устные ответы     4. Устные ответы.   5. Устные ответы  
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного   Задания в рабочей тетради, № 1–2, 4–5, с. 23–25 Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль Выполняют задания в рабочей тетради Индивидуальная работа Познавательные:самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные:ориентируются в учебнике и рабочей тетради Проверка выполнения заданий
V. Итоги урока. Рефлексия   Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам: – Что такое профессиональный успех? – Любыми ли средствами можно идти к желаемому успеху? Почему? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание   § 5. задания рубрики «В классе и дома», с. 47–48 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа    

Приложение

Материал для дискуссии Лягушка*


Лягушка в грязную попалась колею,

И не могла оттуда выбраться никак...

Она все пробовала эдак и вот так...

Но... ничего: – Ах, помогите, я молю!

И помогали ей друзья и все, кто мог.

Но, видно, волею судьбы она попалась,

Как будто смерть к ней потихоньку подобралась,

И этот вечер был – ее последний срок.

Но поутру друзья увидели ее

Не в колее, а на веселенькой полянке!

– Как уцелела ты? – спросили обезьянки...

(Да, что за чудо совершилось для нее!)

– По колее шел грузовик и приближался...

А я обязана была себя спасти,

Из колеи дорожной ноги унести.

Так, он спасителем невольным оказался!


 

Какое чудо помогает человеку, Когда друзья не в состоянии помочь? Когда он в грязной колее, когда невмочь... Таким же способом является он в Мекку.

Эдуард Асадов «о смысле жизни»


– В чем смысл твоей жизни? – меня спросили, –

Где видишь ты счастье свое, скажи?

– В сраженьях, – ответил я, – против гнили

И в схватках, – добавил я, – против лжи!

По-моему, в каждом земном пороке,

Пусть так или сяк, но таится ложь.

Во всем, что бессовестно и жестоко,

Она непременно блестит, как нож.

Ведь все, от чего человек терзается,

Все подлости мира, как этажи,

Всегда пренахальнейше возвышаются

На общем фундаменте вечной лжи.

И в том я свое назначенье вижу,

Чтоб биться с ней каждым своим стихом,

Сражаясь с цинизма колючим льдом,

С предательством, наглостью, черным злом,

Со всем, что до ярости ненавижу!

Еще я хочу, чтоб моя строка

Могла б, отверзая тупые уши,

Стругать, как рубанком, сухие души

До жизни, до крохотного ростка!

Есть люди, что, веря в пустой туман,

Мечтают, чтоб счастье легко и весело

Подсело к ним рядом и ножки свесило:

Мол, вот я, бери и клади в карман!

Эх, знать бы им счастье совсем иное:

Когда, задохнувшись от высоты,

Ты людям вдруг сможешь отдать порою

Что-то взволнованное, такое,

В чем слиты и труд, и твои мечты!

Есть счастье еще и когда в пути

Ты сможешь в беду, как зимою в реку,

На выручку кинуться к человеку,

Подставить плечо ему и спасти.

И в том моя вера и жизнь моя.

И, в грохоте времени быстротечного,

Добавлю открыто и не тая,

Что счастлив еще в этом мире я

От женской любви и тепла сердечного...

Борясь, а не мудрствуя по-пустому,

Всю душу и сердце вложив в строку,

Я полон любви ко всему живому:

К солнцу, деревьям, к щенку любому,

К птице и к каждому лопуху!

Не веря ни злым и ни льстивым судьям,

Я верил всегда только в свой народ.

И, счастлив от мысли, что нужен людям,

Плевал на бураны и шел вперед.

От горя – к победам, сквозь все этапы!

А если летел с крутизны порой,

То падал, как барс, на четыре лапы

И снова вставал и кидался в бой.

Вот то, чем живу я и чем владею:

Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.

А жить по-другому и не умею,

Да и, конечно же, не хочу!


Урок 11

Тема урока ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО теме «ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ»
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Цель урока Способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности
Образовательные ресурсы Селезнева, Е. В. Я познаю мир: Психология: дет. энциклопедия [Текст ]/ Е. В. Селезнева. – М.: АСТ-Астрель, 2002
План урока 1. Работа с дополнительным материалом. 2. Выполнение заданий рабочей тетради
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия Человек, личность, отличительные признаки, качества личности, воля; потребности, мысли, чувства, действия, эмоции, познания, умозаключения, суждения; подросток, отрочество, взросление
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
       

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия (УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебyой деятельности   Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения  
II. Актуализация знаний   Беседа «Личностные качества человека» Организует беседу по вопросам: – Что побуждает личность к деятельности? – Что такое потребности человека? – Каким способом человек может добиться личного успеха? Аргументировано отвечают на вопросы, высказывают собственные выводы Фронтальная работа   Познавательные:осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы  
III. Обобщение и систематизация знаний и умений   1. Анализ высказываний (Приложение 1).     2. Работа с дополнительным материалом (Приложение 2).     3. Тест «Какой у тебя темперамент?» (Приложение 3).     4. Задания в рабочей тетради (выполняются задания к главе I, которые не были выполнены ранее) 1. Знакомит с высказываниями по теме урока, организует обсуждение: – Согласны ли вы с высказываниями великих философов и писателей? Прокомментируйте каждое высказывание. 2. Организует прочтение сочинения ученицы 9 класса о личности человека, организует дискуссионную беседу по вопросам: – Каково основное содержание этого сочинения? – Что представляет собой личность в понимании автора? 3. Организует работу над тестом, проводит его анализ.   4. Нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы в рабочих тетрадях 1. Знакомятся с высказываниями, комментируют высказывания, отвечают на поставленный вопрос.   2. Знакомятся с сочинением, обсуждают поставленные учителем вопросы, выказывают собственное мнение.   3. Отвечают на вопросы теста, определяют его результаты.   4. Самостоятельно выполняют задания 1. Фронтальная работа.     2. Фронтальная работа.   3. Индивидуальная работа.     4. Индивидуальная работа   Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные:дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личностных характеристиках человека;ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные:задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности 1. Устные ответы.     2. Устные ответы, записи в тетради.     4. задания в рабочей тетради  
IV. Итоги урока. Рефлексия   Обобщение полученных на уроке сведений Отвечают на вопросы: – Может ли развиваться человек, если он растет вне человеческого общества? – Каждый ли человек становится личностью? – Как темперамент влияет на человека? – Почему для человека очень важны социальные потребности? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание   § 1–5. повторение Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа    
                 

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: