Глава 2. Практическая часть(Презентация)




Индивидуальный проект

На тему: «Значение творчества Богаткова»

По дисциплине: Родная литература

 

Автор: студентка 1 курса Прокопьева Надежда михайловна

группы 1Ю1-9-20 очной формы обучения

Специальность: Право и организация социального обеспечения

 

Преподаватель: Резникова Наталья Евгеньевна

 

 

г.Ачинск

Паспорт проекта

1. Название проекта: Значение творчества Богаткова

2. Руководитель проекта: Резникова Наталья Евгеньевна

3. Учебный предмет:Родная литература

4. Авторы проекта: Прокопьева Надежда Михайловна

5. Тип работы: Информационный проект

6. Цель работы: проследить становление Бориса Богаткова как поэта, проанализировать основные мотивы его творчества в поэтических традициях начала века, обозначить его место в поэзии предвоенного и военного времени.

7. Задачи: Изучить биографию Богаткова; Проанилировать стихотворения Богаткова «Повестка» и «Девять ноль ноль».

8. Проектный продукт: Презентация

9. Аннотация: Работа посвящена исследованию творческой биографии Бориса Богаткова, родившегося на Балахтинской земле. В ней нашли отражение факты короткой биографии поэта, воспоминания о нем его сверстников, друзей, поэтов-современников.

В работе представлено творческое наследие поэта, основные мотивы стихов, прослеживается неразрывная, глубокая связь поэтического слова и сложного предвоенного и военного времени.

10. Этапы работы над проектом:

1) подготовительный (январь-февраль 2021г)-определение темы. Установка цели, задач, поиск информации.

2) проектировочный (март-апрель 2021г) теоритическое исследование проблемы: разработка материала, его сортировка, оформление проекта.

3) заключительный (май- июнь 2021г) подведение результата работы, подготовка к защите.

 

 

Введение

Актуальность: Мы привыкли к улицам, на которых живём, по которым ездим и ходим чуть ли не каждый день И мы никогда не задумываемся о том, в честь каких событий, чьими именами названы улицы.

 

Объект: История улицы Бориса Богаткова

 

Предмет: История жизни, творчество поэта.

 

Цель: проследить становление Бориса Богаткова как поэта, проанализировать основные мотивы его творчества в поэтических традициях начала века, обозначить его место в поэзии предвоенного и военного времени.

 

Задачи:: Изучить биографию Богаткова; Проанилировать стихотворения Богаткова «Повестка» и «Девять ноль ноль».

 

Гипотеза Знакомство с русскими поэтами, поможет лучше изучить свою Родину, где ты проживаешь.

 

Методы исследования: Изучить; Отобрать информацию.

 

Практическая значимость: Заключается в изучении поэта жившего в Красноярском крае.

 

Глава 1. Основная часть

1.1. Жизненный путь Богаткова

Борис Богатков – советский поэт, известный своими фронтовыми стихами. Заслужил звание героя Великой Отечественной войны посмертно – погиб на войне. В Новосибирске, где поэт провел большую часть своей жизни, в его честь названы улица, школа № 3, библиотека. А в 1977 году Богаткову был установлен памятник. Теперь более подробно поговорим о жизни и творчестве поэта, который не дожил до своего 21-го дня рождения всего лишь несколько месяцев.

Родился поэт 3 октября 1922 года в небольшом сельце Балахта, которое находится недалеко от Ачинска (Красноярский край). Его мать, Мария Евгеньевна, работала в школе преподавателем математики, а отец, Андрей Михайлович, состоял на партийной службе и очень часто уезжал в командировки. В семье Богатковых Борис был единственным ребенком, и родители уделяли ему все свое свободное время. Не удивительно, что мальчик рано научился читать, и с детства увлекся литературой. Однако столь идиллическая атмосфера в семье продолжалась недолго. Детство Бориса Богаткова нельзя назвать счастливым: его мама, Мария Евгеньевна, тяжело заболела, а в 1931 из больницы написала записку сыну: «Милый мой мальчик, золотой мой Бориска, мы уже никогда не увидимся, прощай воробышек мой. Я хочу, чтобы ты не плакал, никогда в жизни. Будь хорошим комсомольцем, мой Боря. Будь хорошим человеком, родной мой соколик».

Богатков оказался среди первых, кто ворвался в траншеи противника, закипел бой, и поэт был убит автоматной очередью в спину. Битва закончилась взятием Гнездиловских высот. Солдаты вынесли на шинели тело своего командира и положили под березой. Сюда в последний раз проститься подходили те, кому посчастливилось пережить битву. Так 11 августа 1943 года погиб поэт.

 

1.2 Творческий путь Боготкова

После смерти матери на воспитание взяла его к себе Татьяна Евгеньевна Зыкова, тоже учительница. Борис приехал в Новосибирск и поселился в семье Зыковых, пошёл в местную школу во второй класс. «Он был весёлым, остроумным и талантливым, выдумывал игры, сочинял статьи и стихи в школьную стенгазету и даже написал целую поэму по случаю мороза, холодных классов и замёрзших ученических носов… А весной, когда шумели талые воды, убегал он, высокий и белобрысый, с мальчишками после уроков на Тептятку, что рядом со второй школой…» — заметка «Совершеннолетие», посвященная забытому поэту Борису Богаткову, была напечатана в 1975 году в ачинской газете «Ленинский путь» — газете, где в 1939 году состоялся литературный дебют Бориса. В этой газете было опубликовано 12 стихотворений, один рассказ и небольшая заметка. А ещё за год до первой публикации юный поэт принял участие во Всесоюзном смотре детского литературного творчества. За поэму «Дума о красном флаге» автора наградили грамотой.

В стихах начинающего поэта ощущается романтика недалёкого исторического прошлого, осознание своего места в будущей схватке с врагом:

…Вспоминаю с гордостью теперь я
Про рассказы своего отца.
Самому мне Родина доверит
Славное оружие бойца.
Встану я, решительный и зоркий,
На родном советском рубеже
С кимовским значком на гимнастёрке,
С лёгкою винтовкою в руке.

В таком же романтически-пафосном ключе написаны и другие стихотворения юношеских лет.

После окончания школы Борис учится в автодорожном техникуме, строит дороги, не забывает поэзию. Вскоре уезжает в Москву. Днём трудится на строительстве метрополитена, вечером учится в Литературном институте имени А.М. Горького. В то время при «Комсомольской правде» был создан совет поэзии, руководимый Антокольским, туда и пришел Борис, совмещая и работу и учёбу и встречи совета. Начавшаяся Великая Отечественная война определила дальнейшую судьбу

Богаткова — он записывается добровольцем на фронт. Тогда же рождается его стихотворение «Годен!»:

Всё с утра идёт чредой обычной.
Будничный осенний день столичный,
Славный день упорного труда.
Мчат троллейбусы, гремят трамваи,
Зов гудков доносится с окраин,
Торопливы толпы, как всегда.
Но сегодня и прохожим в лица,
И на здания родной столицы
С чувствами особыми гляжу,
А бойцов дарю улыбкой братской:
Я последний раз в одежде штатской
Под военным небом прохожу!..

Борис часто писал письма своим новосибирским друзьям-поэтам. Но в них никогда не было «ни единой нотки тоски или усталости, ни единой жалобы на трудную судьбу. Радостью, любовью к жизни, каким-то удивительно светлым мироощущением пронизаны эти листки со штампом «Полевая почта», — вспоминал Николай Мейсак. За месяц до своей смерти Богатков написал письмо Елизавете Стюарт, в котором просил прислать сборник ее стихов «Будущие города». Спустя 12 лет после его смерти Стюарт напишет стихотворение «Бессмертие», посвященное «герою, солдату, поэту».

В августе 1943 года гвардейская Сибирская добровольческая дивизия вышла на дальние подступы к Смоленску. Нашим войскам предстояло штурмом взять сильно укрепленные противником Гнездиловские высоты недалеко от станции Павлиново. Это несколько линий траншей, противотанковые рвы, заграждения из колючей проволоки, минные поля, более двухсот огневых точек. Новосибирскому полку приказано было взять самую укрепленную 233-ю высоту. Дважды автоматчики шли в атаку, и дважды прижимал их бешеный огонь к земле. И вдруг солдаты увидели, как без каски поднялся в полный рост гвардии старший сержант Борис Богатков и, скомандовав «запевай!», пошел в атаку. Он все громче пел свою песню: Всё, гвардеец, в боях изведай —
Холод, голод, смертельный риск —
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск!

 

 

1.3 Анализ стихотворений

Автор: Б. Богатков

Название стихотворения: "Повестка"

Все с утра идет чредой обычной.
Будничный, осенний день столичный -
Славный день упорного труда.
Шум троллейбусов, звонки трамваев,
Зов гудков доносится с окраин,
Торопливы толпы, как всегда.
Но сегодня и прохожим в лица,
И на здания родной столицы
С чувствами особыми гляжу,
А бойцов дарю улыбкой братской:
Я последний раз в одежде штатской
Под военным небом прохожу.

 

Год создания: 1941

 

Род: лирика

Вид: гражданская

 

Тема: рассказ лирического героя о том, как он последние мгновенья прогуливается по городу перед тем, как отправиться на войну.

 

Лирический герой вот-вот отправится на войну. Он говорит, что "все...идет чредой обычной". Значит война только началась. Город еще мирный, его не тревожили взрывы, хаос, разруха. Это "будничный, осенний день столичный". Данные эпитеты подчеркивают то, что толпы прохожих еще не осознали того, что началась война. Примечательными в этом плане являются и звуковые образы, которые использует автор: "Шум троллейбусов, звонки трамваев, /Зов гудков". То есть нет еще выстрелов, взрывов, криков. Герой отмечает: "Я последний раз в одежде штатской /под военным небом прохожу". Значит, он скоро сам станет солдатом, отправится защищать свое государство от врага. Произведение хоть и затрагивает достаточно серьезную проблему - проблему войны, само по себе не кажется трагичным. Наоборот, солдат словно верит в лучший исход, в то, что на его земле вскоре воцарит мир.

 

Автор: Б. Богатков

Название стихотворения: «Девять ноль ноль…»

Не жизнью – патронами дорожа,
Гибли защитники рубежа
От пуль, от осколков мин.
Смолкли винтовки… И наконец
В бою остались: один боец
И пулемёт один.
В атаку поднялся очередной
Рассвет. Сразился с ночною мглой,
И наступила мгла.
Тишина грозовая. Вдруг
Матрос услышал негромкий стук.
Недвижны тела.
Но застыла над грудою тел
Рука. Не пот на коже блестел –
Мерцали капли росы.
Мичмана, бравого моряка,
Мёртвая скрюченная рука,
На ней живые часы.
Мичман часа четыре назад
На светящийся циферблат
Глянул последний раз
И прохрипел, пересилив боль:
«Ребята, до девяти ноль – ноль
Держаться. Таков приказ»
Ребята молчат. Ребята молчат.
Они не оставили рубежа…
Дисков достаточно. С рёвом идёт,
Блеск штыков, выставляя вперёд,
Атакующий вал.
Глянул матрос на часы: восьмой,
И пылающею щекой
К автомату припал.
Ещё атаку матрос отбил.
Незаметно пробравшись в тыл,
Ползёт фашистский солдат:
В щучьих глазах - злоба и страх.
Гранаты в руках, гранаты в зубах,
За поясом пара гранат…

Матрос с гранаты сорвал кольцо,
Дерзко крикнул врагу в лицо:
«Ну, фриц! Взлетим, что ль,
За компанию до облаков?»
От взрыва застыли стрелки часов
На девять ноль-ноль.

Год создания:1943

 

Род: лирика

Вид: гражданская

Тема: рассказ лирического героя о том, как автор видит мир вокруг себя во время войны.

Лирический герой находится уже на войне и описывает всю ситуацию которая происходит в его момент жизни. Он пишет какое небо стало тёмное, как много людей погибших лежит на земле от пуль и разных взрывчаток. Описывает то, что он слышит частые взрывы говоря то что так начинается рассвет каждый раз.

 

Выводы по главе 1

11 августа 1943 дивизия сражается под Смоленском: после нескольких не увенчавшихся успехом отражённых атак солдаты совсем пали духом. Тогда двадцатилетний комвзвода Богатков поднимается из окопа и начинает песню собственного сочинения, тот самый гимн 22-ой Сибирской добровольческой дивизии.

Этот поступок стоил поэту жизни: он был убит автоматной очередью в спину. Но благодаря этому (по крайней мере, принято считать, что именно Богатков песней вернул солдатам силы) дивизия всё-таки взяла Гнездиловские высоты, за которые и шёл бой.

Имя Бориса Богаткова носят Октябрьская районная библиотека и школа №3, в которой он учился, а так же сразу две улицы: важная транспортная магистраль в Октябрьском районе Новосибирска и пешеходная улица в новом центре Ачинска, её называют "Ачинским Арбатом".

 

 

Глава 2. Практическая часть(Презентация)

 

 

Заключение

Глава 1.

1.1Борис Богатков родился поэт 3 октября 1922 года в небольшом сельце Балахта, которое находится недалеко от Ачинска (Красноярский край). Его мать, Мария Евгеньевна, работала в школе преподавателем математики, а отец, Андрей Михайлович, состоял на партийной службе и очень часто уезжал в командировки.

1.2Он был талантлив, чутко ощущал своё время, писал и думал так же, как и его современники, молодые поэты.

 

 

Список использованных источников

 

1. Борис Богатков, поэт-фронтовик: биография, творчество. Статья Анастасии Хвастовой на странице 1 [электронный ресурс] (https://fb.ru/article/251915/boris-bogatkov-poet-frontovik-biografiya-tvorchestvo)

 

2. Творчество Богаткова. Издательская группа «Литературная карта Новосибирска и Новосибирской области» [электронный ресурс] статья на странице 1(https://infomania.ru/map/?p=2832)

 

3. Статья издательской группы Мультифора ТВ [электронный ресурс] (https://zen.yandex.ru/media/id/5dd8d49b8294e33d61cce4d2/kakov-bogatkov-ili-kak-proslavitsia-k-20-godam-nastolko-chtoby-tvoim-imenem-nazvali-dve-ulicy-5f7685c3109e8f703c9bf2a5)

 

Приложение 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: