Человек — основной источник и критерий социально-экономического прогресса




 

Материал, изложенный в части II, позволяет сделать вывод о том, что центром социально-экономического прогресса, его генератором является сам человек как источник роста общественного богатства и его потребитель. Богатство общества создается в конечном счете человеком и для человека, ибо он является основной составляющей производительных сил, субъектом экономических производственных отношений и конечной целью производства.

Насколько уровень и масштабность богатства используются не в интересах отдельных личностей, слоев, кланов и т. д., а для широкой общественности, свидетельствует о ступени социально-экономического прогресса наряду с уровнем и глубиной использования ограниченных ресурсов, развитием материальной основы цивилизации и экономических производственных отношений в их многообразии. Именно использование достижений богатства человеческого общества для всестороннего развития его членов является высшим критерием этого прогресса.

Человек как главный фактор производства выступает носителем производственных и общественных отношений. Производительные силы и производственные отношения постоянно меняются, развиваются. Соответственно изменяются — неизмеримо возрастают — место и роль человека в процессе производства, особенно в условиях современного научно-технического прогресса. С одной стороны, происходит освобождение человека от выполнения определенных функций непосредственно в самом производстве за счет его механизации и автоматизации, а с другой — повышается значение его профессиональной подготовки, способности обеспечить функционирование сложного технического оборудования.

Человек как биосоциальное существо является частью и природы, и общества. Он включен в связь с другими людьми в процессе совместной трудовой деятельности. Понимание диалектического единства биологического и социального в человеке имеет принципиальное значение. Если недооценивается тот или иной аспект, неизбежны искажения в развитии общества.

На современном этапе развития общества преобразовательная деятельность в природе достигла такой ступени, что стала реальной угроза экологической катастрофы. Загрязнение воздуха, воды и земли отрицательно сказывается на жизни людей, вызывает тяжелые заболевания. Антропоцентристское понимание мировой цивилизации воспитывает у человека уверенность в том, что он может и должен брать от окружающей природы все, что ему необходимо. Ценность природы будто бы состоит лишь в том, что она служит человеку. Такой подход приводит к глубокому экологическому кризису, ставящему под сомнение сохранение и развитие человеческой цивилизации.

Именно жизнь требует восстановления и последовательного соблюдения принципа гармоничного сосуществования человека и природы. Человек должен уметь восстанавливать природную окружающую среду, строить свои отношения с природой на новых, гуманистических началах. Поэтому современное развитие производительных сил неразрывно связано с дальнейшим повышением образованности человека, овладением им не только технической, но и гуманитарной культурой. Именно благодаря последней человек способен к целостному восприятию природы и общества.

Сегодня быстрыми темпами развивается экология — наука об охране окружающей среды, которая все больше влияет на развитие общественного производства, экономики в целом.

Экономическая теория в определенной мере характеризует взаимодействие человека с природой, но не изучает развитие природы в целом. Поэтому она не рассматривает весь комплекс экологических проблем. В то же время экономический аспект экологии органично входит в проблемы развития общественного производства.

Человек должен создать гармоничную эколого-экономическую систему, которая бы органично сочетала благоприятные для него экономические условия жизнедеятельности с сохранением природной окружающей среды, чтобы социально-экономическое качество жизни дополнялось экологически безопасными здоровыми условиями.

Общественные отношения играют решающую роль в развитии человека. Если не созданы благоприятные общественные условия, очень трудно, а иногда и невозможно человеку проявить свой талант. Однако нельзя игнорировать и то, что человек — биосоциальное существо, что природа играет огромную роль в его творении. Именно поэтому есть люди, имеющие большие способности, талант, и есть люди менее одаренные. Создание условий для реализации способностей всем людям — один из основоположных принципов развития общества.

В экономической теории используются такие понятия и категории, как "работник", "трудящийся", "рабочая сила", "личный фактор производства", "человеческий фактор", "субъективный фактор" и др. Чтобы понять соотношение между ними, следует обратиться к определению понятия "рабочая сила".

Рабочая сила — это совокупность физических и духовных способностей, которые имеет организм человека, его живая личность и которые он применяет всякий раз, когда производит любые потребительные стоимости. Это означает, что способность к труду является важным, но не единственным качеством человека.

Категория "личный фактор производства" характеризует человека как главный и решающий элемент производительных сил. В то же время человек является и субъектом экономических производственных отношений, и носителем системы интересов. Поэтому категория "человеческий фактор" значительно шире, чем "личный". Она характеризует деятельность людей, активное функционирование их в системе не только производственных, но и всех общественных отношений. Человеческий фактор — это органическое единство сознания и деятельности человека как движущей силы и высшей цели общественного прогресса.

Категория "субъективный фактор" шире, чем "человеческий фактор", поскольку характеризует сознательную деятельность отдельных индивидуумов, трудовых коллективов, партий, слоев, общественных организаций и даже государства. Экономическая теория изучает важные конкретные проявления человеческого, субъективного факторов, связанные с экономической деятельностью, но не может охватить все богатство общественных отношений, воплощенных в этих понятиях.

Как было отмечено, производительные силы — это единство материально-вещественного и личного факторов производства. Главную роль здесь играет личный фактор — человек, создающий средства производства и приводящий их в действие. Человек — главная производительная сила общества. Вместе с тем средства производства и прежде всего орудия — это наиболее революционный элемент производительных сил. Они быстро меняются, совершенствуются, что связано с развитием человека, повышением его образовательного, квалификационного уровня, улучшением организации труда и управления.

До определенного времени была распространена концепция о снижении роли человека в система автоматизированного производства, приспособлении или принудительном подчинении его все более совершенной технике. Эта концепция рассматривала человеческий фактор как наименее надежную деталь в любой сложной технической системе. Однако это не соответствует реальным процессам общественного развития.

Роль человека при всех глубоких изменениях в технике и технологии не снижается, а наоборот, возрастает, ведь именно деятельность человека определяет развитие науки и техники, совершенствование производства, общественной жизни в целом.

Вопреки экономистам, которые преувеличивают роль овеществленного в средствах производства труда и принижают значение живого труда человека, по нашему мнению, приоритет принадлежит последнему, именно человек является главной производительной силой общества.

Научно-технический прогресс постоянно вносит изменения в производительные силы общества, средства производства, овеществленный и живой труд. Они все больше становятся воплощением знания, значение которого неизмеримо возрастает. Наука превращается в непосредственную общественную производительную силу. И если в средствах труда она выступает как овеществленное знание, то в человеке она существует как живое сознание, определяющее его научно-техническую и экономическую деятельность. Если рабочая сила не соответствует требованиям, выдвигаемым к ней новой техникой и технологией, это неизбежно приведет к тому, что последние не будут использоваться. Противоречивое взаимодействие материально-вещественного и личного элементов производительных сил объективно направляет действия людей на обеспечение прогрессивного развития в их единстве.

Происходит параллельное развитие средств производства и человека. Ручные орудия труда требовали работника определенного типа (без особой подготовки). Применение промышленных машин выдвинуло новые требования к рабочей силе (образованность, профессиональное мастерство). Современная научно-техническая революция вознесла эти требования на еще более высокий уровень.

Со временем меняются потребности человека в области материального обеспечения, здравоохранения, физического развития, образования (как общего, так и профессионального), культуры, духовной жизни. От этого все больше зависит развитие общественного производства. Это, в свою очередь, требует изменения условий воспроизводства рабочей силы.

Общественное производство, как и его факторы, всегда имеет конкретно-историческую социально-экономическую форму. Поэтому и человек как главный фактор производительных сил в то же время является субъектом (носителем) экономических производственных и всех общественных отношений, ведь экономические отношения возникают и существуют в процессе совместной трудовой деятельности людей.

Господствующие производственные отношения определяют общественно-экономический тип человека (рабовладелец и раб, феодал и крестьянин, капиталист и наемный работник, коллективный собственник в системе социально организованного рыночного хозяйства). Форма собственности на средства производства определяет место человека в системе общественного производства, его долю в создаваемом общественном продукте, интересы и мотивацию его деятельности. Соединение человека со средствами производства для осуществления процесса труда может быть на основе внеэкономических (например, насильственного принуждения) или экономических методов.

В процессе развития общества как социально организованного рыночного хозяйства происходят глубокие качественные изменения в положении человека. Научно-технический прогресс обусловил переход к трудосберегающему типу производства, возвысил роль и значение живого высококвалифицированного труда. Это, в свою очередь, поставило вопрос об улучшении условий жизни и труда людей, развитии образовании, повышении квалификации работников, охране их здоровья, обеспечении им свободного времени и отдыха, повысило значение развития социальной сферы.

Примечательной чертой современных развитых стран является широкое использование общественных и государственных средств для решения экономических и социальных проблем. Это выражается в государственном и общественном обеспечении развития науки, образования, здравоохранения, социальном обеспечении людей (престарелых, неимущих, безработных и др.). В ведущих развитых странах на социальные потребности используют не менее 50 процентов расходной части государственных бюджетов.

Глубокую внутреннюю противоречивость любого строя составляет наличие, с одной стороны, субъектов производственного процесса, а другой — тех, кто выполняет функцию владения и управления. Эта проблема активно решается в условиях современного социально ориентированного рыночного хозяйства, когда рядом с господствующей частной собственностью, которая была характерной для предыдущих этапов, развиваются государственная, коллективная (паевая) собственность, ее смешанные формы, совершенствуются формы хозяйствования, расширяются формы распределения доходов, в которых принимают участие все работники ("участие в прибылях"), и т. п. Ускоренно развиваются наука о человеческих отношениях, предметом которой является исследование условий обеспечения на практике партнерства всех работающих, преодоление их противопоставления.

Ныне происходит глубокий качественный переворот в развитии производительных сил. Идет процесс коренного изменения положения человека в производстве, создания "нефабричных" производств, технологических линий, которые самоорганизуются и работают без отходов, уменьшают вредность производства.

Разумеется, современное социально организованное рыночное хозяйство не избавилось от своих внутренних противоречий. Вместе с тем достигнутый им высокий уровень производительности труда позволяет не только значительно увеличить прибавочный продукт, но и одновременно расширить необходимый, что приводит к значительному повышению уровня заработной платы и дополнению ее высокими общественными фондами потребления.

Человек является главным элементом производительных сил и субъектом производственных отношений. Чтобы облегчить свой труд и повысить его производительность, человек создает новые средства производства, совершенствует организацию труда, а следовательно, и производственные отношения. В свою очередь, производственные отношения активно влияют на деятельность человека, на его развитие, порождают в нем заинтересованность в совершенствовании и эффективном использовании средств производства.

В соответствии с изменениями в технике и технологии производства должна совершенствоваться система подготовки кадров, разворачиваться их подготовка по новым научно-техническим направлениям. Кроме того, происходят качественные изменения в области народного образования (профессионально-технического, среднего, высшего) и культуры.

Управление подготовкой кадров с учетом перспектив развития производства дает возможность в кратчайшие исторические сроки решить чрезвычайно сложные проблемы научно-технического, экономического и социального прогресса, совершенствования материально-вещественных факторов производства и повышения качества личного фактора.

Вместе с тем возрастание роли и значения субъективного фактора в регулировании развития производства, как и всего общественного развития, таит опасность волюнтаризма, т. е. решения проблем без учета объективных тенденций развития, или приводит к застою, когда искусственно тормозится решение назревших проблем.

Производство подчинено потреблению, без которого оно теряет смысл. Поэтому потребление человека, удовлетворение его потребностей, развитие физических и умственных способностей — это конечная цель любого общественного производства независимо от его общественной формы.

Однако общественное производство всегда имеет конкретно-исторический характер. Поэтому конечная цель производства опосредуется целью, которая определяется свойственными ему отношениями собственности. Сосредоточение средств производства у определенной части общества означает, что общественное производство, создаваемые в нем продукты и услуги непосредственно удовлетворяют ее потребности. Непосредственная цель производства в таких обществах не совпадает с его общественным назначением, его конечной целью.


 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что богатство— общая категория, объективно свойственная всем экономическим системам. Оно является необходимым условием поддержания и расширения общественного производства и потребления на основе создания необходимых для этого запасов — средств и предметов труда и потребления, а также трудовых навыков в развитии личного фактора производства. Источниками общественного богатства являются труд и природа.

В категории «богатство» выделяют такое понятие, как национальное богатство, которое состоит из двух частей: материальной и нематериальной. Учет национального богатства Украины происходит по методу прямого подсчета (данные инвентаризации, бухгалтерская и статистическая отчетность).

Конечно же следует акцентировать свое внимание на человеке. Ведь без его физического и интеллектуального труда не происходило бы преобразование природных ресурсов в элементы национального богатства.

 


Список литературы

1. Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.

2. Базилевич В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.

3. Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006. – 187 с.

4. Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. – К.: Центр навчальної літератури, 2006.

5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.

6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: