Водные пути, связывающие Кирилловскую землю и Белое море.




Трактов было немного, точнее всего два крупных – Каргопольский тракт с Кириллова на Коротец и Пунемский с Сигова на Пунему. Особую ценность играл первый, так как по нему шли обозы с солью, рыбой с Белого моря и с пшеницей, мукой в обратную сторону. На остальной территории дорожная сеть была развита слабо, так как территория была покрыта непроходимыми лесами и болотами.

Но Кирилловская земля всегда была богата реками и озёрами. С древних времен, проживавший на этой территории народ использовал их в качестве передвижения. Крупные поселения строились на берегах рек и озер. Чаще всего в 30- 40 километрах друг от друга, как раз день пути по реке.

Попасть в Соловецкий монастырь можно было через озеро Воже. Водные пути, существовавшие до конца 19 века, проходили как раз через это озеро.

1. Древний Заволочный путь Новгородцев (рис.3)

Белое озеро – река Ухтомка – озеро Волоцкое – волок в озеро Долгое – река Модлона – озеро Воже (70 км) –река Свидь – озеро Лача – река Онега – Белое море (160км)

Рисунок 3. Путь из Белоозера на Онегу в XI-XIII вв. (Карта из книги Макарова Н. А. Русский Север: таинственное средневековье. М., 1993. С. 39.)

 

Район Белого озера и Верхней Шексны занимает особое место на исторической карте Севера. По восточному берегу Белого озера и реки Шексны проходила своеобразная граница между территориями, уже освоенными славянским и финским населением в Х-XI веках, и землями, еще не обжитыми. Вплоть до XVI века на северо-восток от озера Белого лежали громадные необитаемые территории, покрытые девственными лесами. Путь в Поморье лежал через водораздел крупных рек. Преодолеть его в древности можно было только волоком.

Из донесение начальника Белозерского рыбного двора П. Е. Моложанинова царю Алексею Михайловичу 60-е года ХVII в

«…да аз же Петрушка ездил с Белаозера досматривать для судового ходу волоку, который волок меж Белым озером и Чарондою. А только промеж Белым озером и Чарондою сухово пути волоку в Белозерском уезде, в Волоцкой волости, промеж Волоцким озером и Долгим озерком высокия земли тележного хода от озера до озера двадцать одна, а в нем на меру 1010 сажен, а подле тое высоким земли волоковые дороги, ровные земли сухие ж, промеж теми озерами по мере тоже 1010 сажен.

А от тое ровным земля, от Волоцкого озера к Долгому озеру, идучи на праве трех верст до болота, и тем болотом от озера до озера версты с полторы, и весною вода промеж озерами в том болоте сливаетца; а пришли в то болото с обоих сторон из иных болот ручьи небольшие; а сказывают тутошние жильцы, что та вода из болота весною разделяетца надвое и идет в оба озера: в Долгое и в Волоцкое. А после вешния воды ручейки, которые пришли промеж озерами Волоцким и Долгим, идут в озеро Волоцкое два ручья, а в другое озеро Долгое один ручей. А преж сего, не в дальных летех до Московского разоренья, ход был соляной и иным товаром многим от моря рекою Онегою в Каргополь, а из Онеги в Лаче-озеро, а из Лаче-озера рекою Свидью в Воже-озеро, а Вожем озером до Чаронды, а от Чаронды в непогожее время рекою Еломою вверх, а в тихое время Вожем озером, а из Воже-озера рекою Модлоною вверх же до реки Ухтомцы, которая Ухтомца идет от волоку из Долгова озерка в Чаронские воды в реку в Модлону.

А через тот волок соль и товары возили телегами к Волоцкому озеру, и суды порожние, которые небольшие, из Воже-озера таскали лошадьми, а из Волоцкого озера в другую реку Ухтому, которая река Ухтома идет из того Волоцкого озера в Белоозеро; а из Белоозера преж сего соль и товары хаживали рекою Шексною и Волгою вниз до Ярославля, а вверх до Твери и выше в больших судах».

Водный путь от Белого озера шел по его северовосточному притоку — реке Ухтоме, вытекающей из небольшого озера Волоцкого. Из него суда перетаскивали через Красный волок (2,5 километра) в озеро Долгое, из которого вытекала река, также называемая Ухтомой, но впадающая уже в Модлону, а затем в озеро Воже (фактически эта Ухтома является правым притоком реки Модлоны, впадающей в озеро Воже). Далее по вытекающей из озера Воже реке Свиди попадали в озеро Лача, из которого в свою очередь вытекает река Онега и открывается прямой водный путь до самого Беломорского побережья (Онежская губа). Этот водный путь сохранял значение первостепенного торговотранспортного сообщения довольно долго, по крайней мере до начала XVII века. Известный русский географ П. П. Семенов, сообщая в «Географо-статистическом словаре Российской империи» (1865 г.) об упомянутых двух реках Ухтомах, отмечал, что «…прежде здесь пролегал торговый путь с реки Шексны на Беломорскую систему». Эти места и поныне хранят следы былого расцвета (рис 4.).

По водному пути первоначально переправлялись грузы, но начиная с середины 18 века, он потерял свое государственное экономическое значение, но приобрёл новое. В 18-19 веках он стал не только частью пути паломников на Соловецкие острова, но и стал сезонным заработком для жителей сёл и деревень стоящих на пути. Красный Волок уже не использовался. Самый сложный участок от Белого озера до озера Воже преодолевали следующим образом. От села Ухтома до озера Волоцкого путь по реке Ухтома возник и паломники проплывали на лодках вельбот (рис.5). На берегу Волоцкого озера оставляли лодки, через Красный волок проходили пешком до озера Долгого, там уже на других вельботах шли до озера Воже, где дальше пересаживались на небольшие теплоходы.

К сожалению, в настоящее время, этот путь, практически забыт (рис.6).

Рисунок 5. Лодка «вельбот» музей «Традиционные лодки Белозерского края»

Рисунок 6. Схема Древнего Заволочного пути ГИС технологии.

 

2. Лаче-Кубенский водный путь

Озеро Кубенское – река Пороззовица – река Сусла – Канал – озеро Перешное–река Перешная – река Модлона – озеро Воже –река Свидь – озеро Лача – река Онега – Белое море.

Но большее значение имел другой водный путь, который был частично построен, но затем забыт. Водный путь из Вологды в Архангельск, а дальше на Соловецкие острова. В истории России он носит имя Лаче-Кубенский водный путь.

Осенью 1875 г. Каргопольское уездное земское собрание, по инициативе крестьянина Попова, возбудило ходатайство о соединении озера Лача водным путем с озером Кубенское, то есть с каналом герцога Виртембергского и Мариинской системой «с целию предоставить местному населению возможность производить сбыт своих произведений, заключающихся в лесных материалах – помимо закрытого для него условиями контракта с компаниею Онежского лесного торга Онежского порта на Белом море, по системам к Балтийскому и Каспийскому морям».

     

Ходатайство это было направлено губернатором Олонецкой губернии Г.Г. Григорьевым министру путей сообщения генерал-адъютанту, адмиралу К.Н. Посьету, который одобрил идею соединения Мариинской системы с рекой Онега в виду ее транспортно-экономического значения, а так же «и имея в виду являющуюся потребность в изыскании способов по устройству водохранилищ для питания Кубенского озера и всей северной судоходной системы», то есть для устранения отмеченных выше ограничений судоходства на Сухоне и в верхнем течении Северной Двины. В том же году в Каргополь был направлен для выполнения изысканий трасс будущего соединения помощник начальника II Округа путей сообщения, инженер, действительный статский советник Л.С. Мысловский.

Ему предписывалось провести исследования в районе между рекой Онега и Кубенским озером по следующим трем направлениям (рис.7):

• «по рекам Уфтюге, Ухтомице, Вонданге и Свиди, с входящими в эту систему озерами и отдельным плесом;

• по рекам Сусле, Веретьи, Перешной, Модлоне и Свиди, со входящими озерами;

• по рекам Сусле, Веретьи, Перешной, Еломе и Свиди, с озерами».

Целью изысканий было составление наиболее рационального предварительного проекта непрерывного судоходного пути и создания водохранилищ для питания Северо-Двинской системы.

 

Рисунок 7. Схема Лаче-Кубенского водного пути

Один из сложный участок пути находился на территории современного Кирилловского района

Лаче-Кубенский водный путь предполагалось построить через Прилуцкую волость местечка Колнобово, а именно озеро Перешное (рис.8).

Русский Север в те времена был главным поставщиком рыбы, соли, железа, пушнины. Еще более возросло значение этого отрезка пути, когда через него прошел торговый путь в западные страны. Онежский путь был почти вдвое короче Двинского, поэтому неудивительно, что многие купцы пользовались, прежде всего, им.

 

  Рисунок 8. Часть Лаче-Кубенского водного пути (озеро Кубенское – озеро Воже) Сборник статей Лаче-Кубенскии водный путь и его значение сборник статей стр.4. 1927г. Рисунок 9. Схема части Лаче-Кубенского пути на современной территории Кирилловского района. Гис технологии

 

Известно, что с Чаронды кроме Белозерского был еще один водно-волоковый путь, выводящий к Вологде. При обследовании в 1984 году Кирилловского района археологами Онежско-Сухонской экспедиции был записан интересный рассказ старожилов деревни Сигово местечка Колнобово: на берегу озера Перещного есть место, которое раньше называлось Амбарная кулига, и на Перешное озеро возили соль с Белого моря по Воже-озеру и реке Перешной». Остается добавить, что река Перешная впадает в реку Модлону, которая, в свою очередь, впадает в озеро Воже. Если же проследить этот путь в обратную сторону, то недалеко от озера Перешного протекает река Сусла, являющаяся притоком реки Порозовицы. Последняя же обеспечивает выход в Кубенское озеро.

Наиболее сложный участок для строительств водного пути был – от озера Перешнего до реки Сусла. Эти гидрологические объекты не соединены друг с другом здесь действовал 2х километровый волок. Он начинался от ручья Большой Колнобович до Черноно озерца, продолжался от озерца до Чёрного ручья, а ручей уже впадал в реку Суслу (рис.8). По задумкам строителей пути реку Суслу и Перешное озеро должен был соединить канал.

Известно, что в 19 веке по озеру Перешному, реке Перешной ходил теплоход, который затем держал путь через реку Модлону, реку Елому, озеро Еломское, озера Воже, реку Свидь, озеро Лача, реку Онегу к Белому морю. На этом Теплоходе перевозились не только грузы, но и паломники в Соловецкий монастырь из Москвы, Вологды. Сами жители тогда еще Кирилловского уезда совершали паломничество. Из рассказа Ульяновой Анны Владимировны, родившейся в деревне Гора местечка Колнобово: «Папа Владимир Иванович Тараканов рассказывал, что его мать, моя бабушка Анна Степановна была из зажиточных и ездила на корабле от пристани в Пялнобово на Соловецкие острова на богомолье. Там она была недолго, дня три, путь занимал дня три в одну сторону и три дня в другую. Добравшись до устья Онежской губы, она пересаживалась на монастырский баркас и на нем уже плыла на Соловецкие острова. Знаю, что каждый паломник должен был иметь специальный билет-разрешение, выданный властями по месту жительства, на совершение путешествия в Соловецкий монастырь».

К сожалению, канал из-за нехватки денежных средств не был построен. А вскоре, появившаяся железная дорога Архангельск-Вологда, привела в упадок и те водные пути и волоки, которые служили транзитом из Вологды в Архангельск и обратно.

Сейчас, плавание по этому участку на крупных судах, практически невозможно. Так как с течением времени реки, протекающие через песчаные и глинистые кряжи, подмыли свои берега и этим засорила свое дно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: