Мифологическое мировоззрение




Вопросы к коллоквиуму №1. 1-я часть (для иностранцев).

1. Философия и ее предмет. Структура философского знания.

2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрений. Обыденное и мифологическое мировоззрение.

3. Религиозное мировоззрение. Типы религий и религиозно-философских учений.

4. Философия и наука. Критерии научности.

5. Основной вопрос философии. Онтологическая сторона.

6. Основной вопрос философии. Гносеологическая сторона.

Понятия:

Философия, мировоззрение, мифология, религия, наука, научная парадигма, диалектика, диалектический метод, метафизика, метафизический метод, философская рефлексия, онтология, гносеология, эпистемология, методология, философская антропология, этика, эстетика, аксиология, социальная философия, история философии, философия истории, философия культуры, философия науки, теология, теизм, монотеизм, пантеизм, политеизм, деизм, атеизм, нетеистические религии, авраамические религии. Основной вопрос философии, идеализм, материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, диалектический материализм, метафизический материализм, философский монизм, философский дуализм, философский плюрализм, агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, иррационализм.

ТЕМА1. Философия ее предмет и специфика.

1.Философия - Область знаний о наиболее общих и фундаментальных закономерностях в системе «мир и человек».

Философская система и ее разделы.

Каждое философское творчество стремится к созданию системы (философской системы). Философская система – это система общих представлений об: 1)объективной реальности (объективное, значит, независящее от человеческого сознания); 2) о человеческом познании, ведущем к истине; 3) и о человеческом поведении, ведущем к счастью.

Таким образом, в философской системе существует несколько разделов. Самые важные из них:

1. Онтология -учение о бытие изучает объективную реальность

2. Гносеология -учение о человеческом познании

3. Этика -учение о человеческом поведении, нравственности, морали.

Кроме этого, существуют и другие разделы философии:

4. Эстетика – учение о красоте, о различии и критериях прекрасного и безобразного

5. Антропология – учение о сущности человека

6. Логика – учение о формах и законах правильного мышления

7. Социальная философия – учение об обществе

8. Эпистемология – учение о научном познании

9. Методология - учение о методах и способах человеческого познания и деятельности

10. Аксиология – учение о ценностях

11. Социальная философия – философское учение об обществе

12. Философия науки, философия религии, философия культуры, философия политики и т.д. – философские направления, осмысляющие различные виды познания и деятельности.

Важным разделом является также история философии – это изучение самой философии в ее историческом развитии.

Наиболее важные разделы философской системы, такие как гносеология и онтология традиционно объединяются названием – метафизика – (в переводе с греческого – это то, что «над физикой») учение о том, что лежит в основе природы, но находится за пределами физики. Изучает основания бытия, лежащие за пределами физики.

 

Мировоззрение. Типы мировозрений.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, идеалов, ценностей убеждений человека относящихся к миру в целом, и месту человека в этом мире

Выделяют несколько типов мировоззрений: обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

1)Обыденное мировоззрение – это непрофессиональное, массовое, повседневное мировоззрение, которое складывается в течение всей жизни, и состоит из элементов из разных сфер деятельности, не является систематическим. В нем смешиваются элементы научных знаний, политических взглядов, религиозных верований и т.д.

Эклектизм - это смесь разнородных элементов, в нем нет единства между элементами.

Однако и в повседневной жизни можно накопить достаточный опыт, чтобы на основе здравого смысла делать о жизни и о мире важные выводы, они обычно формируются в виде народных пословиц и поговорок – это народная мудрость.

Мифологическое мировоззрение

Мифология – это совокупность сказаний, преданий, легенд или мифов которые передаются из поколения в поколение как традиция, и на образном языке повествуют о происхождении мира и человека и основных законах их существования.

Мифологическое мировоззрение – носит эмоциональный характер, в нем отсутствуют логические связи между событиями, не выделяются причины и следствия, а просто излагается случайная череда событий причина которых не понятна.

В мифологии отсутствует деление мира на естественный и сверхъестественный. Весь мир представляется, как единое целое с разными уровнями (например, Мировое дерево или мировая гора). Это значит, что люди, боги, духи имеют один источник происхождения и имеют очень похожие качества. Например: боги не являются примером нравственного совершенства, они так же могут лгать, убивать, ненавидеть как демоны или люди. В мифологии нет абсолютной границы между добром и злом.

Вся природа в мифологии наделяется человеческими свойствами – это явление называется антропоморфизм.

3. Религиозное мировоззрение

Религия – это вера в то, что кроме естественного мира природы существует так же сверхъестественное начало (Бог) или (Абсолют) который является творцом или источником природы и всего мира.

Признаки религиозного мировоззрения:

1. Происходит разделение мира на естественный и сверхъестественный, при этом сверхъестественный выступает как мир абсолютного совершенства, нравственного идеала любви и правды, как Бог или Абсолют – совершенное начало.

2. Человек, для того чтобы иметь связи с этим сверхъестественным миром или существом, должен следовать нравственным заповедям.

3. Благодаря наличию этих заповедей человек в религии осознает себя как свободное от природы существо.

4. Человек постепенно выделяет себя не только из природы, но и из коллектива, и начинает понимать себя как личность потому что перед Богом несет личную ответственность за выполнение заповедей.

Типы религий:

1. Монотеизм – это религии, в которых Бог понимается как единый и единственный Бог.

· Иудаизм

· Христианство

· Ислам

2. Пантеизм – это религии, в которых Бог отождествляется с миром, с природой. Мир понимается как проявление Бога, а Бог как сущность мира.

· Индуизм

3. Политеизм – это религии, признающие множество богов, которые являются либо проявлением единственного божественного начала как в пантеизме, либо политеизм – это мифологические верования, закрепившиеся как религия.

· Синтоизм

· Даосизм, Конфуцианство

4. Нетеистические – это религии, в которых отсутствует понятие о Боге, и поклонение Ему. В них человек должен сам достичь высшего духовного состояния, независимо от существования Бога.

· Буддизм

· Джайнизм

 

Имеется другая классификация, в которой можно выделить три основных группы религий. Это:

1) Авраамические религии – к ним относятся монотеизм с тремя религиями (иудаизм, христианство, ислам). Все эти религии восходят к патриарху одного из семитских племен, которого звали Авраам (в исламе Ибрагим). Считается, что он первый из людей поверил Богу до конца, и Бог заключил с ним завет. До Авраама люди постоянно уклонялись от послушания единому Богу, так что Бог был вынужден уничтожить всех людей в потопе, кроме одного (праведный Ной).

2) Дхармические религии (от санксритского слова «дхарма» - закон или путь) к ним относятся пантеистические и нетеистические (индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм). Их объединяет понятие дхарма – представление о том, что существует некий мировой закон, которому все живые существа должны следовать. Его суть:

· Сансара – круговорот смертей и рождений.

· Карма – причинно-следственная связь, по которой и происходит перерождение живых существ. Причины здесь: сумма поступков человека, следствие – это качество нового рождения.

· Мокша (или в буддизме «нирвана») – освобождение от сансары и возращение в божественную жизнь.

3) Дальневосточные религии – к ней относятся политеизм (конфуцианство, даосизм, синтоизм). Здесь поклоняются обожествлённым силам природы и духам умерших предков. В них нет разделения на естественное и сверхъестественное, весь мир выступает как единое целое (как в мифологии).

4. Философия и наука – это деятельность по производству нового объективного и систематического знания, а так же само это знание.

Критерии (признаки) научности:

1. Систематичность

2. Объективность (то есть знание не зависит от желания субъекта)

3. Опытная проверяемость знаний.

4. Воспроизводимость (научный результат всегда может повторить, проверить другой ученый)

5. Общезначимость или наличие общей парадигмы для всех ученых данного времени. (Парадигма – это совокупность теорий, законов и практических способов решения проблем, принятых всеми ученными данной эпохи)

6. Логическая доказательность и непротиворечивость.

7. Стремление узнать сущность, существенные стороны вещей или явлений, а не их видимость.

 

Философия является наукой, так как она соответствует некоторым из этих критериев:

1.Систематичность

2.Логическая доказательность и не противоречивость

3.Стремление понять сущность вещей или явлений, а не их видимость

4. Кроме того, философия является частью науки как социального института (то есть философия имеет свои структуры в академиях наук, научные журналы, преподается в университетах).

Философия отличается от науки следующими признаками:

1. Часть критериев не совпадает (например, опытная проверяемость знаний)

2. Истина в философии является личностной и принадлежит конкретному философу

3. Предмет философии очень широкий по сравнению с научным (философия изучает мир в целом, а не какой-то его фрагмент)

4. Всякая наука говорит о том, что есть на самом деле, философия часто рассуждает о том, что должно быть (в идеале)

5. Философия ставит мировоззренческие вопросы, на которые наука ответить не может (вопрос о смысле жизни и др.)

 

5.Основной вопрос философии.

В философии существует множество направлений и школ. Философские системы, которые создаются в них, отличаются друг от друга тем, как они отвечают на основной вопрос философии.

Основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, или сознания к материи (или отношении Я и не-Я, духа и природы).

Это отношение имеет две стороны:

1.Онтологическое отношение. Имеется в виду вопрос: что первично в бытии? Сознание или материя? Дух или природа?

У этого вопроса есть количественная и качественная сторона.

С количественной точки зрения можно так ответить на этот вопрос:

Ø Монизм – это значит, что первично одно начало: либо материальное либо духовное.

Ø Дуализм – утверждает, что духовное и материальное начало существуют независимо друг от друга и оба являются равноправными.

Ø Плюрализм – утверждает, что существует множество независимых и равноправных начал бытия.

С качественной точки зрения ответы на данный вопрос следующий:

Ø Идеализм – считает, что первым началом бытия является духовное, идеальное начало. Два вида идеализма:

· Объективный идеализм – утверждает, что первичное духовное начало является независимым от человеческого сознания, является всеобщим, божественным, или космическим сознанием.

· Субъективный идеализм - утверждает, что первичная реальность – это сознание индивидуального субъекта и весь мир присутствует лишь в нашем сознании.

Ø Материализм – напротив, считает, что в основе всего сущего лежит материя, физическая реальность, а все духовное вторично.

· Метафизический материализм – утверждает, что материя не развивается, она обладает неизменными качествами.

· Диалектический материализм – утверждает, что материя постоянно развивается и изменяется.

 

2.Гносеологическое отношение. Имеется в виду вопрос: может ли мышление познать бытие? Познаваем ли мир?

Виды ответов:

Ø Гносеологический оптимизм – утверждает, что мир познаваем.

То есть можно достичь объективной и абсолютной истины.

Ø Агностицизм – отрицает возможность познания. Считает, что наши способности либо ограничены (человек не может проникнуть в тайны жизни), либо наши способности искажают реальность, мы не можем адекватно отражать мир.

Ø Скептицизм – направление, которое сомневается в возможности истинного познания, и призывает воздерживаться от каких-либо суждений о мире. (То есть у всех разные точки зрения, поэтому будем воздерживаться от утверждений).

На вопрос о том, как именно познаваем мир? Что лежит в основе познания? – различные направления отвечают по-разному:

Ø Рационализм – считает, что основа познания – это разум, мышление, логика.

Ø Эмпиризм – это направление, представители которого кладут в основу познания опыт (для эмпиристов познание начинается с опыта). Крайняя форма эмпиризма – сенсуализм (утверждает, что основа познания – это ощущения).

Ø Иррационализм – это представление о том, что реальность вообще не поддается научному изучению и требует особых способностей и методов (интуиция, эмоция, мистическое озарение и т.д.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: