Субъекты малого и среднего предпринимательства




Тема 4. Правовое положение отдельных субъектов предпринимательской деятельности

1. Индивидуальный предприниматель

Наиболее простой формой осуществления предпринимательской деятельности является приобретение гражданином статуса индивидуального предпринимателя. Гражданин становится субъектом предпринимательской деятельности с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке (ст. 23 ГК РФ).

Сложность анализа правосубъектности индивидуального предпринимателя связана с двойственностью его положения – как физического лица и как субъекта предпринимательской деятельности. ГК РФ не разделяет правосубъектность обычного гражданина и индивидуального предпринимателя.

По характеру она может быть как общей (поскольку на граждан-предпринимателей распространяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, то в соответствии со ст. 49 ГК РФ правоспособность организаций заявлена как общая), так и специальной (для занятия некоторыми видами деятельности индивидуальному предпринимателю требуется получение специального разрешения – лицензии). Причем, в отличие от юридических лиц, индивидуальным предпринимателям доступны не все лицензируемые виды деятельности. В частности, для обеспечения стабильности оборота и охраны прав и законных интересов других субъектов гражданского права, законодатель исключает возможность осуществления гражданином-предпринимателем банковской и страховой деятельности, розничную продажу алкоголя, лекарственных средств и др.

Индивидуальным предпринимателям в отличие от юридических лиц не требуется наличие учредительных документов: они вступают в предпринимательские отношения самостоятельно как физические лица с особым статусом, действуют на основании закона от собственного имени. Причем, если для юридического лица таким «именем» является его наименование (фирменное наименование для коммерческих организаций), которое состоит из указания на организационно-правовую форму и вымышленное название, то гражданин-предприниматель выступает от имени собственного, которое закреплено в документах, идентифицирующих его личность (в частности, в паспорте) с указанием на свой статус индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель приобретает права и обязанности от собственного имени, непосредственно для себя и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Именно поэтому для индивидуальных предпринимателей не требуется наличие уставного капитала. У юридических лиц (коммерческих организаций) уставный капитал (складочный капитал, паевой фонд и т.д.) формируется при создании нового субъекта права. Он выступает первоначальной имущественной основой деятельности организации, ее обособленным имуществом и минимальной гарантией прав ее кредиторов. Для некоторых организационно-правовых форм закон предъявляет специальные требования к его минимальному размеру. В случае с индивидуальным предпринимателем дело обстоит иначе. Гражданин как субъект права к моменту приобретения особого статуса для занятия предпринимательской деятельностью уже существовал и имел определенное имущество. Предполагается, что именно это имущество он и будет использовать для участия в обороте и им же отвечать по своим обязательствам. Таким образом, интересы его кредиторов изначально предположительно защищены.

К деятельности граждан-предпринимателей применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Исключение составляют случаи, когда это противоречит сущности данной формы организации предпринимательской деятельности или законом предусмотрено специальное правило. Так, индивидуальные предприниматели не отвечают за вред, причиненный его работниками (ст. 402 ГК РФ), не могут создавать филиалы и представительства, иметь дочерние и зависимые общества, для них недоступны процедуры реорганизации и ликвидации. Вместе с тем, по решению суда индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом. Основанием для этого является неспособность гражданина-предпринимателя удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 26.10.02 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ходе процедуры банкротства одновременно могут быть заявлены как требования кредиторов по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью гражданина, так и требования, не связанные с ней (в последнем случае это является правом, а не обязанностью кредитора).

Особой формой осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности является крестьянское (фермерское) хозяйство.

Формы Крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуальная и коллективная.

Индивидуальная форма. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (п.2 ст.23 ГК РФ).

Особенности правового статуса заключаются в следующем.

Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

· Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

· общая собственность на имущество определяется соглашением участвующих в нем лиц.

· осуществление владения и пользования общим имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства определяется особым характером внутренних взаимоотношений сособственников, но обязательно на основе соглашения.

Коллективная форма.

Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство (ст.86.1. ГК РФ).

· Крестьянское (фермерское) хозяйство как ЮЛ это:

· добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

· Особенности правового статуса хозяйства как ЮЛ

· Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

· Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

· Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве ЮЛ.

· При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

· Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций (НКО)

Некоммерческой организацией признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст.2 закона об НКО).

КО обладают специальной правосубъектностью, т.к. создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций. Следовательно, они ограничены в содержании своих действий.

Предпринимательской деятельностью НКО признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ЦБ, имущественных и неимущественных прав, участие в ХО и в качестве вкладчика в товариществе на вере (п.2 ст.24 закона о НКО). Прибыль направляется на финансовое обеспечение тех уставных задач, которые являются для данной организации основными.

Предпринимательской деятельностью НКО вправе заниматься двумя способами:

· Непосредственно;

· Путем создания и участия в коммерческих организациях.

Требования к осуществлению НКО предпринимательской деятельности. Законодательством установлено ряд требований, соблюдение которых является обязательным. Во-1, она д.б. основной; во-2, лишь для целей, ради которых они созданы. Это означает, что она должна соответствовать двум условиям:

1. служить достижению целей, ради которых они созданы (п.3 ст.50 ГК);

2. соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее специальной правоспособности.

Существенно, что коммерческая деятельность не может быть и основной, преобладающей, поскольку государство в таком случае вправе поставить вопрос о соответствии деятельности официальному статусу.

Для отдельных НКО существуют в этом вопросе определенные ограничения. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания и участия в ХО. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение ПД, она преобразуется в ХО или ХТ (п.1 ст.121 ГК).

Ограничения могут касаться и участия НКО в отдельных договорных обязательствах. Так, только КО могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст.825 ГК), сторонами по договору коммерческой концессии 9п.3 ст.1027 ГК). По общему правилу доверительным управляющим может быть только КО (ст.1025 ГК).

Законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения в сфере предпринимательства. Так, в ФЗ «О политических партиях» императивно установлен перечень допустимых для данных организаций видов предпринимательской деятельности. Это осуществление информационной, рекламной, издательской и полиграфической деятельности; изготовление и продажа сувенирной продукции; продажа и сдача в аренду имущества политической партии.

В целом ограничения предпринимательской деятельности НКО весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в хозяйственном обороте.

Имущество и доходы, приобретаемые НКО в результате их коммерческой деятельности, как правило, поступают в их собственность и учитываются на балансе. Особый правовой режим установлен в отношении имущества учреждений. По общему правилу предоставленное им собственником имущество находится на праве оперативного управления. Иначе решен вопрос в отношении доходов от коммерческой деятельности, а также приобретенного за счет этих доходов имущества – оно поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе (п.2 ст.298 ГК).

В целях совершенствования правового регулирования коммерческих операций данными субъектами введена новая правовая категория – целевой капитал. Под целевым капиталом НКО понимается сформированная за счет пожертвований часть имущества НКО, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности НКО (275-ФЗ. 2006). В ст.3 этого закона определены цели формирования целевого капитала и использования дохода от него. В основном они совпадают с обычными задачами НКО в сфере образования, науки, спорта и т.п., использование целевого капитала на другие цели не допускается. Кроме того, законом ограничено право на использование указанных средств на административно-управленческие расходы (до15%). Собственником целевого капитала может выступать фонд, автономная некоммерческая организация, общественный фонд или религиозная организация. Получателями дохода от целевого капитала могут быть различные виды НКО, за исключением госкорпораций, политических партий и общественных движений. Предусмотрена также возможность создания специализированной организации управления целевым капиталом в форме фонда с исключительной правоспособностью.

НКО, кроме учреждения отвечают по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности – его собственник несет субсидиарную ответственность (п.2 ст.120 ГК). Особые условия ответственности для автономных учреждений. (оно создается РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов госвласти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, а также в иных сферах. Учредитель устанавливает обеспеченные им финансовые задания в соответствии с уставной деятельностью. Финансовое обеспечение осуществляется в виде субвенций и субсидий и др. источников. Оно также вправе выполнять работы и оказывать услуги ФЛ и ЮЛ за плату и на одинаковых условиях при оказании однородных услуг). Они отвечают закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого.

 

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Необходимо отметить, что для стимулирования развития малого бизнеса государство может использовать только косвенные методы государственного регулирования, т.е. экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.

Нормативно-правовой основой названных мер является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

В статье 6 Закона N 209-ФЗ закреплены основные цели и принципы государственной политики развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства для формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства и т.п.

Закон N 209-ФЗ устанавливает следующие особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

- специальные налоговые режимы;

- упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета и отчетности;

- формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и т.п.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным законом.

Статья 4 Закона N 209-ФЗ закрепляет критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В зависимости от средней численности работников за предшествующий календарный год выделяются три категории хозяйствующих субъектов:

- средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно;

- малые предприятия - от 16 до 100 человек;

- микропредприятия - до 15 человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

В Законе N 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемый Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Большинство малых и средних предпринимателей работают, применяя следующие системы налогообложения:

- система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (около 56% предпринимателей);

- упрощенная система налогообложения (около 35%);

- общая система налогообложения (около 8%);

- упрощенная система налогообложения на основе патента (1,5%).

Добровольно можно выбрать только упрощенную систему налогообложения или общую систему, так как применение ЕНВД обязательно в случае принятия нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления, а также органами городов федерального значения.

Налоговое законодательство позволяет индивидуальным предпринимателям применять "упрощенку" на основе патента (п. 1 ст. 346.25.1 НК РФ). Для этого достаточно заниматься лишь одним или несколькими видами деятельности, перечисленными в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ.Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Следующий аспект, на котором стоит остановиться, - это возможность субъектов малого и среднего предпринимательства выкупить арендуемое ими в течение двух и более лет недвижимое имущество. Они могут сделать это по своему выбору:- единовременно или в рассрочку.

Существуют особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки данных субъектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: