Творчество Николая Заболоцкого (1903-1958)




Творчество Н. Заболоцкого.

 

Выполнил обучающийся Михайлова Ирина Александровна

группы (ФИО)

СКТ/БЗ441-2/1

(номер группы) (подпись, дата)

Направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность

Направленность Менеджмент социально культурной

подготовки деятельности

Форма обучения заочная

Проверил преподаватель Лопачева Мария Каиржвновна

(ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)

 

(подпись, дата)

 

 

Санкт-Петербург

 

Творчество Николая Заболоцкого (1903-1958)

Творчество талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти к поэтическому экспериментаторству, яркости восприятия мира, тонкости вкуса и глубине философской мысли Заболоцкий ближе к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. Несмотря на арест и восемь лет заключения, он сумел сохранить живую душу, чистую совесть и так и не научился славить тоталитарный строй и его вождей.

В голодном 1920 году юный Заболоцкий покидает родительский дом и едет

сначала в Москву, а потом в Петроград, где поступает в Педагогический институт им. А. Герцена на отделение языка и литературы. Для поэта это было время поисков индивидуального стиля. Он читал Блока, Мандельштама, Гумилева, Есенина, но близкими ему показались русские поэты XVIII–XIX веков и творчество футуриста Велимира Хлебникова.

Молодой Заболоцкий вошел в «Объединение реального искусства», ведущим принципом которого было — смотреть на мир «голыми глазами», «очистить предмет от ветхой литературной позолоты».

Ранняя поэзия Заболоцкого содержит зарисовки городской жизни с ее контрастами и противоречиями. Знакомясь с большим городом, поэт ужасался и восторгался, изучал его, как диковинное существо. Первая книжка Заболоцкого «Столбцы» вышла в 1922 году. Она выделялась даже на фоне многообразия поэтических опытов поэтов того бурного времени. Сборник имел шумный успех, появились положительные рецензии известных авторов

Одной из тем лирики Заболоцкого стала тема взаимосвязи человека и природы, отраженная в стихотворениях «Лицо коня», «В жилищах наших»:

Животные не спят. Они во тьме ночной

Стоят над миром каменной стеной.

Лицо коня прекрасней и умней.

Он слышит говор листьев и камней.

Внимательный! Он знает крик звериный

И в ветхой роще рокот соловьиный.

И зная все, кому расскажет он

Свои чудесные виденья?

И уже в поздней лирике раскрывается в «Поэме Весны»

Это ты, сумасбродка весна!
Узнаю твои козни, плутовка!
Уж давно мне из окон видна
И улыбка твоя, и сноровка.
Скачет по полю жук-менестрель,
Реет бабочка, став на пуанты.
Развалившись по книгам, апрель
Нацепил васильков аксельбанты.
Он-то знает, что поле да лес —
Для меня ежедневная тема,
А весна, сумасбродка небес,-
И подружка моя, и поэма.

 

Заболоцкий был любителем и превосходным знатоком изобразительного искусства, как современного, так и старых мастеров. Словесная живопись «Столбцов» напоминает читателю то фламандский натюрморт, то картины Филонова и Шагала. Иногда внутренние связи искусств выходят на поверхность. Поэт сравнивает краски природы с живописными полотнами: «дуб бушевал, как Рембрандт в Эрмитаже, А клен, как Мурильо, на крыльях парил». В стихотворении «Бегство в Египет» и драматическом отрывке «Пастухи» он толкует сюжеты иконописи. А описание портрета Рокотова начинается знаменательным обращением:

 

«Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно».

Яркими оказались стихи, в которых поэт сатирически изображал пошлость и духовную ограниченность обывателей. Стихотворения «Новый быт», «Свадьба», «Ивановы», «Вечерний бар» написаны в лучших традициях сатиры поэтов Серебряного века, таких как Саша Черный, Н. Тэффи, В. Маяковский и другие.

В стихотворении «Свадьба» от еды ломится стол, «пир горяч и пылок». За столом сидит «мясистых баб большая стая», «Прямые, лысые мужья / Сидят, как выстрел из ружья». Веселье набирает обороты:

 

И под железный гром гитары

Подняв последний свой бокал,

Несутся бешеные пары

В нагие пропасти зеркал.

И вслед за ними по засадам,

Ополоумев от вытья,

Огромный дом, виляя задом,

Летит в пространство бытия.

Стихотворение «Птичий двор» - аллегория. Забывшим о вольной жизни обитателям птичьего двора не до свободы: они существуют покорно, «вечно заняты едой» и «бесшабашной» суетой. Жизненный опыт не для них: слишком они важны и глупы, а значит, рано или поздно «распростятся с головой» под ножом кухарки и попадут в суп или на жаркое.
Стихотворение имеет метафорический смысл. Автор иронизирует над людьми, имеющими «вечно глупый, важный вид», над обывателями, которые «вечно заняты едой». Они подобны домашним птицам: глупым уткам, важным гусакам, надутым индюкам, суетливым курицам, напыщенным петухам. Они не знают и не желают свободы.

Скачет, свищет и бормочет
Многоликий птичий двор…

( гуси,утки, петухи копошатся, суетятся в поисках пищи …)
Будь бы я такая птица,- —
Весь пылая, весь дрожа,
Поспешил бы в небо взвиться,
Ускользнув из-под ножа!
А они, не веря в чудо,
Вечной заняты едой….
Их сердца послушно бьются
По желанию людей,

И в душе не отдаются
Крики вольных лебедей.

 

Травля Н. Заболоцкого началась в 1933 году после выхода поэмы «Торжество земледелия», в которой крестьянин и все, что его окружает, было показано в гротескных тонах без должного пафоса и восхваления. Недалеких умом критиков и начальников особенно раздражала оригинальность видения поэтом мира, где все живое: и вещи, и предметы, и природа, где мыслят и разговаривают кони, коровы, предки людей. Заболоцкого называли формалистом, певцом чужой идеологии, запретили печатать уже готовую книгу стихов. Поэт не сдался, он продолжал упорно работать. В 30-е годы писал замечательные стихи и прозу для детей, перевел поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», переводил классиков европейской литературы.

Заболоцкий был арестован в марте 1938 года, отбывал заключение в лагерях до 1945 года. Только в 1946 году его восстановили в Союзе писателей. В это время поэт живет и работает в Москве, заканчивая уникальный перевод «Слова о полку Игореве».

Лирика 50-х годов полна философскими и психологическими мотивами, исследованием внутреннего мира человека. До ХХ съезда партии, на котором был развенчан культ личности Сталина, Заболоцкий еще опасался репрессий, но после съезда воспрянул духом и стал активно творить. За последние три года жизни поэт написал более половины всех стихотворений московского периода. Последний сборник стихотворений и переводов Заболоцкого вышел в 1957 году.

Стихи отличались автобиографичностью и искренностью. Стихотворения «В этой роще березовой», «Слепой», цикл «Последняя любовь» и другие стали гордостью русской литературы.

В стихотворении «Некрасивая девочка» раздумья поэта над вечной проблемой внешней и внутренней красоты человека.

Автор показывает, что жизнь человека часто зависит от его внешности, но поэт не уверен, что сами люди знают, что такое истинная красота. В конце стихотворения он задает вечный философский вопрос, который столетиями остается открытым, хоть, кажется, ответ лежит на поверхности.

 

… что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

В стихотворении «Слепой» поэт говорит о слепоте физической и духовной. Слепой человек «научился жить в глубине векового тумана», его жизнь «как большая привычная рана», он пением зарабатывает себе на хлеб. Лирический герой со страхом думает, что каждый человек видит и понимает только то, что доступно ему, и в этом его трагедия:

И боюсь я подумать,

Что где-то у края природы

Я такой же слепец

С опрокинутым в небо лицом.

Лишь во мраке души

Наблюдаю я вешние воды,

Собеседую с ними

Только в горестном сердце моем.

 

Анализируя собственную жизнь и творчество, поэт сомневается даже в нужности и истинности своего поэтического дара:

О, с каким я трудом

Наблюдаю земные предметы,

Весь в тумане привычек,

Невнимательный, суетный, злой!

Эти песни мои —

Сколько раз они в мире пропеты!

Где найти мне слова

Для возвышенной песни живой?

Но «наблюдая земные предметы», делая, казалось бы, бытовые зарисовки, Заболоцкий поднимается на такую духовную высоту восприятия жизни.

Его поэзия столь философски метафорична.

Например, в стихотворении «Стирка белья» авторская мысль развивается от конкретной бытовой зарисовки к философскому пониманию труда, милосердия, чистоты души человека.

 

 

…Я сегодня в сообществе прачек,

Благодетельниц здешних мужей.

Эти люди не давят лежачих

И голодных не гонят взашей.

Натрудив вековые мозоли,

Побелевшие в мыльной воде,

Здесь не думают о хлебосолье,

Но зато не бросают в беде.

Благо тем, кто смятенную душу

Здесь омоет до самого дна,

Чтобы вновь из корыта на сушу

Афродитою вышла она!

Нельзя не упомянуть знаменитое стихотворение «Не позволяй душе лениться». Центральные темы произведения – «взаимоотношения» человека и души, совет потомкам. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Человек с ленивой душой эгоистичен, чёрств, его интересы ограничены, он слабоволен и не способен ни в чём добиться успеха. Поэтому так необходимо держать «лентяйку в чёрном теле», не снимая с нее узды, чтоб «жить с тобой по-человечьи училась заново она».

В этом стихотворении призыв к сотворению себя, к внутреннему росту. Ведь, как писал Заболоцкий в стихотворении «На закате»:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Авторитетный критик и знаток литературы К. Чуковский написал поэту слова благодарности, которые хочется привести: «Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор “Журавлей”, “Лебедя”, “Уступи мне, скворец, уголок”, “Неудачника”, “Актрисы”, “Человеческих лиц”, “Утра”, “Лесного озера”, “Слепого”, “В кино”, “Ходоков”, “Некрасивой девочки”, “Я не ищу гармонии в природе” – подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть даже против воли) придется гордиться как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом ». Чуковский оказался прав, хорошо, что он успел сказать эти слова еще живому поэту.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: