Классификация картин мира.




Лекция 4. Картина мира

 

1. Понятие «картина мира».

 

2. Классификация картин мира.

 

3. Концептуальная картина мира и ее функции.

 

4. Ценностный компонент картины мира.

 

5. Нормы как составляющие ценностной системы культуры.

 

 

Понятие «картина мира».

 

Термин «картина мира» является одним из ключевых терминов всех наук, имеющих дело с локальными культурами, однако выдвинут он был еще на рубеже ХIX –XX веков в рамках физики.

 

Одним из первых его начал употреблять в своих работах Г. Герц. По мнению ученого, картина мира представляет собой совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов. Развивая несколько позже эту идею, М. Планк подчеркнул, что в картину мира должны включаться лишь представления, отражающие устройство природы как таковой, независимо от ее восприятия человеком. То есть изначально под картиной мира понималась совокупность образов предметов, взятая без учета фактора особого восприятия ее человеком как разумным существом.

 

В 20-е годы ХХ века термин «картина мира» был введен Людвигом Витгенштейном в философский терминологический аппарат, а соответствующий феномен стал популярным объектом философских и культурологических исследований. Одно из его актуальных определений дано в "Философском словаре" под редакцией И. Т. Фролова: "Картина мира - целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер" (Фролов 1991: 193). Однако такого ее определения недостаточно для понимания сути соответствующего феномена.

 

Важно то, что любая картина мира в современном ее понимании обладает тремя основными чертами:

 

1. Она всегда представляет собой целостное образование, что, однако, не исключает наличия в ней определенных лакун;

 

2. Она непосредственна, то есть складывается при прямом познании человеком окружающей действительности с помощью органов чувств и абстрактного мышления. При этом важно отметить, что картина мира – не только визуально воспринимаемый облик вещей. Это - образ, в котором сочетаются зрительные, слуховые, осязательные и прочие ощущения, подвергаемые человеком осмыслению;

 

3. Картина мира характеризуется достаточно высокой степенью субъективности в том смысле, что ее носителем всегда является определенная группа людей, которая упорядочивает знания о природе и социальной реальности, составляющие основу данной картины мира, сквозь призму собственных ценностей. В результате мир предстает ценностно нагруженным.

 

Таким образом, мы видим, что значение исконно физического термина претерпело в рамках философских изысканий существенные изменения, так как в него была включена обязательная ценностная составляющая. Именно в этой связи можно утверждать, что понятие «картина мира» стало центральным понятием концепции человека, выражающим специфику его бытия. Дело здесь, прежде всего, в том, что, в отличие от животных, поведение которых биологически детерминировано инстинктом и ситуативно ограничено, человек для своего ориентирования в мире всегда нуждается в некой модели мира, предстающей в виде своеобразной «сетки координат». К подобного рода координатам, при посредстве которых осуществляется систематизация и классификация элементов внешней действительности, относятся, например, время, пространство, отношения «причина – следствие» и «часть – целое».

 

Антропоцентрическая ориентация современного термина «картина мира» проявляется и в антропоцентризме представлений о самом «мире». Под «миром», как правило, понимается взаимодействие человека с окружающей природной и социальной средой или результат переработки информации о таком взаимодействии.

 

Важно и то, что картина мира внутренне всегда безусловно достоверна для познающего субъекта. Она рассматривается своими носителями как смысловой двойник мира. Носитель картины мира верит, что мир таков, каким он изображен на этой картине, а другие понимания мира представляются ему «оптической иллюзией».

 

Классификация картин мира.

 

Картины мира в современных гуманитарных науках классифицируются по разным основаниям. Рассмотрим только самые важные:

 

1. Итак, во-первых, картины мира подразделяются по темпоральному критерию. Несмотря на то, что в каждый конкретный момент анализа картина мира представляет собой готовое, «остановившееся» целое, возможно выделение картин мира различных временных срезов, что обусловлено принципиальным отсутствием у них такого признака, как «статичность»: в определенный исторический момент картины мира зарождаются, затем они переживают период становления, существуют в некотором стабильном состоянии, а в итоге подвергаются распаду и уничтожению. В частности, можно говорить о картинах мира средних веков, эпохи Возрождения, картине мира послевоенного времени и тому подобных ее типах.

 

2. Картину мира как целостный образ мира по-разному «рисуют» различные формы человеческого сознания, такие, как мифология, религия, искусство, философия, наука и язык. Соответственно, возможно выделение мифологической, религиозной, художественной, философской, научной и языковой картин мира. В каждой из них имеется свой смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, в совокупности составляющие данную картину мира. В частности, центральным пунктом религиозной картины мира является образ бога или богов, причем она обязательно строится на соотношении повседневной эмпирии и потустороннего, а роль центра в философской картине мира играет само соотношение человека и мира во всех ракурсах.

 

3. Картины мира подразделяются также в зависимости от носителя сознания, в котором рисуется целостный образ мира.

 

Так, ряд исследователей говорит о существовании так называемой «универсальной картины мира», свойственной всему человечеству. В качестве доказательства приводится, например, тот факт, что материальный мир, окружающий людей, един, а потому едины и способы его освоения человеком как разумным существом.

 

На другом полюсе помещается так называемая «индивидуальная картина мира». Этот термин зародился после того, как ученые констатировали несовпадение информационной базы каждого отдельного человека с информационной базой окружающей его массы людей. Конечно, каждый человек приобретает знания о мире от других людей, но его индивидуальный опыт контактов с внешним миром неповторим, отсюда и разное его видение, разные картины мира у разных индивидов.

 

Носителем сознания, рисующим картину мира, может выступить некоторая социальная группа. В зависимости от характера этой группы выделяют семейные, профессиональные, возрастные и гендерные картины мира. Например, опыт совместной жизни одной семьи, ее традиции и потребности находят выражение в символической значимости тех или иных предметов, в специфической оценке событий и явлений.

 

Нас же в связи со спецификой предмета теории межкультурной коммуникации в большей степени интересует такая разновидность картины мира, как национальная (в другой терминологии – культурная, или этническая) картина мира, специфичная у представителей каждой культуры. Например, в картине мира русской культуры, русского народа традиционно преобладают представления о бескрайних просторах родной земли, о красоте ее природы, разнообразии флоры и фауны, о суровом северном климате. Также в нее включаются представления об общинном укладе жизнедеятельности, о православии как смыслоопределяющей составляющей духовного пути русского народа, о вечном искании социальной правды и справедливости и тому подобные представления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: