Чтение и анализ стихотворения.




Методика обучения литературе

ЗБ-Р-Л-41

Горох А.А.

Тема: Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Особенности изображения природы в лирике поэта.

Цели урока: познакомить учащихся с биографическими данными поэта и его стихотворением «Листья; способствовать выявлению темы, идеи и художественных особенностей стихотворения; прививать любовь к родной поэзии, развивать чувство прекрасного, формировать творческие способности детей.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.

Метапредметные:

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные: структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: портрет Ф.И. Тютчева, компьютер, мультимедийный проектор.

Литература: учебник литературы 6 класс, под ред. Коровиной В.Я. Москва 2012 г.

Эпиграф:
«Мы твердо уверены, что яркому поэтическому огню Ф. Тютчева суждена завидная будущность не только освещать, но и согревать грядущие поколения».

Афанасий Фет

План урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация и актуализация знаний.

3. Постановка учебной задачи.

4. Слово о писателе.

5. Чтение и анализ стихотворения.

6. Итог урока.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересный урок. Он посвящен творчеству Фёдора Ивановича Тютчева. Открывайте тетради, запишите число и тему урока.

Мотивация познавательной деятельности.

-В нашем мире все закономерно и последовательно. За минутой проходит минута, за часом - час, день, месяц, год, век… Многое забывается и исчезает, но поколения хранят и передают будущему самое ценное – творчество – литературные произведения, музыку, картины… Каждый творец ищет вдохновение, кто-то в дружбе, кто-то в любви, в одиночестве, но ни один из них не может остаться равнодушным к природе, к тому, что нас окружает.

Сказочный мир,
Удивительный край
Край тишины,
Там, где слышны
Голоса птичьих стай,
Радужный мир,
Он цветами одет
Голубой небосвод,
Там есть много красот,
Там, творит наш поэт.

-Сейчас осень. Представьте, как тихо шуршат опавшие листья под ногами, из последних сил греет солнце, деревья, украшенные золотом и багрянцем, замерли в ожидании, что случайный прохожий, потрясенный их убранством, остановится полюбоваться ими. Дунет ветер, и закружатся в дивном вальсе разноцветные листья…

 

Работа с эпиграфом. Эпиграф записан на доске.

-Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла высказывание А.Фета о Ф.И.Тютчеве. Как вы понимаете эти строки? (Что творчество Тютчева необходимо для людей и принесет огромное удовольствие и пользу. Научит чувствовать и любить.)

-Давайте попробуем вместе выделить слова в этих строках, в которых заключается главный смысл. (…яркому поэтическому огню…)

-Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Федора Ивановича Тютчева, которое написано от имени листьев. Оно так и называется «Листья».

 

Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, что будет целью нашего урока? (изучение биографии поэта, его творчества, темы природы в стихотворениях Тютчева и т.д.)

Слово о писателе.

-Поздней осенью 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье Тютчевых Ивана Николаевича и Екатерины Львовны родился сын Федор. Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова.

Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Огромное влияние на юного поэта оказала природа, на лоне которой он рос и воспитывался. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве.

Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью. После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя. Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но когда Пушкин был уже прославленным поэтом, Тютчев еще не был известен широкому кругу читателей. Пушкин один из первых оценил стихи Тютчева и напечатал их в 1836 году в своем журнале «Современник». А первый сборник стихов поэта вышел в свет почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда Тютчеву исполнилось уже пятьдесят лет.

Стихи Тютчева высоко ценили В.Жуковский, А.Пушкин, Н.Некрасов, Л.Толстой., И.С.Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений поэта, писал о Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно». Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, чье имя вам знакомо, писал: “Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”. Именно Фёдор Иванович Тютчев поможет нам сегодня постичь красоту окружающего мира.

 

Работа с учебником. Чтение статьи о Ф.И. Тютчеве (с. 209-210).

-Что нового вы узнали о биографии поэта?

Чтение и анализ стихотворения.

- Ребята, сейчас я прочитаю вам еще одно стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева, которое называется «Листья». Послушайте, и расскажите какое настроение у этого стихотворения.

«Листья»

Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа.   Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!.. Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!   О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!..

 

- Лирика один из трех родов литературы, в основе которых не действия и события, а чувства и мысли человека. Поэзия особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается “бездна смысла”, для передачи которой в прозе понадобились бы десятки страниц. Только в поэзии может возникнуть “чародейка-зима”; прекрасная, но живущая лишь мгновение радуга; “хрустальные дни золотой осени. Лирика может дать почувствовать “созвучье полное” с природой.

- Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья.

- Что вам напоминает их полёт?



- Какое настроение у этого стихотворения? (разное: грустное, торжественное, величественное, трагичное)

- Какую картину рисует воображение при прослушивании стихотворения?

- Какое слово является ключевым? (Листья)

- Каков интонационный строй стихотворения? (Интонационный рисунок призван передать порыв ветра, взлет, его протяженность, эмоциональность, приподнятость.)

- Давайте обратимся к 1-й строфе стихотворения.

 

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

 

- Какое настроение передано в этой строфе?

- Что является центральными образами первой строфы? (центральными образами первой строфы являются “сосны и ели”)

- Что хочет донести до нас автор? (Их красота хоть и вечна, но создает ощущение искусственности, чего-то неживого)

- С помощью каких слов? Подчеркнем эти слова.

- Есть ли здесь прием сопоставления?

- Что с чем сопоставляет автор?

- Есть разные деревья: лиственные и хвойные. В чем их особенности?

- Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.

- Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.

- То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?

- Почему именно «торчат»? (глаголы “торчат, спят” выражающие ироническое отношение поэта к этим растениям)

- Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»? (Создается картина отрешенности от жизни.)

- Расскажите о жизни леса зимой, опишите, как выглядят лиственные и хвойные деревья.

- Почему зелень «тощая»? (Эпитет “тощая” звучит насмешливо.)

- А почему автор не употребил, например, слова «длинная», «тонкая»?

-Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?
Сравнение “как иглы ежа ” вызывает боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться. Слова, «зелень”, “не желтеет” отражают однообразие, от которого становится скучно. Автор повторяет слово “ввек”, которое означает никогда.

Метафоры: сосны и ели торчат; закутавшись, спят.

- Как мы сможем выделить это интонационно?

- Прочитаем эту строфу, передавая всю гамму чувств.

- Обратимся ко 2-й строфе.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

- Какое настроение передано в этой строфе? (Настроение стихотворения меняется. Это настроение, объемлющее весну и осень: все цветущее и блестящее есть “легкое племя”.)

- Что является центральными образами первой строфы? (Появляется новый образ – образ “легкого племени”.)

- Кто это «мы»?

- Почему «легкое племя»? Что значит слово «племя», слово «легкое»? (Федор Иванович Тютчев употребил вместо одного слова «листья» словосочетание «легкое племя». В поэзии прием, при котором одно слово заменяется группой слов, называется «перифраз».)

- Вы видите, что стихотворение написано от имени листьев, автор перешел от отстраненного повествования. А зачем, как вы считаете? (Это одна из особенностей его поэзии. Изображение внутреннего состояния природы.)

- Как вы понимаете слова «цветем», «блестим», «гостим»? (Здесь мы видим еще одну особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева. Использование слов со значением блеска, мерцания.)

- Почему «красное лето»?

- А какие цвета можно увидеть в царских хоромах? (красный, золотой)

Эти цвета – признаки богатства, величия, знатности. Листья летом как будто жили в царских палатах.

- Как вы понимаете обороты «играли с лучами», «купались в росе»?

- Какими приемами пользуется автор? (Приемом олицетворения - играли с лучами, купались в росе; “Легкое племя” (метафора) - цветем, блестим, гостим, были, играли, купались. Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное” (эпитет). Антитеза - противопоставляется веселье листьев и уныние елей и сосен.)

- Обратите внимание на постановку знаков препинания. (Автор ставит восклицательный знак и многоточие в конце данной строфы, чтобы
тем самым он делает паузу: так приятны воспоминания о лете.)

- Прочитаем строфу, передавая все интонации.

 

- Обратимся к 3-й строфе.

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

 

- Какое настроение передано в этой строфе?

- Что противопоставляется в 3 строфе? (Наступает другое время года (антитеза - противопоставляется лето и осень). Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели.)

- С помощью каких фраз?

- Какие глаголы использует автор? (Отпели, отцвели, побледнели, ушли, висеть, желтеть – это глаголы, которые больше подходят для описания жизни “тощей зелени”. Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию.)

- Что хочет передать с помощью этих фраз автор? (Для листьев отвратительна сама мысль о бездействии. Лучше смерть, чем унылое существование.)

- Куда они хотят улететь?

- В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?

- А в какой мир хотят улететь листья?

- Как мы сможем выделить это интонационно?

- Прочитаем эту строфу, передавая всю гамму чувств.

- Перечитайте последнюю строфу.

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

- Какое настроение передает автор?

- К кому обращаются листья? (Листья призывают ветер.)

- С помощью, каких слов?

- И это не просто ветер, он буйный.

- Что означает эпитет «буйные»?

- «Докучные» - это какие?

Какие глаголы нам говорят о стремительном действии? (сорвите, умчите, не хотим, летите. Это не мольба, а призыв. Отсюда и насыщенность строфы восклицательными предложениями. Нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть он и последний.)

Какие художественно-выразительные средства использует автор? (эпитет - докучные ветви, буйные ветра, листья - символ краткой, но яркой жизни; метафоры, олицетворение).

- О чем листья просят? Зачитайте эти глаголы.

- Эти глаголы стоят в особой форме – в форме повелительного наклонения.

Листья хотят познать абсолютно другой мир – мир жизни, блеска, радости. В первых двух строфах автор сопоставляет лиственные и хвойные деревья, в третьей – противопоставляет их друг другу, а в четвертой – говорит о другом мире.

- Как вы думаете, зачем в четвертой строфе повторяются слова «скорей», «сорвите», «летим»? (разный смысл в одинаковых словах; накал страстей; листьям не терпится покинуть этот мир)

- Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе. Почему их так много?

- С помощью, какой части речи листья выражают свои желания, действия?

- А где они преимущественно находятся в этом произведении: в начале или в конце строк?

- Как вы думаете, почему?

- Прочитайте последнюю строфу, передавая все чувства

 

Итог урока.

- Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с творчеством Федора Ивновича Тютчева.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что запомнилось из биографии поэта?

Рефлексия.

Прием «Микрофон».

- Что вы сегодня почувствовали, когда читали стихотворение?

- Какие чувства к Ф.И. Тютчеву вы испытали?

8. Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения.
2. Напишите мини-сочинение, ответив на вопрос: Какое настроение остаётся после того, как прочитано стихотворение? Почему?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: