Персонал и санэпидрежим.




Медицинская академия имени С.И.Георгиевского

(структурное подразделение)

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

ТЕМА:__Асептика и антисептика в родзале, обработка рук акушера. СанПин от 5 декабря 2019 г. №20. СанПин 2.1.7.3550-19 ________

 

_________________________________________________________________________

 

СТУДЕНТА____Шидловской Елизаветы Олеговны___________

(Ф.И.О.)

факультет ____2-й медицинский_________ курс __4____ группа _175-2____

 

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ:__помощник врача стационара_______

 

_________________________________________________________________________

 

 

СРОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ: с____21.06____ по_____02.07___ 2021 г.

2021 год

 

 


Содержание

1. Введение………………………………………………………………3

2. Персонал и санэпидрежим…………………………………………..4

3. Начало работы в родовом блоке…………………………………….5

4. Порядок подготовки стерильного стола к родам…………………..5

5. Обеспечение эпидемиологической безопасности во втором и третьем периодах родов……………………………………………………….7

6. Первичная обработка новорожденного в родильном зале………..7

7. Заключительная дезинфекция родильного зала……………………8

8. Заключение……………………………………………………….......10

 

 

 

Введение

 

Обеспечение эпидемиологической безопасности при выполнении медицинских технологий в родильном зале – обязательная составляющая качества оказания медицинской помощи новорожденному ребенку и родильнице. Асептика и антисептика в акушерстве имеют исключительно важное значение, так как во время родов, даже если они протекают нормально, во влагалище и на шейке матки может быть множество мелких трещин и ссадин, а плацентарная площадка в полости матки представляет собой обширную раневую поверхность. Эти раневые поверхности могут явиться входными воротами для проникновения различных микроорганизмов, которые вызывают послеродовые заболевания у родильниц, особенно в тех случаях, когда асептика и антисептика во время родов не были соблюдены.

Послеродовые септические заболевания вызываются различными патогенными микробами, наиболее частыми из них являются стафилококки, реже — кишечная палочка, стрептококки, клебсиелла, протей, энтерококки, анаэробные микробы (возбудители газовой гангрены), еще реже — гонококки, пневмококки, вирусная инфекция и др.

Борьба с послеродовыми инфекциями ведется путем ее профилактики. Основа этой профилактики — строгое соблюдение асептики и антисептики в родовспомогательных учреждениях, меры личной и общественной гигиены.

Главный государственный санитарный врач России утвердил СанПиН 2.1.73550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования и нормы к содержанию территорий муниципальных образований" (ТМО).

Установлены требования к накоплению, сбору, транспортировке твердых коммунальных и жидких бытовых отходов, к содержанию ТМО, территорий торговых объектов, объектов рекреационного значения. Требования к последним вступают в силу с 1 марта 2020 г.

Нормы содержания территорий включают в себя особенности их уборки (дезинсекции и дератизации), размещения урн, мест накопления твердых коммунальных отходов, туалетов.

Нормы являются обязательными для региональных органов исполнительной власти, органов МСУ, граждан, ИП и юр. лиц, которые содержат и обслуживают ТМО, обращаются с отходами на ТМО.

Положения вступают в силу с 1 января 2020 г. и действуют до 1 января 2021 г.

 

Персонал и санэпидрежим.

Важным элементом асептики является состояние здоровья работающего персонала. Существует определенный порядок приема на работу персонала, дважды в год проводят диспансеризацию всех сотрудников родильного дома, профилактические прививки согласно Приказу МЗ РФ № 345. Ежегодная диспансеризация и ежедневные осмотры сотрудников, выходящих на работу, позволяют своевременно выявлять заболевших и отстранять их от работы. Сотрудники роддома должны сами следить за своим здоровьем, соблюдать правила личной гигиены, в быту следить за чистотой своего тела, кожи, за руками, состоянием ротовой полости и зубов, сменой белья.

Акушерка, больная гриппом, ОРВИ, имеющая контакты с гноем, калом, землей и другими загрязненными предметами, сама становится источником инфекции. Если акушерка работает с инфекционными больными, или работает в грязном халате и не моет руки надлежащим образом, то она также может стать источником заражения матерей и детей.

Соблюдение чистоты рук и своего тела персоналом являются важным условием асептики. Без этого ни один врач, ни одна акушерка, ни медицинская сестра не имеют права оказывать акушерскую помощь и проводить уход за беременными, роженицами, родильницами и новорожденными.

Для персонала предусмотрен отдельный вход и гардероб, где все работники оставляют верхнюю одежду и уличную обувь.

В специальной раздевалке установлены индивидуальные 2-секционные шкафчики для личной и санитарной одежды. После приема душа персонал надевает санитарную одежду (халаты, хирургические костюмы), которую меняют ежедневно.

В родильном зале и операционных медицинский персонал работает в колпаках и масках (сейчас используют одноразовые колпаки и маски).

В отделениях новорожденных маски обязательны при проведении инвазивных манипуляций (операция заменного переливания крови, катетеризация пупочных сосудов, люмбальная пункция и др.).

Обязательным является использование масок во всех отделениях в период эпидемиологического неблагополучия.

Перед и после каждой манипуляции медицинский персонал обязан проводить обработку рук, при влагалищных исследованиях использовать стерильные перчатки.

 

 

2. Начало работы в родовом блоке

 

При поступлении в родовый блок до родов женщина может находиться в собственной чистой хлопчатобумажной рубашке и халате. Допускается также использование белья однократного применения, либо чистого хлопчатобумажного белья родильного дома. Бритьё промежности и постановка очистительной клизмы рутинно не используются, но допускаются по желанию женщины (при обязательном условии использования одноразовых стерильных кружек Эсмарха и стерильной воды).

При поступлении роженицы в индивидуальный родовый зал (предродовую палату) акушерке:

1) сопроводить роженицу в индивидуальный родовый зал;

2) выдать роженице чистую рубашку или сорочку (при необходимости) и упаковку со стерильными подкладными салфетками;

3) выдать санитарке комплект чистого постельного белья (для роженицы);

4) выдать санитарке мешки для сбора отходов класса «А» и класса «Б»;

5) выдать санитарке мешок для сбора грязного белья.

Дальнейшее наблюдение за роженицей осуществляется акушеркой в течение всего первого периода родов. Все манипуляции проводятся в индивидуальном родовом зале. До конца первого периода родов акушерка и другие члены бригады работают в одежде родильного блока (хирургический костюм). Обеспечение эпидемиологической безопасности при инъекциях, инфузиях и перидуральной анестезии, порядок обработки рук содержатся в других методических рекомендациях.

 

3. Порядок подготовки стерильного стола к родам

 

В конце первого периода родов акушерке необходимо:

1) провести гигиеническую обработку рук (B, GPP);

2) доставить (на манипуляционном столике №1) в родовый зал набор на роды, необходимые в родах стерильные укладки, упаковки с детской кислородной маской и шлангом для электроотсоса (A);

3) надеть колпак, маску (используются колпаки и маски однократного применения);

4) провести гигиеническую обработку рук.

В родовом зале:

1) поместить чистый лоток для сбора околоплодных вод и приема последа на выдвижную часть акушерского стола;

2) подготовить упаковки со стерильными перчатками и набором на роды, проверив целостность упаковок и сроки годности;

3) проверить цвет индикаторных меток химических индикаторов на стерилизованных упаковках;

4) открыть наружную упаковку стерильного комплекта на роды (одноразовый комплект одежды хирургической для роженицы), индивидуальной укладки для первичной обработки новорожденного, укладки с пеленками, перчатками (A);

 

 

В набор на роды входят стерильные укладки:

1. для обработки наружных половых органов;

2. для осмотра шейки матки;

3. для первичной обработки новорожденного;

4. для вторичной обработки новорожденного;

5. пеленки (8 шт.) для обеспечения тепловой защиты и оказания помощи новорожденному ребенку (2 – для приема и обтирания новорожденного, 1 – на стол для обработки новорожденного, 1 – для накрывания новорожденного, 1 – для взвешивания, 1 – для использования в качестве валика при проведении реанимации, 2 – для пеленания при транспортировке);

6. стерильное одеяло хлопчатобумажное для тепловой защиты новорожденного;

7. одноразовые стерильные халаты (3 шт.);

8. марлевые шарики. Дополнительно комплектуются укладки:

9. для эпизиотомии;

10. 2-3 набора для обработки наружных половых органов;

11. набор для ушивания травм родовых путей;

12. 2 набора стерильной одежды для новорожденного (шапочка, носочки);

13. одноразовый стерильный мочевой катетер (используется лубрицированный уретральный катетер).

Дополнительные укладки открываются по мере необходимости. Разделение упаковок позволяет раскрывать только необходимый набор инструментов. После использования укладка полностью разбирается и убирается со стерильного стола.

 

4. Подготовка стола для новорожденного

Акушерке:

1) достать из набора стерильные пелёнки;

2) взять одну пеленку и накрыть стол для новорожденного;

3) взять вторую пеленку, свернуть из нее валик для реанимации, выложить на накрытый пеленкой стол для новорожденного;

4) выложить на стол для подогрева 3 пеленки (для взвешивания и вторичной обработки, не разворачивая), стерильное детское хлопчатобумажное одеяло;

5) выложить на стол для новорожденного шапочку и носочки для подогрева (используются чистые шапочка и носочки, принесенные роженицей, при их отсутствии – шапочка и носочки из стерильного набора);

6) взять пеленку и накрыть стол для новорожденного сверху;

7) положить сверху 2 пеленки в развернутом виде для обтирания и накрывания ребенка после рождения;

8) обработать фонендоскоп (GPP): вскрыть упаковку со стерильным марлевым шариком или спиртсодержащей салфеткой, смочить марлевый шарик спиртсодержащим антисептиком, разрешенным к применению у новорожденных, протереть полностью фонендоскоп, двукратно, с интервалом 15 минут, поместить фонендоскоп на стол для новорожденного;

9) снять перчатки;

10) снять халат;

11) сбросить халат и перчатки в отходы класса «А».

 

5. Обеспечение эпидемиологической безопасности во втором и третьем периодах родов.

 

С появлением потуг перед переводом роженицы на родильный стол акушерке необходимо провести обработку наружных половых органов для удаления биологических загрязнений:

Набор для обработки наружных половых органов:

- зажим;

- 2-3 марлевых шарика

- обработать руки спиртсодержащим антисептиком (GPP);

- надеть чистые перчатки;

- обработать наружные половые органы и промежность роженицы, стерильными марлевыми шариками на зажиме, смоченными 3 % раствором перекиси водорода.

Перед рождением ребёнка акушерке, принимающей роды:

- обработать руки спиртсодержащим антисептиком (GPP);

- открыть стерильный стол (A);

- провести хирургическую обработку рук;

- надеть стерильный халат и перчатки;

- взять простыню хирургическую влагонепроницаемую 140х80см, накрыть ею родильный стол;

- с помощью помощника - переодеть роженицу в простерилизованную рубашку, уложить женщину на родильный стол, надеть на нее бахилы и шапочку;

- достать из комплекта стерильную впитывающую многослойную салфетку 60х60см и накрыть ею лоток;

- повторно провести обработку наружных половых органов и промежности стерильными марлевыми шариками на зажиме, смоченными спиртсодержащим антисептиком или антисептиком-спреем, разрешенным к применению.

В процессе родов при необходимости может проводиться повторная обработка наружных половых органов антисептиком. Допускается использование 3% раствора перекиси водорода в мелкой, индивидуальной расфасовке для удаления физиологических и биологических загрязнений.

 

6. Первичная обработка новорожденного в родильном зале

 

Состав укладки для первичной обработки новорожденного:

1. 2 зажима Кохера;

2. ножницы;

3. зажим для протирания пуповины;

4. 2-3 марлевых шарика.

Акушерке:

- принять родившегося ребенка на руку;

- обтереть ребёнка сухой подогретой стерильной пелёнкой, держа его на своей руке (подогретую пеленку подает помощник – неонатолог, акушергинеколог, детская сестра, при их отсутствии акушерка перед рождением ребенка может положить подогретые пеленки на живот матери);

- сбросить мокрую пеленку в разовый мешок для сбора белья, предварительно закрепленный на специальной стойке;

- выложить ребенка на живот матери, обеспечивая непрерывный кожный и зрительный контакт на срок от 40 минут до 2-х часов (если позволяет состояние матери и ребенка);

- накрыть новорожденного ребенка сухой подогретой стерильной пелёнкой (при необходимости проводится повторное обсушивание кожи новорожденного);

- надеть на ребенка подогретые шапочку и носочки (может надеть помощник - детская сестра, врач-неонатолог, акушер-гинеколог);

- накрыть ребенка подогретым стерильным хлопчатобумажным одеялом;

- через 1-3 минуты (при стабильном состоянии ребенка) после рождения наложить на пуповину два зажима Кохера на расстоянии 5-10 см друг от друга, третий зажим накладывается как можно ближе к промежности;

- участок пуповины между первым и вторым зажимами протереть сухим стерильным марлевым шариком на зажиме и пересечь ножницами.

 

Разделение матери и ребенка даже на очень короткое время после рождения мешает формированию тесной связи между ними, увеличивает риск гипотермии, оказывает влияние на отношение матери к уходу за ребенком и грудному вскармливанию. Если мать по объективным причинам не может предоставить ребенку кожный контакт и близость (экстренные акушерские состояния: кровотечение, ручное обследование полости матки и т.п.), то тогда ее может заменить отец ребенка или кто-то из близких, присутствующих на родах.

 

7. Заключительная дезинфекция родильного зала

 

По окончании родов акушерке необходимо:

- освободить содержимое шкафов с медикаментами;

- надеть клеёнчатый фартук, колпак, маску, чистые перчатки;

- развести дезинфицирующий раствор, концентрация раствора – по режиму для инактивации вирусов гемоконтактных гепатитов;

- взять стерильную ветошь или салфетку;

- протереть поверхности оборудования (аппарат КТГ, пульсоксиметры и пр.), использованного при оказании первичной помощи новорожденному двукратно с интервалом 15минут (GPP);

- сбросить ветошь в мешок для сбора грязного белья;

- пропустить через шланги и катетер в банку отсоса дезинфицирующий раствор от 20 до 100 мл в зависимости от количества биологического материала (дезинфицирующий раствор и биологический материал - в соотношении 1:5). Концентрация раствора и время экспозиции – по режиму для инактивации вирусов гемоконтактных гепатитов;

- содержимое банки после экспозиции вылить в канализацию;

- сбросить оставшийся инструмент в лоток;

- транспортировать инструмент для дезинфекции;

 

Весь многоразовый инструментарий по мере освобождения в процессе родов собирается в контейнер или лоток, расположенный на тележке. После родов транспортируется на тележке в комнату обработки инструмента.

 

Предпочтительней использовать аэрозольный способ дезинфекции, при котором создаётся мелкодисперсное облако, что позволяет более эффективно проводить дезинфекцию, так как легкий аэрозоль, оседая, дольше находится в воздухе, достигая поверхностей, глубже проникает в мелкие зазоры и щели, быстро высыхает тем самым, меньше повреждая обрабатываемые поверхности.

При проведении аэрозольной дезинфекции:

- провести мытье стен и пола, используя чистую ветошь (моп) дезинфицирующим средством (концентрация дезинфицирующего раствора должна соответствовать режиму, предусмотренному для инактивации вирусов гемоконтактных гепатитов);

- смыть дезинфицирующий раствор водопроводной водой;

- сбросить ветошь в мешок для сбора грязного белья;

- ветошью, смоченной дезинфицирующим средством протереть фартук двукратно с интервалом 15 минут;

- снять перчатки;

- сбросить в отходы класса «Б»;

- снять фартук;

- обработать руки антисептиком;

- снять колпак и маску;

- сбросить в отходы класса «А».

 

Если объем помещения не превышает 200 м3, то аэрозольная установка устанавливается в центре его для равномерной дезинфекции всех поверхностей (стен, потолка, пола, оборудования, предметов, находящихся внутри помещения). Если помещение представляет собой вытянутый прямоугольник и его объем 200-700 м3, то целесообразно разделить его пополам и произвести дезинфекцию обеих половин, перемещая установку в процессе обработки в ту из частей помещения, где она не производилась. При этом количество раствора на дезинфекцию остается неизменным. Если объем помещения превышает 700 м3, то рационально производить обработку двумя установками с обеих сторон.

 

- установить аэрозольный генератор на ровной поверхности в центре помещения;

- задать нужный режим;

- включить;

- выйти из помещения, плотно прикрыв дверь.

 

Заключение

Основным в предупреждении инфекционных акушерских осложнений среди матерей и новорожденных является строжайшее соблюдение в родовспомогательных учреждениях правил санитарно-противоэпидемического режима, требований асептики и антисептики.

Санитарно-противоэпидемический режим - это комплекс методов, мероприятий и правил, основанных на принципах асептики и антисептики, целью которого является предупреждение возникновения и распространения инфекции у беременных, рожениц, родильниц и новорожденных, находящихся в АС.

Поэтому АС и каждое его подразделение работают по определенным правилам, в соответствии с требованиями к нему санитарно-противоэпидемического режима, асептики и антисептики согласно действующим приказам (родовой блок, операционно-анестезиологическое отделение, послеродовые отделения и т.д.):

1) Приказ МЗ СССР № 55 от 09.01.1986 г. «Об организации работы родильных домов (отделений)»;

2) Приказ МЗ РФ № 345 от 26.02.1997 г. «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах»;

3) СанПиН 2.1.7.728-99, МЗ РФ, 1999, «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

 

Литература

 

1. Национальная ассоциация специалистов по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (НП «НАСКИ») Федеральные клинические рекомендации: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОДОВОМ ЗАЛЕ-Сентябрь, 2013

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 5 декабря 2019 г. N 20 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований"

3. https://medlec.org/lek-18688.html

4. Приказ МЗ РФ № 345 от 26.02.1997 г. «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: