Лекция-беседа
Эпоха Просвещения и И.В. Гете. Творческая деятельность И.В. Гете: основные этапы. Идеи и идеалы эпохи в творчестве Гете. Универсализм художественного мышления И.В. Гете. Трагедия героя в романе «Страдания юного Вертера». Своеобразие лирики Гете. Художественный мир трагедии И.В. Гете«Фауст». Творческое наследие Гете в контексте мировой культуры.
ПЗ 16 ч, 8 УВ
Практическое занятие 1. Общая характеристика литературных направлений XVII века. Литература классицизма
Исследовательский семинар
1. «Поэтическое искусство» Н. Буало как манифест эстетики классицизма. 2. Жанр трагедии в системе классицизма. 3. «Сид» П. Корнеля и становление классицистической трагедии. 4. «Федра» Ж. Расина: рефлексия чувства и страсти. 5. Трагедии П. Корнеля и Ж. Расина: трансформация образов классицизма.
Литература
· Буало Н. Поэтическое искусство
· Корнель П. Сид
· Расин Ж. Федра
· Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX – XX вв. Очерки. М.: РГГУ, 2001.
· Барт Р. Работы о Ж. Расине // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 140-207 // https://www.e-reading.club/bookreader.php/4391/Bart_Semiotika%2C_Poetika_%28Izbrannye_raboty%29.html
Практическое занятие 2. Литература барокко в Испании. Немецкая литература XVII века
Дискуссия
1. Основные принципы эстетики барокко. 2. Барокко в Испании («культизм», «консептизм»). 3. Метаморфозы драмы П. Кальдерона «Жизнь есть сон». 4. Поиски смысла бытия в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон». 5. Интерпретация названия драмы П. Кальдерона.
Литература
· Кальдерон П. Жизнь есть сон
· Пинский Л.Е. Ренессанс и барокко: Часть IV // Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: РГГУ, 2002. С. 54-63 // https://padaread.com/?book=45047&pg=54
· Балашов Н.И. Испанская литература. Драматургия // История всемирной литературы: В 9 тт. Т. 4. С. 35-41 // https://detectivebooks.ru/book/39644792/?page=41
Практическое занятие 3. Английская литература XVII века. Поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай»
Иное
1. Джон Мильтон и его эпоха. 2. Поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай» (замысел, история создания, сюжетная основа). 3. Особенности актуализации библейского сюжета в поэме Мильтона. 4. Образная система поэмы «Потерянный рай». 5. Картина мироздания в поэме «Потерянный рай». 6. Тема свободы воли в поэме Дж. Мильтона.
Литература
· Мильтон Дж. Потерянный рай
· Самарин Р.М. Английская литература XVII века. Джон Мильтон. С. 179-190; 191-209 // https://www.universalinternetlibrary.ru/book/26143/ogl.shtml
Практическое занятие 4. Основные тенденции развития европейской литературы XVIII века. Просветительская концепция «естественного человека» и роман Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Диспут
1. Концепции человека в контексте идей Просвещения. 2. Общественная и творческая деятельность Д. Дефо. 3. Своеобразие романа Д. Дефо о Робинзоне Крузо (история создания, жанровая природа, «двуплановость» структуры романа). 4. Основные темы романа Д. Дефо. 5. Концепция «естественного человека» в романе (Робинзон Крузо, Пятница). 6. Писатель и Читатель: «правда» и «вымысел» в романе.
Литература
· Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо
· Галатейко Ю.Н. Жизнь в социуме и жизнь в одиночестве (Д. Дефо «Робинзон Крузо» и У. Эко «Остров накануне») // XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. М., 2004. С. 45-59 // https://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post268620769
Практическое занятие 5. Английская литература XVIII века. Своеобразие английского просветительского романа: «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта
Дискуссия
1. Основные темы публицистики Дж. Свифта («Битва книг», «Сказка бочки», «Письма суконщика»). 2. Роман «Путешествия Гулливера» и социально-философские взгляды Дж. Свифта (жанровое своеобразие, проблематика, особенности повествовательной структуры). 3. Концепция образа Гулливера. 4. Варианты государственного устройства, описанные в романе. 5. Особенности фантастики и социальной сатиры в романе. 6. Прием оппозиции и его функция в романе.
Литература
· Свифт Дж. Путешествия Гулливера
· Свифт Дж. Памфлеты
· Штейн А. Свифт и человечество // Штейн А. На вершинах мировой литературы. С.155-190 // https://padaread.com/?book=62424&pg=318
Практическое занятие 6. Литература французского Просвещения. Философская проза Ф.М. Вольтера и Д. Дидро
Иное
1. Человек в философии и этике французских просветителей (Ф.М. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). 2. Особенности развития просветительской прозы во Франции. 3. Идеи и идеалы эпохи Просвещения в повести Ф.М. Вольтера «Кандид, или Оптимизм». 4. «Я» и «Он»: грани человеческой природы в философском диалоге Д. Дидро «Племянник Рамо».
Литература
· Вольтер Ф.М. Кандид
· Дидро Д. Племянник Рамо
· Моруа А. Вольтер (Романы и повести) // Моруа А. От Монтеня до Арагона // https://www.belousenko.com/books/maurois/maurois_monten_aragon.htm
· Ермоленко Г. Н. Формы и функции иронии в философской повести Вольтера // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. М.: МГУ, 2004 // https://natapa.msk.ru/sborniki-pod-redaktsiey-n-t-pahsaryan/xviii-vek-iskusstvo-zhit-i-zhizn-iskusstva.html
· Лабутина Т.Л. Идейное наследие английского Просвещения в творчестве энциклопедистов Франции // Человек эпохи Просвещения. М.: Наука, 1999. С. 14-32 // https://padaread.com/?book=48703&pg=223
· Силецкая О.А. Жизнь искусства в осмыслении Д. Дидро, Г.Э. Лессинга и И.Г. Гердера. Вопрос о границах живописи и поэзии // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. М.: МГУ, 2004 // https://natapa.msk.ru/sborniki-pod-redaktsiey-n-t-pahsaryan/xviii-vek-iskusstvo-zhit-i-zhizn-iskusstva.html
Практическое занятие 7. Немецкая литература эпохи Просвещения. «Страдания юного Вертера» И.В. Гете.
Диспут
1. Эпоха Просвещения в Германии: основные особенности. 2. Эстетика европейского сентиментализма (С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.-Ж. Руссо). 3. Разум или чувства: своеобразие немецкой просветительской литературы. 4. Трагедия героя в романе «Страдания юного Вертера».
Литература
· Гете И.В. Страдания юного Вертера
· Михайлов А.В. Работы о Гете // Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 564-654 // https://culture.wikireading.ru/63134
Практическое занятие 8.Художественный универсализм И.В. Гете. Трагедия И.В. Гете «Фауст»
Дискуссия
1. Личность И.В. Гете и научное знание эпохи. 2. «Фауст» И.В. Гете: творческая история и жанровое своеобразие. 3. Композиционные особенности «Фауста». 4. Проблема познания и самопознания в трагедии «Фауст». 5. Последний монолог: смысл истины, обретенной Фаустом. 6. Универсальность «Фауста».
Литература
· Гете И.В. Фауст
· Абрамов П.В. Гете как архетип поэта // Русская германистика: ежегодник Рос. союза германистов. М., 2006. Т. 2. С. 352-359.
· Аникст А.А. «Пра-Фауст» и кризис «бури и натиска». С. 163-168. «Фауст». Вторая часть. С. 492-522. Художественный универсализм Гете. С. 523-544 // Аникст А.А. Творческий путь Гете. М.: Худ. лит., 1986 // https://padaread.com/?book=97807&pg=545
· Жирмунский В.М. О поэзии классической и романтической // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. С. 133-136 // https://textarchive.ru/c-2083891-pall.html
· Михайлов А.В. Работы о Гете // Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 564-654 // https://culture.wikireading.ru/63134
· Холодковский Н.А. Комментарий к поэме И.В. Гете «Фауст» / 2-е изд. М.: URSS, 2010.
Текущий контроль
Контрольная работа (тема по выбору)
Освоение курса «История зарубежной литературы» предполагает выполнение студентом контрольной работы. Работа должна быть выполнена в печатном виде (можно в письменной форме) (минимальный объем – 7-8 страниц, максимальный объем – от 10 до 12 страниц формата А-4, кегль не меньше 12, одинарный или полуторный интервал). Тему студент выбирает самостоятельно. Возможна корректировка темы (в соответствии с интересами конкретного студента), при условии собеседования спреподавателем по этому вопросу.
За выполнение этой работы – в зависимости от уровня раскрытия темы и качества выполнения – можно получить от 10 до 15 баллов.
Требования
Контрольная работа должна быть выполнена с соблюдением следующих условий:
· план работы, введение и заключение
· список использованной литературы с указанием конкретных источников (с выходными данными издания или сайта в Интернете); прежде всего указываются исходные данные анализируемых художественных текстов, а после – научно-критическая и прочая литература).
Образец: 1. Вольтер Ф.М. Кандид. СПб.: Азбука, 2011. 40 с.
2. Гете И.В. Лирика // https:// www ….//......
· цитирование художественных текстов
· грамотно оформленные сноски на литературу / электронные источники, указанные в списке литературы студента (!).
Образец: [1; 12], где 1 – порядковый номер источника в списке литературы студента, а 12 – номер страницы, где помещена указываемая цитата.
Если ссылка на электронный источник, то сноска выглядит следующим образом:
[3; https:// … где 3 - порядковый номер источника в списке литературы студента.
Для успешного прохождения очередного этапа промежуточной аттестации студентам предлагается выполнить контрольную работу по одной из предложенных тем.
Темы контрольных работ
XVII ВЕК
· Античные образы в западноевропейской литературе XVII века (на примере произведения по выбору студента).
· Эстетика европейского барокко: основные особенности (на примере произведения по выбору студента).
XVIII ВЕК
· Взаимодействие философии и литературы в эпоху Просвещения (на примере произведения по выбору студента).
· Сатирическое осмысление действительности в европейской просветительской литературе (на примере произведения по выбору студента).
· Мемуары, письма, дневники: «документальные» жанры в европейской литературе XVIII века (на примере произведения по выбору студента).
· Европа и Россия в XVIII столетии: литературные связи.
Учебные встречи «Консультации»
В целях более углубленного освоения курса и успешного прохождения очередного этапа промежуточной аттестации (зачет) студентам предлагается в течение семестра одна консультация.
Индивидуальная консультация (2 ч, в течение семестра)
· Обсуждение основных этапов предполагаемой работы студентов в семестре (ознакомление с основными учебно-методическими материалами и основными единицами понятийно-терминологического аппарата)
· Консультирование студентов по различным вопросам (выбор формы и темы контрольной работы, выбор художественного произведения для анализа, уточнение выбора источников, обсуждение самостоятельно изученного студентами материала и т.д.)
· Обсуждение со студентами материала, недостаточно усвоенного в течение семестра; уточнение характера возникших у студентов задолженностей и их ликвидация; проверка уровня освоения материала студентами в течение семестра и степени готовности к процедуре сдачи зачета.
В качестве проверочных материалов могут быть использованы задания следующего типа.
Задание 1. Выбрать верный ответ и уметь аргументированно объяснить свой выбор.
Главная черта классицистической поэтики:
а) уход от традиций
б) смещение жанровых границ
в) нормативность
г) динамика
Задание 2. Знать и уметь объяснить смысл терминов по теме «Просветительская литература»: «Буря и натиск», «веймарский классицизм», мещанская драма, мировая литература, предромантизм, сентиментализм, «штюрмеры», эпистолярный роман.